На какой базе лутается аскет
Перейти к содержимому

На какой базе лутается аскет

  • автор:

Платоновский фестиваль в Воронеже открыло шоу танцовщика из Турции

Зрелищные моноспектакли хореографа Зии Азази показали на берегу воронежского водохранилища в первый день XII Платоновского фестиваля. Летний этап форума пройдет со 2 июня по 2 июля.

Андрей Парфёнов

Известный танцор из Турции выступил в Воронеже с двумя получасовыми шоу: «Дервиш. Движение» и «Догорающее пламя», основанными на суфийском кружении. Это мистическая практика мусульман-дервишей — род медитации. Ритмично вращаясь под музыку по часовой стрелке или против нее, аскет пытается отрешиться от себя и сосредоточиться на Боге.

Аутентичная церемония дервишей отнесена к нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО. Но Азази, практикующий кружение 24 года, подчеркивает, что его танец не имеет религиозного значения. От суфийской традиции здесь осталась лишь форма. По словам танцора, вращение позволяет ему освободиться (физически, ментально и эмоционально) и заглянуть внутрь себя, как в зеркало.

Фото: Андрей Парфёнов

— Мне не нужно кружиться каждый день. Но каждый день перед сном я проверяю себя — что делал, как делал, где был не на высоте… Я не являюсь представителем суфизма, просто вдохновляюсь им, потому что как артист тяготею к повторяющимся движениям, — признался Зия Азази. — Разного рода повторы в жизни вводят нас в транс, в котором мозг работает иначе. Вот почему мы, например, любим танцевать. Повторять одно и то же движение — простейший способ достигнуть этого состояния. Сам прием широко известен и используется в разных культурах. Я пытаюсь использовать его сегодня так же, как суфии прошлого. Но для меня кружение — только ритуал. Это не уникальная форма, физически в ней нет ничего особенного. Важно внутреннее наполнение.

Артист сравнил религии с ключами, которыми можно открыть дверь к пониманию Бога и Вселенной. Они до сих пор выполняют эту роль, но «сковывают движения», как тяжелая одежда, полагает он.

— На современных устройствах мы не используем софт 1990-х годов. Надо продолжать искать новые пути общения с Всевышним и объединяться. Если продолжать аналогию с миром технологий — можно написать свою программу, взломать систему, вместо готовых устройств создать свои. Я имею в виду, конечно, взлом в позитивном, конструктивном смысле, — подчеркнул Азази. — В моем понимании искусство — возможность почувствовать связь с бесконечностью. Сцена — мой личный храм. У меня нет потребности ходить в мечеть, но здесь я могу молиться. И как артист я приглашаю вас разделить мою жизнь, пообщаться. А уж назвать это ритуалом, искусством или молитвой — ваше право.

«Дервиш. Движение» — презентация того стиля, который Зия Азази выстраивает много лет, вплетая в кружение элементы современной хореографии. Танцор использует как будто бы традиционное облачение: тюрбан, черная рубашка и юбка-солнце — но постепенно отбрасывает его. Монотонное вращение Зии по периметру сцены и вокруг своей оси создает канву, по которой он выписывает причудливый узор за счет отточенных жестов, поворотов головы, порой едва уловимых изменений угла наклона. Ткань струится в воздухе, взлетает и падает на руки артиста, под строгим черным платьем оказывается белое, под белым — красное…

«Догорающее пламя» построено на похожем приеме, но уже как сюжетный спектакль. Артист зажигает светильники, расставленные по кругу, и вращается внутри него; подобно фокуснику вытягивает с пола полосы ткани и не дает им себя опутать; поднимает и кружит в воздухе мешки; как бы случайно задевает краем юбки пламя и танцует в кольце огня. В финале оно гаснет, а герой, скрытый тканью, превращается в горстку пепла. Замысел, кратко пересказанный автором, можно с долей условности выразить библейской фразой «От многия знания — многие скорби».

Фото: Андрей Парфёнов

— Возжигание огня символизирует получение знания. Помните мифы о том, как герои брали огонь от богов и приносили людям? Мы начинаем путь познания с нуля, достигаем какого-то уровня, но умножение знаний и размышления ведут в ненастоящую, ложную реальность, которая нас сегодня и убивает. И мы не знаем, как выжить. В спектакле я стараюсь осветить место вокруг себя, чтобы увидеть правду, но этот круг становится все теснее. Пламя несет свет, но обжигает.

Спектакли Зии Азази увидело несколько тысяч горожан. Те, кто прошел предварительную регистрацию, стояли у сцены, а те, кому бесплатных билетов не хватило, нашли места с неплохим обзором прямо за ограждением или с комфортом расположились на соседнем холме.

На Платоновском фестивале будет еще несколько мероприятий со свободным входом: книжная ярмарка 10-12 июня, лекции, мини-фест уличных театров в парке «Алые паруса» в июле. Расписание и условия участия можно отслеживать на сайте или в официальном паблике в ВК. На ряд спектаклей и концертов еще есть билеты.

АСКЕТИЗМ

Самоограничение в еде и удовольствиях, воздержанность в желаниях, упражнение в добродетели. Понимается не как цель, а как средство, необходимое для христианской жизни. Аскеза– то же, что и аскетизм. Аскет– человек, который добровольно ведет строгую и воздержанную от обильной еды и удовольствий жизнь. Аскетический, прил – относящийся к аскету или аскетизму. Напр.: аскетический образ жизни.

Синонимы слова «АСКЕТИЗМ»:
  • ВОЗДЕРЖАНИЕ
  • ВОЗДЕРЖАННОСТЬ
  • ПОДВИЖНИЧЕСТВО
  • УМЕРЩВЛЕНИЕ ПЛОТИ
Смотреть что такое АСКЕТИЗМ в других словарях:

АСКЕТИЗМ

(от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как. смотреть

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ, -а, м. Строгай образ жизни с отказом от жизненных благ иудовольствий. II прил. аскетический, -ая, -ое.

АСКЕТИЗМ

аскетизм 1. м. Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, «умерщвление плоти» как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом. 2. м. 1) Отказ от жизненных благ и удовольствий, крайнее воздержание во всем. 2) перен. Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.

. смотреть

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ

аскетизм воздержанность, умерщвление плоти, подвижничество, воздержание Словарь русских синонимов. аскетизм см. воздержание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. аскетизм сущ. • воздержание • воздержанность • аскеза Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. аскетизм сущ., кол-во синонимов: 4 • воздержание (11) • воздержанность (7) • подвижничество (6) • умерщвление плоти (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: воздержание, воздержанность, подвижничество, умерщвление плоти. смотреть

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо: отшельник, монах), ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти». смотреть

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание . смотреть

АСКЕТИЗМ

Аскетизм (от гр. asketes упражняющийся, подвижник) 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции ч. смотреть

АСКЕТИЗМ

нем. Asketismus, от греч. . – упражняюсь, стремлюсь). В религии – подавление чувств. влечений, «умерщвление плоти» как средство достижения «нравственного совершенства» и «приближения к божеству». Кроме того, А. является также и нормой нравственности, означая подавление жизн. стремлений и отказ от материальных благ во имя определ. социальных целей. Корни р е л и г. А. уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде «инициаций» для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, – длит, изоляция, пост, физич. испытания (выбивание зуба, обрезание и пр.). У сев.-амер. индейцев подобные испытания связывались с религ. целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось «видение», к-рое должно было бы стать его личным «духом-покровителем». Особым физич. и духовным испытаниям, характерным для А., подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравств. поведения А. в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции. Значительного развития А. достиг в вост. религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нем содержатся в ведах и ведич. лит-ре. В религ. системе ранних Упанишад понятие «А.» возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело – это преграда, к-рую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончат. ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии А. был доведен до крайних пределов изуверства. По «Законам Ману» каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать свое тело истязаниям. Как средство достижения религ. целей (напр., достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) А. входит в джайнизм, брахманизм, буддизм. А. был свойствен и др.-греч. религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодич. перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай). С расколом общества на антагонистич. классы проповедь А. приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетенные классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этич. учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господств, класс прибегал к А. и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильств. поддержания господства рабовладельцев (напр., в Спарте). В мистич. учении гностицизма аскетич. образ жизни рассматривался как средство достижения осн. нравств. цели: освобождения от источника зла – материи. В христианстве А. связан с осн. догмой о греховности плоти: ее надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить ее к «вечной жизни». Социальной предпосылкой возникновения А. в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. «Умерщвление плоти», ставшее девизом А., прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем идея А. была выражением индивидуализма, основанного на филос. идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизн. потребностям. А. был связан с первонач. монашеством, к-рое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христ. А. не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйств.-экономич. и социальной организации и поэтому служил лишь идеологич. знаменем, прикрывающим ее подлинную корыстную сущность. Идеология христ. А. получает разработку впервые в соч. Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших в А. средство очищения души от грехов. Дальнейшее развитие А. получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы – массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы А. – посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью А. в принцип добродетели служило целям отвлечения нар. масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол «мученичества», к-рым окружало себя при помощи А. духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феод. аскетич. морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому А. земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. В период Реформации, противопоставившей ср.-век. идее «отрешения от мира» идею «светского призвания»,согласно к-рой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, А. был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религ. санкцию новым отношениям бурж. общества с их предпринимат. духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется т.н. мирской А., «весь секрет которого состоит в буржуазной бережливост и» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят А. в нравств. добродетель, объявляя нравств. благами скопидомство, скряжничество, скаредность. Этот А. выражался также в запрещении танцев, театр. представлений, в строгой регламентации одежды и т.п. С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, А. приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и др.) А. принимает изощренно изуверские формы, являясь средством воздействия на нравств. мир верующих. В ранних революц. выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип м о р а л ь н о г о А., связанный с требованиями имуществ. равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господств. классов. Аскетич. строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революц. энергию и осознать свое враждебное положение к существующему обществ. строю. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного А. «Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься» (там же, с. 378). Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармонич. развитие человеч. личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творч. труда всего народа и осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, ? , 1956; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т 31; Эйкеи Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Зарин С. [М.], Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Z?ckler О., Askese und M?nchtum, 2 Aufl., Bd 1–2, Frankf./M., 1897; его же, Asceticism (christian), в кн.: Encyclopaedia of Religion and Ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinburgh – N Y., 1909; Mutz F. Х., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn. 1909. Е. Панфилов. Москва. Б. Рамм. Ленинград. . смотреть

АСКЕТИЗМ

(греч. askeo-упражняться) моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждении, подавление чувственных стремлений ради достяжения к.-л социальных целей для нравственного самосовершенствования. В истории домарксистских моральных учений А. обычно противопоставлялся гедонизму и эпикуреизму. Корни А. уходят в первобытное об-во, когда материальные условия жизни требовали от людей высокой физической выносливости, способности переносить крайние лишения Эта объективная потребность нашла выражение в особого рода религиозных ритуалах. Так, посредством обряда инициации происходило посвящение подростков в мужчин. Обряд включал длительный пост, изоляцию, подпиливание зубов и т. п. и имел целью внушить юношам мысль о необходимости стойко переносить невзгоды и лишения. Иной смысл приобрел принцип А. в классовом об-ве. Первые попытки обосновать его теоретически мы находим в религиях Древн. Востока, в пифагорейском религиозном учении, затем в христианстве. Здесь аскетическое подвижничество рассматривалось как путь к нравственному совершенству как преодоление человеком материального начала и развитие его духовной субстанции («умерщвление плоти» и «воссоединение с богом» в христианстве) Действительный же социальный смысл этого принципа заключался в распространении среди народных масс идеи необходимости отказа от стремления к жизненным благам, к-рыми пользовались господствующие классы т. обр., проповедь А. служила идеологическим средством оправдания классового строя и укрепления его основ. Напр., институт монашества, к-рый предусматривал А. священнослужителей (посты, безбрачие, самоистязание), создавал вокруг них ореол святости и пропагандировал идею воздержания среди трудящихся С критикой религиозного А. выступили идеологи революционной буржуазии (Гуманизм). Однако реабилитация человеческих потребностей в буржуазной идеологии была внутренне противоречива. Провозгласив право человека на наслаждение, буржуазное об-во не обеспечивает реальных возможностей наслаждаться для большинства людей (бедность, социальное неравенство и т. д.) Капитализм, сделавший частную собственность всеобщим мерилом человеческих отношений, уродует сами потребности людей, сводя их к одностороннему чувству обладания. А иногда проповедовался идеологами угнетенных классов как протест против роскоши имущих и как путь мобилизации сил для борьбы за справедливое об-во (крестьянские и ранние пролетарские движения). Элементы А. содержатся также в различных теориях «уравнительного коммунизма», проповедующих ограничение самых необходимых материальных потребностей всех членов об-ва В совр. эпоху нек-рые принципы А в той мере, в какой они противополагаются казенной буржуазной морали, угару потребительства и идеалам гедонизма, являются идеологией определенных массовых слоев капиталистического об-ва (городские низы, иммигрантские группы, часть студенческой молодежи и др.), участвующих в общедемократическом движении. Но одновременно в качестве особой формы морального нигилизма складывается и анархо-А. Привлекая отдельные элементы привилегированных слоев населения, такой А. выступает в роли ниспровергателя культуры и морали Искаженно истолковывая соотношение революционности и морали, не признавая морального значения единства действий и дисциплины, сторонники такого А в экстремистских актах аморализма видят гл. средство расшатывания всех механизмов функционирования существующего об-ва. Подобный А. не приемлет позитивные программы социального переустройства и организованную борьбу трудящихся, а потому оказывается лишь превращенной формой социального бессилия, фактором раскола демократических сил, компрометации революционной морали, смелым орудием реакции. В отдельных случаях и в условиях социализма А. может стать формой оживления мелкобуржуазной морали, выражаясь в защите идей уравнительства, в пропаганде сохранения бедности и Отсталости как рычагов революционного энтузиазма, в попрании культурных и моральных ценностей. Научному коммунизму чужда идея А., поскольку он предполагает создание высокоразвитого общественного производства при полном удовлетворении потребностей людей. Правда, в определенных условиях в процессе строительства коммунистического об-ва может возникнуть временная необходимость в ограничении потребностей, что обычно связано с преодолением исключительных экономических и политических трудностей. Однако требование самоограничения не может служить всеобщим принципом коммунистической нравственности, к-рая исходит из принципа «Все во имя человека, для блага человека». Вместе с тем коммунистическая мораль отвергает и др. крайность сведение смысла жизни к погоне за наслаждениями, проповедь распущенности и неоправданной роскоши. Потребности* людей должны удовлетворяться гармонично, исходя из научно обоснованных норм потребления, возможностей развития общественного производства и индивидуальных особенностей людей. смотреть

АСКЕТИЗМ

(от греч. askntns — приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей челове. смотреть

АСКЕТИЗМ

(от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть А., предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.
А. представляет собой одну из основных характеристик коллективистических обществ (средневековое общество, коммунистическое общество и т.п.) и коллективистических общностей (армия, церковь, тоталитарная религиозная секта или политическая партия и т.п.) (см. Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). В коллективистических обществах А. считается одним из важных средств, обеспечивающих переход от существующего социального строя к гораздо более совершенному обществу, своего рода «раю на небесах» или «раю на земле».
В А. можно выделить его материальную и духовную составляющие.Материальный А. обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности, отрицание семьи или по меньшей мере резкое умаление ее роли в обществе, подразделение потребностей человека на естественные и искусственные и принижение последних и т.п. Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п. Граница между материальным и духовным А. является относительной.
Платон, создавший первую последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества (диалоги «Государство», «Законы»), выдвигал умеренность, удовлетворенность своим положением, каким бы оно ни было, в качестве общей добродетели для всех трех классов своего идеального общества. Умеренность, сущность которой в самоограничении, Платон понимал настолько широко, что включал в нее также политическое самоограничение — признание гражданами права государственного органа требовать законопослушания и повиновения управляемых. Самоограничение преследовало цель задержать все перемены и обеспечить простирающуюся неограниченно стабильность общества и тем самым, как думал Платон, справедливость.
Средневековый А. предполагал принесение в жертву земного ради небесного, сдержанность всех проявлений земной жизни, сведение к минимуму всех земных целей и забот, уменьшение роли человеческой плоти в жизни человека, сдержанность при изображении земной жизни, ее богатства и многообразия в искусстве; постоянное выявление и культивирование того, что является свидетельством иной, более возвышенной духовной жизни. Влечения к наслаждению пищей и вином, запахами, звуками, красками и формами («похоти плоти») опасны, говорил Августин, однако не вообще, а лишь когда они становятся самоцелью и превращаются в самостоятельный источник наслаждения. Произведения человеческих рук прекрасны, но только в той мере, в какой в них присутствуют следы идеальной красоты, заключенной в Боге. Искушение суетным знанием даже более опасно, чем плотские вожделения. Страсть к исследованию окружающего мира («похоть очей»), жадное любопытство, рядящееся в одежду познания и науки, не может быть одобрено, если оно не служит религиозным целям и не сочетается с верой в Бога.
Презрение к земному миру, предполагаемое А., не означает тотальной неприязни и тем более ненависти к нему. «Человек может и должен любить свое тело, но не ради него самого, а ради здоровья; но и заботиться о своем здоровье он должен не ради самого здоровья, а ради того, чтобы телесные недуги не мешали ему совершенствовать свою душу и делать добрые дела; и душу свою он должен любить не ради нее самой, а ради блага, в ней заключенного, которое, по Августину, есть Бог» (Г.Г. Майоров).
Средневековый А., требовавший направленности всех помыслов к высшему благу и презрения ко всему, что мешает такой направленности, вовсе не был мрачной, отсекающей все земные радости доктриной, как это иногда представляется (Г. Эйкен, Л. Шестов и др.). Другое дело, что в крайних своих проявлениях, у особенно ревностных своих последователей А. мог доходить до умерщвления плоти и отрицания всякой ценности земной красоты. Но и «нормальный» А., требовавший презрения к земной жизни ради жизни небесной, распространялся не только на искушения плоти или неумеренную любознательность, но и на благие дела. Сдержанность, диктовавшаяся им, касалась всех сторон земной жизни, всех видов человеческой деятельности.
Коммунистический А. основывался на убеждении в приоритете будущего, совершенного общества над существующим обществом, призванным служить лишь ступенькой на пути к коммунизму. А. этого типа требовал, прежде всего, полного отказа от собственности и отведения на второй план роли семьи. «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности»; «коммунистов можно упрекнуть разве лишь в том, что они хотят поставить официальную, открытую общность жен на место лицемерно скрываемой» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Идейному обоснованию коммунистического А. служило разделение потребностей человека на естественные и искусствен н ые. Предполагалось, что только первые должны удовлетворяться, поскольку вторые навязаны человеку несовершенным обществом и должны быть отброшены. Важным доводом в поддержку А. являлось и различение низшей ступени коммунизма (социализма) и высшей его ступени (полного коммунизма). А.А. Зиновьев называет это разграничение чисто умозрительным и вместе с тем очень удобным для коммунистической идеологии: «Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма».
Можно отметить, что рус. революционная интеллигенция втор. пол. 19 в., имевшая очевидный коллективистический уклон, также была проникнута духом А. Это нашло, в частности, отражение в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и во многом способствовало успеху романа. «Прежде всего, это книга аскетическая, — говорит Н.А. Бердяев. — Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он готов во всем себе отказать. Мораль «Что делать» очень чистая и отрешенная».
А., пронизывающий жизнь коллективистических обществ, не имеет социальных корней в индивидуалистических обществах. Социолог В. Парето характеризовал проявления А. в капиталистическом обществе как патологическую форму дисциплины желаний, гипертрофию чувства социальности. «У людей наблюдается особый род чувств, не имеющий подобия у животных. Они побуждают индивидов налагать на себя лишения, воздерживаться от удовольствий без какой-либо личной пользы, поступать наперекор инстинкту, подталкивающему живые существа стремиться к приятному и избегать неприятного. Такова сущность феномена, известного под именем А.». Люди вынуждены подавлять многие свои желания, будучи не в состоянии удовлетворить их все. Природа вложила в человека столько желаний, что средства для их удовлетворения всегда недостаточны. Чувства, подчиняющие желания дисциплине, подобные склонности к самоотверженности и самопожертвованию, общественно полезны. Но когда эти чувства получают чрезмерное развитие, они приводят к А. Согласно Парето, последний уже не полезен человеку, а вреден.
Иногда А. понимается как стиль не социальной, а индивидуальной жизни, предполагающий существенное ограничение чувственных желаний ради достижения более высоких, как кажется, духовных ценностей. А. в этом смысле был присущ практике некоторых философских школ (напр., киников) и особенно различных религиозных течений (отшельничество, монашество и т.п.). Освобождение от чувственных потребностей может быть средством для достижения сосредоточенности духа, подготовки к экстатическим состояниям, обретения «сверхъестественных» способностей.
В условиях социального неравенства мотивом А. может являться нежелание пользоваться кажущимися неоправданными привилегиями (нищенствующие религиозные ордена, толстовство и др.).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(от греч. — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перенесение физич. боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых филос. школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество ит. п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатич. состояниям, обретение «сверхъестеств. способностей» (йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа в т. д. Нередкий мотив А.— отказ от пользования привилегиями в условиях обществ. неравенства (толстовство идр.). А. представляет собой одну из характерных черт ранних крест. движений, грубоуравнитель-ного неразвитого коммунизма и «казарменного коммунизма».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(от греч. aske – упражняющийся в чем-либо)

первоначально подготовка атлетов к состязаниям (тренировка); затем – стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Аскетизм был характерен для философии стоиков, позднее его проповедовал апостол Павел. Христ. аскетизм монахов и «аскетов» имел своей целью подавление и умерщвление чувственной природы человека: не только половое воздержание, но и отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием, слуховыми, вкусовыми ощущениями и т. д. Аскетизмом внутреннего мира Макс Вебер называет применение высвобожденной религиозным аскетизмом энергии в профессиональном труде, что особенно поощряется кальвинизмом.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(нем. Asketismus, от греч. ἀσκέω – упражняюсь, стремлюсь). В религии – подавление чувств. влечений, «умерщвление плоти» как средство достижения «нравственного совершенства» и «приближения к божеству». Кроме того, А. является также и нормой нравственности, означая подавление жизн. стремлений и отказ от материальных благ во имя определ. социальных целей.

Корни р е л и г. А. уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде «инициаций» для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, – длит, изоляция, пост, физич. испытания (выбивание зуба, обрезание и пр.). У сев.-амер. индейцев подобные испытания связывались с религ. целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось «видение», к-рое должно было бы стать его личным «духом-покровителем». Особым физич. и духовным испытаниям, характерным для А., подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравств. поведения А. в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции.

Значительного развития А. достиг в вост. религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нем содержатся в ведах и ведич. лит-ре. В религ. системе ранних Упанишад понятие «А.» возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело – это преграда, к-рую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончат. ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии А. был доведен до крайних пределов изуверства. По «Законам Ману» каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать свое тело истязаниям. Как средство достижения религ. целей (напр., достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) А. входит в джайнизм, брахманизм, буддизм.

А. был свойствен и др.-греч. религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодич. перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай). С расколом общества на антагонистич. классы проповедь А. приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетенные классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этич. учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господств, класс прибегал к А. и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильств. поддержания господства рабовладельцев (напр., в Спарте). В мистич. учении гностицизма аскетич. образ жизни рассматривался как средство достижения осн. нравств. цели: освобождения от источника зла – материи. В христианстве А. связан с осн. догмой о греховности плоти: ее надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить ее к «вечной жизни». Социальной предпосылкой возникновения А. в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. «Умерщвление плоти», ставшее девизом А., прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем идея А. была выражением индивидуализма, основанного на филос. идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизн. потребностям. А. был связан с первонач. монашеством, к-рое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христ. А. не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйств.-экономич. и социальной организации и поэтому служил лишь идеологич. знаменем, прикрывающим ее подлинную корыстную сущность. Идеология христ. А. получает разработку впервые в соч. Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших в А. средство очищения души от грехов.

Дальнейшее развитие А. получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы – массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы А. – посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью А. в принцип добродетели служило целям отвлечения нар. масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол «мученичества», к-рым окружало себя при помощи А. духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феод. аскетич. морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому А. земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. В период Реформации, противопоставившей ср.-век. идее «отрешения от мира» идею «светского призвания»,согласно к-рой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, А. был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религ. санкцию новым отношениям бурж. общества с их предпринимат. духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется т.н. мирской А., «весь секрет которого состоит в буржуазной бережливост и» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят А. в нравств. добродетель, объявляя нравств. благами скопидомство, скряжничество, скаредность. Этот А. выражался также в запрещении танцев, театр. представлений, в строгой регламентации одежды и т.п.

С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, А. приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и др.) А. принимает изощренно изуверские формы, являясь средством воздействия на нравств. мир верующих.

В ранних революц. выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип м о р а л ь н о г о А., связанный с требованиями имуществ. равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господств. классов. Аскетич. строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революц. энергию и осознать свое враждебное положение к существующему обществ. строю. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного А. «Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься» (там же, с. 378). Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармонич. развитие человеч. личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творч. труда всего народа и осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, Μ , 1956; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т 31; Эйкеи Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Зарин С. [М.], Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Zöckler О., Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1–2, Frankf./M., 1897; его же, Asceticism (christian), в кн.: Encyclopaedia of Religion and Ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinburgh – N Y., 1909; Mutz F. Х., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn. 1909.

Е. Панфилов. Москва. Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

АСКЕТИЗМ (от греч. ?σκητής—σпражняющийся, подвижник) — метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т. е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово “аскетизм” восходит к греческому ασκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него άσκήσις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно “аскетами” называли атлетов. Специфически духовный смысл этому слову придали стоики, понимавшие под аскезой гл. о. ритуальное воздержание и духовное упражнение в добродетели. В этом же смысле слово употреблялось раннехристианскими мыслителями. Не только в обычной речи, но и в богословской литературе под аскетизмом нередко понимается весь комплекс религиозно-ритуальных самоограничений, предпринимаемых человеком с целью отречения от мирского в себе.

Все религиозные учения так или иначе предполагают аскетическую практику как средство духовно-нравственного очищения, а также преображения повседневной деятельности. Идеология и технические детали этой практики могут быть различными. Напр., в одной из древнеиндийских традиций, отраженных в “Схагавадгите”, мироотречение осуществляется посредством ритуального повторения заученных текстов поэмы, в процессе которого, как предполагается, формируется особое душевное состояние—постоянная обращенность мыслящей и созерцающей личности на самое себя, ее самоконцентрация во имя Бога-Бхагавана, сохранение в уме соответствующего божественного образа. Хранимый в душе образ постоянно “включается” человеком в совершаемые им повседневные дела и наполняет их божественным смыслом, благодаря чему мирское действие становится незаинтересованным, бескорыстным: его практический смысл отвлекается от мирского контекста, оно посвящается, приносится в жертву Божеству. Особенности христианского аскетизма определялись учением о природе человеческих страстей, преодолении искушений и необходимом самоотвержении человека в его преданности Христу. Как и в индуизме, в христианстве сами по себе аскетические подвиги без соответствующего умонастроения, внутренней обращенности к высшему (Божеству) не имеют духовного и этического значения.

В социальной практике требование аскетизма нередко выдвигается с целью пропагандистского манипулирования людьми, их экономической или политической эксплуатации. Этим была обусловлена критика аскетизма Гольбахом, Марксом, Ницше. Интересная как анализ и обличение определенных общественных нравов критика подобного рода по существу не имеет отношения к аскетизму как именно практике духовного упражнения и преображения. Как нравственный принцип аскетизм предписывает самоограничение, воздержание от чувственных наслаждений и укрепление воли к совершенному исполнению долга. В аскетическом усилии—воздержании в пище, питье, в чувственных влечениях, преодолении своих слабостей (напр., сластолюбия или сладострастия), овладении физическими и душевными состояниями—человек должен отрешиться от плотского в себе и добиться самообладания. Важным средством аскетизма являются медитация, молитва. В этом духе понимали аскетизм В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, А. Швейцер. Нравственная ценность аскетической практики определяется тем, от аего отрешается человек. При одной и той же положительной программе эта практика может варьироваться в своей отрицательной части. Напр., в рамках христианской традиции отрицательная программа аскетизма может касаться как земногобренного вообще, так и только принудительных форм общественных нравов, “материального” в повседневной жизни или лишь индивидуальной чувственности человека. Меру отрешения в отношении себя и “своей” среды человек устанавливает сам. Презрение к плоти не следует смешивать с пренебрежением к телу, а самообладание—с бесстрастностью. Отрешение же от “плотского” и рутинноповседневного в чужой жизни, даже будучи нравственно обоснованным, может быть допустимо лишь на основе сострадательного, участливого отношения к другому. Также и бесстрастие, понятое как пренебрежение к страданиям, нравственно допустимо лишь в отношении собственных, но не чужих, лишений и болезней. Требования духовного возвышения и нравственного совершенствования личности приоритетны по отношению к идеалу аскетизма.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия.— Соч. в 2 т., т. 1. M., 1988, с. 135—152; Ницше Φ. К генеалогии морали.—Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 472—524; Зарин С. M. Аскетиэм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М., 1996; Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.,1998.

Р. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Синонимы:
воздержание, воздержанность, подвижничество, умерщвление плоти

Синонимы слова «АСКЕТИЗМ»:
  • ВОЗДЕРЖАНИЕ
  • ВОЗДЕРЖАННОСТЬ
  • ПОДВИЖНИЧЕСТВО
  • УМЕРЩВЛЕНИЕ ПЛОТИ
Смотреть что такое АСКЕТИЗМ в других словарях:

АСКЕТИЗМ

(от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как. смотреть

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ, -а, м. Строгай образ жизни с отказом от жизненных благ иудовольствий. II прил. аскетический, -ая, -ое.

АСКЕТИЗМ

аскетизм 1. м. Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, «умерщвление плоти» как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом. 2. м. 1) Отказ от жизненных благ и удовольствий, крайнее воздержание во всем. 2) перен. Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.

. смотреть

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ

аскетизм воздержанность, умерщвление плоти, подвижничество, воздержание Словарь русских синонимов. аскетизм см. воздержание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. аскетизм сущ. • воздержание • воздержанность • аскеза Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. аскетизм сущ., кол-во синонимов: 4 • воздержание (11) • воздержанность (7) • подвижничество (6) • умерщвление плоти (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: воздержание, воздержанность, подвижничество, умерщвление плоти. смотреть

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо: отшельник, монах), ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти». смотреть

АСКЕТИЗМ

Аскетизм (от гр. asketes упражняющийся, подвижник) 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции ч. смотреть

АСКЕТИЗМ

нем. Asketismus, от греч. . – упражняюсь, стремлюсь). В религии – подавление чувств. влечений, «умерщвление плоти» как средство достижения «нравственного совершенства» и «приближения к божеству». Кроме того, А. является также и нормой нравственности, означая подавление жизн. стремлений и отказ от материальных благ во имя определ. социальных целей. Корни р е л и г. А. уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде «инициаций» для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, – длит, изоляция, пост, физич. испытания (выбивание зуба, обрезание и пр.). У сев.-амер. индейцев подобные испытания связывались с религ. целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось «видение», к-рое должно было бы стать его личным «духом-покровителем». Особым физич. и духовным испытаниям, характерным для А., подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравств. поведения А. в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции. Значительного развития А. достиг в вост. религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нем содержатся в ведах и ведич. лит-ре. В религ. системе ранних Упанишад понятие «А.» возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело – это преграда, к-рую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончат. ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии А. был доведен до крайних пределов изуверства. По «Законам Ману» каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать свое тело истязаниям. Как средство достижения религ. целей (напр., достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) А. входит в джайнизм, брахманизм, буддизм. А. был свойствен и др.-греч. религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодич. перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай). С расколом общества на антагонистич. классы проповедь А. приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетенные классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этич. учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господств, класс прибегал к А. и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильств. поддержания господства рабовладельцев (напр., в Спарте). В мистич. учении гностицизма аскетич. образ жизни рассматривался как средство достижения осн. нравств. цели: освобождения от источника зла – материи. В христианстве А. связан с осн. догмой о греховности плоти: ее надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить ее к «вечной жизни». Социальной предпосылкой возникновения А. в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. «Умерщвление плоти», ставшее девизом А., прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем идея А. была выражением индивидуализма, основанного на филос. идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизн. потребностям. А. был связан с первонач. монашеством, к-рое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христ. А. не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйств.-экономич. и социальной организации и поэтому служил лишь идеологич. знаменем, прикрывающим ее подлинную корыстную сущность. Идеология христ. А. получает разработку впервые в соч. Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших в А. средство очищения души от грехов. Дальнейшее развитие А. получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы – массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы А. – посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью А. в принцип добродетели служило целям отвлечения нар. масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол «мученичества», к-рым окружало себя при помощи А. духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феод. аскетич. морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому А. земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. В период Реформации, противопоставившей ср.-век. идее «отрешения от мира» идею «светского призвания»,согласно к-рой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, А. был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религ. санкцию новым отношениям бурж. общества с их предпринимат. духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется т.н. мирской А., «весь секрет которого состоит в буржуазной бережливост и» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят А. в нравств. добродетель, объявляя нравств. благами скопидомство, скряжничество, скаредность. Этот А. выражался также в запрещении танцев, театр. представлений, в строгой регламентации одежды и т.п. С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, А. приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и др.) А. принимает изощренно изуверские формы, являясь средством воздействия на нравств. мир верующих. В ранних революц. выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип м о р а л ь н о г о А., связанный с требованиями имуществ. равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господств. классов. Аскетич. строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революц. энергию и осознать свое враждебное положение к существующему обществ. строю. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного А. «Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься» (там же, с. 378). Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармонич. развитие человеч. личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творч. труда всего народа и осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, ? , 1956; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т 31; Эйкеи Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Зарин С. [М.], Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Z?ckler О., Askese und M?nchtum, 2 Aufl., Bd 1–2, Frankf./M., 1897; его же, Asceticism (christian), в кн.: Encyclopaedia of Religion and Ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinburgh – N Y., 1909; Mutz F. Х., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn. 1909. Е. Панфилов. Москва. Б. Рамм. Ленинград. . смотреть

АСКЕТИЗМ

(греч. askeo-упражняться) моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждении, подавление чувственных стремлений ради достяжения к.-л социальных целей для нравственного самосовершенствования. В истории домарксистских моральных учений А. обычно противопоставлялся гедонизму и эпикуреизму. Корни А. уходят в первобытное об-во, когда материальные условия жизни требовали от людей высокой физической выносливости, способности переносить крайние лишения Эта объективная потребность нашла выражение в особого рода религиозных ритуалах. Так, посредством обряда инициации происходило посвящение подростков в мужчин. Обряд включал длительный пост, изоляцию, подпиливание зубов и т. п. и имел целью внушить юношам мысль о необходимости стойко переносить невзгоды и лишения. Иной смысл приобрел принцип А. в классовом об-ве. Первые попытки обосновать его теоретически мы находим в религиях Древн. Востока, в пифагорейском религиозном учении, затем в христианстве. Здесь аскетическое подвижничество рассматривалось как путь к нравственному совершенству как преодоление человеком материального начала и развитие его духовной субстанции («умерщвление плоти» и «воссоединение с богом» в христианстве) Действительный же социальный смысл этого принципа заключался в распространении среди народных масс идеи необходимости отказа от стремления к жизненным благам, к-рыми пользовались господствующие классы т. обр., проповедь А. служила идеологическим средством оправдания классового строя и укрепления его основ. Напр., институт монашества, к-рый предусматривал А. священнослужителей (посты, безбрачие, самоистязание), создавал вокруг них ореол святости и пропагандировал идею воздержания среди трудящихся С критикой религиозного А. выступили идеологи революционной буржуазии (Гуманизм). Однако реабилитация человеческих потребностей в буржуазной идеологии была внутренне противоречива. Провозгласив право человека на наслаждение, буржуазное об-во не обеспечивает реальных возможностей наслаждаться для большинства людей (бедность, социальное неравенство и т. д.) Капитализм, сделавший частную собственность всеобщим мерилом человеческих отношений, уродует сами потребности людей, сводя их к одностороннему чувству обладания. А иногда проповедовался идеологами угнетенных классов как протест против роскоши имущих и как путь мобилизации сил для борьбы за справедливое об-во (крестьянские и ранние пролетарские движения). Элементы А. содержатся также в различных теориях «уравнительного коммунизма», проповедующих ограничение самых необходимых материальных потребностей всех членов об-ва В совр. эпоху нек-рые принципы А в той мере, в какой они противополагаются казенной буржуазной морали, угару потребительства и идеалам гедонизма, являются идеологией определенных массовых слоев капиталистического об-ва (городские низы, иммигрантские группы, часть студенческой молодежи и др.), участвующих в общедемократическом движении. Но одновременно в качестве особой формы морального нигилизма складывается и анархо-А. Привлекая отдельные элементы привилегированных слоев населения, такой А. выступает в роли ниспровергателя культуры и морали Искаженно истолковывая соотношение революционности и морали, не признавая морального значения единства действий и дисциплины, сторонники такого А в экстремистских актах аморализма видят гл. средство расшатывания всех механизмов функционирования существующего об-ва. Подобный А. не приемлет позитивные программы социального переустройства и организованную борьбу трудящихся, а потому оказывается лишь превращенной формой социального бессилия, фактором раскола демократических сил, компрометации революционной морали, смелым орудием реакции. В отдельных случаях и в условиях социализма А. может стать формой оживления мелкобуржуазной морали, выражаясь в защите идей уравнительства, в пропаганде сохранения бедности и Отсталости как рычагов революционного энтузиазма, в попрании культурных и моральных ценностей. Научному коммунизму чужда идея А., поскольку он предполагает создание высокоразвитого общественного производства при полном удовлетворении потребностей людей. Правда, в определенных условиях в процессе строительства коммунистического об-ва может возникнуть временная необходимость в ограничении потребностей, что обычно связано с преодолением исключительных экономических и политических трудностей. Однако требование самоограничения не может служить всеобщим принципом коммунистической нравственности, к-рая исходит из принципа «Все во имя человека, для блага человека». Вместе с тем коммунистическая мораль отвергает и др. крайность сведение смысла жизни к погоне за наслаждениями, проповедь распущенности и неоправданной роскоши. Потребности* людей должны удовлетворяться гармонично, исходя из научно обоснованных норм потребления, возможностей развития общественного производства и индивидуальных особенностей людей. смотреть

АСКЕТИЗМ

(от греч. askntns — приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей челове. смотреть

Автомобильный видеорегистратор Transcend DrivePro 100 – достаточный аскетизм

image

Тайваньская компания Transcend Information, Inc., известная как крупный производитель модулей памяти, устройств для хранения данных и мультимедийных устройств, вызвала одновременное удивление и интерес публики к своему новому устройству, когда вышла на рынок автомобильных аксессуаров со своей первой, довольно продвинутой, моделью видеорегистратора Transcend DrivePro 200.

И вот через некоторое время, Transcend выпускает на рынок вторую, более бюджетную модель видеорегистратора — Transcend DrivePro 100, основная задача которого привлечь пользователей не искушенных в Hi-Tech технологиях, но, тем не менее, желающих получить качественный продукт.

Главный акцент в этой модели, Transcend делает на выполнение основной задачи регистратора – качественная и гарантированная запись видео материала, при этом, не забывая и про надежность самого устройства.

Видеорегистратор Transcend DrivePro 100 заинтересовал меня именно из-за того, что это простая модель без лишних и не нужных лично мне «наворотов», таких как Wi-Fi, GPS, радар-детектор и прочих излишеств. Дополнительным критерием выбора данного устройства стал форм-фактор, механизм крепления и разъем питания mini-USB.

Сделаю небольшое отступление в сторону своего видения удобства эксплуатации видеорегистраторов

Моноблок или раздельная конструкция?

Ни для кого не секрет, что оставлять в автомобиле вещи подобные навигаторам или видеорегистраторам на не охраняемых стоянках – не безопасно! Уж очень большой риск при возвращении к любимому авто обнаружить разбитое стекло и отсутствие оставленных в нем необходимых вам устройств.

Поэтому водители либо делают скрытую установку видеорегистраторов, к примеру, за счет устройств которые имеют раздельное исполнение, где камера не большого размера выносится отдельно от блока регистратора и устанавливается не на видном месте, сам блок регистратора также устанавливается скрытно.

Это позволяет не демонтировать устройство каждый раз при оставлении автомобиля без присмотра. Однако, в зимние периоды, было отмечено много случаев, когда подобные блоки регистратора, ночующие в автомобиле, перестают работать из-за низкой температуры воздуха. И получалось, что все равно блок приходилось вынимать из автомобиля, как минимум на ночь.

А раз все равно блок нужно вынимать, то логичнее использовать моноблочное устройство. Во-первых, монтаж одноблочных видеорегистраторов в реально жизни предельно прост, максимум, на что нужно будет потратить время, это на скрытую прокладку кабеля питания, а во вторых и самих ежедневных подключений нужно будет осуществлять также минимум, т.е. только питание устройства.

А раз уж выбор падает на устройства, которые будут часто демонтироваться и устанавливаться (у меня бывает до десятка таких манипуляций за день) то стоило бы выбрать устройство, которое отвечало бы следующим требованиям:

Удобный и по возможности унифицированный механизм фиксации устройства, т.е. в идеале возможность монтажа – демонтажа одной рукой, что может потребоваться в ситуации «на ходу» и использование с этим креплением других моделей регистраторов (в случае выхода из строя основной модели).

Использование стандартного разъема питания, например mini-USB (тип Б) – это позволит проложить кабель питания один раз на весь срок службы автомобиля, даже если вы будете менять сами видеорегистраторы как перчатки.
Удобный форм-фактор самого видеорегистратора, не громоздкий, не толстый (для ношения в кармах одежды или сумке), максимально примитивной формы – цилиндр или прямоугольник (квадрат).

По поводу критериев качества видеоматериала получаемого с видео регистратора, каждый сам задает необходимую планку. Моим основным критерием всегда была достаточная читаемость дорожной обстановки в целом и в большей степени по отношению к пешеходам (т.е. ближнее поле и широкий угол), поэтому, такое требование как читаемость номерных знаков в третьем от меня ряду, меня мало интересовала.

И еще, полученный с регистратора формат видео должен без проблем воспроизводиться на мобильных устройствах, таких как смартфоны или планшеты.

Именно по этим соображениям я и выбирал все предыдущие модели регистраторов: простые по функционалу, надежные по конструктиву, не больших размеров (даже с учетом встроенного аккумулятора), с максимально возможным качеством видео при относительно не большой цене самого устройства и питанием от mini-USB разъема. Позже я добавил правило, что крепление к стеклу должно быть не на вакуумной присоске, поскольку это неудобно, ненадежно и рано или поздно присоска потеряет свою работоспособность.

До последнего момента (с учетом данных критериев выбора) меня устраивали видеорегистраторы фирмы QStar серии А5, последняя модель, используемая мною — City.

К сожалению, за пару лет ежедневного использования, в частности езда по неровным дорогам, было обнаружено нарушение конструкции (поломались внутренние крепления) и нужно было определяться с будущим кандидатом на замену. К тому же, качество видео у модели прошлых лет, на сегодняшний день «уже не то». Новые модели оставаясь в прежних ценовых рамках, должны предлагать более продвинутое качество видеоматериала, чем у моделей вчерашних дней.

Именно поэтому я заинтересовался видеорегистратором Transcend DrivePro 100.

К сожалению я надеялся, что достанется модель с креплением на двухстороннем скотче, но досталась модель с ненавистной присоской, что как выяснилось позже, было удобно именно при тестировании самого устройства ))

И несмотря на то, что на сегодняшний день, уже существует несколько обзоров данного видеорегистратора, соблюдая рамки приличия, и в своем обзоре я сохраню стандартные атрибуты таковых.

Упаковка

Коробка не большого размера, легкая фактура придает матовый внешний вид, глянцевые вставки изображения регистратора для акцентирования внимания у покупателя. В целом спокойная цветовая гамма. Помимо основного изображения самого продукта, на лицевую поверхность вынесена информация об основных характеристиках устройства в виде надписей и пиктограмм.

Нижняя бордовая полоса создает контраст для голубой вставки, которая информирует о наличии в комплекте порстаки карты памяти формата microSDHC и указанием что используется технология MLC.

image

Тыльная сторона упаковки несет на себе информацию основных технических характеристик на трех языках, включая русский. Также стоит отметка о типе держателя видеорегистратора (крепление с присоской или на двухстороннем скотче). Это первое, на что я обратил внимание.

image

При вскрытии упаковки, внутри находится картонная коробочка белого цвета с фирменным логотипом и указателем показывающим откуда начинать акт вандализма ))

image

Содержимое коробки

Далее по логической цепочке вы обнаружите сам видеорегистратор обклеенный защитной пленкой и обещанную карту памяти в чехле.

image

Также из недр коробки можно извлечь небольшой ворох макулатуры, включая инструкцию по эксплуатации на нескольких языках, включая великий и могучий.

image

Ну и основные недостающие элементы для полноценной эксплуатации видеорегистратора в лице крепления на базе злосчастной присоски и адаптера питания с любимым, в данном случае Г-образным, разъемом mini-USB.
Крепление-присоска довольно скромных размеров, с максимальным габаритом чуть больше самого регистратора.

image

Адаптер питания довольно удобный, с красным светодиодом и 3-х метровым кабелем, что должно по замыслу разработчиков хватить для скрытой прокладки такового под торпедой и обшивкой салона.

image

Схема прокладки прилагается в инструкции по эксплуатации.
Но я не сторонник занимать единственный прикуриватель и тащить кабель через все трудности, проще брать питание с потолочного светильника. Зато 3 метра позволили провести тест видеорегистратора при установке на заднее стекло.

Дизайн устройства

Самому видеорегистратору уделяю больше внимания:
Начну с того, что очень много глянца, пусть и не ядовитого, но это зло!
Т.е. все, за что вы потенциально можете удерживать регистратор при монтаже и демонтаже устройства, будет в отпечатках!

На нижней стороне помимо номеров, названия и стандартов присутствует доступ к кнопке Reset.

image

На правой стороне находится гнездо для подключения любимого mini-USB

image

На верхней стороне ответная часть для фиксации на держателе. Я очень надеялся на совместимость с моим прежним фиксатором.

image

На левой стороне расположено гнездо для карты памяти и красная кнопка для включения режима видеозаписи в экстренной ситуации, если вы нажмете эту кнопку, то видео будет записываться в специально отведенную для экстренных случаев папку, в которой они защищены от циклической перезаписи. Также в этой видеозаписи будут включены 30 секунд записи предшествующие моменту нажатия кнопки.

image

А еще очень часто вы будете нажимать эту кнопку случайно, если сначала подключите питание регистратора, а потом начнете с ним всякие манипуляции, скажем установку на рабочее место.

Так что рекомендую сначала закрепить устройство, а потом подключать питание.
За счет компактного крепежа, вся конструкция не выглядит очень громоздкой, это с одной стороны, с другой стороны очень плотная компоновка шарниров будет мешать свободному откручиванию и закручиванию барашка для фиксации шарового шарнира.

image

И снова обращаю внимание – очень много глянца! Такое устройство как видеорегистратор должен быть максимально не заметным, а эту ситуацию еще усугубили и светлым кольцом, которое обрамляет объектив!
Этот регистратор будет кричать через лобовое стекло – Я тут! Меня никто не забрал!
В общем, кружок «ОчУмелые ручки» никто не отменял ))
Хорошо, что сторону с экраном полностью оставили в матовом исполнении (включая и сам экран)

image

Кнопки немного выступают над нижним краем, учитывая что одна из них кнопка включения устройства, есть вероятность случайного включения при транспортировке устройства в сумке или кармане одежды, даже не взирая на использование всяческих тряпичных чехлов.

Кстати, как это модно, чехла для транспортировки устройства в комплекте нет. Об этом вы должны позаботиться сами (если это актуально для вас).

В целом могу сказать, что сам корпус воспринимается как монолит, даже стык двух составных частей корпуса очень хорошо завуалирован аккуратной подгонкой. Отчасти этому помогает лаковая поверхность боковых поверхностей.

Я делал попытку разобрать устройство, но столкнулся с таким плотным соединением двух половин корпуса, что понял – разобрать устройство получится через деформацию пластикового корпуса, а этого мне делать не хотелось.

Именно поэтому мы до сих пор не получили снимки внутренностей этого видеорегистратора в обзорах, никто не хочет уродовать тестовый образец. Поэтому, на каком именно чипсете собран регистратор, я не понял. Да собственно мне это было и не важно, главное это результат. Скажем так, кому будет интересно устройство на топовой начинке с результатами как у средней модели, лучше если наоборот.
В одном из обзоров предположили, что внутри Ambrella A5.

Теперь перейдем к программной составляющей:

Меню

Основные пункты меню

image

Подменю 1 экран

image

Подменю 2 экран

image

Подменю 3 экран

image

Подменю 5 экран и два пункта основного меню

image

Отдельное меню доступа к библиотеке фото и видео файлов

image

Окно при работе устройства

image

Сообщение об экстренной записи

image

Как видно меню довольно простое, без сложных витиеватых премудростей. Приятным моментом стал обнаруженный пункт меню «Обновление прошивки», т.е. есть шансы получить обновление в случае обнаружения программных ошибок.
К примеру, некоторые видеорегистраторы не имели официальной возможности обновления прошивки, с другой стороны, некоторым из них этого и не требовалось.

Технические характеристики

Сразу скажу, что все подробности вы всегда можете узнать на официальном сайте Transcend

image

Первое, что сразу огорчает, это отсутствие видеосъемки со скоростью 60 кадров/сек. Пусть даже и не в полном разрешении. Мое мнение, что 30 кадров хорошо для городского движения со свойственным ему скоростным ограничением, но на скоростях около 110 км/час которые можно развивать на магистралях, этого не хватает для нужной плавности картинки, статические объекты относительно автомобиля (или движущиеся объекты относительно стоящего автомобиля) получаются смазанными и рваными. Лично я бы в таких ситуациях предпочел бы режим 720p но со скоростью 60fps.

Второе, это отсутствие встроенной в видеорегистратор памяти. Я объясню свою точку зрения по этому поводу.
Допустим (не дай бог, конечно), случилось ДТП и вам нужно отдать карту памяти сотрудникам ГИБДД, отдавать 16, 32 или 64 Гб карту? ))

Для подобной ситуации у меня в машине лежат дешевые карты на 2 Гб, таким образом, я могу скопировать нужный фрагмент видео с дорогой карты памяти во внутреннюю память, после этого вставить дешевую карту в регистратор и произвести обратную операцию. В результате я отдаю сотрудникам ГИБДД видео материал на дешевой карте и вдобавок у меня на руках остается и дорогая карта памяти и копия необходимого видео.

Конечно, можно решить данный вопрос с помощью смартфона с поддержкой карт памяти или аналогичного планшета, но это при условии, что они у вас есть! А если нет? 😉

Практика

Видеорегистратор, это такая штуковина, что лучше один раз увидеть пример видео, чем сто раз прочитать технические характеристики, а значит, несем весь скарб в машину.
В машине еще со времен прошлых регистраторов все сделано, меняются только регистраторы ))

Вот мой действующий регистратор, он устанавливается и снимается одной рукой

image

Мои ожидания увенчались успехом и Transcend DrivePro 100 зафиксировался «как родной», четко, без люфтов. Подключение кабеля питания также без сюрпризов. Опасения с кабелем у меня появились, когда один раз мне попался китайский вариант регистратора, у которого при стандартном mini-USB разъеме, была другая распайка плюса и минуса.

image

Убедившись, что с установкой DrivePro 100 все получилось, так как я и планировал, я установил сразу два регистратора, что бы потом можно было оценить разницу между старым и новым устройствами и понять, есть ли смысл такой замены.

image

Кстати возвращаясь к заметности устройства снаружи

image

И сама присоска больше обращает на себя внимание и серебристое кольцо у Transcend нарушает неприметность устройства в целом.

Результаты тестов

Из-за того что оба видеорегистратора не удалось выстроить на одной линии одно из изображений получилось смещенным правее. Но это не мешает увидеть разницу между старой моделью видеорегистратора и новой от Transcend.

image

QStar A5 City 720p 30fps

image

Transcend DrivePro 100 720p 30fps

DrivePro 100, как мне видится, дает немного более широкий угол, даже с учетом того, что QStar был немного смещен вправо.
Экспозицию у Transcend стоит подкорректировать в минус от заводского значения, обратите внимание на светофоры. Зато небо получилось без проводов – мечта фотографов ))

Кстати У QStar нет коррекции экспозиции.
Но лично я не вижу смысла использования у Transcend режима 720p 30fps.

image

QStar A5 City 1080p 30fps

image

Transcend DrivePro 100 1080p 30fps

В данном случае режим 1080p у DrivePro 100 выглядит выигрышным как по экспозиции, так и по реально большему углу, чем у старой модели регистратора, в котором больший формат имеет ограничение в плане широкого угла.

Дополнительно я проверил работу DrivePro 100 в качестве тылового регистратора, закрепив его на заднем стекле. Условия съемки были более сложные. Во-первых, заднее стекло более грязное, чем лобовое, а во вторых начало темнеть и контраст местами был очень сильный.

image

Transcend DrivePro 100 1080p 30fps тыловая съемка

Тестовые видеоролики:

QStar A5 City 720p 60fps

Transcend DrivePro 100 720p 30fps

QStar A5 City 1080p 30fps + оригинальный звук

Transcend DrivePro 100 1080p 30fps + оригинальный звук

Transcend DrivePro 100 1080p 30fps — дождь

Transcend DrivePro 100 1080p 30fps – тыловая съемка

Transcend DrivePro 100 1080p 30fps – ночная съемка

Довольно неплохой уровень ночной съемки в городских условиях при наличии дополнительного освещения, идеальной четкости не наблюдается, но картинка ясная и большую часть деталей можно разобрать без проблем. Так что если не стоит задачи фиксации чьих-то номеров безлунной ночью в поле, вполне годится.

В итоге, при просмотре результатов тестов Transcend DrivePro 100 и дальнейшем сравнении со своим регистратором, я сделал вывод, что мне имеет смысл обновить свой, особенно учитывая, что в случае использования Transcend, для этого вообще ничего переделывать не нужно, достаточно к старому креплению и проложенному usb кабелю подключить новый регистратор!

Фирменную программу для просмотра видео на компьютере, которая доступна на сайте Transcend, я не стал включать в обзор, потому что смысла в ней нет никакого. Редактировать (резать файлы) она не умеет, а просматривать видео можно и с помощью Media Player Classic.

Порадовал тот факт, что просмотр видео с регистратора на смартфоне (FLY IQ446) не вызвало никаких проблем! MX Player с программным декодером легко справился с данным форматом 1080p. Это может пригодиться для более качественного (чем на самом регистраторе) просмотра видео в полевых условиях.

Цена вопроса

Естественно это основной вопрос при выборе любого девайса.

На момент написания обзора цена на видеорегистратор Transcend DrivePro 100 по Яндекс Маркету варьировалась в диапазоне 6490 – 7200 рублей. Например, за 6490 рублей можно купить в Юлмарте 😉

Также учитываем наличие в комплекте поставки карты памяти объемом 16Гб, которых при максимальном качестве видео будет хватать обычному автомобилисту в городских условиях. Если вычесть стоимость карты, я предполагаю рублей 600, то сам видеорегистратор получается уже 5900 рублей. Это выходит дешевле, чем мне обошелся QStar A5 два года назад. И это с учетом нынешней экономической обстановки в стране, когда много чего и так подорожало в среднем в 1.5 раза.

Так что, дорого это или не дорого на сегодняшний день — решать вам самим.

Подводя черту

Итак, кратко о выше обозначенных плюсах и минусах.

— Комплект поставки полностью готовый к эксплуатации сразу из коробки (купил, быстро поставил и поехал)
— Есть вариант поставки с крепежом на двухстороннем скотче
— Надежная конструкция корпуса видеорегистратора
— Приличная стеклянная оптика в этом ценовом сегменте и собственно сам результат видеосъемки

— Комплект поставки не включает сразу два типа крепежа как у некоторых производителей
— Нет встроенной памяти для сохранения нужного фрагмента видеосъемки

  • Transcend DrivePro 100
  • Видеорегистратор
  • 1080p
  • Transcend Information Inc
  • Аксессуары для автомобиля
  • автомобильные видеорегистраторы
  • Блог компании Кибермаркет Юлмарт
  • Видеотехника
  • Автомобильные гаджеты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *