Как убрать страховку в s7
Перейти к содержимому

Как убрать страховку в s7

  • автор:

Как отказаться от оплаченной страховки на время перелёта?

Вы можете отменить оплаченный страховой полис «На время перелёта» до начала срока страхования — то есть до даты и времени первого перелета. После начала срока страхования отменить страховой полис нельзя.

Для того чтобы отказаться от оплаченной страховки «На время перелёта», найдите в личном кабинете нужный заказ, в информации о заказе найдите блок «Страховки» и нажмите кнопку «Вернуть». После отмены вам вернётся стоимость страховки.

Полезная покупка: как авиакомпании продают страховку своим пассажирам

Помимо обязательного страхования, которое включено в стоимость перевозки, пассажиры российских авиакомпаний могут приобрести и дополнительную страховку: от потери багажа или, к примеру, опоздания на стыковочный рейс. Перевозчики продают эти услуги на собственных сайтах, интегрируя соответственные инструменты в системы бронирования, хотя это и не приносит им большого дохода. На механизм покупки влияет как дизайн виджетов, так и поведенческие модели аудитории, разбирался «АвиаПорт».

АвиаПорт.Ru

На растущем рынке
Крупнейшие российские авиакомпании — «Аэрофлот», «Россия», S7 Airlines, «Победа», «Уральские авиалинии» — сотрудничают по программам добровольного страхования пассажиров с ОАО «Альфастрахование». Скорее исключением из правила является авиакомпания «ЮТэйр», развивающая партнёрские продажи со Страховым обществом «Сургутнефтегаз». Среди каналов продаж «Альфастрахования» не только авиакомпании. «Компания развивает онлайн-продажи в партнёрстве с авиакомпаниями и крупнейшими онлайн-тревэл агентствами, продаёт через их сайты страховки от невыезда, потери и порчи багажа, отмены рейсов и страхование путешественников», — объясняют представители страховщика.

По данным страховой компании, российский рынок добровольного страхования в целом растёт. «Продажи через онлайн-трэвел агентства (ОТА) выросли на 32%, через авиакомпании — на 30%. При этом сокращение прямых офлайн продаж через, например, кассы за 2016 г. достигает 20-30%», — комментируют ситуацию в «Альфастраховании». «В среднем же, по данным страховщика, на страховые продукты обращают внимание 15-30% пассажиров, бронирующих билеты онлайн», — констатируют там.

Факторов роста несколько. Первый связан с «разовым» перераспределением в 2016 году клиентов между сегментами организованного и самостоятельного туризма — из-за невозможности купить тур в Турцию и Египет, многие выбрали для отпуска Сочи и Крым», а по внутрироссийским направлениям доля самостоятельных путешественников гораздо выше. Два других обусловлены «увеличением в 2016 году у большинства авиакомпаний доли собственных продаж» и продолжающимся перетоком покупателей в онлайн. Однако необходимо учесть, что некоторая часть от роста продаж через каналы авиакомпаний связана с перераспределением пассажиропотока «Трансаэро» (с ОАО «Альфастрахование» не сотрудничала — «АвиаПорт») между другими игроками отрасли.

Что касается прогнозов, то в следующем году, ожидают в «Альфастраховании», «если не произойдёт новых потрясений на макроэкономическом уровне и в туриндустрии», в партнёрских онлайн-продажах будет наблюдаться положительная динамика.

Много не заработаешь, но и не потеряешь
Участники рынка не комментируют финансовые показатели своих партнёрских продаж, ссылаясь на закрытость информации. В «Альфастраховании» отметили, что связаны соглашениями с перевозчиками. «С финансовой точки зрения для авиакомпаний этот бизнес не очень заметен, поскольку доля доходов от реализации страховых продуктов в общей выручке перевозчиков очень мала, и составляет лишь доли процента. Для ОТА, чей бизнес состоит лишь в продаже билетов, отелей и иных туристических услуг, страховые продукты играют значительно большую роль», — делится наблюдениями страховщик.

Из опрошенных «АвиаПортом» авиакомпаний данными смогли поделиться только в «ВИМ-АВИА». Там рассказали, что в августе 2016 года доля сборов от покупки страховых продуктов в выручке авиакомпании составила лишь 0,06%, а из пассажиров, купивших билет на сайте, 34% воспользовались страховыми услугами. В среднем, утверждают в «Альфастраховании», цифры ниже: на страховые продукты обращают внимание от 15% до 30% пассажиров, бронирующих билеты онлайн.

Продуктовая линейка
«Альфастрахование» предлагает пассажирам своих партнёров несколько продуктов: страхование на случай отмены поездки, страхование от потери багажа и страхование от опоздания на стыковочной рейс. Страховые продукты покупают в основном «люди, свободно лавирующие в океане интернета, знающие, как самостоятельно найти все самое лучшее для своего путешествия», — так характеризует свою аудиторию руководитель управления партнёрских онлайн-продаж «Альфастрахования» Кирилл Тихонов. «Свыше 95% страховых продуктов для пассажиров занимают риски, связанные с заботой путешественника о своей жизни, своём времени и деньгах. Основные драйверы покупки клиентами страховой защиты в момент приобретения услуг путешественником — это желание обезопасить свой перелёт, багаж, получить уверенность в выплатах при задержке, отмене рейса, или отмене поездки по личным причинам», — объясняет он.

По словам К.Тихонова, проводимые компанией опросы показывают, что более 75% пассажиров приобретают страхование на время перелёта осознанно, чётко понимая ценность получаемых бенефитов и выгод. «Времена, когда люди не читали правила и условия страхования, канули в лету. Наш клиент избирательно и требовательно подходит к наполнению страховых продуктов и условиям выплат», — говорит менеджер.

Представители Страхового общества «Сургутнефтегаз» не ответили на запрос с просьбой подробно рассказать о своей продуктовой корзине. Согласно информации на сайте авиационной и страховой компаний, проект называется «Безоблачный перелёт» — услуга включает только дополнительное страхование от несчастного случая.

Тариф «страховой»
Приобрести дополнительные страховые продукты в ходе покупки билета сейчас можно на сайте всех крупных российских перевозчиков. Этот же функционал, разумеется, предлагают клиенту ОТА, но объем продаж страховых продуктов через системы бронирования билетов на сайтах авиакомпаний растёт, в то время как доля ОТА на рынке снижается — это общий тренд в отрасли, считают в «Альфастраховании». «Авиакомпании чуть позже вступили на рынок онлайна и сейчас стремительно отвоёвывают своё место в этом секторе, развивая функционал и интерфейсы своих сайтов, оптимизируя взаимоотношения с агентами. ОТА, априори являясь более гибкими структурами, стараются достичь успеха в части клиентского сервиса и расширяют перечень предоставляемых дополнительных услуг для клиентов — те же страховки, например», — рассуждает К.Тихонов. «Это взаимно обогащающее соревнование, победителем в котором всегда будет клиент», — констатирует он.

На сайтах пяти российских авиакомпаний («Аэрофлот», «Победа», «Уральские авиалинии», «ВИМ-Авиа», S7 Airlines, «ЮТэйр» — их виджеты удалось исследовать «АвиаПорту») при покупке билета ставится по умолчанию специальная метка, означающая, что пассажир согласен на их приобретение. Метку можно убрать, механизмы у разных игроков устроены по-разному.

У всех перевозчиков, кроме «Аэрофлота», который интегрировал виджет на платёжную страницу, продажа услуг страхования ведётся на этапе, предшествующем оплате путешествия. На сайте S7 Airlines дизайн виджета необычный — пассажиру необходимо не снять метку, а удалить услугу, кликнув на значок «корзина» в правой части экрана. Стоит отметить, что S7 предлагает своим пассажирам три пакета на выбор, стоимость которых варьируется от 199 до 710 рублей. Пакеты различаются по объёму возможных страховых выплат, по умолчанию выбран самый дешёвый — за 199 рублей.

К.Тихонов рассказывает, что дизайн соответствующих виджетов всегда определяет партнёр — будь то авиакомпания или онлайн-трэвел агентство. «Это всегда их вотчина, — говорит К.Тихонов, — возможность проявить свои лучшие качества как профессионалов отрасли. Мы же всегда помогаем нашим партнёрам построить максимально удобный и, следовательно, максимально конверсионный функционал, используя наш большой и, определённо, уникальный опыт запуска более 50 онлайн-тревел проектов», — заключает он.

Добровольно-непринудительно
Необходимо разделять обязательное страхование и добровольное, условия при покупке которого принимаются по усмотрению покупателя, напоминают юристы и просят внимательно вчитываться в условия покупки авиабилетов. Существуют и механизмы, которые позволяют пассажиру отказаться от покупки уже после оплаты, говорит адвокат адвокатского бюро «Казаков и Партнёры» Наталья Бокова. «Если так случилось, что билет уже приобретён, а страховка не нужна, клиент имеет право написать заявление на отказ от этой услуги с возвратом денежных средств, причём необходимо писать как в адрес страховой компании, так и в адрес компании, которая реализует билеты», — объясняет Н.Бокова.

Напомним, что в начале года было принято решение Центробанка России, указывающее, что клиент имеет право отказаться от приобретённой добровольной страховки в течение пяти рабочих дней с момента подписания договора (то есть с момента покупки авиабилета). Однако пассажир уже не сможет вернуть свои деньги после перевозки, поскольку договор вступил в силу.

Впрочем, в «Альфастраховании» утверждают, что компания и её партнёры обращались к подобной практике возврата и раньше: пассажиру, в случае неосознанной покупки продукта, даётся время на то, чтобы обдумать все ещё раз.

Над авиакомпаниями сгущаются галочки

Продажа страховок «по умолчанию» привлекла внимание ЦБ

Как выяснил “Ъ”, служба ЦБ по защите прав потребителей рекомендовала авиакомпаниям отключить на своих сайтах автоматическое согласие пассажиров на покупку страховки при приобретении билета. Сейчас автоматическое согласие предусмотрено почти у всех перевозчиков, стоимость полисов составляет 300–600 руб. Перевозчики отмечают, что продажа допуслуг — значительная составляющая их неавиационных доходов и обычно не вызывает нареканий. Объем рынка авиастрахования пассажиров источники “Ъ” оценивают в 2–5 млрд руб. ежегодно, из которых перевозчикам достается «существенная часть».

Выйти из полноэкранного режима

Билеты российских авиакомпаний очистят от дополнительных страховых услуг

Развернуть на весь экран

Билеты российских авиакомпаний очистят от дополнительных страховых услуг

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, служба по защите прав потребителей ЦБ рекомендовала перевозчикам отключить на своих сайтах предустановленное согласие на страхование при покупке билетов. Такая рекомендация содержится в протоколе (есть у “Ъ”) по итогам мартовского совещания с представителями перевозчиков, страховых компаний и Роспотребнадзора.

В частности, представители ЦБ отметили «негативный информационный фон, связанный с предустановленным согласием» на страхование, а также небольшой «размер страховой премии, который не мотивирует потребителей на возврат полиса и маскирует проблему».

Кроме того, автоматическая галочка на страховке, сказано в протоколе, создает риски заключения договора без его предварительного изучения.

В Роспотребнадзоре уточнили, что вынесли за прошлый год 82 предостережения транспортным компаниям за «автоматические страховки» и направили в суд 12 исковых заявлений «о защите интересов неопределенного круга лиц» из-за навязывания страховок. «Из негативных моментов подчеркнуто, что страховые организации при рассмотрении рекомендаций службы ЦБ ограничиваются формальным подходом и ответом»,— говорится в тексте.

На встрече присутствовали представители «Ингосстраха», СОГАЗа, СК «Согласие», «АльфаСтрахования», которые заверили, что жалоб от самих потребителей «практически нет». Страховщики предложили «сосредоточиться на судебных делах и действовать в соответствии с решениями высших инстанций», отмечая, что предустановленное согласие «является публичной офертой, а оплата услуги — акцептом».

У всех крупнейших перевозчиков услуга страхования автоматически добавляется при покупке билета: от 300 руб. у S7 до 630 руб. у «Аэрофлота».

«Уральские авиалинии» автоматически включают в билет сразу три услуги на 989 руб.: страхование (290), питание (399) и «Врач Онлайн» (300). В компании не стали комментировать рекомендацию ЦБ, но признались, что «единичные» негативные отклики на услугу были. «Если клиент решил вернуть деньги, а рейс еще не вылетел — возвращаем в 100% случаев»,— говорят в пресс-службе. Там отметили, что продажа страховок — одна из статей неавиационных доходов, и «из года в год становится популярнее». Другие авиакомпании “Ъ” не ответили.

Прямое умножение числа пассажиров на среднюю цену страховок дает сборы почти в 40 млрд руб. Но источники “Ъ” на рынке указывают, что реальный объем страхования составляет 2–5 млрд руб. Комиссия, которую получают перевозчики, «весьма существенная», говорят два собеседника “Ъ” в страховых компаниях, не уточняя ее размеров. В целом для зарубежных лоукостеров доля неавиационных доходов в общей выручке составляет до 40%, у «Победы» — до 30%, у традиционных перевозчиков — до 10%, отмечает аналитик по транспорту Елена Сахнова. На первом месте у традиционных компаний — оплата перевеса багажа и покупка товаров на борту, а у лоукостеров — выбор мест и питание. Еще один собеседник “Ъ” со ссылкой на данные одной из крупнейших систем бронирования указывает, что из всех допуслуг пассажиры в 2022 году оплачивали выбор места в 63% случаев, багаж — в 16%, страховки — в 13%, питание — менее чем в 3%.

Практика показывает, что суды признают сборы за страховки незаконными и встают на сторону клиента, отмечает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Однако он подтверждает, что большинство недовольных клиентов не доходят до судебного разбирательства «из-за 500 рублей».

Объединение в ближайшие дни планирует обратиться в Росавиацию и рекомендовать запретить перевозчикам автоматически включать страховку в билеты.

Страховки на собственных сайтах авиакомпании начали активно вводить в 2015 году, и сейчас они есть у всех крупных перевозчиков, отмечает главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин. Иностранные авиакомпании, по его словам, включают опцию в билет гораздо реже. Главная проблема автоматического включения страховки, считает он, в том, что убрать ее обычно можно только не очевидным в плане интерфейса способом: «Некоторые пассажиры могут думать, что обязаны заплатить». Для перевозчиков продажи страховок высокомаржинальны, добавляет господин Шатилин. «Не все изучают 100 страниц договора страхования, покупая билет с предустановленной галочкой, и потом сталкиваются со сложностями при доказывании для получения компенсаций»,— отмечает он. Например, пассажирам бывает сложно доказать, что задержка рейса произошла по вине авиакомпании.

Как ЦБ начал решительную борьбу с банковским мисселингом

Руководитель департамента страхования пассажиров «АльфаСтрахования» Дмитрий Мигачев возражает, что при задержке рейсов программа автоматически отправляет пассажиру уведомление с размером компенсации и ссылкой на ее получение. В общем количестве выплат компенсации за задержки рейсов лидируют с большим отрывом, говорит он. При перелетах внутри России пассажир может потребовать от авиакомпании только штраф в 25 руб. за час задержки прибытия в аэропорт назначения и неустойку в 3% от стоимости билета. Страховщики, как правило, предоставляют защиту только на случай длительной задержки (в «АльфаСтраховании» — от 3–4 часов), поясняет он: «Зато выплата выше — от 500 до 1 тыс. руб. за каждый час». За год страховщик отмечает десятки тысяч страховых случаев задержки вылета.

  • Газета «Коммерсантъ» №62 от 11.04.2023, стр. 1
  • Айгуль Абдуллина подписаться отписаться
  • Авиарынок России и мира подписаться отписаться

Положены ли выплаты, если путешественник без страховки попал в авиакатастрофу?

Аватар автора

Когда покупаю железнодорожные и авиабилеты, на сайте перевозчика мне постоянно предлагают страховку. Я от нее всегда отказываюсь.

Но что будет, если пассажир не купил полис и произошла железнодорожная или авиакатастрофа? Неужели никакие выплаты не положены?

Аватар автора

В России в стоимость билета всегда входит обязательная страховка пассажиров. Поэтому в случае ЧП все, кто путешествует самолетом, поездом или автобусом, могут рассчитывать на выплату.

А вот страховка, которую вам предлагают купить вместе с билетом, — дополнительная. Покупать ее необязательно.

Письма о путешествиях и эмиграции

Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности

Что говорит закон об обязательной страховке пассажиров самолетов, автобусов и поездов

Авиакомпании, РЖД и даже предприятия, которые перевозят пассажиров на автобусах, трамваях и троллейбусах, обязаны страховать жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Отказаться от такой страховки пассажиры не могут: она уже входит в стоимость билета. Хотя часто люди об этом не знают.

Перевозчик обязан информировать пассажиров о страховой компании и условиях договора: на своем сайте, в объявлениях в транспорте и кассах, на билете или другим способом. Например, я нашла данные об обязательном страховании на сайтах «Аэрофлота», Nordwind Airlines, Smartavia и РЖД.

Не страхует свою ответственность только метрополитен. Но если пассажир пострадал во время поездки, он может обратиться к перевозчику, и тот обязан выплатить компенсацию.

Если в поездке с пассажиром что-то случится, он или его родственники смогут получить выплату:

  1. до 2 250 000 ₽, если пассажир умер или получил серьезный вред, который мог привести к смерти;
  2. до 2 000 000 ₽, если здоровью пассажира причинен вред, но не такой сильный, как в предыдущем случае;
  3. до 23 000 ₽, если пострадало имущество пассажира.

Это максимальные суммы, установленные частью 2 статьи 8 закона № 67-ФЗ. В реальности выплата может быть меньше: она зависит от того, насколько серьезный ущерб получил пассажир или его багаж.

В законе не уточняют, какими могут быть страховые случаи. Но в договорах страхования указано, что выплата не положена в случае ядерного взрыва, воздействия радиации, военных действий и маневров, гражданской войны, народных волнений или забастовок.

Бывает, что страховые компании отказывают пассажирам в выплатах, хотя страховка покрывает случай. Тогда людям приходится доказывать свою правоту в судах.

Например, житель Омска упал в троллейбусе и сломал несколько ребер. Он обратился в компанию «Согаз», где была застрахована ответственность перевозчика. Но ему отказали в выплате. Страховщик сказал, что мужчина получил травму по собственной неосторожности.

Пассажир обратился в суд. Он потребовал взыскать с компании «Согаз» страховое возмещение — 280 000 ₽, компенсацию морального вреда — 30 000 ₽. Еще истец потребовал неустойку. Он подсчитал, что на 21 октября 2020 года ему должны 1 022 000 ₽ — по 2800 ₽ за каждый день просрочки выплаты. Также он просил взыскать штраф за отказ вернуть деньги добровольно.

Суд удовлетворил требования частично. Взыскал со страховой компании возмещение — 280 000 ₽, компенсацию морального вреда — 10 000 ₽, неустойку — 100 000 ₽.

Еще суд обязал компанию выплатить неустойку — 2800 ₽ за каждый день просрочки — с 22 октября 2020 года до момента возврата денег. Но постановил, что она не может быть больше 1 720 000 ₽. И взыскал штраф — 195 000 ₽. Апелляция и кассация

оставили решение суда первой инстанции в силе.

Нужна ли дополнительная страховка

Многие перевозчики предлагают пассажирам купить дополнительную страховку. Часто такие полисы включают риски, которые и так входят в обязательное страхование, например пропажу и повреждение багажа, получение травмы в аэропорту, по дороге к самолету и на борту.

У дополнительного полиса может быть больше сумма покрытия. К тому же в него могут входить риски, которые обязательная страховка не покрывает. Например, длительная задержка рейса, багажа и невылет.

Риски и размер покрытия зависят от страховой компании и сайта, где человек купил билет. Но часто компании указывают на сайтах максимально возможную выплату, чтобы пассажиры охотнее приобретали дополнительные страховки. А после страхового случая клиенты получают небольшие суммы. Поэтому надо внимательно читать договор. Там прописано, когда положена выплата, как ее считают и какие есть исключения.

Какие условия дополнительных страховок предлагают популярные перевозчики

РЖД предлагает на выбор несколько страховых компаний. Например, в «Согазе» можно оформить страхование жизни и здоровья за 150 ₽ с выплатами до 1 500 000 ₽. В «Альфастраховании» — застраховаться:

  • от несчастных случаев и болезней;
  • пропажи или гибели багажа;
  • задержки прибытия в пункт назначения;
  • невозможности совершить поездку;
  • опоздания на посадку;
  • потери стыковки.

Стоимость полиса «Альфастрахования» — 200 ₽, размер выплаты зависит от страхового случая.

У «Аэрофлота» страховки отличается на разных направлениях. Например, при перелете из Абакана в Благовещенск медицинская страховка будет стоить 368 ₽, а полетная — 840 ₽. А для рейса из Москвы в Читу придется заплатить 414 ₽ за медстраховку и 880 ₽ за полетную. В стоимость входят онлайн-консультации врачей, покрытие медицинских, транспортных и других расходов в путешествии, в том числе связанных с COVID-19. А еще — защита жизни и здоровья на сумму до 50 000 $⁣ ( 4 578 754 ₽).

В полетную страховку включены:

  • выплата до 20 000 ₽ при задержке рейса от 4 часов;
  • защита жизни и здоровья до 1 000 000 ₽ при госпитализации с COVID-19;
  • защита от несчастных случаев во время перелета на сумму до 3 000 000 ₽;
  • расширенная защита багажа до 90 000 ₽.

У «Победы» среди дополнительных опций есть страхование на время полета — от 449 ₽, полис на случай отмены поездки — от 229 ₽, медицинское страхование в России — от 68 ₽ в день, за рубежом — от 124 ₽.

Страхование на время полета предусматривает:

  • повреждение багажа — он застрахован на 60 000 ₽;
  • отмену и задержку вылета от 4 часов с компенсацией до 7000—8000 ₽ ;
  • задержку выдачи багажа от 4 часов с компенсацией до 10 000 ₽;
  • потерю документов — в этом случае компенсируют расходы на 4000 ₽;
  • несчастные случаи с компенсацией до 1 300 000—1 500 000 ₽ .

Медицинское страхование покрывает:

  • расходы на лечение до 1 500 000 ₽ в России и 35 000 €⁣ ( 3 493 662 ₽) в других странах;
  • транспортные расходы на проезд в медицинское учреждение и обратный перелет;
  • экстренные расходы на стоматологию и связь;
  • службу поддержки клиентов 24 / 7.

Размер выплат по полису в случае отмены поездки зависит от стоимости страховки. Например, если полис стоит 279 ₽, он покрывает риски на 5000 ₽. А если 999 ₽ — до 30 000 ₽.

Nordwind Airlines предлагает полис за 349—499 ₽ . Он предусматривает:

  • потерю и порчу багажа на сумму до 45 000 ₽;
  • задержку и отмену рейса от 4 часов с выплатами до 10 000 ₽;
  • страхование жизни и здоровья до 700 000 ₽.

У S7 Airlines в процессе бронирования можно выбрать три варианта страховки. Так, за 584 ₽ авиакомпания предлагает оформить полис на время перелета.

  • задержку рейса от 4 часов — на выплаты заложено 6000 ₽;
  • утрату или повреждение багажа с суммой покрытия до 60 000 ₽;
  • утрату документов — до 6000 ₽;
  • юридические консультации — до 70 000 ₽;
  • ущерб жизни и здоровью — до 600 000 ₽;
  • повреждение имущества, например ноутбука, — до 25 000 ₽;
  • медицинские услуги — до 600 000 ₽.

Можно отдельно оформить медицинскую страховку. Она покроет риски, в том числе связанные с карантином или госпитализацией с COVID-19. Ее стоимость зависит от маршрута. Например, при перелете из Калининграда в Уфу придется заплатить 729 ₽.

Еще есть страховка путешественника. На том же маршруте она будет стоить 1039 ₽. В полис включены:

  • компенсация при отмене поездки;
  • медицинские и транспортные расходы;
  • страхование от несчастных случаев;
  • компенсации при отмене или задержке рейса;
  • страхование багажа.

В Smartavia за 439 ₽ можно оформить страховку, которая предусматривает выплаты в случае:

  • задержки выдачи багажа от 12 часов — до 10 000 ₽;
  • повреждения или потери багажа — до 40 000 ₽;
  • несчастных случаев — до 500 000 ₽;
  • задержки рейса длительностью от 4 часов или отмены — до 6000 ₽.

Utair предлагает страховку за 299 ₽ за каждый участок перелета. Она покрывает отмену или задержку рейса от 3 часов на сумму до 10 000 ₽, несчастные случаи до 200 000 ₽, госпитализацию с COVID-19 — до 24 000 ₽.

Такие полисы действуют в течение одной поездки. Они работают не раньше чем за полчаса до отбытия самолета, поезда или автобуса. Срок действия заканчивается самое позднее через час после доставки в пункт назначения или в момент, когда пассажир покинул вокзал или аэропорт.

Что положено пассажиру без дополнительной страховки

Не всегда есть смысл покупать дополнительный полис. Например, если пассажир не смог улететь из-за болезни и подтвердил это справкой от врача, по закону ему все равно должны выплатить полную стоимость даже невозвратного билета. То же самое, если перевозчик отменил рейс. О том, кто еще имеет право получить назад полную стоимость невозвратного билета, я рассказывала в другой статье в Тинькофф Журнале.

Еще даже незастрахованный пассажир может рассчитывать на компенсацию, если авиакомпания потеряла или повредила багаж. А если багаж привезли с опозданием, воздушный кодекс обязывает перевозчика уплатить штраф — 25% минимального размера оплаты труда, МРОТ, за каждый час просрочки, но не больше половины стоимости билета.

Загвоздка в том, что для таких расчетов берут МРОТ, равный 100 ₽. В результате за 24 часа просрочки можно получить только 600 ₽. В Тинькофф Журнале есть подробная статья об этом.

Если нет страховки, за задержку рейса выплаты в России небольшие. Штраф — всего 25 ₽ в час, но не больше половины стоимости билета. Неустойка — 3% от стоимости перелета за каждый час опоздания, но не больше стоимости билета. Но в случае задержки более двух часов всем пассажирам должны предоставить напитки, более четырех часов — горячее питание, более восьми часов днем или шести ночью — бесплатный номер в гостинице.

Если вы хотите оформить дополнительную страховку, необязательно покупать полис, который перевозчик предлагает на своем сайте. Можете выбрать другую страховую компанию и оформить полис там.

Может ли перевозчик навязывать покупку дополнительной страховки

Перевозчик должен включить в стоимость билета обязательную страховку. А вот добавить к стоимости дополнительный полис без возможности отказаться от него не имеет права. Иначе он нарушит подпункт 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей, поскольку это будет считаться навязанной услугой.

Некоторые компании заранее ставят галочку возле дополнительной услуги «Медицинская страховка» или «Полетная страховка». И хотя у пассажира есть возможность ее отменить, это все равно можно расценивать как навязывание услуг.

Тогда пассажир может пожаловаться в Роспотребнадзор. Это можно сделать через сайт ведомства, лично или заказным письмом по Почте России. Адреса управлений Роспотребнадзора в регионах есть на сайте ведомства.

Чтобы подтвердить факт нарушения, сделайте скриншот страницы с навязанной услугой и приложите его к заявлению. Важно, чтобы это был официальный сайт компании, а не сторонний ресурс.

Например, в 2022 году Роспотребнадзор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД». Ведомство требовало прекратить навязывание договоров страхования при покупке билетов на поезда.

Роспотребнадзор провел мониторинг на сайте РЖД и выяснил, что при покупке билета через интернет согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования проставляется автоматически. А это навязывание дополнительной платной услуги.

Суд согласился, что перевозчик не вправе навязывать дополнительные услуги. Но указал, что скриншоты, которые подтверждают нарушения, сделали не на сайте РЖД, а на стороннем портале ufs-online.ru. И поскольку Роспотребнадзор не доказал принадлежность этого сайта ОАО «РЖД», в исковых требованиях отказал

Что в итоге

Обязательное страхование пассажиров уже входит в стоимость билета на поезд, самолет и автобус. Если во время поездки произойдет транспортная катастрофа, пассажир или его родственник может рассчитывать на выплату.

Покупать дополнительный полис, который предлагают авиакомпании и РЖД, необязательно. Но вы можете это сделать, например, если хотите подстраховаться на случай задержки рейса или багажа. Хотя по закону небольшие выплаты за это положены и так.

Дополнительную страховку не обязательно брать на сайте перевозчика. Вы можете купить ее напрямую в любой страховой компании.

Если при покупке билета нет возможности отказаться от дополнительной страховки, это нарушение закона, и вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *