Все а что это такое
Перейти к содержимому

Все а что это такое

  • автор:

Все нововведения (бид‘а) – это дорога в Ад?

«Бид‘а — это всякое новопоявившееся, подобного чему не было ранее. В религии — это то новое, что не исходит из текста Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Бывает двух видов: новшество правильного направления (бид‘ату хадй), которое соответствует целям и задачам шариата, и новшество схождения с верного пути (бид‘ату доляль), которое явно противоречит целям и задачам мусульманских канонов»[1].

«Бид‘а — выдуманное направление в религии (в духовной или религиозной практике), похожее на канонически правильное. Цель его — излишне усердное поклонение Господу»[2] — такое определение бид‘а дает имам аш-Шатыби[3].

В одном из богословских словарей приводится следующий комментарий относительно бид‘а: «Бид‘а бывает похвальной (махмуда, хасана) и порицаемой (мазмума, сайиа). Обычно данный термин (бид‘а) употребляется в отрицательном значении как для характеристики того, что ведет к пренебрежению утвержденными религиозными нормами, так и характеристики тех норм, что введены сверх канонически определенных. В хадисе сказано: «Нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами] — это новшество (бид‘а), а всякое новшество — это схождение с правильного пути»[4]. В терминологии шариата бид‘а — это то, что не является сунной. Необходимо упомянуть слова великого ученого Ибн Хаджара: «Если нововведение подпадает под дозволенное шариатом (мустахсан), то оно называется похвальным (бид‘а хасана), а если подпадает под отвергаемое им, то называется порицаемым (бид‘а сайиа). Если не относится ни к одной из этих двух категорий, то является свободно дозволенным (мубах, то есть человек вправе поступать в соответствии с собственным выбором и по своему желанию)»[5].

Вот заключение известного богослова современности Юсуфа аль-Кардави, касающееся нововведений вообще и связанных с пятничной молитвой в частности: «Не все, что появилось после пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [в духовной, религиозной и научной практике], является отвергаемым нововведением. Мы хорошо знаем, что практика чтения второго азана к пятничной молитве была введена праведным халифом ‘Усманом ввиду расширения города и увеличения его населения. Также после Пророка мусульманскими учеными было создано и систематизировано большое количество религиозных и околорелигиозных наук, которые на первых порах преподавались в мечетях. Ни одно из этих нововведений не противоречило Божественным установлениям, переданным через пророка Мухаммада. Напротив, эти нововведения вращались вокруг оси Слова Божьего и служили практическому применению людьми Его законов. Все то, что не противоречит смыслу и призванию религии, не может быть осуждаемо и канонически отвергаемо. Из такого рода нововведений, связанных с пятницей, мы знаем, к примеру, чтение Священного Корана до призыва на пятничную молитву в некоторых арабских государствах и ва‘азы (религиозные уроки и назидания) в некоторых неарабских странах, проводимые до или после молитвы. Это было введено не в качестве фарда или сунны, но с целью укрепления веры и углубления знаний в обществе, не вступая в противоречие с постулатами веры и религиозной практики»[6].

Резюмируя сказанное, можно сделать следующее краткое заключение: если нововведение не противоречит канонам, способствует более полному раскрытию смысла религиозного учения и его ценностей, укреплению духовно-нравственных начал в обществе, то такого рода новшества похвальны. В остальных же случаях все новое в религии является ересью и категорически неприемлемо.

Тем же, чей разум взыщет более весомых аргументов, предлагаю подробный теологический анализ вопроса о бид‘а.

Исламские богословы едины во мнении, что новшество в религии (включающее в себя веру, духовность, религиозную практику и все то из обыденности, что имеет четкие границы, обозначенные Кораном или Сунной[7]) есть отклонение от истинного пути. Мусульмане в данных областях жизни, сохраняя богобоязненность и благочестие, должны остерегаться соблазна нововведений, ибо сказано в Священном Коране:

«У них есть некие боги (божества), канонизировавшие им то, что не разрешает Господь?! Если бы не Слово о разделении [земного и вечного, о том, что между преступлением и наказанием есть период времени на раздумье, на раскаяние, исправление], то между ними все [быстро] было бы разрешено. Поистине, тираны (очевидные грешники) [а язычники таковыми и являются] заслуживают болезненного наказания» (Св. Коран, 42:21);

«Не говорите ложно (лживо) языками своими, что «это — разрешено (халяль), а это — запретно (харам)» [выдумывая, предполагая, не зная что к чему, не имея прямых доказательств и тем самым] наговаривая ложь и клевету на Всевышнего. Поистине, те, кто лживо измышляет и клевещет в адрес Бога, не добьются успеха» (Св. Коран, 16:116).

Подтверждая коранические знамения, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто введет новшество в наше дело [в то, что имеет прямое отношение к религии и наследию заключительного Пророка], (выдумает нечто новое) из того, что не относится к нему [несопоставимо и вступает в противоречие][8], то оно [данное нововведение] неприемлемо (отвергаемо)»[9]; «Наилучшая речь [повествование] — это Книга Господа [Священный Коран], наилучшее направление [с множеством путей] — это завещанное Мухаммадом. Наихудшее из дел — это новоявленное [в религии], и всякое [подобное] новшество — заблуждение»[10].

Примеры еретических, строго порицаемых религиозных новшеств:

— добавление шестой обязательной молитвы (фард) к пяти ежедневным, определенным Господом;

— установление для себя обязательного дня поста, помимо определенных Священным Кораном или Сунной[11];

— поклонение Творцу посредством поста в дни, когда его соблюдение запрещено, например в день Праздника Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) или в течение четырех дней Праздника Жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам);

— принуждение себя к отказу от отдельных видов пищи, при котором это считается жертвой во имя Бога[12];

— чтение азана при захоронении покойника;

— предположение, что Ад не вечен;

— убеждение, что обитатели Ада не будут претерпевать физических мук и страданий, а наказанием их будет лишь позор, посрамление, моральная подавленность и печаль;

— протирание ног при омовении вместо мытья их водой, как это делают шииты, отвергая явную и достоверную сунну Пророка и исходя лишь из собственного толкования коранического аята;

— запрет на протирание ног (масх) поверх кожаных сапог («хуффейн» или «джаврабейн») при омовении, о чем говорят шииты, отрицая достоверную сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и т. д.[13]

Согласно единому мнению исламских ученых, в процитированных мной ранее аятах и хадисах подразумеваются именно такого рода религиозные новшества, нововведения.

Приведу пример из Сунны Божьего посланника. Однажды он, увидев человека, стоящего под лучами палящего солнца, поинтересовался, почему тот так поступает. Ему ответили, что этот человек дал Господу обет (назр) поститься, стоя под открытым небом, не укрываясь в тени. Узнав об этом, Божий посланник приказал мужчине присесть в тени и завершить обетованный пост[14].

«По поводу новшеств, связанных с обычаями и традициями народов, среди ученых существуют разногласия со времени смерти пророка Мухаммада. Некоторые заявляли, что любое нововведение, появившееся после смерти Пророка, неприемлемо, даже если это касается питания, одежды или жилья. Однако золотой серединой в данном вопросе является суждение, соответствующее общему духу веры, с учетом гибкости ее правовых принципов, их актуальному и современному звучанию во все эпохи, независимо от технического или интеллектуального прогресса, а именно: обычаи, традиции и бытовая практика (народов) не являются отвергаемыми новшествами в той степени, в какой они не вступают в очевидное противоречие с Кораном, достоверной Сунной Пророка и иджма‘»[15].

Теперь подробно рассмотрим один из главных хадисов, касающихся темы нововведений (бид‘а). В своей последней проповеди пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто будет жить после моей смерти [во все последующие века вплоть до Конца Света], тот станет свидетелем многих разногласий [миллионам, миллиардам, а тем более всему человечеству враз сложно будет прийти к единому мнению]. Обязанность ваша — это моя Сунна [путь, направление; именно достоверные мои высказывания и наставления будут способствовать вашему сплочению, помогут идти по жизни сообща] и Сунна [четырех] праведных халифов, которые будут [руководить вами, станут хорошим наглядным примером мусульманского благородства и благочестия] после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам], насколько возможно [в меру ваших сил и возможностей; держитесь и не отпускайте]. [И при этом] остерегайтесь новшеств [в религии]! Воистину, всякое нововведение [касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами][16] — это новшество (бид‘а), а всякое новшество — это схождение с правильного пути»[17].

Для лучшего понимания смысла приведенного хадиса обратимся к основной части обширного комментария из книги авторитетного богослова аль-Ханбали И. «Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикям. »:

«1. В хадисе Пророк призывает нас придерживаться его пути и пути праведных халифов, а это включает в себя следование их убеждениям, действиям и словам.

2. Имам Малик передает слова ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза: «Пророк, а также правившие после него халифы определили пути, приверженность к которым составляет руководство Книгой Господа, а это — сила в Его религии. Никто не вправе поменять, изменить их или следовать тому, что противоречит им. Кто сверяется с ними, тот идет по верному пути. Кто просит помощи у Всевышнего, следуя этим заветам, тому будет оказана помощь. Того же, кто предаст их забвению и не будет следовать пути мусульман, Творец передаст в руки тех соблазнов, которых он желал, а в жизни будущей его ожидает Ад».

3. «…А всякое новшество — это схождение с правильного пути». Под словом «бид‘а» подразумевается все, что появляется в религии внове и в основе своей не имеет ничего общего с нормами шариата, то есть если в Священном Коране и Сунне нет ничего, что прямо или косвенно указывало бы на это. Но все то, что имеет конструктивную взаимосвязь с мусульманскими канонами, не является тем религиозным новшеством (бид‘а), о котором (как явлении отрицательном) идет речь в упомянутом хадисе, и оно может называться новшеством (бид‘а) лишь с лингвистической точки зрения[18]. Такое новшество мы назовем словом «бид‘а» только по лингвистическому, но никак не по вкладываемому в него религиозному смыслу.

4. Для лучшего понимания отвергаемого новшества приведем следующий хадис. Кясир ибн ‘Абдулла передает: «Пророк говорил: «Кто введет (выдумает) новшество, сводящее с правильного пути, которым не будет доволен Господь и Посланник, на том — его грех, а также грех тех, кто последует этому новшеству; и грех [людей, следующих этому новшеству], который ложится на него, не освобождает их от греха [что лег на них за следование данному нововведению]» (св. х. имамов ат-Тирмизи[19] и Ибн Маджа)[20].

5. Имам аш-Шафи‘и говорил: «Нововведения (бид‘а) бывают двух видов: 1) нововведения, которые противоречат Священному Писанию — Корану, Сунне пророка Мухаммада, наследию сподвижников Пророка (эсар) и тому, в чем сошлись мнения ученых (иджма‘) — такого рода новшества есть ересь, отклонение от правильного пути; 2) то, что не противоречит перечисленному; в этом случае нововведение не является порицаемым новшеством»[21]. Говоря это, он исходил из общего понимания Корана и Сунны, а также из слов халифа ‘Умара, произнесенных им после утверждения в качестве обязательной (на уровне сунны) ежедневной молитвы Таравих (во время Рамадана) в мечети во главе с имамом[22]: «Насколько великолепно это новшество (бид‘а)!»[23].

Конечно, «соответствие» или «несоответствие» чего-либо нового в духовно-религиозной практике Священному Корану или Сунне, если нет прямого и однозначного аргумента (о чем я неоднократно упомянул в изложенном исследовании), каждым ученым рассматривается по-своему. Но когда проведена соответствующая работа (иджтихад), стремление к истине бескорыстно и компетенция человека достаточно высока (соответствующее богословское образование, личная практика и опыт других), то, как говорил Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует), «если ученый прав пред Господом, вынося решение (богословское заключение), он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов сделал все от него зависящее, но ошибся, то он получает одну степень вознаграждения»[24].

Все то новое, что вносится в религию и не увязывается с ее общепринятыми нормами (будь то основы веры и религиозной практики, а также каноны, связанные с повседневной жизнью и имеющие четкие формулировки в Коране и Сунне), пусть даже придумано-надумано это в качестве особого или дополнительного проявления набожности пред Богом, — оно отвергаемо, неуместно, неприемлемо (бид‘а сайиа).

Ответы на вопросы о нововведении (бид`а)

Не следовать мазхабу — это нововведение?

Мазхабы — это практическая инструкция следования Корану и Сунне[25], оформленная лучшими учеными-богословами первых столетий после Пророка, причем так, чтобы миллиардам верующих, работающих в самых разных (преимущественно не религиозных) областях жизни, оставалось лишь применить одну из четырех, точнее даже двух[26] форм религиозной практики, а не заниматься поиском ответов и рекомендаций среди тысяч аятов и сотен тысяч хадисов. Религиозные школы (мазхабы) систематизировали наследие заключительного Божьего посланника, что явилось также значительным облегчением для работы мусульманских богословов последующих столетий.

А потому делаем вывод: убежденное неследование мазхабу (с практической точки зрения) можно назвать порицаемым нововведением (бид‘а сайиа). В то же время к этой категории (к порицаемому нововведению) можно отнести и фанатичное, безоговорочное следование мазхабу, при котором отрицаются иные варианты практики Корана и Сунны.

Относится ли галстук к нововведениям? И почему президент Ирана и другие представители арабских государств не используют галстуки в своем гардеробе?

Термин «нововведение» как то, что порицаемо и отвергаемо в религии, относится к духовной и религиозной практике, к тому, что имеет четкие и ясные формулировки в Коране и Сунне. Стиль же одежды мусульманина или мусульманки не регламентирован религией, но в некоторой степени лимитирован — имею в виду общие положения этики и морали, прописанные Кораном или озвученные Пророком. К этому относятся, например: прикрытие определенных частей тела; приобретение одежды на честно заработанные деньги; отсутствие расточительности[27] и стремления походить на представителя противоположного пола. Из всего вышесказанного ясно, что галстук не относится к нововведениям в религии (бид‘а), никак не связан с этим каноническим термином.

Отдельные же представители некоторых арабских и иных мусульманских государств не используют галстук в своем гардеробе потому, что, как вы, наверное, могли заметить, предпочитают традиционную одежду, в которой рубашка не имеет необходимого для галстука воротника. Также многие из них редко носят костюмы, а если и носят, то надевают к соответствующей рубашке и галстук.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988.С. 104, 105.

[2] Цит. по: аль-Буты Р. Ас-саляфия [Саляфиты]. Дамаск: аль-Фикр, 1998. С. 146.

[3] Абу Исхак Ибрахим аш-Шатыби (умер в 1388 по григор.) — муфассир, факых маликитского мазхаба. Автор богословских трактатов «Аль-мувафакат фи усуль аль-фикх», «Аль-и‘тисам» и др.

[4] См.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 6. С. 443; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 504, хадис № 4607, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 1. С. 178, хадис № 5; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 755, хадис № 2681, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 104, хадис № 24; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 237, 245.

[5] См.: Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 32.

[6] См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 2. С. 203–205.

[7] Например, (1) основные условия для брака, (2) трехмесячный процесс развода или (3) четко определенные Кораном пропорции наследникам при распределении наследства покойного.

[8] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 379.

[9] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 819, хадис № 2697; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 6. С. 377, хадис № 2697; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4606, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 508, хадис № 8333, «сахих»; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 244, 245.

[10] Хадис от Джабира; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 335, хадис № 43–(867); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 1. С. 186, хадис № 10, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 106, хадис № 33.

[11] Желающий поститься во имя Господа может выбрать для добровольного поста любой день (кроме тех, в которые поститься канонически запрещено), но пост в такие дни не может быть обязательным (фард).

[12] Человек имеет полное право соблюдать диету ввиду состояния здоровья и согласно рекомендации врачей, но не превращая это в религиозный ритуал.

[13] См.: аль-Буты Р. Ас-саляфия. С. 146; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997.Т. 2. С. 1206.

[14] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и Ибн Маджа, «сахих».

[15] См.: аль-Буты Р. Ас-саляфия. С. 147, 148.

[16] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 148; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 104.

[17] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 504, хадис № 4607, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 1. С. 178, хадис № 5; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2681, «хасан сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 147, хадис № 158.

[18] Словом «бид‘а» в арабском языке обозначается все новоявленное.

[19] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 756, хадис № 2682, «хасан».

[20] Считаю уместным привести здесь смысл следующих двух достоверных хадисов:

(1) «Кто станет начинателем доброго дела в Исламе (благого обычая, суннатэн хасанатан, увязываемого каким-то образом с религией) [допустим, найдет некие новые формы, пути реализации духовно-нравственных, религиозных идей и ценностей] и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути [новой практике, нововведению, не вступающему в противоречие с канонами, а, наоборот, развивающему, раскрывающему их], при этом оно и им будет зачтено. [И так до Конца Света.]

Кто же станет родоначальником злого деяния, прикрываемого религией (дурного обычая, пагубного поступка, дискредитирующего религию; сунната шаррин, суннатэн сайиэтэн; выдумает окольные пути обхода либо оправдания запретного), которому последуют другие, тот [если не раскается и не исправится пред Богом] заслуживает наказания, которого будет достоин, а также наказания, которого достойны будут все те, кто последует этому плохому обычаю (новому религиозному «благо»-злодеянию) [и так до Конца Света], при этом и на них будет грех за совершение его (данного поступка) [по собственному волеизъявлению]». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 392, хадис № 69–(1017); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 165, 166, пояснение к хадису № 27–(1677); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 755, хадис № 2680, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 108, 109, хадис № 41; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 106, хадис № 210.

(2) «Грех бесправного убиения человека ложится не только на самого убийцу [в «объеме» подобном тому, как если бы убил он все человечество (см. Св. Коран, 5:32)], но и на того, кто явился родоначальником данного [страшного] преступления, — одного из двух сыновей прародителя Адама. Ведь именно он ввел в практику данную сунну (проложил тропу этому злодеянию)». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2286, хадис № 7321; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 448 и 455, хадис № 3335; там же. Т. 15. С. 234 и 238, хадис № 6867; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 109, хадис № 42.

[21] Цит. по: аль-Ханбали И. Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикям фи шарх хамсийна хадисэн мин джавами‘ аль-кялим [Собрание наук и мудростей в комментариях к пятидесяти хадисам]. В 2 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т . 2. С. 52.

[22] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) только иногда совершал молитву Таравих вместе с общиной в мечети. Делалось это им с той целью, чтобы данная молитва не была воспринята мусульманами в качестве обязательной (фард), а совершалась бы верующими как индивидуально, так и совместно, оставаясь сунной. Халиф ‘Умар во время своего правления, заметив в обществе несколько небрежное отношение к данной молитве, призвал правоверных совершать ее полностью (двадцать ракяатов) вместе с имамом в мечети.

[23] См.: аль-Ханбали И. Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикям фи шарх хамсийна хадисэн мин джавами‘ аль-кялим. Т. 2. С. 34–54.

[24] Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих».

[25] В этом контексте могу порекомендовать мою книгу «Мусульманское право 1–2».

[26] Двух, так как богословы ханбалитского и маликитского мазхабов зачастую солидарны в основных мнениях с учеными либо шафиитского, либо ханафитского мазхаба.

[27] «Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:27).

Русский

Наречие, местоименное, также предикатив; неизменяемое.

Корень: -вс-; суффикс: [Тихонов, 1996] .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. разг.всегда, всё время, постоянно ◆ Не всё коту масленица. Поговорка ◆ И вот заходит ко мне в буфет молодой человек, даёт червонец, я сдачи ему восемь с полтиной. Потом другой ⟨…⟩, пожилой. Третий, четвёртый. Я всё даю сдачи. А сегодня стал проверять кассу, глядь, а вместо денег — резаная бумага. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», роман в 2-х частях. — Часть первая. — Глава 18. „Неудачливые визитёры“, 1928–1940 гг. [НКРЯ]
  2. разг.до сих пор ◆ Ревём мы полчаса, час, а парома всё нет. А. П. Чехов, «Из Сибири», сборник путевых очерков. — I, 1890 г. [Викитека]
  3. разг.только, лишь, именно ◆ Это всё Вы виноваты. Дайте ручку, обе — и прощайте пока. И. А. Гончаров, Письма, 1842–1859 гг. [НКРЯ]
  4. предик. , разг.достаточно, довольно, хватит, конец, кончено ◆ Запросто при торможении автобуса могло закинуть под колёса — и всё ! Наталья Склярова, «Казаки-разбойники» // «Вечерняя Москва», 2002 г. [НКРЯ]
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от праслав. *vьxъ, *vьxa, *vьxo , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. вьсь, вься, вьсе (только один раз вин. п. ед. ч. ж. вьху ; см. Хутынск. грам. XII в.), ст.-слав. вьсь, вьсІА, вьсе (греч. πᾶς, ὅλος), русск. весь, всё, вся, укр. уве́сь, усе́, уся́, блр. уве́сь, болг. се «всё (время)», сербохорв. са̏в, сва̏, све̏, словенск. vès, др.-чешск. veš, ж. všě, ср. р. vše, др.-польск. wszy, wsza, wsze. Старая основа на -о засвидетельствована наличием ѣ в ст.-слав., др.-русск. вьсѣмъ , вьсѣми, вьсѣхъ (не -и-!). Родственно лит. vìsas, латышск. viss «весь, целый», др.-прусск. wissa- «весь», далее, др.-инд. víc̨vas «каждый, весь, целый», авест., др.-перс. vīspa-. Миккола считает возможным происхождение слав. vьsь и лит. vìsas «весь» от основы со знач. «размножать, выводить»; ср.: лит. veĩsti «выводить», veislė̃ «выводок, род»; ср. ещё аналогичное нем. all «весь»: готск. alan «растить», а также лат. totus «весь»: индоевр. *teu- «увеличиваться, разрастаться». Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • всё будет Украина
  • всё в порядке
  • всё ещё
  • всё пучком
  • за всё хорошее против всего плохого
  • наше всё

Перевод

Библиография

всё (союз)

Морфологические и синтаксические свойства

Союз, также частица; неизменяемое.

Корень: -вс-; суффикс: [Тихонов, 1996] .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. союз ; разг.употребляется при выражении противопоставления; соответствует по значению словам: однако, тем не менее, всё-таки ◆ Дай, — думает, — отвернусь, — всё не так страшно. П. П. Бажов, «Синюшкин колодец», 1939 г. [НКРЯ]
  2. частица ; разг.употребляется при подчёркивании, усилении значения (обычно в сочетании со сравнительной степенью прилагательных или наречий, а также с глаголами, обозначающими увеличение или уменьшение чего-либо) ◆ И потом он встречал её в городском саду и на сквере по нескольку раз в день. Она гуляла одна, всё в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли её просто так: дама с собачкой. А. П. Чехов, «Дама с собачкой», рассказ. — I, 1899 г. [Викитека]
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от праслав. *vьxъ, *vьxa, *vьxo , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. вьсь, вься, вьсе (только один раз вин. п. ед. ч. ж. вьху ; см. Хутынск. грам. XII в.), ст.-слав. вьсь, вьсІА, вьсе (греч. πᾶς, ὅλος), русск. весь, всё, вся, укр. уве́сь, усе́, уся́, блр. уве́сь, болг. се «всё (время)», сербохорв. са̏в, сва̏, све̏, словенск. vès, др.-чешск. veš, ж. všě, ср. р. vše, др.-польск. wszy, wsza, wsze. Старая основа на -о засвидетельствована наличием ѣ в ст.-слав., др.-русск. вьсѣмъ , вьсѣми, вьсѣхъ (не -и-!). Родственно лит. vìsas, латышск. viss «весь, целый», др.-прусск. wissa- «весь», далее, др.-инд. víc̨vas «каждый, весь, целый», авест., др.-перс. vīspa-. Миккола считает возможным происхождение слав. vьsь и лит. vìsas «весь» от основы со знач. «размножать, выводить»; ср.: лит. veĩsti «выводить», veislė̃ «выводок, род»; ср. ещё аналогичное нем. all «весь»: готск. alan «растить», а также лат. totus «весь»: индоевр. *teu- «увеличиваться, разрастаться». Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

всё (междометие)

Морфологические и синтаксические свойства

Корень: -вс-; суффикс: [Тихонов, 1996] .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. разг.употребляется как категорическое решение окончить, прекратить, завершить что-либо; соответствует по значению словам: достаточно, довольно, хватит, конец, кончено ◆ — Ну всё ! Я ухожу.
  2. предик. , эвф.употребляется как констатация чьей-то наступившей кончины: умер, скончался ◆ В Одессе умер Изя. Его родные послали родственникам телеграмму: «Изя всё ». На следующий день получают ответ с соболезнованием: «Ой». анекдот
  3. предик. , разг.употребляется как констатация наступившей неисправности, поломки, износа чего-то или прекращения, истечения действия чего-то ◆ — Чайник всё . ◆ — Гарантия у этого товара всё .
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от праслав. *vьxъ, *vьxa, *vьxo , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. вьсь, вься, вьсе (только один раз вин. п. ед. ч. ж. вьху ; см. Хутынск. грам. XII в.), ст.-слав. вьсь, вьсІА, вьсе (греч. πᾶς, ὅλος), русск. весь, всё, вся, укр. уве́сь, усе́, уся́, блр. уве́сь, болг. се «всё (время)», сербохорв. са̏в, сва̏, све̏, словенск. vès, др.-чешск. veš, ж. všě, ср. р. vše, др.-польск. wszy, wsza, wsze. Старая основа на -о засвидетельствована наличием ѣ в ст.-слав., др.-русск. вьсѣмъ , вьсѣми, вьсѣхъ (не -и-!). Родственно лит. vìsas, латышск. viss «весь, целый», др.-прусск. wissa- «весь», далее, др.-инд. víc̨vas «каждый, весь, целый», авест., др.-перс. vīspa-. Миккола считает возможным происхождение слав. vьsь и лит. vìsas «весь» от основы со знач. «размножать, выводить»; ср.: лит. veĩsti «выводить», veislė̃ «выводок, род»; ср. ещё аналогичное нем. all «весь»: готск. alan «растить», а также лат. totus «весь»: индоевр. *teu- «увеличиваться, разрастаться». Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.

Что такое грипп А и какие у него симптомы, лечение и профилактика

Александр Поляков / Global Look Press

21 декабря губернатор Саратовской области Роман Бусаргин сообщил, что в поезде Тюмень — Адлер у нескольких детей поднялась температура и им потребовалась помощь врачей. Группа из 125 ребят возвращалась с отдыха в лагере в сопровождении взрослых. Всех детей сняли с поезда в Балашове Саратовской области и доставили в инфекционную больницу областного центра. У 16 из 86 госпитализированных детей выявили грипп А, у 70 — ОРВИ. Одна девочка 12 лет скончалась в поезде. РБК Life разобрался, что такое грипп А, какие у него симптомы, как лечиться и возможна ли профилактика.

  1. Что такое грипп А
  2. Симптомы гриппа А сезона 2023/2024
  3. Лечение гриппа А
  4. Профилактика гриппа А

Что такое грипп А

Существует четыре типа вирусов сезонного гриппа — типы A, B, C и D. Вирусы гриппа A и B циркулируют и вызывают сезонные эпидемии болезни. Грипп А различается на подтипы в соответствии с комбинациями белков на поверхности вируса. Сейчас в основном циркулируют A (H1N1) и A (H3N2).

Грипп A (H1N1) еще обозначают как A (H1N1) pdm09, поскольку он вызвал пандемию 2009 года и сменил вирус сезонного гриппа A (H1N1), циркулирующий ранее. Известно, что пандемии вызывали только вирусы гриппа типа А.

Вирус гриппа A (H1N1) легко передается от человека к человеку и вызывает респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания похожи на признаки обычного (сезонного) гриппа. Чаще заболевают пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины, люди с хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно сосудистыми заболеваниями) и те, у кого ослаблен иммунитет.

Сейчас в России распространяется в основном вирус гриппа типа А (H3N2), известный как «гонконгский грипп», говорит вирусолог, главный научный сотрудник Центра им. Гамалеи профессор Анатолий Альштейн.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире регистрируется около 1 млрд случаев сезонного гриппа, в том числе 3–5 млн случаев тяжелой формы заболевания. Каждый год от осложнений, вызванных вирусами гриппа, умирает 290–650 тыс. человек.

Грипп А и B: отличия

Вирус типа А способен поражать как людей, так и животных. «Птичий грипп», «свиной грипп» — разновидности вируса типа А. Вирус этого типа вызывает заболевания средней или сильной тяжести. Эпидемии гриппа А происходят с периодичностью 2–3 года. Коварство вируса в том, что он способен мутировать.

Вирус типа B передается только от человека к человеку. Хотя данный тип также видоизменяется, он не вызывает столь тяжких эпидемий. Вспышки гриппа B носят, как правило, локальный характер с периодичностью 4–6 лет. Они могут предшествовать эпидемиям гриппа типа А или накладываться на них.

Грипп А и С: отличия

В отличие от А, вирус типа C изучен мало. Он так же, как и В, не вызывает тяжелых симптомов (в некоторых случаях инфицирование вообще не вызывает симптомов).

Основной путь передачи инфекции— воздушно-капельный. Однако также возможен и бытовой путь — через предметы обихода. Вирус попадает в воздушную среду с частичками слизи, слюны или мокроты, выбрасываемыми при кашле или чихании. Зона, в которой риск заражения достаточно высок, обычно составляет 2–3 м вокруг больного. На большем расстоянии концентрация аэрозольных частиц незначительна и не представляет угрозы.

Случаи гриппа C встречаются гораздо реже, чем случаи гриппа A и B.

Симптомы гриппа А сезона-2023/24

Global Look Press

Фото: Global Look Press

Грипп в 2023/24 году — это эпидемия новых штаммов вируса, которые уже мутировали с прошлых лет.

Симптомы у детей

У маленьких детей среди симптомов гриппа группы А могут быть отказ от пищи, нарушения сна, капризность. При особо сложном течении болезни наблюдается длительная повышенная температура, бледность кожи, боли в области грудной клетки, нарушение в работе сердечно-сосудистой системы. Такие случаи гриппа группы А у детей требуют немедленной госпитализации.

Как правило, заболевание длится около недели. В сложных случаях оно продолжается до трех недель. Осложненное течение может стать причиной развития таких заболеваний, как пневмония, менингит, гайморит. Грипп может спровоцировать нарушения в работе мочевыводящей, сердечно-сосудистой, нервной системы.

Симптомы у взрослых

  • острое начало болезни;
  • лихорадка (с температурой выше 38 °С);
  • болезненные ощущения в мышцах, ломота в суставах, общая слабость, разбитость, головная боль;
  • слезятся глаза, боль в глазных яблоках при их движении;
  • боли в животе, рвота и диарея;
  • упорный сухой кашель, заложенность носа, озноб.

Если эти симптомы не проходят в течение недели, тогда предполагается наличие вирусного или бактериального заражения. Могут развиться пневмония, ангина и сложные сопутствующие заболевания, лечить которые намного труднее, чем сам вирус. Важно вовремя обратиться к врачу, чтобы не допустить осложнений.

«Гонконгский грипп» протекает с классическими симптомами и не отличается от обычного вируса гриппа: ломота в теле, слабость, головные боли, боли в мышцах, высокая температура, першение в горле и сухой кашель. Такое состояние сохраняется в среднем 3–4 дня, а затем симптоматика постепенно стихает.

Лечение гриппа А

Николай Гынгазов / Global Look Press

Фото: Николай Гынгазов / Global Look Press

Большинство людей выздоравливают от гриппа самостоятельно. Людям с тяжелыми симптомами или другими заболеваниями необходимо обратиться за медицинской помощью. При признаках гриппа важно остаться дома и обеспечить постельный режим, рассказал РБК Life врач-терапевт, кандидат медицинских наук Андрей Кондрахин. Больному следует выделить отдельную комнату и вызвать врача. У заболевшего возьмут мазки на грипп, ОРВИ или коронавирус. Это позволит поставить правильный диагноз и назначить подходящее лечение, говорит терапевт.

Если есть уверенность, что это именно грипп типа А/H1N1 (например, если человек недавно совершил поездку в страну, где имеют место вспышки этого заболевания), об этом нужно сказать врачу.

Заболевшим следует:

  • соблюдать постельный или полупостельный режим;
  • часто мыть руки с мылом, соблюдать «этикет кашля»: прикрывать рот и нос при кашле и чихании салфеткой, затем обязательно ее выбрасывать; регулярно проветривать помещение;
  • принимать обильное питье (кипяченая вода, слабоминерализованная минеральная вода, морсы клюквенный и брусничный, несладкий чай с лимоном);
  • до прихода врача можно применять сосудосуживающие средства в виде капель в нос с целью облегчения носового дыхания по мере необходимости;
  • в дальнейшем соблюдать назначения врача в части медикаментозного лечения.

Противовирусные препараты могут применяться для лечения лиц с тяжелыми формами заболевания гриппа. Противовирусные препараты, эффективные против вирусов гриппа, включая грипп А (H1N1), выпускаемые в форме таблеток, жидкостей, ингаляторов, должны выдаваться по рецепту, выписанному лечащим врачом.

Профилактика гриппа А

Андрей Любимов / РБК

Фото: Андрей Любимов / РБК

Вакцинация

По словам экспертов, это самый надежный способ защиты при любых эпидемиях гриппа. Приобретенный в результате вакцинации иммунитет надежно защищает от заболевания, в том числе гриппа A. Привиться можно как в государственных клиниках, так и в частных.

Для пожилых людей вакцинация против гриппа может быть менее эффективной, но она позволяет ослабить тяжесть течения болезни и уменьшает вероятность развития осложнений и смертельного исхода.

Вакцинация особенно важна для людей, подвергающихся высокому риску развития осложнений при гриппе, а также для людей, осуществляющих уход за ними.

Ежегодная вакцинация рекомендуется для следующих групп населения:

  • беременные женщины;
  • дети в возрасте от 6 месяцев до 5 лет;
  • люди старше 65 лет;
  • люди с хроническими нарушениями здоровья;
  • работники здравоохранения.

Соблюдение правил личной и общественной гигиены

Чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих, необходимо:

  • избегать контакта с больными людьми;
  • стараться не подходить к больному ближе, чем на 1 м;
  • при контакте с больными людьми надевать маску;
  • мыть руки с мылом или антибактериальными средствами (спиртосодержащие растворы) для предотвращения распространения инфекции;
  • закрывать нос и рот во время кашля и чихания, используя одноразовые носовые платки;
  • избегать большого скопления людей (зрелищных мероприятий, собраний, встреч);
  • регулярно проветривать помещение;
  • не трогать грязными руками глаза, нос и рот;
  • вести здоровый образ жизни (полноценный сон, свежий воздух, активный отдых, сбалансированная пища, богатая витаминами), что поможет организму бороться с любыми инфекциями.

Все а что это такое

§ 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

Дуб – дерево.
Оптика – раздел физики.
Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
Старший брат – мой учитель.
Старший брат мой – учитель.

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

Бедность не порок.

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

§ 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:

Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.

Жизнь прожить – не поле перейти.

§ 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.

Поэзия – это огненный взор юноши, кипящего избытком сил.

Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность – вот альфа и омега нового периода.

§ 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

Надежду и пловца – все море поглотило.

Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов.

§ 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:

Я не слишком люблю это дерево – осину.

В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия.

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца.

2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

§ 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел.

Я спешу туда ж – а там уже весь город.

Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли.

Хотел рисовать – кисти выпадали из рук. Пробовал читать – взоры его скользили над строками.

Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

Проси в субботу расчет и – марш в деревню.

Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но – боюсь.

Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

И щуку бросили – в реку.

И съела бедного певца – до крошки.

§ 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

Я царь – я раб, я червь – я бог.

Немудрено голову срубить – мудрено приставить.

Здесь не житье им – рай.

§ 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:

Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

Солнце взошло – начинается день.

§ 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

Назвался груздем – полезай в кузов.

Лес рубят – щепки летят.

Сам запутался – сам и распутывайся; умел кашу заварить – умей ее и расхлебывать; любишь кататься – люби и саночки возить.

Салтыков-Щедрин

§ 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?

Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно.

А. Н. Толстой

Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Мне все послушно, я же – ничему.

§ 174. Посредством тире выделяются:

1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

Тут – делать нечего – друзья поцеловались.

. Как вдруг – о чудо! о позор! – заговорил оракул вздор.

Лишь один раз – да и то в самом начале – произошел неприятный и резкий разговор.

2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться».

Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали рабочие со знаменами.

3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.

Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

§ 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя.

Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках.

§ 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.

Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем.

§ 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, −
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда!

В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, – в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, – когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, – в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, – в губернском городе К. был съезд помещиков, и кончались дворянские выборы.

§ 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от. до»), например:

Перелеты СССР – Америка.
Рукописи XI – XIV вв.

§ 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например:

Физический закон Бойля – Мариотта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *