После процедуры наблюдения банкротства что дальше
Перейти к содержимому

После процедуры наблюдения банкротства что дальше

  • автор:

После процедуры наблюдения банкротства что дальше

Статья 75. Окончание наблюдения

1. В случае, если иное не установлено настоящей статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

2. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

3. В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

В случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

Что будет с бизнесом после банкротства?

phone

Что происходит после банкротства с компанией, ИП и владельцами несостоятельного бизнеса?

Что будет с бизнесом после банкротства?

Что будет с бизнесом после банкротства?

Многие предприниматели имеют мнение, что банкротство компании ведет к абсолютному краху бизнеса, распродаже имущества на торгах и отсутствию любых возможностей для восстановления деятельности. Безусловно, если признание несостоятельности было инициировано партнерами или кредиторами, а руководители не предпринимали усилий по воздействию на процесс, то вероятность негативного завершения дела после банкротства весьма высока.

Но последствия после банкротства могут быть и другими, если процедура была подготовлена, разработана и произведена опытными специалистами. В таких случаях бизнес после банкротства вполне возможно восстановить, активы и имущество — сохранить (хотя бы частично), добиться списания долгов и снова вывести предприятие на достаточный уровень рентабельности.

Этапы признания юрлица неплатежеспособным по долгам

Общая схема включает следующие этапы:

  1. Началом процесса по признанию несостоятельности является передача в суд заявления о банкротстве должника. Подать документацию в суд имеет право владелец бизнеса, а также его кредиторы, партнеры, государственные органы или заинтересованные третьи лица. Как узнать о заявлении или начале производства в отношении компании мы уже рассказывали здесь: http://svbankrotstvo.ru/dolzhnikam/chto-delat-esli-kreditor-podal-zayavlenie-o-bankrotstve/;
  2. Проверка судом представленных сведений и фактов, вынесение определения о принятии заявления о банкротстве и назначении даты рассмотрения заявления;
  3. Введение наблюдения, включающее информационные и ограничительные меры:
    • публикация сведений о положении предприятия в открытых СМИ;
    • анализ финансовой ситуации, объема долгов и кредитов организации;
    • формирование перечня кредиторов;
    • сбор первого собрания кредиторов;
    • назначение арбитражного управляющего.
  1. Действия по финансовому оздоровлению, при формировании которых судебными органами утверждается план и ограничивается срок исполнения;
  2. Внешнее управление, регламентирующее отстранение руководителей компании и назначение внешнего финансового управляющего;
  3. Если предпринятые меры не позволили погасить долги, вводится конечная стадия — конкурсное производство, включающее:
  • формирование конкурсной массы;
  • экспертная оценка имущества организации, инвентаризация;
  • торги по реализации имущества;
  • расчет по долгам и кредитам после банкротства.

Более подробно все этапы признания неплатежеспособными компании или ИП описаны в статье http://svbankrotstvo.ru/dolzhnikam/bankrotstvo-uridicheskih-lits/.

Результат признания фирмы с долгами неплатежеспособным агентом и дальнейшая судьба бизнеса после банкротства напрямую зависят от подхода к организации процедуры. Предприниматели зачастую совершают предсказуемые ошибки (http://svbankrotstvo.ru/dolzhnikam/oshibki-pri-provedenii-bankrotstva/), которые приводят к долгам после банкротства, реализации имущества и разрушению всего бизнеса без возможности реабилитации.

Избежать потери бизнеса, продажи имущества и долгов после банкротства возможно, главное условие — доверить разработку защитной стратегии надежным профессионалам с достаточным практическим опытом.

Как сохранить имущество и бизнес после банкротства?

Законом предусмотрено несколько вариантов развития событий — от полного списания кредитов, освобождения от долгов после банкротства и полноценного восстановления деятельности до ликвидации всего бизнеса. Однако, наиболее выгодным сценарием развития для компании или ИП является партнерство с компетентными юристами, специализирующимися на антикризисных стратегиях, восстановлении бизнеса и других мероприятиях, позволяющих предпринимателю наладить жизнь после банкротства.

К примеру, у владельца бизнеса есть некоторые шансы сохранить имущество после банкротства — некую часть активов или весь объем. Для исполнения задачи требуется продуманная стратегия, базирующаяся на анализе актуальной ситуации и конкретных сведений о бизнесе.

В определенных случаях хороший эффект и положительное влияние могут оказать следующие факторы:

  • преимущество при назначении арбитражного управляющего возможно получить, опередив кредиторов и первым подав заявление о признании несостоятельным юрлица или ИП;
  • при введении внешнего управления возможно повлиять на процесс с помощью лояльного собрания кредиторов;
  • торги можно организовать так, что имущество будет реализовано гораздо дешевле — это обеспечивает возможность его выкупа;
  • определенные юридические действия позволяют вообще не выявлять имеющееся у предприятия имущество.

Это лишь некоторые примеры тех действий, которые позволяют грамотным специалистам значительно изменить итог и последствия для бизнеса после банкротства. Информация по указанному вопросу в полном объеме может быть представлена квалифицированными юристами «СВ Банкротство» после внимательного изучения финансовой документации, тщательного анализа фактов и сложившейся ситуации.

Успешная жизнь после банкротства

Провести процесс с соблюдением собственных интересов, сохранить часть (или полностью) имущества после банкротства и заново наладить деятельность в бизнесе возможно, но для разрешения подобных задач потребуется грамотная, продуманная стратегия защиты.

Не менее важными условиями являются лояльное большинство в собрании кредиторов и конкурсный (арбитражный) управляющий, действующий с учетом интересов предприятия-должника.

Можно заключить, что процедура может пройти с минимальными расходами или вообще без потерь, но для положительного результата после банкротства требуется участие компетентных юристов.

Профессионалы, контролирующие последствия после банкротства

Компания «СВ Банкротство» — это команда профессионалов, которая всегда готова встать на защиту интересов бизнеса и предприятия при банкротстве. Сотрудники фирмы специализируются на делах о несостоятельности и обладают значительной базой для создания успешных, выигрышных стратегий в делах по банкротству ИП или юрлиц.

Многочисленные дела с положительным результатом, богатый опыт и восстановление бизнеса доверителей после банкротства позволяет специалистам компании с уверенностью гарантировать клиенту лучший вариант из всех доступных в сложившемся положении.

Руководителем «СВ Банкротство» является Сергей Владимирович Стороженко — арбитражный управляющий, готовый работать над проблемой доверителя до достижения оптимального результата.

При обращении в компанию «СВ Банкротство» клиент получает комплекс услуг, направленных на контроль за процессом и достижение максимально выгодной для собственника бизнеса цели:

  • производится анализ всех фактов и информации по текущему положению, объему долгов, кредитов, требований кредиторов и т.д.;
  • разрабатывается стратегия дальнейших мероприятий, основанная на заданной цели — либо ликвидация предприятия, либо антикризисный план по восстановлению бизнеса, либо меры по сохранению максимального объема имущества (активов) после банкротства;
  • представительство интересов клиента в досудебных процессах, переговорах с бизнес-партнерами и кредиторами, в арбитраже;
  • контроль за всеми стадиями процедуры банкротства;
  • работа над выполнением поставленной задачи для оптимального выхода из положения после банкротства.

Также профессионалы всегда готовы подробно проконсультировать доверителя, предоставить сведения об актуальном законодательстве, принять участие в процессуальных действиях или контролировать соблюдение прав клиента на этапах финансового оздоровления бизнеса и в рамках конкурсного производства.

Своевременное обращение в «СВ Банкротство» — это отличная возможность достичь оптимального результата после банкротства предприятия.

После процедуры наблюдения банкротства что дальше

Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 63

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При прекращении обязательств из финансовых договоров, определении и исполнении нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет не применяется;

(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 27.12.2019 N 507-ФЗ, от 02.07.2021 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

(п. 3 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или 125 настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

После процедуры наблюдения банкротства что дальше

Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: В статье анализируются нормы действующего закона о банкротстве о проведении процедуры наблюдения: основания и последствия введения, характеристика процедуры наблюдения, роль арбитражного управляющего, основания прекращения процедуры.

Автор отмечает, что специальные правила, регулирующие банкротство индивидуального предпринимателя, не отменяют процедуры опубликования сведений об установлении наблюдения, порядка назначения временного управляющего, проведения первого собрания кредиторов и т.д.

Раскрываются ряд особенностей порядка наложения и снятия ареста на имущество индивидуального предпринимателя после введения процедуры наблюдения. Уделяется внимание вопросам о роли и объеме полномочий временного управляющего: обеспечивает проведение независимой оценки имущества должника; вправе подавать иски о признании сделок недействительными, о применении последствий ничтожных сделок, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и др.

Финансовое состояние должника имеет свою специфику, его анализ важен и необходим в части относительно должников граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Автор приходит к выводу, что процедура наблюдения может завершиться и вынесением определений о введении мер финансового оздоровления или внешнего управления, а также об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Ключевые слова: банкротство индивидуального предпринимателя; процедура наблюдения; временный управляющий; оценка имущества должника; арест имущества

В действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 27 сентября 2002 г. [7](далее – Закон о банкротстве) закреплены нормы, регулирующие особенности несостоятельности индивидуальных предпринимателей (далее – ИП).

Процедура наблюдения применяется при банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Вывод о том, что при банкротстве индивидуальных предпринимателей применяется процедура наблюдения, можно сделать исходя из анализа норм, закрепленных в ст. 27, 202, 207, 219 Закона о банкротстве, что также подтверждается и судебной практикой, в частности п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. №51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» [1](далее – Постановление Пленума ВАС РФ №51).

Поскольку действующий закон предусматривает процедуру наблюдения, следует определить, как соотносятся нормы гл. IV и ст. 207 Закона о банкротстве.

На наш взгляд, необходимо исходить из следующего. Во-первых, нормы, регулирующие процедуру наблюдения, подлежат применению, если иное не предусмотрено X главой. Во-вторых, следует учитывать, что специальная норма отменяет общую только при едином предмете регулирования со стороны этих норм. В остальных случаях они обе применимы. В-третьих, если бы законодатель не стремился использовать нормы гл. IV при введении наблюдения в отношении граждан, то ст. 207 Закона о банкротстве воспроизводила бы ст. 157 ранее действующего закона, т.е. не предусматривала бы применение процедуры наблюдения в отношении гражданина.

Таким образом, специальные правила, регулирующие банкротство ИП, не отменяют необходимость опубликования сведений о введении процедуры наблюдения, порядка назначения временного управляющего, проведения первого собрания кредиторов и т.д. Вместе с тем можно согласиться и с мнением В.А. Химичева, что исходя из концепции правового регулирования несостоятельности граждан процедура наблюдения в процессе банкротстве граждан должна иметь не общий, а частный характер.

Целями проведения процедуры наблюдения могут быть следующие:

  1. обеспечение сохранности имущества должника;
  2. анализ финансового состояния должника и выяснение возможности реабилитации должника;
  3. охрана прав и интересов всех участников процесса от неправомерных действий в отношении друг друга.

Процедура наблюдения вводится

  • при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления кредитора – по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику (ст. 48 Закона о банкротстве);
  • при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника – с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству (ст. 62 Закона о банкротстве).

По общему правилу срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Исходя из практики применения ранее действовавшего Закона о банкротстве [2] можно сделать вывод о том, что в исключительных случаях возможно отложение рассмотрения дела по существу и сверх предельного срока, руководствуясь ст. 158 АПК РФ.

Можно выделить две группы последствий, возникающих после введения процедуры наблюдения.

Первую группу составляют последствия введения процедуры наблюдения, установленные ст. 207 и 63 Закона о банкротстве. Они направлены на исключение возможности удовлетворения требований отдельных кредиторов. К ним относятся:

  • наложение ареста на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, не может быть обращено взыскание. По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество или его часть из под ареста в случае предоставления третьими лицами обеспечения исполнения обязательств гражданина;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением Закона о банкротстве;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве;
  • ряд мер организационного характера принимается арбитражным судом; определение о введении процедуры наблюдения в отношении гражданина направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского вклада, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту жительства должника, уполномоченным органам.

Хотелось бы отметить ряд особенностей порядка наложения и снятия ареста на имущество ИП, после введения процедуры наблюдения.

Так, согласно п. 11 постановления Пленума ВАС РФ №51, в определении о наложении ареста указывается, что арест накладывается на все имущество должника, за исключением имущества, на которое, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, не может быть обращено взыскание. Аналогичное положение указывается и в исполнительном листе, выдаваемом для приведения в исполнение определения о наложении ареста.

Арест считается наложенным в момент введения наблюдения в отношении всего имущества должника, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, в связи с чем должник с указанной даты не вправе распоряжаться таким имуществом.

Арест распространяется в силу закона как на имущество, принадлежащее должнику на момент введения наблюдения, так и на имущество, приобретаемое им в ходе этой процедуры, причем как на имущество должника, находящееся как у должника, так и у третьих лиц. Определение суда о введении наблюдения, содержащее указание на упомянутые последствия введения в отношении гражданина данной процедуры, направляется судом в кредитные организации, в которых у должника открыты счета, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения принадлежащего должнику имущества, регистраторам и депозитариям, ведущим учет прав должника на ценные бумаги, регистрирующим органам по месту нахождения обществ с ограниченной ответственностью, доли в уставном капитале которых принадлежат должнику, и т.д. На основании указанного определения суда упомянутые органы вносят запись об аресте соответствующего имущества.

Сведения о том, что с даты введения наблюдения все имущество должника, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, арестовывается, включаются в публикацию сведений о введении наблюдения (ст. 28 Закона о банкротстве).

В целях обеспечения исполнения определения суда о наложении ареста такое определение подлежит принудительному исполнению в рамках исполнительного производства. Исполнение определения о наложении ареста судебным приставом-исполнителем будет заключаться в наложении ареста на все имущество должника (за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание) в порядке, предусмотренном ст. 80 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) [8].

Поскольку определением суда налагается арест на все имущество должника и при этом судебный пристав-исполнитель может не располагать данными обо всем имуществе должника, исполнительное производство по таким исполнительным листам не исчерпывается однократным наложением ареста на выявленное в момент наложения ареста имущество должника. Действия по аресту конкретного имущества должника могут осуществляться судебным приставом-исполнителем неоднократно, если впоследствии выявляется ранее не арестованное имущество должника.

В связи с указанными особенностями наложения ареста в отношении имущества должников-индивидуальных предпринимателей – в процедуре наблюдения исполнительное производство осуществляется бессрочно до его окончания или прекращения по основаниям, предусмотренным законодательством. В частности, основанием для окончания исполнительного производства будет признание должника банкротом и введение в отношении него конкурсного производства (абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). При этом арест выявленного при введении наблюдения имущества предпринимателя не может являться основанием для окончания исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве), так как аресту подлежит все имущество должника, в том числе имущество, приобретенное после введения наблюдения.

Действия судебного пристава-исполнителя по аресту вновь выявленного имущества могут совершаться как по ходатайству временного управляющего, иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, так и по инициативе самого судебного пристава-исполнителя.

Вследствие наложения ареста на имущество должника это имущество может быть передано судебным приставом-исполнителем на хранение должнику, временному управляющему или третьему лицу.

Поскольку арест считается наложенным с момента введения наблюдения, сделки должника с арестованным имуществом являются ничтожными независимо от того, произведено ли в отношении конкретной вещи исполнительное действие или нет, что подтверждается судебной практикой [5; 6] .

Имущество, принадлежащее предпринимателю вместе с его супругом на праве общей собственности, также подлежит аресту в силу п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве.

Раздел имущества или определение долей по соглашению супругов с даты введения наблюдения не допускается (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ №51).

Согласно п. 2 ст. 207 Закона о банкротстве, по ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами.

На основании п. 2 ст. 205 Закона о банкротстве арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина или иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества, исключаемого из конкурсной массы, исходя из положений этого пункта, не может превышать ста минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Освобождение от ареста означает одновременно и исключение данного имущества из конкурсной массы, если будет введено конкурсное производство.

Поскольку должник в процедуре наблюдения не должен быть лишен возможности погасить все требования кредиторов для прекращения производства по делу о банкротстве, по его ходатайству для названных целей суд может освободить от ареста всю или часть имущества в пределах, необходимых для погашения требований кредиторов. О таком освобождении выносится определение суда, что является основанием для прекращения исполнительного производства в части освобожденного имущества (п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве). В остальной части исполнительное производство не прекращается. Если по истечении разумного срока с даты освобождения имущества от ареста для целей погашения должником всех требований кредиторов должник не обратится в суд с ходатайством о прекращении производства по делу с приложением доказательств погашения им всех требований кредиторов либо по результатам рассмотрения такого ходатайства судом будет отказано в его удовлетворении по причине неполного погашения требований, суд вновь налагает в порядке п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве арест на оставшееся у должника имущество, ранее освобожденное от ареста. В этом случае само по себе освобождение имущества от ареста для расчетов с кредиторами не исключает возможности оспаривания сделок, если они влекут за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами (ст. 61.3 Закона о банкротстве).

В таком же порядке может быть снят арест со всего или с части имущества должника в объеме, необходимом для осуществления текущих платежей, в том числе для погашения расходов по делу о банкротстве (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ №51).

Вторую группу последствий составляют ограничения правоспособности должника. На наш взгляд, применение норм ст. 64 Закона о банкротстве частично подлежит обязательному применению. Так абз. 3 п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве предусматривает, что должник может совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с получением и выдачей займов, выдачей поручительств, уступкой прав требования, переводом долга. Это норма направлена на обеспечение сохранности имущества должника и на охрану прав и интересов кредиторов от неправомерных действий со стороны должника. Установленные названной нормой Закона ограничения на совершение должником сделок распространяются также на сделки должника, совершаемые не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Кроме того, согласно п. 15 постановления Пленума ВАС РФ №51 должник не вправе после введения наблюдения совершать сделки, направленные на отчуждение имущества, в том числе погашать требования кредиторов, если для целей исполнения этих сделок необходимо распоряжаться арестованным имуществом. Если исполнение соответствующих сделок не связано с распоряжением арестованным имуществом, необходимо учитывать следующее.

Также необходимо сказать о роли и объеме полномочий временного управляющего при проведении процедуры наблюдения в процессе банкротства граждан.

Полномочия временного управляющего определяются ст. 66, 67, абз. 2 ст. 207 Закона о банкротстве. Обязанности временного управляющего можно разделить на обязанности по обеспечению сохранности имущества должника, анализу финансового состояния должника и работе с кредиторами.

Следует отметить, что меры по обеспечению сохранности имущества должника наряду с временным управляющим принимает и арбитражный суд, что было отмечено ранее.

В целях обеспечения сохранности имущества должника временный управляющий обеспечивает проведение независимой оценки имущества должника. Кроме того, он вправе подавать иски о признании сделок недействительными, о применении последствий ничтожных сделок, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и др.

Анализ финансового состояния должника, разумеется, отличается от аналогичного анализа, применяемого к юридическим лицам. Однако следует отметить его важность и необходимость относительно должников граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Цель анализа финансового состояния должника заключается в определении следующего:

  • стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
  • возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника (для рекомендации первому собранию кредиторов ввести реабилитационные процедуры).

С этой целью временный управляющий вправе получить любую информацию и документацию, касающуюся деятельности должника. Им ведется работа по установлению обоснованности требований кредиторов, кроме того, выявляются принадлежащие должнику права требования и оценивается реальность их взыскания [10].

Работа с кредиторами включает принятие мер по выявлению кредиторов и прежде всего уведомление о введении процедуры наблюдения; ведение реестра требований кредиторов; проведение первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения может завершиться либо вынесением определения о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением требований кредиторов, либо вынесением определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве, либо принятием решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Рассмотрим первый вариант окончания процедуры наблюдения в отношении гражданина, когда может быть вынесено определение о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением требований кредиторов. Как было уже отмечено, если заявление подает должник, наблюдение вводится с даты принятия заявления должника к производству и с этого времени наступают последствия введения процедуры, установленные в ст. 63, п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве. Однако если к заявлению должника приложен план погашения долгов, который утверждается арбитражным судом, то в случае отсутствия возражений кредиторов это является основанием приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца. Следует отметить, что в этом случае указанные последствия введения процедуры наблюдения не применяются.

По истечении срока погашения долгов, определенного планом производство по делу о банкротстве возобновляется. Если удовлетворены не все требования кредиторов в соответствии с планом, то гражданин может воспользоваться п. 3 ст. 207 Закона о банкротстве. На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами. После этого расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением требований кредиторов.

Некоторые авторы считали, что в отношении ИП не могут быть введены процедуры финансового оздоровления и внешнего управления [3; 9] . Однако практика пошла по другому пути [4]. Так, согласно п. 8 постановления Пленума ВАС РФ №51 в том случае, когда в состав имущества должника входит значительный имущественный комплекс (предприятие) либо иное имущество, нуждающееся в постоянном управлении и способное приносить доход, в отношении данного предпринимателя по аналогии закона применительно к гл. V, VI Закона о банкротстве могут быть введены такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление или внешнее управление.

Таким образом, процедура наблюдения может завершиться и вынесением определений о введении финансового оздоровления или внешнего управления.

Также процедура наблюдения может завершиться и вынесением определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве. Здесь тоже возможны два варианта действий должника и кредиторов.

Во-первых, решение о заключении мирового соглашения может быть принято на первом собрании кредиторов. В этом случае арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов утверждает мировое соглашение и выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Во-вторых, на основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве, но не более чем на месяц, для достижения мирового соглашения (п. 3 ст. 207 Закона о банкротстве). Если в течение этого срока принято решение о заключении мирового соглашения, то арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов утверждает мировое соглашение и выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

И, наконец, процедура наблюдения может завершиться вынесением решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Согласно п. 5 ст. 207 Закона о банкротстве, если гражданин не представил доказательство удовлетворения требований кредиторов и не было заключено мировое соглашение, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом не имеет юридического значения, направлено собранием кредиторов ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или нет.

Библиографический список

  1. Вестник ВАС РФ. 2011. №9.
  2. Информационное письмо ВАС РФ от 6 авг. 1999 г. №43 п. 21
  3. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2011. 776 с.
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №41, ст. 4849.
  5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №43, ст. 4190.
  6. Определение ВАС РФ от 18 марта 2013 г. №ВАС-2243/13 по делу №А76-8679/2012 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сент. 2013 г. по делу №А56-12169/2010 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2013 по делу №А21-3022/2011 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Федеральный закон «О Несостоятельности (банкротстве)»: науч.-практ. пост. коммент. / под ред. В.В.Витрянского. М.: Статут, 2003. 1037 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *