Проверки магазинов в москве кто осуществляет
Перейти к содержимому

Проверки магазинов в москве кто осуществляет

  • автор:

Проверки магазина: что делать, как защитить бизнес и себя

При организации бизнес-деятельности ИП и юрлица должны помнить, что проверки магазина являются обычным делом. Такая функция возлагается на Роспотребнадзор, МЧС, полицию, Роскомнадзор и ряд других органов. Особенности контроля установлены на законодательному уровне, поэтому предприниматель должен быть готов к гостям и знать, как вести себя в таких ситуациях. Ниже рассмотрим правовые особенности и последствия таких выездов для представителей бизнеса в России.

Где узнать о запланированной проверке

Сведения о визите проверяющих органов в магазине можно получить на онлайн-сайте Генпрокуратуры. Необходимо перейти в раздел проверок малого бизнеса и указать данные торговой точки (название, ОГРН, код плательщика). Альтернативный вариант — проверка сведений по наименованию контролирующей структуры.

Что делать во время проверки

Во избежание проблем важно проверить деятельность на факт соблюдение законодательства. Отдельное внимание уделите документам на соответствие требованиям законов РФ.

Возможны ситуации, когда проверка назначается по ошибке.

В таком случае хозяин торговой точки оформляет заявление и передает его в уполномоченный орган. Документ оформляется с учетом требований ПП РФ №1268 от 26 ноября 2015 года.

Вместе с заявлением передается дополнительный пакет бумаг:

  • выписка из реестра держателей акций (для АО)
  • копия отчетности или учетная книга (для ИП)
  • данные о количестве сотрудников.

Уполномоченный орган рассматривает обращение и принимает решение об отмене проверки (если она назначена ошибочно).

На рассмотрение выделяется до 10 суток с момента передачи всех бумаг.

Если работа уже ведется, она приостанавливается на период изучения обращения предпринимателя.

Если проверка проходит по плану, а контролирующие органы уже находятся в магазине, запросите документы, подтверждающие личность и актуальность мероприятия. Для надежности стоит зафиксировать работу уполномоченных органов на фото, видео или звуковую аппаратуру. Такие действия помогут отстоять права в случае выявления нарушений со стороны уполномоченного органа. Параллельно нужно письменно зафиксировать все действия проверяющей структуры.

Особые указания

Если во время проверки требуется передача бумаг, последние отдаются только с оформлением описи. В ней прописывается:

  • название
  • число
  • тип бумаги (подлинник, копия).

Оформление такого перечня помогает доказать факт наличия документации (в случае ее утери).

Если уполномоченный орган требует оригинал, необходимо снять копию и попросить инспектора удостоверить бумагу. Передача документации, содержащей государственную тайну, происходит только по решению судебного органа.

Перед подписанием протокола важно изучить его содержание и убедиться, что информация отражена без ошибок. При выявлении несоответствий можно сделать соответствующую приписку о намерении подать претензию в вышестоящие органы. При подаче жалобы к ней прикладываются бумаги, подтверждающие факт нарушений при проверке магазина.

Если о посещении инспектора известно заранее, лучше связаться с юристом. Он поможет защититься от своеволия проверяющих, избежать передачи «лишних» бумаг и затягивания проверки. Кроме того, присутствие юриста придает уверенности предпринимателю в процессе общения.

Виды проверок магазина

Проверки условно делятся на две категории — плановая и внеплановая. Обе они бывают выездными и документальными. Рассмотрим их особенности:

  1. Плановая — вид проверки, которая проводится с учетом запланированного графика. В качестве объекта контроля выступает юрлицо или ИП. Во время посещения контролируется следование требованиям законодательства и соответствие данных в документах. Включение в план возможно после регистрации ИП или юрлица в госоргане и передачи информации о выполнении определенных видов деятельности. Периодичность таких проверок раз в три года.
  2. Внеплановая — контроль магазина, который проводится при получении жалобы от других лиц, появления угрозы здоровью или жизни, нарушении норм безопасности. Внеплановый выезд возможен для проверки исполнения предписаний, установленных для ИП или юридического лица во время планового выезда.

Упомянутые проверки также делятся на две категории:

Оставьте заявку на консультацию юриста:

  1. Документарная. Проводится по специальной программе, составленной руководством ФНС. Владелец магазина не должен помогать инспектору находить ошибки, но и препятствовать выполнению служебных обязанностей нельзя. В программу входит контроль бухучета, правильность указания данных о себестоимости товара (услуг), вычисление налога на прибыль и его правильность. На проверку дается до месяца с возможностью продления по указанию руководства ФНС. Как правило, в документарную проверку магазина входит сверка информации, а также правильность и законность ее внесения.
  2. Выездной контроль. Минус в том, что такая работа проводится непосредственно в магазине. Следовательно, инспектор контролирует не только бумаги, но и распорядок работы, поведение персонала и другие аспекты деятельности. Предприниматель может отказаться от выездной проверки, указав на отсутствие подходящего помещения. В таком случае инспектор может выехать на место, чтобы убедиться в этом факте своими глазами.

Вне зависимости от типа контроля работник магазина должен быть готов к приезду уполномоченных органов.

Проверяющие органы: обзор вариантов

Как отмечалось в начале статьи, проверка магазина доступна многим органам. Рассмотрим особенности для каждого из вариантов.

Роспотребнадзор

Во время выезда на объект представители этого органа проверяют все нюансы деятельности магазина. Внимание уделяется следующим моментам:

  • вывеска на магазине
  • присутствие ценников
  • оформление уголка покупателей
  • договор с фирмой, занимающейся вывозом мусора
  • арендное соглашение на офис
  • журнал контроля сантехнического состояния
  • лицензии на работу и т. д.

В зависимости от вида деятельности магазина может проверяться качество товара, наличие медицинской книжки, выполнение работниками правил торгов. Изучается документация на предлагаемую продукцию. После проверки оформляется акт (2 экз.). В документе прописываются выявленные отклонения от требований законодательства. Также указываются следующие данные:

  • дата и время оформления
  • название проверяющей структуры
  • данные документа, на основании которых ведется проверка
  • название проверяемого лица
  • информация о проверяющем
  • результаты
  • данные об ознакомлении
  • подписи.

Чаще всего владелец магазина наказывается за отклонение от санитарных и технических норм, неправильное хранение продуктов питания, ошибки при составлении ценников или во время маркировки товара. За все нарушения предусмотрены штрафные санкции, которые отличаются в зависимости от вида нарушения и типа объекта (ИП, юрлицо). К примеру, за отклонение от требований санитарно-гигиенических норм ИП ждет штраф 500-1000 рублей, а юридическое лицо — 10-20 тысяч рулей или прекращение деятельности на период до 30 месяцев. Размер штрафа за некоторые нарушения может достигать 0,5 миллиона рублей.

ФНС

Еще одним проверяющим органом, который часто наведывается в магазин, является налоговая инспекция. Он проводит два типа проверки:

  1. Камеральная. Ее особенность состоит в проведении работы на территории ФНС. Суть заключается в изучении отчетов, предоставленных владельцем магазина. Сначала проверяется факт сдачи отчетности, наличие необходимых сведений, корректность перечислений. При выявлении нарушений выделяется время на устранение возникших замечаний. Если владелец магазина не исполняет предписание в установленные сроки, его ожидает штраф.
  2. Выездная. Как отмечалось, работа проводится в магазине с возможностью переноса проверки в отделение ФНС. На выполнение таких мероприятий выделяется до 60 дней, но при необходимости сроки работы продлеваются. По окончании мероприятий формируется акт с отражением замечаний и сроками на их исправление.

Работники ФНС вправе организовать внеплановую проверку при выявлении следующих замечаний:

  • низкий размер выплат, если сравнивать со средними параметрами для такой деятельности
  • выявление грубых нарушений, помарок или неточностей при создании налоговой базы
  • данные по расходам и прибыли сильно расходятся
  • имеются подозрения на указание неправдивой информации в отчетности
  • игнорирование вопросов, отправленных работниками ФНС
  • несоответствие информации, указанной в налоговых отчетах и документах, находящихся в магазине
  • прочие нарушения.

Во время проверок владелец магазина должен передать работнику ФНС необходимые документы. В свою очередь, инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и решение о проведении работ. Если руководитель магазина препятствует работе проверяющего, оформляется акт с описанием подобной ситуации.

Полезные советы

Чтобы избежать трудностей, следуйте простым советам:

  • пригласите юриста
  • проверьте удостоверение у инспектора
  • не препятствуйте ходу проверки
  • передавайте документы лично или заказным письмом
  • проинформируйте ФНС о возможной задержке в передаче бумаг
  • лично изучите протокол выемки

В процессе проверки важно быть спокойным и рассматривать взаимодействие с проверяющим, как общение с партнером по бизнесу. Обеспечьте комфорт проверяющему, фиксируйте его действия и передавайте бумаги с учетом описи. За нарушение требований ФНС владельца магазина ждет штраф. К примеру, за отклонение от правил передачи отчета стягивается штраф 200 рублей за каждую декларацию. Игнорирование передачи каких-либо бумаг влечет за собой финансовое наказание размером 50-200 тысяч рублей. При отклонении от правил учета с человека стягивается 10 т. р. и т. д.

Пожарная служба

При появлении в магазине пожарных нужно быть готовым к проверке. Задача инспекторов в том, чтобы убедиться в безопасности объекта для окружающих людей и работников заведения. Специалист изучает все нюансы, касающиеся его деятельности — соблюдение требование ПБ, наличие выходов для эвакуации, отсутствие преград для перемещения через них, план эвакуации и т. д.

Для успешного прохождения проверки хозяину магазина нужно подготовить пакет бумаг, в который входит:

  1. Приказы — о назначении ответственного субъекта, определении эвакуационных выходов, запрете курения в не предназначенных для этого местах.
  2. Инструкции — о мероприятиях случае возгорания и мерах ПБ.
  3. Справки — об обучении ответственного лица правилам ПБ и сотрудников по мерам безопасности.

Также потребуется проект сигнализации, журнал с записями об инструктаже и соглашение с обслуживающей фирмой.

По завершении работ оформляется акт, где фиксируются сведения о проверяющем, итоги проверки, нарушения, объяснения ответственных лиц и пометка об ознакомлении. Также прикрепляются протоколы. Ответственность владельца магазина зависит от степени нарушения и может составлять от 3 до 200 тысяч рублей. При незначительных отклонениях инспектор выносит предупреждение.

Какие еще возможны проверки

Кроме упомянутых выше органов, к проверке магазина может привлекаться ряд других структур. Выделим основные:

  1. УЭБ и ПКТУ МВД. Они проверяют магазин на факт нарушения законодательства с целью выявления преступной деятельности. Основанием может стать донос партнеров, жалобы покупателей, подозрения уполномоченных органов. Проверка происходит неожиданно и без предупреждения. Во время посещения магазина проходит осмотр объекта, опрос, контроль отправленной почты, прослушка звонков и т. д. Работники службы вправе изымать любые документы.
  2. Участковый. Этот представитель правопорядка может зайти в магазин в любой момент при наличии подозрений на нарушение закона. Руководителю торговой точки нельзя препятствовать проверке. При выявлении нарушений составляется протокол и накладывается штраф от 500 рублей и выше. Распространенные нарушения — работа без регистрации или лицензии, нарушение правил торгов и т. д.
  3. Прокуратура. При наличии жалоб со стороны покупателей в магазин могут наведаться работники Прокуратуры. Их задача подтвердить или опровергнуть факт нарушения. Во время проверки проводится осмотр помещений и документов, назначается ревизия. При выявлении отклонений от требований закона владелец магазина получает предупреждение или требование об их устранении. Прокурорские работники вправе подать в суд.
  4. Трудовая инспекция. Представители этого органа будут проверять, соблюдает ли владелец торговой точки права своих сотрудников и своевременно ли платит зарплату. Во время проверки изучаются договора с работниками, график смен, табель учетного времени, таблица отпусков, медкнижки и другие бумаги. За нарушения в процессе проверки ожидает штраф от 300-500 рублей и более в зависимости от степени вины.
  5. Госторгинспекция. Этот орган проверяет торговую точку на факт соблюдения правил торгов, применения ценовой политики и качества продукции. При себе у инспектора должно быть удостоверение и документ, являющийся основанием для проверки. Иногда проводятся контрольные закупки. Размер штрафа зависит от нарушения и составляет от 1 до 200 МРОТ. Распространенные нарушения — продажа товара без лицензии, отклонение от правил торговли, отсутствие маркировки на товарах и т. д.

Также в магазин могут заглянуть представители местных органов власти (ФЗ №131).

Итоги

Владельцам магазинов приходится терпеть много проверок, но при соблюдении законодательства и правильном ведении документации их не стоит бояться. Чтобы избежать трудностей в будущем, можно взять на работу юриста или пользоваться услугами сторонних компаний.

Проверки магазинов в москве кто осуществляет

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 9

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля (надзора), отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 480-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

(часть шестая.2 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

До 2030 г. в планы включаются проверки только в отношении объектов, указанных в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.

6.3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть шестая.3 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

(часть шестая.4 введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

На сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/consolidated-audit-plan размещен сервис поиска по сводному плану проведения плановых проверок.

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

7.2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети «Интернет», за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 7.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 06.06.2019 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1 — 9.2. Утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

(часть 9.3 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

10. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

11. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

11.1. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

11.2. Обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов, а в случае осуществления видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, также отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

(часть 11.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

11.3. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления вида государственного регионального контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(часть 11.3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.4. При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

(часть 11.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

11.5. При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.

(часть 11.5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

14. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.

Проверка магазина Роспотребнадзором

Роспотребнадзор имеет право проводить как плановые, так и внеплановые проверки магазинов. Целью таких действий является контроль над соблюдением прав потребителей и требований санитарного законодательства. Поводом к внеплановой инспекции может стать обращение граждан, не довольных уровнем обслуживания в магазине или качеством реализуемых в нем товаров. Плановые проверки проводятся согласно графику. Рассмотрим детальней, что проверяют контролеры, и какие документы нужно им предоставить.

Как проходит проверка магазина Роспотребнадзором?

Основанием для инспекции является распоряжение руководителя Управления Роспотребнадзора. Все проверки согласовываются с Генпрокуратурой. О дате плановой проверки руководство магазина извещают не позже чем за 3 дня до ее начала. Для проведения внепланового инспектирования достаточно сообщить за сутки, а в экстренных случаях выезды на объект осуществляются без предупреждения.

Проверка магазина Роспотребнадзором

Инспектора обязаны предъявить свои удостоверения и распоряжение о проверке, заверенное печатью. При внеплановом контрольном выезде на объект проверяющий должен сообщить, какие имеются основания для инспектирования. Если была жалоба, указываются конкретные нарушения в магазине. По итогам проверки оформляется акт или заключение, в котором прописываются выявленные нарушения и указываются сроки для их устранения.

Что проверяют инспекторы Роспотребнадзора в магазине?

Роспотребнадзор имеет право проверить любую торговую точку. Но наиболее тщательно инспекторами контролируются места реализации продуктов. В продуктовых магазинах проверяют не только документацию. Инспектор имеет право проводить контрольные закупки, отбирать образцы и пробы для анализа. Специалист анализирует, как хранятся продукты, какая тара используется, и соответствуют ли санитарно-технические характеристики помещений стандартам. Этим сфера интересов контролеров не ограничивается.

В магазинах проверяют:

  • соответствие вывески и наличие уголка потребителя;
  • площадь и санитарно-техническое состояние помещений;
  • условия складирования продуктов, наличие необходимой маркировки;
  • оформление трудовых отношений;
  • регулярность прохождения медицинских осмотров сотрудниками;
  • своевременность проведения дезинсекции, дератизации и дезинфекции;
  • наличие программы производственного контроля и журнала лабораторных проб;
  • уровень освещенности, влажность и температура воздуха);
  • наличие четких ценников на товарах.

Но даже если в магазине соблюдают все правила торговли и санитарные нормы, без грамотно оформленных документов проверку не пройти.

Какие документы необходимо предоставить во время проверки?

Сотрудники Роспотребнадзора проверяют наличие и правильность оформления:

  • уставных документов;
  • договоров аренды помещений или документов на право собственности;
  • лицензионных разрешений на осуществление определенной деятельности;
  • документов, имеющих отношение к функционированию здания или помещения (договора на вывоз мусора, дезинфекцию и другие);
  • программ производственного контроля;
  • санитарных документов организации.

Если вы хотите успешно пройти плановую проверку, или желаете заранее подготовиться к возможным внеплановым инспекциям, обращайтесь в компанию «Мос Эко-Сервис». Мы предлагаем сопровождение на всех этапах вашей деятельности. В сжатые сроки оформляем необходимые документы и проводим санитарный аудит. «Мос Эко-Сервис» – надежный партнер, который помогает достойно выходить из самых сложных ситуаций.

Проверка Роспотребнадзора в Москве

Санитарный аудит

В данной статье мы затронем вопрос о проверках СЭС в Москве: что проверяют сотрудники комиссии, какие документы должны быть в компании, какая ответственность регламентирована при выявлении нарушений.

Чем занимается СЭС?

Деятельность государственной службы под названием СЭС довольно разнообразна, так как она объединила в себе функции сразу нескольких министерств и ведомств. В частности СЭС в Москве осуществляет:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (например, в сфере общепита, в строительстве, на производстве и в других сферах);
  • контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей;
  • выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на основании проведенных проверок;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга;
  • координацию деятельности территориальных подразделений;
  • аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды;
  • ведение учета, статистики и ряд других функций.

Деятельность СЭС регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004.

Кого может проверить СЭС в Москве?

Данное ведомство наделено широкими правами. По этой причине проверке СЭС а могут подвергнуться практически все организации, учреждения, компании, предприятия и предприниматели.

Наиболее часто с проверками данного ведомства сталкиваются те из них, кто находится в тесной связи с обслуживанием населения (оказанием ему услуг, в том числе бытовых, продажей лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, общественным питанием и пр.). Помимо этого, проверке часто подвергаются дошкольные и школьные учреждения.

Как осуществляется проверка СЭС в Москве?

До того как приступить к проверке, специалист СЭС должен предъявить вам удостоверение вместе с распоряжением о ее проведении за подписью руководителя территориального отдела управления СЭС. В распоряжении должны быть указаны все необходимые сведения о сроке проверки, адресе, по которому она будет проводиться, и данные инспекторов.

Кстати, что касается сроков, то проверка не должна быть продолжительнее 20 дней. Продолжительность может быть увеличена только в определенных случаях и по распоряжению руководства СЭС. Уведомление об этом руководителя организации — обязательно.

При осуществлении выездных проверок малых предприятий инспекторам отводится и вовсе не более 50 часов в год, а если это микропредприятие — не более 15.

Для определения продолжительности проверки одного юридического лица предстоит сложить затраченное время на проверки, проведенные любыми надзорными органами в течение года

Что проверяет территориальный отдел управления СЭС?

Зачастую проверки СЭС проводятся по заявлениям населения относительно нарушений в работе предприятий торговли и общепита, по жалобам граждан относительно нарушений складирования мусора и отходов на прилегающих к предприятиям территориях, превышения ими допустимого уровня шума и т. д.

По всем обращениям территориальный контролирующий орган вправе организовать проверку:

  • правильности оформления трудовых книжек и договоров сотрудников;
  • наличия документации, подтверждающей квалификацию работников (копий документов об образовании);
  • наличия у сотрудников медкнижек;
  • наличия и ведения журналов, в которых ведется учет контрольных мероприятий в соответствии с российским законодательством (ст. 16 закона «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • наличия сертификатов на товар, акцизов на нем;
  • проверку ККМ (контрольно-кассовых машин);
  • помещений и др.

Проверяющие вправе осуществлять и контрольные закупки товаров. В ходе проверки инспектор может брать пробы и образцы продукции для отправки их на исследование с обязательным составлением протокола. Ему должна предоставляться вся необходимая документация.

Если речь идет о проверке помещений, то чаще речь идет о визуальном осмотре. Помимо этого, проводятся необходимые замеры площадей, оконных и дверных проемов, которые должны соответствовать существующим стандартам.

Уделяется внимание наличию и исправности вентиляции, ее изоляции от воздуховодов жилых домов и помещений. Само помещение не должно иметь существенных отклонений от заявленного проекта, который составляется в том числе и с учетом штата предприятия. Например, СанПиН устанавливает норму площади на 1 сотрудника — и она должна быть соблюдена.

Документы, предоставляемые инспекторам СЭС

В ходе проверки инспекторы отмечают наличие:

  • вывески в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • уголков потребителей (клиентов, пациентов);
  • цен на товары или оказываемые услуги за подписью руководителя;
  • свидетельства о праве собственности на помещение или договора на его аренду;
  • договоров на вывоз мусора и проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
  • устава организации, свидетельства о присвоении ИНН;
  • журналов учета проверок санитарного состояния, санитарно-эпидемиологических и экспертных заключений;
  • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и прочих документов.

Следует сказать и о том, что возможны отличия предъявляемых к обязательной документации требований в зависимости от региона.

Инспекторы СЭС оценивают всю предоставленную документацию с точки зрения законности, соответствия нормативным актам, положениям.

Полномочия СЭС по итогам проверки

По результатам проведенных проверок СЭС выдаются заключения с указанием выявленных нарушений, предлагаются мероприятия (даются рекомендации) по их устранению, а также выписываются предписания относительно наказания виновных лиц.

В случае неисполнения требований инспекторов руководители организаций (предприниматели) привлекаются к административной ответственности согласно нормам законодательства (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Эта норма предусматривает штраф, размеры которого для должностных лиц варьируются от 2 000 до 4 000 рублей.

Что находится вне компетенции СЭС?

Полномочия СЭС не безграничны. Так, например, инспекторы не вправе:

  • осуществлять плановую проверку без присутствия должностных лиц или лиц, являющихся представителями того юридического лица, в отношении которого она проводится (исключение составляют случаи, когда присутствует угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах);
  • изымать оригиналы документации или требовать документы, информацию или образцы продукции, не являющейся объектами проверки;
  • превышать сроки проведения проверки, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • отбирать пробы (образцы) продукции для дальнейших исследований или проведения экспертизы сверх установленных стандартами норм и без оформления соответствующих документов (актов об отборе);
  • выдавать организациям и ИП предписаний относительно проведения за их счет контрольных мероприятий.

Контрольный орган СЭС

Проверками документов и санитарно-гигиенического состояния занимается контрольный орган СЭС. Прежде всего, заметим, что для каждого вида предприятия необходим свой список документов. Соответственно проверка продуктов СЭС и проверка офиса юридической компании будет несколько различаться в плане предъявляемых требований к организации. СЭС может проверить все, начиная от медкнижек персонала и заканчивая уставными документами.

Подготовка к проверкам СЭС

ГУП МГЦД предлагает профессиональную помощь в подготовке комплекта необходимых документов для успешного прохождения проверок СЭС для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вне зависимости от характера деятельности. Мы проводим консультации по областям проверки СЭС и аудит имеющихся документов для проверки СЭС, а также оформление всей нужной документации.

Плановые проверки СЭС

Плановая проверка СЭС обычно проходит после уведомления компании о проверке с назначением конкретной даты. По графику проверок СЭС 2017 года плановые проверки для компаний проводятся раз в 3 года (за исключением медицинских организаций) или в случае поступления уведомления о новом виде деятельности. Посмотреть, входит ли ваша компания в план проверок СЭС на 2017 можно на официальном сайте.

Плановые проверки осуществляются на основании ежегодно составляемого плана (графика), ознакомиться с которым можно на официальных сайтах территориальных органов данного ведомства и прокуратур в регионах. В плане указаны следующие данные:

  • дата проверки;
  • ее продолжительность;
  • лица, в отношении которых будет проведена проверка;
  • предмет проверки.

В соответствии с законом о защите прав предпринимателей при проведении проверок, юридическое лицо должно быть извещено о планируемой проверке как минимум за 3 дня до ее начала. Проверяющий орган уведомляет юридические лица о планируемых действиях следующим образом:

  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • личным вручением извещения законному представителю юрлица под подпись.

Такие проверки проводятся не менее чем через 3 года:

  • после регистрации юрлица;
  • начала осуществления предпринимательской деятельности;
  • со дня окончания предыдущей проверки.

Внеплановые проверки СЭС

Обратите внимание, что с 2015 года СЭС вправе проводить проверку внепланово. Это касается организаций общепита, производителей и продавцов продовольственных товаров. Оснований для подобного рода проверок несколько:

  • жалоба потребителя, органов власти и сотрудников местного самоуправления
  • плохое качество услуг или продукции

В ходе такой проверки, как правило, доказываются или опровергаются поступившие сведения. Но и при внеплановых проверках руководителю предприятию сообщается не менее чем за сутки, если нет экстренного случая отравлений или серьезных инфекций.

Внеплановые проверки могут быть проведены:

  • по истечении сроков, установленных для исполнения ранее выданных предписаний;
  • при поступлении в территориальные органы СЭС обращений, сообщающих о фактах, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан и окружающей среде;
  • в случаях нарушения прав потребителей.

Если в обращениях физических и юридических лиц не указываются конкретные факты нарушений или поданы они в анонимном порядке, то в проверке будет отказано. Следует упомянуть и о том, что проведение внеплановой проверки возможно лишь с согласия прокуратуры, являющейся надзорным органом. В противном случае ее результаты будут признаны недействительными.

Исключения допускаются в случаях поступления в СЭС экстренных сообщений о ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны.

Уведомить юридическое лицо о предстоящей проверке следует не позднее чем за сутки до ее начала. В экстренных случаях данное требование может не соблюдаться.

Выездные и документарные проверки

Выездные и документарные проверки также могут быть плановыми и внеплановыми.

В первом случае помимо документации осуществляется проверка товаров, оборудования, помещений и территорий.

Во втором — проверка осуществляется без выезда на место, при этом необходимые документы в СЭС предоставляются юридическим лицом. Если в ходе нее выявляются серьезные нарушения, тогда возможно назначение выездной проверки. В ходе документарной проверки допускается проведение исследования и документации, и образцов продукции.

Штрафные санкции СЭС

Штрафы СЭС могут вас коснуться при выявлении какого-либо нарушения. В зависимости от характера нарушения возможны предписания для исправления нарушений, денежный штраф, приостановление деятельности компании до 90 дней и даже уголовная ответственность в особо тяжких случаях. Полную таблицу штрафов СЭС для юридических лиц вы можете посмотреть в интернете.

Советы по успешному прохождению проверок СЭС

  • Представлять организацию при проверке СЭС может только руководитель компании или доверенное лицо. Если на момент проверки руководитель или доверенное лицо отсутствуют, компания вправе отказать в проверке сотрудникам СЭС. Однако злоупотреблять этим правилом не стоит.
  • Проверьте документы чиновников. Если в них есть какие-либо нарушения, то это также право для отказа в проверке вашей организации данными сотрудниками СЭС.
  • Проверка СЭС должна проходить четко по регламенту, где описано, какие действия вправе совершать комиссия, а какие нет. Ознакомьте с документом перед проверкой. Скачать регламент работы проверки СЭС вы можете в интернете.
  • При проверке не волнуйтесь, ведите себя как и в обычный день. Не нужно представлять себе инспекцию СЭС как жуткого монстра. Это обычные люди, которые хотят хорошо делать свою работу. К тому же все, что проверяет СЭС – это, в первую очередь, для вашего блага и успешного развития вашего бизнеса.
  • Если вам известна дата проверки, подготовьтесь к ней заранее, проверьте все необходимые документы и санитарное состояние компании.
  • У вас должен иметься журнал для учета проверок СЭС, в который заносятся все данные проверок. Это пригодится в случае свидетельствования о том, что проверка уже была.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *