На кого распространяется 223 фз о закупках
Перейти к содержимому

На кого распространяется 223 фз о закупках

  • автор:

На кого распространяется 223 фз

Подборка наиболее важных документов по запросу На кого распространяется 223 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 «Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом» Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» «Исходя из приведенных нормативных положений при наличии в уставном капитале юридического лица, его дочернего общества и дочернего общества последнего доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования менее 50%, положения Закона N 223-ФЗ на указанные юридические лица не распространяются.»

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 8 «Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона» Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» «Исходя из статьи 8 Закона N 223-ФЗ на заказчиков по Закону N 223-ФЗ, которые не разместили положение о закупках, распространяются положения Закона N 44-ФЗ в части неразмещенного заказчиком по Закону N 223-ФЗ положения о закупках. В остальной части заказчики по Закону N 223-ФЗ обязаны руководствоваться указанным Законом.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 2.1. Действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
«О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» 2. ВЭБ.РФ осуществляет функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а также функции государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по доверительному управлению средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений и заключаемыми в соответствии с ним договорами. В целях выполнения указанной функции ВЭБ.РФ вправе осуществлять брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Кто попадает под действие Закона 223-ФЗ

    Img

    − организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов,

    − автономные учреждения (не путать с автономными некоммерческими организациями!),

    − хозяйственные общества (т.е. АО и ООО), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

    − дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущих пунктах юридическим лицам;

    − дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам;

    NB: Следует помнить, что у вновь созданной организации есть 3 месяца, чтобы утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке. Только после этого закупка товаров, работ, услуг по 223 ФЗ станет возможной и легитимной. Первые 3 месяца после создания организация может осуществлять закупки в соответствии с ГК РФ. Если по истечении 3 месяцев не будет утверждено и надлежащим образом размещено Положение о закупках, заказчику следует руководствоваться нормами Закона 44-ФЗ до момента размещения Положения о закупке. При невыполнении данных требований организации и ее должностному лицу грозят штрафные санкции.

    − бюджетные учреждения при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств;

    в) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС);

    − государственные и муниципальные унитарные предприятия при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

    в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. за счет собственных средств);

    NB: Бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям следует помнить, что они по умолчанию являются заказчиками по Закону 44-ФЗ, и только в случае надлежащего и своевременного размещения в ЕИС Положения о закупках они вправе проводить оговоренные в законе закупки в соответствии с 223 ФЗ.

    − ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;

    − юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 млн. рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

    Не должны проводить закупки по 223-ФЗ юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

    1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

    2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

    3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

    NB: При этом важно помнить, что право освобождения проводить закупки по 223-ФЗ возникает у данных организаций только после размещения информации о соответствующем объеме выручки в ЕИС.

    Специалисты компании «Корпорация Закупок» всегда готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с осуществлением закупочной деятельности согласно 223-ФЗ: должна ли ваша организация работать по 223 ФЗ, какую информацию следует подготовить и разместить в ЕИС, а также оказать содействие в подготовке и размещении всех документов, необходимых для корректного осуществления закупок по 223-ФЗ.

    Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

    Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

    Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

    Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

    № 44-ФЗ

    Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг. 44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров. Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

    № 223-ФЗ

    Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д. 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

    Если вы еще не получили сертификат электронной подписи, оформите его в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя. Познакомиться с сервисом

    Кто заказчики и поставщики?

    Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

    Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

    Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

    • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
    • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
    • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
    • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

    В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

    На каких ЭТП проводят торги?

    Заказчики по 44-ФЗ

    Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

    Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Заказчики по 223-ФЗ

    Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

    На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

    Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

    Способы закупок

    В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки
    • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
    • аукционы (электронные, закрытые);
    • запросы предложений;
    • запросы ценовых котировок.

    С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

    Неконкурентные закупки

    К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

    Если вы еще не получили сертификат электронной подписи, оформите его в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

    Способы закупок по 223-ФЗ

    В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

    Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

    Отчетность заказчиков торгов

    Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

    Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

    • Отчет об исполнении контракта;
    • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
    • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

    Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

    • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
    • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

    Обеспечение исполнения обязательств по контракту

    Федеральный закон 44-ФЗ

    С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

    Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

    Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

    Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

    Расторжение контракта и возможность внести изменения

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
    Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

    Обжалование действий заказчика

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

    • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
    • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
    • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

    В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

    Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

    Если вы еще не получили сертификат электронной подписи, оформите его в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

    Мы формируем сообщество поставщиков, где всегда можно получить рекомендации экспертов по работе с торгам и пообщаться в комментариях о наболевшем.

    На кого распространяется 223 фз о закупках

    Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

    (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

    1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

    (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 22.12.2020 N 443-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

    3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

    4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

    в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);

    (п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

    (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 108-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    С 01.07.2024 в пп. «б» п. 5 ч. 2 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 444-ФЗ). См. будущую редакцию.

    б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

    в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    (пп. «в» введен Федеральным законом от 07.06.2017 N 108-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2018 N 174-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (п. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

    6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

    (п. 6 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 474-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2018 N 174-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.1. Действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

    (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 249-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система);

    (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 22.12.2020 N 443-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;

    (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 22.12.2020 N 443-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 324-ФЗ)

    3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    (часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

    1) куплей-продажей ценных бумаг, приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);

    (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 160-ФЗ, от 30.10.2018 N 391-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

    3) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;

    5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

    6) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

    8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;

    (п. 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9) осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

    (п. 9 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 160-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10) определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

    (п. 10 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

    11) открытием головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключением ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

    (п. 11 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ)

    12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

    (п. 12 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

    13) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у указанных в части 2 настоящей статьи юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, у иных юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с указанным Кодексом, если закупки осуществляются в целях обеспечения единого технологического процесса, при условии, что перечень предусмотренных настоящим пунктом юридических лиц определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

    (п. 13 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 159-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14) закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства;

    (п. 14 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

    15) осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки в целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством;

    (п. 15 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

    16) совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме);

    (п. 16 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 391-ФЗ)

    17) закупкой заказчиком услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора об организации синдицированного кредита (займа);

    (п. 17 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 447-ФЗ)

    18) выполнением инженерных изысканий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, которые обеспечиваются публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства» в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета.

    (п. 18 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

    5. Действие настоящего Федерального закона в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, распространяется на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов. Для целей настоящего Федерального закона под закупками, осуществляемыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет средств таких инвестиционных проектов договоров на поставку товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании пункта 2 части 6 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.

    (часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 496-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *