Чем торгует венесуэла на мировом рынке
Перейти к содержимому

Чем торгует венесуэла на мировом рынке

  • автор:

Торгово-экономические интересы КНР в Боливарианской Республике Венесуэла на примере энергетического сектора Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

ВЕНЕСУЭЛА / КИТАЙ / ТОРГОВЛЯ / СЫРАЯ НЕФТЬ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / VENEZUELA / CHINA / TRADE / CRUDE OIL / TRADE AND ECONOMIC COOPERATION / EXPORT / IMPORT / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Золотова Екатерина Владимировна

В статье ставится задача рассмотреть двустороннюю торговлю Китая и Боливарианской Республики Венесуэла на современном этапе. Особое внимание уделяется нефтяному сектору и нефтяным поставкам Венесуэлы в Китай . В статье автор рассуждает о проблемах, которые препятствовали двусторонней торговле на начальном этапе, а также о тех сложностях, с которыми Китай сталкивается сегодня. В результате анализа торгово-экономических отношений автор показывает, что присутствие Китая в Венесуэле обусловлено экономическими интересами помимо того, что в Венесуэле сосредоточены крупнейшие запасы нефтяных ресурсов, эта латиноамериканская страна представляет емкий рынок для китайских инвестиций . Но, как далее показывает автор, присутствие Китая в Венесуэле рискованно вследствие экономического и социального кризиса в Венесуэле , а также геополитического давления со стороны США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Золотова Екатерина Владимировна

Политика Венесуэлы по повышению обороноспособности: втс, нефтяной фактор и геополитические дивиденды
Венесуэльский кризис власти: позиция КНР
Особенности развития сектора электроэнергетики в Боливарианской Республике Венесуэла
Китайско-венесуэльские отношения на современном этапе
Сша и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономические интересы КНР в Боливарианской Республике Венесуэла на примере энергетического сектора»

Торгово-экономические интересы КНР в Боливарианской Республике Венесуэла на

примере энергетического сектора

■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10062 Золотова Екатерина Владимировна,

соискатель кафедры мировой экономики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова» Zolotova Ekaterina Vladimirovna Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть двустороннюю торговлю Китая и Боливарианской Республики Венесуэла на современном этапе. Особое внимание уделяется нефтяному сектору и нефтяным поставкам Венесуэлы в Китай. В статье автор рассуждает о проблемах, которые препятствовали двусторонней торговле на начальном этапе, а также о тех сложностях, с которыми Китай сталкивается сегодня. В результате анализа торгово-экономических отношений автор показывает, что присутствие Китая в Венесуэле обусловлено экономическими интересами — помимо того, что в Венесуэле сосредоточены крупнейшие запасы нефтяных ресурсов, эта латиноамериканская страна представляет емкий рынок для китайских инвестиций. Но, как далее показывает автор, присутствие Китая в Венесуэле рискованно вследствие экономического и социального кризиса в Венесуэле, а также геополитического давления со стороны США.

Summary. The main goal of the article is to azalyze the bilateral trade between China and the Bolivarian Republic of Venezuela at the present stage. Particular attention is paid to the oil sector and Venezuelan oil supplies to China. In the article, the author discusses the problems that prevented smooth growth of bilateral trade at the initial stage, as well as the difficulties that China is facing today. As a result of the analysis of trade and economic relations, the author shows that the presence of China in Venezuela is determined by economic interests — in addition to the fact that Venezuela has the largest oil reserves, this Latin American country represents a large market for Chinese investment. But, as the author further shows, the presence of China in Venezuela is risky due to the economic and social crisis in Venezuela, as well as geopolitical pressure from the United States.

Ключевые слова: Венесуэла, Китай, торговля, сырая нефть, торгово-экономическое сотрудничество, экспорт, импорт, инвестиции.

Keywords: Venezuela, China, trade, crude oil, trade and economic cooperation, export, import, investment.

Начало XXI века характеризуется ростом торгово-экономических отношений между Китаем и Латинской Америкой. Быстро растущий спрос Китая на минеральное сырье, сельскохозяйственные и энергетические товары способствовал тому, что Китай за очень короткий срок стал одним из ключевых торговых партнеров для многих стран континента. Железная руда, медь и соевые продукты доминировали в торговле между Китаем и такими странами, как Бразилия, Чили и Аргентина, однако венесуэльская нефть представляла наибольший интерес для азиатской страны. В 2001 году Боливарианская Республика Венесуэла стала первой латиноамериканской страной, которая вступила в партнерство по стратегическому развитию с Китаем. Сотрудничество заметно укрепилось в период президентства У. Чавеса в Боливарианской Республике Венесуэла и пребывания на посту Ц. Цзэминя и Х. Цзиньтао. В дальнейшем Китай продолжил поддерживать Венесуэлу и во время тяжелого экономического и социального кризиса. И даже не смотря на тяжелое положение в стране и высокие риски, которые препятствуют развитию двусторонних торгово-экономических отношений, Венесуэла до сих пор остается ключевым партнером Китая в Латинской Америке.

Присутствие Поднебесной в Латинской Америке и, в частности, в Венесуэле продиктовано в основном экономическими интересами Пекина. Поскольку спрос на энергетические ресурсы в Китае растет, правительство страны стремится к обеспечению бесперебойных поставок нефти. Для этого Китай диверсифицирует импорт нефти и нефтепродуктов. К началу 2000-х годов Китай уже был одним из крупнейших импортеров нефти в мире с большой географией поставок. Как отмечала Ромашкина В.А., «для поддержания темпов экономического роста Китаю необходимы природные ресурсы, поэтому компании, в частности государственные, активно стремятся за рубеж».[1] А Венесуэла на тот период времени была производителем нефти в Южной Америке, и к тому же, после учета месторождений тяжелой нефти, стала страной с крупнейшими в мире запасами нефти. По данным организации ОПЕК, объемы венесуэльской нефти превысили 300 млрд барр.[2] Также, с приходом к власти леворадикального правительства в 1999 году Венесуэла пыталась диверсифицировать направления экспорта нефти и нефтепродуктов от Соединенных Штатов Америки[3], и азиатское направление рассматривалось как приоритетный вектор развития торговли.

Объем китайско-венесуэльской торговли до 1999 года составлял менее 500 млн долларов в год. С 2003 по 2012 годы китайско-венесуэльские экономические связи росли в геометрической прогрессии, но основной рост пришелся на 2009-2012 годы (см. Рисунок 1). Объем двусторонней торговли между Китаем и Венесуэлой увеличился более чем в 24 раза с 742 млн долл. США в 2003 году до 24 млрд долл. США в 2012 году [4]. Как раз в 2012 году товарооборот достиг пиковых значений и начал снижаться вследствие ухудшения социальной и экономической ситуации в Венесуэле. В 2016 году показатель составил чуть более 8 млрд долл. США, что в три раза меньше пиковых значений в 2012 году.

Для двусторонней торговли Китая и Венесуэлы характерно преобладание венесуэльского экспорта над импортом. В 2013 году торговый баланс достиг наибольшего отрицательного значения — импорт Китая из Венесуэлы более, чем в 2 раза превышал китайский экспорт в эту латиноамериканскую страну.

2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■Экспорт Китая б Венесуэлу -Иишэрт Китая из В енесуэгеы

Поставки нефти из Венесуэлы б Китай

Рисунок 1. Динамика товарооборота Китая и Венесуэлы, млрд долл. США.

Источник: составлено автором по данным ЦМСТАОйТАТ

Для 2016-2018 гг. характерна разнонаправленная динамика экспорта и импорта Китая. Пока китайский экспорт в Венесуэлу сокращался с 2,5 млрд долл. США в 2016 году до 1 млрд долл. США в 2018 году, импорт Китая из Венесуэлы рос — с 5,5 млрд долл. США в 2016 году до 7,8 млрд долл. США в 2018 году. Сокращение импорта связано, прежде всего, с низкой покупательной способностью Венесуэлы и снижением спроса на более высокотехнологическую продукцию, которая составляла большую часть китайского экспорта вследствие ухудшения экономического положения населения и увеличения спроса на товары широкого потребления. А вот необходимость выполнения контрактов по поставке сырой нефти в Китай увеличило экспорт Венесуэлы в Китай за рассматриваемый период.

Как мы уже отмечали, основу венесуэльского экспорта составляет поставка сырой нефти и нефтепродуктов в Китай. На сегодняшний день интересы Китая, в основном, сосредоточены именно в энергетической области. Около 85% всех поставок из Венесуэлы составляет сырая нефть, и еще 10% — нефтяные масла и битумные минералы с содержанием нефти более 70% (см. рисунок 2).

■ Нефтяные масла, масла из битуыива

■ Нефтяные масла или битумные минералы^ 70°-ъ нефти

Рисунок 2. Структура экспорта Венесуэлы б Китай, млрд долл. США. 2018 г.

Источник: составлено автором по данным ЦХСТАОВТАТ

Венесуэла является крупнейшим инвестиционным направлением Китая в Латинской Америке, и большинство кредитов и инвестиций Китая в Венесуэле были связаны с нефтяным сектором. Китай и Венесуэла все чаще применяют именно межгосударственную кредитную структуру для двустороннего партнерства. С китайской стороны ключевым учреждением был Китайский банк развития, который перевел Венесуэле более 50 млрд долл. США в период с 2007 по 2017 год[5]. С венесуэльской стороны ключевыми партнером выступает государственная нефтяная фирма PDVSA, которая обслуживает кредиты через гарантированные продажи нефти в Китай.

В 2007 году Пекин создал Китайско-венесуэльский совместный фонд (FCCV), который позволил Венесуэле получать кредиты от Китая траншами до 5 млрд. долларов и оплачивать их поставками сырой нефти. Венесуэльское правительство также допустило Китай к добыче нефти на нефтяном поясе Ориноко, крупнейшим в мире нефтяным резервуаре.

На современном этапе Китай профинансировал строительство нового нефтеперерабатывающего зарода в Венесуэле, который позволит увеличить переработку нефти в стране на 120 тыс баррелей в сутки. Размер инвестиций, предоставленных китайской CNPC, партнером PDVSA по проекту Sinovensa, составил 3 млрд долларов США[6].

Хотя Венесуэла и обладает самыми большими запасами нефти, тип добываемой нефти, отдаленное географическое положение и достаточно сильные связи с США не позволили даже политической воли стабилизировать поставки нефти в Китай. Наибольшим препятствием, с которым столкнулись венесуэльские власти при экспорте нефти в Китай, стал тот факт, что в начале 2000-х годов Китай еще не обладал необходимыми технологиями и оборудованием для переработки высокосернистой венесуэльской нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Это означало, что в тот момент Китай мог приобретать лишь оримульсию, особый тип низкосортной нефти, который в основном использовался для производства асфальта.

Другим фактором, который ограничивал способность Венесуэлы экспортировать нефть в Китай, был размер танкеров для отгрузки нефти Венесуэлы. Используемые танкеры оказались слишком большими по размеру, чтобы пройти через Панамский канал, а более длинный маршрут, который проходил через мыс Доброй Надежды в Южной Африке, оказывался нерентабельным.

Наконец, существовали и дипломатические сложности организации бесперебойных поставок. Поскольку на тот период времени около 60% экспорта нефти Венесуэлы направлялось в Соединенные Штаты Америки, китайские власти были обеспокоены тем, что, покупая больше нефти, они могут участвовать в спорах между венесуэльским президентом и администрацией США. Из-за вышеперечисленных факторов в 2005 году Венесуэла экспортировала только 140 тыс. баррелей сырой нефти в день[7].

Однако и после прихода к власти Н. Мадуро, последователя курса предшествующего президента У. Чавеса, экспорт нефти в Китай также был затруднен. Накопив значительную сумму долгов, Венесуэла до сих пор пытается погасить китайские кредиты, но ее добыча нефти продолжает снижаться из-за экономического кризиса. Уже 10 лет в стране происходит сокращение добычи нефти, которое особенно ускорилось в 2017-2018 гг. Сегодня добыча нефти, на которую приходится 85-90% дохода Венесуэлы, упала до менее

1,5 млн барр. в сутки[8]. В связи с этим, ежегодные потоки венесуэльского экспорта нефти в Китай редко приближались к объемам, обещанным политиками обеих сторон. Национальные нефтяные компании Китая стали разочаровываться в своих усилиях по обеспечению преференциального доступа к инвестиционным возможностям в Венесуэле. Поэтому, большинство прямых китайских инвестиций в Венесуэлу были либо приостановлены, либо полностью прекращены из-за неблагоприятных условий для бизнеса в стране.

Признавая риск, с которым Пекин в настоящее время сталкивается в Венесуэле, Китай пересмотрел свои цели и ограничил выдачу новых инфраструктурных кредитов в стране. Основное внимание уделялось финансированию смешанных предприятий, созданных в сотрудничестве с государственной энергетической фирмой Венесуэлы PDVSA. Это также усилило механизмы контроля за использованием кредита, выданного Каракасу.

Кроме того, как и при администрации Чавеса, укрепление отношений между Китаем и Венесуэлой может стать еще одной причиной недовольства Вашингтона Пекином. По мере затягивания их торгового спора, несмотря на различные сообщения о новом потеплении в отношениях после последнего обмена тарифами, Китай открыто продолжал оказывать поддержку правительству Н. Мадуро. Во время кризиса Китай поставил оборудования для усиления позиций действующего правительства в борьбе с беспорядками в стране, а также оказал финансовую помощь Венесуэле[9]. Зверева В.С. отмечает непоследовательность в действиях Китая — попытка диалога с оппозицией обосновывается стремлением Китая обеспечить доступ своих компаний к венесуэльской нефти и увеличению экспорта своей продукции, а также усилением регионального политического влияния в качестве ресурса «мягкой силы»[10].

Не стоит забывать и про внутренние проблемы Китая, которые ограничивают деятельность Китая на международном рынке. Как отмечала Савина Н.П., данные на начало 2019 г. показали, что производственная активность снизилась, произошло уменьшение числа новых заказов и снижение розничных продаж вследствие невысокого спроса[11]. Однако, экономика Китая скорее находится в замедлении, а не падении, поэтому в долгосрочном периоде спрос на ресурсы только будет расти. Поэтому, вполне вероятно, что Китай по-прежнему надеется, что его финансовая и дипломатическая поддержка Венесуэлы в конечном итоге проложит путь к будущим возможностям торговли и инвестиций на нефтяной основе. Китай, возможно, надеется, что его усилия, направленные на то, чтобы стать прагматичным партнером для Каракаса, окупятся с более широким доступом к запасам нефти Венесуэлы в будущем.

Несмотря на эти проблемы и потенциальные экономических потери, Пекин продолжает оставаться ключевым торгово-экономическим партнёром Венесуэлы. С 2000 по 2018 год товарооборот между двумя странами увеличился более чем в 20 раз, а общая стоимость китайских кредитов Венесуэле превысила отметку в 50 млрд долларов. Кроме того, поддерживать правительство Н. Мадуро на данный момент, поскольку считает, что наличие союзника на заднем дворе США важнее любых затрат, которые Китай может понести в результате продолжающегося венесуэльского кризиса. Кроме того, сотрудничество по линии Юг-Юг в настоящее время является одной из опор внешней политики Китая, и Пекин дорожит своей репутацией ведущего торгового партнера и

надежного инвестора. Однако, даже несмотря на сокращения объема кредитования Венесуэлы, многочисленных рисков, в том числе и геополитических, Китай не намерен менять курс в отношении Венесуэлы, и в особенности, в отношении нефтяного сектора страны.

1. Зверева В. С. Китай на просторах Латинской Америки: современные геополитические реалии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 171-183

2. Золотова Е.В. Особенности развития сектора электроэнергетики в Боливарианской Республике Венесуэла // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, No2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/60EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3. Золотова Е.В. Резкий спад в добыче нефти в Венесуэле: последствия для мирового рынка // МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА №2 // Захарова Н.В., Золотова Е.В., Иванова СВ., Кузнецова Г.В., Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В., Ромашкина В.А. — 2018. — № 2 07.12.2018 — C. 8

4. Ромашкина В.А. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Китая // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, — 2018. -№ 1 (97) — С. 189-198

5. Савина Н.П. Замедление экономики Китая //// МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА №3 // Герман Е.И., Захарова Н.В., Золотова Е.В., Кузнецова Г.В., Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В., Ромашкина В.А., Савина Н.П. — 2019. — 2018. — № 3 11.03.2019 — C. 7

6. J. HERMOSO AND M. FERMÍN The Venezuela-China Relationship, Explained // Supchina.

— 2019. — URL:-https://supchina.com/2019/01/07/venezuela-china-explained/ (дата обращения: 07.10.2019)

7. OPEC Annual Statistical Bulletin — URL: http://asb.opec.org/index.php/data-download (дата обращения: 07.10.2019).

8. Ratliff, William. Beijing’s Pragmatism Meets Hugo Chavez. The Brown Journal of World Affairs, vol. 12, no. 2, 2006, pp. 79., www.jstor.org/stable/24590620? seq= 1#page_scan_tab_contents.

9. Slav I. China Helps Venezuela Boost Oil Production// Oilprice. — 2019- URL:

— https://oilprice.com/Energy/Crude-Oil/China-Helps-Venezuela-Boost-Oil-Production.html (дата обращения: 07.10.2019)

10. Trade structure by partner, product or service-category // UNCTADSTAT. — URL:-https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en (дата обращения: 07.10.2019)

11. Venezuela defends purchase of Chinese riot-control gear after more than 70 deaths in street protests // South China Morning Post. — 2017 — URL: -https://www.scmp.com/news/world/americas/article/2098924/venezuela-defends-purchase-chinese-riot-control-gear-after-more (дата обращения: 07.10.2019)

[1] Ромашкина В.А. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Китая // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, — 2018. -№ 1 (97) — С. 189-198

[2] OPEC Annual Statistical Bulletin — URL: http://asb.opec.org/index.php/data-download (дата обращения: 07.10.2019).

[3] Золотова Е.В. Особенности развития сектора электроэнергетики в Боливарианской Республике Венесуэла // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, No2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/60EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

[4] Trade structure by partner, product or service-category // UNCTADSTAT. — URL:-https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en (дата обращения: 07.10.2019)

[5] J. HERMOSO AND M. FERMÍN The Venezuela-China Relationship, Explained // Supchina. — 2019. — URL:- https://supchina.com/2019/01/07/venezuela-china-explained/ (дата обращения: 07.10.2019)

[6] Slav I. China Helps Venezuela Boost Oil Production// Oilprice. — 2019- URL: -https://oilprice.com/Energy/Crude-Oil/China-Helps-Venezuela-Boost-Oil-Production.html (дата обращения: 07.10.2019)

[7] Ratliff, William. «Beijing’s Pragmatism Meets Hugo Chavez.» The Brown Journal of World Affairs, vol. 12, no. 2, 2006, pp. 79., www.jstor.org/stable/24590620? seq= 1#page_scan_tab_contents.

[8] Золотова Е.В. Резкий спад в добыче нефти в Венесуэле: последствия для мирового рынка // МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА №2 // Захарова Н.В., Золотова Е.В., Иванова СВ., Кузнецова Г.В., Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В., Ромашкина В.А. — 2018. — № 2 07.12.2018 — C. 8

[9] Venezuela defends purchase of Chinese riot-control gear after more than 70 deaths in street protests // South China Morning Post. — 2017 — URL: -https://www.scmp.com/news/world/americas/article/2098924/venezuela-defends-purchase-chinese-riot-control-gear-after-more (дата обращения: 07.10.2019)

[10] Зверева В. С. Китай на просторах Латинской Америки: современные геополитические реалии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 171-183

[11] Савина Н.П. Замедление экономики Китая //// МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА №3 // Герман Е.И., Захарова Н.В., Золотова Е.В., Кузнецова Г.В., Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В., Ромашкина В.А., Савина Н.П. — 2019. — 2018. — № 3 11.03.2019 — C. 7

Насколько опыт Венесуэлы в преодолении санкционного давления можно считать успешным?

Современный международный порядок находится на новом этапе развития: война в традиционном ее понимании уходит на второй план, а противостояние между крупными державами происходит, как правило, в экономической и гуманитарной сферах. Однако это не означает, что экономическое и иное невоенное давление является менее пагубным для отдельно взятого государства в сравнении с разрушительными последствиями войны. Это очевидно прослеживается на примере Венесуэлы, которая на протяжении длительного времени живет в условиях санкционного режима.

1x_1.jpg

Источник: Bloomberg

Венесуэла является одним из самых богатых государств в Латинской Америке по объему природных ресурсов, именно поэтому за Венесуэлой числится название «Tierra de Gracia», или «Земля Грации», из-за уникальности ее природы. Венесуэла – это страна, в которой расположено огромное количество энергетических ресурсов: на территории данного государства находится более 40 типов минералов и драгоценных камней, чья стоимость оценивается более миллиарда долларов. «Черное золото» в экономической жизни Венесуэлы занимает ключевое положение: более 80% экспорта страны составляет нефть. Так, Венесуэла обладает самыми крупными залежами нефти, 19% от всех залежей в мире. Только в бассейне озера Маракаибо находится больше нефти, чем в Мексике, Австралии, Германии, Испании, Италии и Колумбии вместе взятых. Именно из-за обилия нефтяных запасов Венесуэла стала одним из основателей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Помимо нефтяного лидерства, Венесуэла занимает 6 место среди стран-обладательниц природного газа. При этом, Венесуэла не экспортирует природный газ, а хранит его в своих резервах. В отличии от природного газа Венесуэла активно экспортирует железо, которой является вторым сырьем во внешнеэкономической деятельности страны после нефти. Иными словами, Венесуэла обладает всеми возможностями в экономическом отношении для континентального и мирового лидерства. Однако на деле страна таковой не является из-за ряда причин, в том числе и из-за санкционного давления, которое страна испытывает на протяжении длительного времени. Как же Венесуэле удалось адаптироваться к международной изоляции со стороны развитого мира и продолжить играть важную роль на международной арене?

Какие санкции были наложены на Венесуэлу?

Венесуэла начала подвергаться санкционному давлению в 2008 г., когда были наложены первые санкции со стороны Министерства финансов США на банковские счета бывшего министра внутренних дел Р. Радригеза Часина и экс-главу разведки Венесуэлы У. Карвахала из-за обвинений в финансовой поддержке Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК-АН). Однако именно с 2014 г. развитые государства во главе с Соединенными Штатами Америки начали активно давить на экономику Венесуэлы.

Основной мотив для международных санкций – это президенство Н. Мадуро, которому, по мнению ряда международных институтов, например, Amnesty International и Human Rights Watch, свойственно несоблюдение прав человека и демократических принципов. В результате массовые протесты, которые захлестнули страну в 2014, 2017, 2019 и 2020 гг. и, как результат, их жесткое подавление, стали основными причинами для начала санкционного давления со стороны развитых государств.

Изначально санкции США были персональными и затрагивали как действующих, так и ушедших в отставку чиновников, начиная с самого президента Венесуэлы Н. Мадуро и заканчивая Л. Гонсалесом, бывшим президентом Индустриального Банка Венесуэлы; санкции также затрагивали членов Верховного Суда, служащих Вооруженных Сил (например, в отношении венесуэльского генерал-майора А. Хосе Бенавидеса), Центрального Банка и частных компаний (например, «Lumar Developemnt» и «Proalco»), которые были замешаны в нарушении прав человека и коррупции. В основном санкции подразумевали заморозку в США всех счетов и активов, визовые ограничения, а также запрет на ведение бизнеса с фигурантами, попавшие в санкционный список.

Другим видом санкционного давления является ограничения на импорт товаров и услуг из Венесуэлы, что, с одной стороны, сократило внешний товарооборот страны, а с другой, привело к острейшему дефициту товаров, особенно товаров первой необходимости. Так, экономика Венесуэлы сократилась на 80% с 2014 по 2020 гг.

В 2017 г. США отказались сотрудничать с государственной нефтегазовой компанией Венесуэлы PDVSA: Венесуэла больше не могла торговать нефтью с США и с их партнерами и не имела доступа к счетам PDVSA. Помимо этого, США принимали санкции против торговых судов, которые компания использовала для транспортировки нефти, например, в Кубу. В 2019 г. был подписан указ о введении санкции против тех, кто оказывает какую-либо поддержку Мадуро, например, посредством выплаты дивидендов какой-либо организации, прямо или косвенно принадлежащей правительству Венесуэлы. Также была запрещена покупка ценных бумаг правительства Венесуэлы и все транзакции с цифровой валютой.

Запрет на реализацию международных операций и использование доллара Центральным Банком Венесуэлы в 2017 г. стало одним из самых серьезных ограничений, после которого Венесуэла не имела доступ к мировым финансовым рынкам и, как следствие, не имела возможностей для заимствования средств, что не позволяло Венесуэле увеличить свой долг и инвестировать на благополучие страны.

Европейский союз поддержал действия США в 2017 г. и ввел санкции против венесуэльских чиновников, которым было запрещено въезжать на территорию ЕС, а также проводить какие-либо транзакции с европейскими частными и юридическими лицами. Помимо этого, ЕС ввел эмбарго на товары и материалы, которые могут быть использованы для внутренних репрессий.

Санкции были нацелены на свержение режима Н. Мадуро, однако имели абсолютно противоположный эффект. На фоне постоянных нефтяных кризисов, которые свойственные мировому энергетическому рынку, санкции со стороны западных стран только усугубили экономическую ситуацию в Венесуэле, тем самым вгоняя ее в абсолютную нищету. После того, как в 2015 г. цены на топливо снизились практически в 2 раза, экономическая ситуация в стране начала ухудшаться колоссальными темпами: так, если ВВП Венесуэлы в 2014 г. составлял -3,9%, то в 2020г. уже -26%. Инфляция же к 2018 г. достигла 1 370 000 %.

Как страна справляется с санкциями?

Правительство Венесуэлы всеми возможными способами пытается справиться с наложенными санкциями. Многополярный мировой порядок позволил Венесуэле найти иных партнеров, кроме США, а именно Индию и Китай, которые продолжают быть важными покупателями нефти из Венесуэлы. Так, 60% всей венесуэльской нефти идет в Азию. Продажи в Китай и Индию составляют 54% от общего объема экспорта сырой нефти. Россия также внесла определенный вклад в поддержание экономической ситуации в стране: «Роснефть» до 2020 г. (после 2020 были введены санкции против «Rosenft Trading») инвестировала значительные средства как в экономику самой страны, так и в деятельность PDVSA, который на финансы «Роснефти» разрабатывал новые месторождения.

Несмотря на то, что санкциями США также облагаются те компании, которые сотрудничают с PDVSA, партнеры Венесуэлы смогли найти способы обхода санкций. Создавались фирмы, зарегистрированные в развивающихся государствах, которые поставляли венесуэльскую нефть странам-партнерам. Так, в 2019 г. китайские компании CNPC и PetroChina прекратили импорт нефти из Венесуэлы, однако вскоре в китайские порты начали активно направляться различные судна, например, из Того, с венесуэльской нефтью.

Другим примером обхода санкций может послужить тот факт, что PDVSA передавал свои счета-фактуры от продажи топлива «Роснефти», тем самым «Роснефть» становился посредником между PDSVA и конечным покупателем, например, индийской компанией Reliance Industries. Важно отметить, что Венесуэла активно отключает системы спутникового слежения на своих танкерах, чтобы не допустить прекращения со стороны других государств поставок сырья в другие государства.

Криптовалюты стали еще одним инструментом преодоления санкций: в 2019 г. была запущена система сбора авиационных налогов через приложение «Jet Man Pay», с помощью которого удалось конвертировать сборы в криптовалюту, а именно в биткоин, и вывести их из страны. Эти деньги конвертируются в доллары и хранятся на территории стран-партнеров, а именно Китая, России и Венгрии, что позволяет сформировать резервы в иностранной валюте. Помимо этого, банк «Banco de Venezuela» начал принимать национальную криптовалюту El Petro, которая обеспечивалась нефтью и минеральными ресурсами, а также могла служить для получения доступа к международному финансированию. Однако центральный банк Венесуэлы производил обмен с ней по многократно заниженному курсу, вследствие чего El Petro не пользовалась большим успехом.

Иран сыграл важную роль в увеличении нефтяного производства. Иран является одним из главных союзников Венесуэлы, поэтому иранское правительство оказывает значительную техническую поддержку венесуэльскому правительству в виде разбавителей и других добавок. На данный период времени Иран перерабатывает 70% сырой нефти, в которой нуждается внутренний рынок Венесуэлы. Разбавители, которые импортирует Венесуэла, смешиваются с сверхтяжелой сырой нефтью, тем самым увеличивая ее добычу. В обмен на это Венесуэла поставляет Ирану часть добычи этой нефти через Национальную нефтяную компанию Ирана. Согласно Ф. Мональди, директору Латиноамериканской энергетической программы Института Бейкера Университета Райса (Техас, США), «PDVSA смогла с помощью Ирана создать структуру для обхода санкций, заменив «Роснефть». Кроме того, Иран начал поставлять разбавители, которые ранее поставляли русские. Все это требует высоких цен для оплаты посредников и покрытия транспортных расходов».

«Иран, как и Венесуэла, находится под санкциями США, и его добыча нефти резко упала. Вероятно, та нефть, которая поступает, скажем, в обход санкций, которые действуют как в Венесуэле, так и в Иране, поступает на непризнанные танкеры, которые даже отключают устройства, чтобы не быть обнаруженными со спутника. Это нефть, которую Иран сможет продавать, как только получит ее в свое распоряжение», — пояснил Т. Харди.

Важным решением внутри страны стало ослабление регулирования бизнеса и отказ от ценового и валютного контроля. Помимо этого, несколько раз повышался прожиточный минимум: в 2022 г. он был увеличен в 18 раз. Н. Мадуро в 2021 г. даже предложил разрешить частным компаниям эксплуатировать нефтяные месторождения и контролировать энергетические проекты в Венесуэле, тем самым привлекая иностранный капитал.

Все вышеуказанные меры позволили медленными шагами восстановиться экономике Венесуэлы: уже в 2021 г. ВВП составил -7% (в 2019 г. он составлял -35%), а инфляция 684,4% (в 2020 г. этот показатель составлял 2 959,8%).

Что изменилось в санкционной политике развитых стран в отношении Венесуэлы после 24 февраля 2022 года?

После начала специальной военной операции в Украине аппарат президента Дж. Байдена в некоторой степени пересмотрел свое отношение к Венесуэле: это связано, как с опасениями дальнейшего сближения России и Венесуэлы, так и возвращением к доктрине Монро, идея которой заключается в провозглашении всего американского континента зоной влияния США. После разрыва дипломатических отношений в 2019 г. между США и Венесуэлой визит североамериканской дипломатической миссии, направленной в Каракас в марте 2022 г., стал возможностью для улучшения отношений между государствами. Это было вызвано не только желанием США заменить поставки нефти из России в Европу поставками из Венесуэлы, тем самым снизив европейскую зависимость от российской энергетики, но и стремлением отговорить Мадуро от дальнейшего тесного сотрудничества с Россией.

С марта 2022 г. между Вашингтоном и Каракасом велись переговоры по частичной отмене нефтяного эмбарго США в Венесуэле: США, в итоге, сняли санкции, которые были препятствием для работы американских и европейских нефтяных компаний в Венесуэле. Были также отменены персональные санкции с отдельных лиц, например, с бывшего вице-президента PDVSA Карлоса Эрика Мальпика-Флореса.

Минфин США выпустил узкую лицензию, которая дает разрешение американской нефтегазовой компании «Chevron» вести переговоры о возможном возобновлении производства в Венесуэле, остановленного в результате санкций США. Так, по мнению официальных лиц США, лицензия является первым шагом в том, что может стать серией шагов по смягчению нефтяных санкций, в зависимости от желания сотрудничества правительства Н. Мадуро. «Если правительство вернется к переговорам с оппозицией, направленным на обеспечение свободных и справедливых выборов в 2024 г., Соединенные Штаты могут разрешить «Chevron» начать поставки оборудования в Венесуэлу. Если переговоры будут успешными, Chevron может быть разрешено добывать и продавать венесуэльскую нефть».

Важно отметить, что, несмотря на возможность диалога между США и Венесуэлой, сохранение президенства Н. Мадуро является важным условием для дальнейшего сотрудничества между странами. Условием же США является продолжение диалога между президентом Н. Мадуро и оппозицией. В результате, несмотря на стремления обеих сторон к кооперации, процесс переговоров затянулся.

Станет ли венесуэльский энергетический сектор альтернативой российскому?

Венесуэла находилась на протяжении длительного времени в довольно тяжелой экономической ситуации из-за изоляции от «развитой» части мира. Правительство Н. Мадуро делало все возможное, чтобы обойти санкции: некоторые маневры были успешные, например, поставки различных разбавок из Ирана и сотрудничество с «Роснефтью», другие же — не очень, например, идея с созданием национальной криптовалюты El Pedro, которая не способствовала улучшению экономической обстановки в стране и развитию малого и среднего предпринимательства. Несмотря на все успешные реализованные проекты с Россией, Китаем, Индией и Ираном, правительству Н. Мадуро потребовалось много лет для борьбы с кризисом в стране: только последние 2-3 года показывают некоторый экономический рост в экономике страны.

События 24 февраля 2022 г. стали возможностью для правительства Н. Мадуро вывести страну из полноценного застоя и не допустить возвращения к гиперинфляции и рецессии. Администрация Дж. Байдена всеми возможными способами пытается снизить энергетическую долю России на мировых рынках, тем самым предоставляя определённые послабления для Венесуэлы. Так, в июне 2022 г. Вашингтон разрешил европейским энергетическим компаниям итальянской «Eni» и испанской «Repsol» получать грузы венесуэльской нефти в качестве средства погашения многомиллиардного долга, накопившегося у двух компаний с 2019 г.

Необходимо заметить, что в 2022 г. зафиксирован рост объема экспорта венесуэльской нефти в Европу, однако тот объем, который планируется поставлять на европейский континент, а именно более двух миллионов баррелей, не сможет полноценно заменить российскую нефть и значительно повлиять на рост цен. Помимо этого, нефтяная инфраструктура в Венесуэле из-за санкций находится в упадке, поэтому для увеличения объемов производства нефти стране потребуется развитая инфраструктура, в которую у венесуэльского правительства на данный период времени нет возможности финансировать.

В результате, можно говорить о том, что опыт Венесуэлы в преодолении санкционного давления сложно назвать успешным: стране потребовалось много времени, чтобы адаптироваться к тем ограничениям, которые были наложены на нее. Однако Венесуэла адаптировалась к этим изменениям настолько, насколько позволяла экономическая и политическая ситуация в стране. Российская специальная военная операция на Украине стала для Венесуэлы возможностью добиться снятия большего количества санкций и начать принимать более активное участие в международной торговле, что правительство Н. Мадуро и пытается реализовать на данный момент.

Экспорт нефти из Венесуэлы вырос в марте благодаря Chevron

В марте Венесуэла отправляла на экспорт 774,420 барр. нефти в сутки.

Каракас, 6 апр — ИА Neftegaz.RU. Экспорт нефти из Венесуэлы вырос в марте и достиг наивысшего месячного среднего значения с августа 2022 г.

Об этом свидетельствует статистика PDVSA.

Это произошло благодаря увеличению импорта компанией Chevron и возобновлению поставок после короткой приостановки экспорта.

В марте Венесуэла отправляла на экспорт 774,420 барр. нефти в сутки, при этом крупнейшим покупателем остался Китай.

Остановка 2 ух экспортных контрактов по приказу руководителя PDVSA П. Тельечеа затронула поставки для компаний Hangzhou Energy и Adinius Sociedade de Servicios.

Эти поставки составляют значительную часть экспорта нефти и указывают на то, что PDVSA может консолидировать свои контракты.

PDVSA, по-видимому, продолжит экспорт с возрастающими темпами.

8 очень больших нефтеносцев (VLCC) отправились из венесуэльских портов, что частично решило проблему перегрузки танкеров, которая наблюдается с начала 2023 г.

Только Chevron в марте получила около 115 тыс. барр. сырой нефти за счет увеличения поставок из Венесуэлы с 80 тыс. барр. в феврале.

Компания PDVSA проводит расширенную проверку нескольких других дебиторских и поставочных контрактов, включая Maroil Trading, зарегистрированную в Женеве и принадлежащую венесуэльскому магнату судоходства У. Руперти.

Эти проверки проводятся в связи с неуплатой за поставку нефтяного кокса.

В ходе антикоррупционной проверки было арестовано более 40 официальных лиц и бизнесменов, включая министра нефти Т. Эль Айссами, который ушел в отставку в связи с проведением расследования.

Согласно Статистическому обзору мировой энергетики BP 2022 г., Венесуэла обладает наибольшими доказанными запасами нефти в мире, составляющими 304 млрд барр., опережая Саудовскую Аравию с ее 298 млрд барр.

Тяжелая нефть Венесуэлы сейчас особенно популярна в США, где ранее использовали тяжелую нефть из России.

На данный момент лишь у компании Chevron есть разрешение США на импорт нефти из Венесуэлы.

Компания ConocoPhillips также рассматривает возможность продажи венесуэльской нефти в США, что может позволить ей компенсировать часть из 10 млрд долл. США, которые Венесуэла должна компании в настоящее время.

Пока что неясно, что ждет нефтяную индустрию Венесуэлы.

Тем не менее, сохраняя прозрачность и обнаруживая любые внутренние нарушения, PDVSA имеет возможность заслужить доверие мировой энергетической индустрии и инвесторов.

Внешняя торговля как фактор экономического развития Венесуэлы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

РЕНТА / «РЕСУРСНОЕ ПРОКЛЯТИЕ» / СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА / ЭКСПОРТНАЯ КВОТА / СТРУКТУРА ТОРГОВЛИ / БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ГРАВИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / RENT / RESOURCE COURSE / SOCIAL CRISIS / ECONOMIC WAR / EXPORT QUOTA / TRADE PATTERN / BALANCE MODEL OF EXTERNAL TRADE / GRAVITY MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуйкова Анастасия Максимовна

Обладая самыми богатыми в мире запасами нефти, Венесуэла развивается по рентной, экспортно-ориентированной модели, что предопределяет ключевую роль внешней торговли для национальной экономики. Однако ввиду тяжелейшего экономического и политического кризиса, мощного внешнего давления со стороны США, в 2013-2019 гг. фиксировалось резкое снижение товарооборота. Для анализа внешней торговли страны были рассчитаны балансовая модель и гравитационная модель . Автор приходит к выводу о необходимости развивать многоотраслевое сельскохозяйственное и промышленное производство, диверсифицировать экспорт, но это представляется крайне сложной задачей в условиях жесткого внутреннего политического противостояния и экономических санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуйкова Анастасия Максимовна

Торгово-экономические интересы КНР в Боливарианской Республике Венесуэла на примере энергетического сектора

Политика Венесуэлы по повышению обороноспособности: втс, нефтяной фактор и геополитические дивиденды
Сша и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции
Военно-политическое значение Венесуэлы для Российской стратегической перспективы
Венесуэльский кризис власти: позиция КНР
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International trade as a driver of Venezuela’s economic growth

With the richest oil reserves in the world, Venezuela’s rent economy is export-oriented and foreign trade plays a key role in its growth. However, due to severe economic and political crisis and tough pressure from the USA, its foreign trade plummeted in 2013-2019. To analyze country’s foreign trade, a balance model and a gravity model with qualitative variables were computed. The author concludes that it is essential to develop agriculture and multi-industry production, in order to diversify exports, but amid aggressive political confrontation and powerful economic sanctions it appears to be a highly difficult task.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля как фактор экономического развития Венесуэлы»

Внешняя торговля как фактор экономического развития Венесуэлы

Анастасия Максимовна ЧУЙКОВА, УДК 339.5

Дипломатическая академия МИД России (119021, Москва, Остоженка ББК 65.428

53/2, стр. 1) — студентка II курса магистратуры, Ч-872 E-mail: an2495@yandex.ru

Обладая самыми богатыми в мире запасами нефти, Венесуэла развивается по рентной, экспортно-ориентированной модели, что предопределяет ключевую роль внешней торговли для национальной экономики. Однако ввиду тяжелейшего экономического и политического кризиса, мощного внешнего давления со стороны США, в 2013-2019 гг. фиксировалось резкое снижение товарооборота.

Для анализа внешней торговли страны были рассчитаны балансовая модель и гравитационная модель. Автор приходит к выводу о необходимости развивать многоотраслевое сельскохозяйственное и промышленное производство, диверсифицировать экспорт, но это представляется крайне сложной задачей в условиях жесткого внутреннего политического противостояния и экономических санкций.

Ключевые слова: рента, «ресурсное проклятие», социальный кризис, экономическая война, экспортная квота, структура торговли, балансовая модель внешней торговли, гравитационная модель.

International trade as a driver of Venezuela’s economic growth

Anastasiya Maksimovna CHUYKOVA,

Diplomatic Academy of Ministry for Foreign Affairs of the Russian Federation (119021, Moscow, Ostozhenka 53/2, building 1) — 2dyear master student, E-mail: an2495@yandex.ru

With the richest oil reserves in the world, Venezuela’s rent economy is export-oriented and foreign trade plays a key role in its growth. However, due to severe economic and political crisis and tough pressure from the USA, its foreign trade plummeted in 2013-2019.

To analyze country’s foreign trade, a balance model and a gravity model with qualitative variables were computed. The author concludes that it is essential to develop agriculture and multi-industry production, in order to diversify exports, but amid aggressive political confrontation and powerful economic sanctions it appears to be a highly difficult task.

Keywords: rent, resource course, social crisis, economic war, export quota, trade pattern, balance model of external trade, gravity model.

Российский внешнеэкономический вестник

Обладая крупнейшими в мире запасами нефти, Венесуэла является типичной монокультурной экономикой периферийного капитализма. «Ресурсное проклятие» исторически определяет структуру национального хозяйства с рентной, экспортно-ориентированной моделью. Отсюда следует ключевое значение внешней торговли. Огромный ресурсный потенциал и близкое к основному потребителю, США, географическое положение являются основой формирования внешнеторговых связей страны.

В 1999 г. президентом страны в результате демократических выборов стал Уго Чавес. Впервые в истории страны компрадорская буржуазия, олигархия, латифундисты и их союзник — иностранный капитал — лишились политической власти. Независимый курс правительства президента Уго Чавеса, а ныне президента Николаса Мадуро был направлен на построение качественно новой социально-экономической модели, которая позволила бы создать общество социальной справедливости и гармоничного развития человеческой личности — «Социализм XXI века».

Народный режим национализировал недра, добычу и реализацию продукции добывающих отраслей. Доходы от продажи нефти и других ископаемых шли на нужды широких слоев населения, в их интересах происходило перераспределение национального дохода. Правительство проводило демократические реформы в сфере здравоохранения, образования (ликвидирована неграмотность), социального обеспечения, жилищного строительства. Сократился разрыв в уровнях дохода (к 2008 г. индекс ОГ№ составил 0,379 — самый низкий в Латинской Америке). Качественные сдвиги, достигнутые в социальной сфере, неоднократно отмечались в документах ЭКЛА (Экономической комиссии ООН по странам Латинской Америки). Была реализована демократическая аграрная реформа. Усилились позиции госкапитализма, при господстве частнокапиталистических отношений также зарождались уклады на основе коллективных форм собственности (общин, коммун) и личные хозяйства.

Однако внешние условия резко ухудшились в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. и особенно в середине 2010-х годов в связи с новым падением мировых цен на энергоносители и введением жестких экономических санкций (экономической войны) со стороны США и их западных союзников. В ответ на попытки навязать постулаты «Вашингтонского и Поствашингтонского консенсусов» руководство страны, выступая с антиимпериалистических и антиглобалистких позиций, усиливает сотрудничество со странами, оказывающими ему поддержку на международном уровне — Россией, Китаем и Индией. Эта политическая линия была закреплена в стратегическом документе, «Плане развития Родины на 20192025 гг.», где была поставлена задача диверсификации рынков сбыта энергоносителей и защиты национальных интересов на мировом рынке нефти, подчеркивалось активное участие в региональных процессах интеграции и укрепление отношений «Юг-Юг» в соответствии с принципом солидарности и взаимодополняемости

Российский внешнеэкономический вестник

экономик. Объективно внешнеполитический и внешнеэкономический курс правительства был направлен против сложившегося мирового экономического порядка, установленного США с помощью Международного валютного фонда (МВФ), Межамериканского банка развития (МАБР) и Бреттон-Вудской финансовой системы, что отмечалось в официальных документах правительства, выступлениях президента и официальных лиц страны.

Существенным препятствием к полноценному участию страны в международных экономических отношениях стал тяжелейший кризис, продолжающийся в 2013-2019 гг. В результате ВВП Венесуэлы по номиналу упал на 56% и в 2018 г. составил 98,5 млрд долл. (в 2011 г. — 334 млрд долл.). По некоторым оценкам, к концу 2019 г. он может сократиться на 70% по сравнению с 2013 г.1 Резко снизился объем промышленного производства, фиксировалась гиперинфляция — 1 700 000% в 2018 г.2 В январе-августе 2019 г. рост цен составил 4 680%.3 В кризисные годы наблюдался значительный отток капитала. Инвестиции, накопленные в стране, сократилась с 36,1 млрд долл. в 2010 г. до 23,1 млрд долл. (23,5% ВВП) в 2018 г., а наколенные за рубежом резко возросли 19,2 млрд долл. до 27,1 млрд долл. (27,5% ВВП) за аналогичный период времени.4 По оценке Национальной Ассамблеи (парламента Венесуэлы), внешний государственный долг достиг наивысших значений в новом веке — 160 млрд долл., что в 1,6 раз превосходит размер национального продукта. Золотовалютные резервы устойчиво росли до 2008 г., когда они достигали 43,1 млрд долл., но к августу 2019 г. они уже не превосходили 8,3 млрд долл.5 Тяжелые последствия кризиса привели к резкому всплеску волны миграции: к сентябрю 2019 г. страну покинули 4,3 млн человек, или около 14% населения.6 Модель развития, основанная на использовании природной ренты, проявила свою нежизнеспособность в условиях низких цен на энергоресурсы и экономических санкций.7

Начиная с 2012 г., фиксировалось снижение объемов внешней торговли в стоимостном выражении, показатели резко обрушились в 2015 г. после двукратного падения цены на нефть в 2014 г. Экспортная выручка в 2018 г. выросла на 6% и составила 34,1 млрд долл. — это лишь 39% от объема благоприятного 2011 г.8 Влияние на динамику экспорта оказывала не только конъюнктура мировых рынков. Износ основных фондов и участившиеся простои на производстве (часть работников отрасли была вовлечена в протестные акции) вызывали резкое падение добычи нефти. Она достигла минимума за последние 18 лет. После массовых отключений электроэнергии в марте 2019 г. ее добыча не превышала 741 тыс. бар./день.9 и составляла лишь 24% от уровня 2005 г., когда был достигнут максимум.10 Сокращение экспорта повлекло за собой острый дефицит иностранной валюты, поступления которой шли из США.11 Это вызвало обвал объемов импорта. В 2018 г. он не превышал 13,5 млрд долл., хотя и увеличился почти на 17% по сравнению с 2017 г. Сальдо внешней торговли в 2018 г. составило 19,4 млрд долл.12 Несмотря

Российский внешнеэкономический вестник

на некоторый кратковременный рост, импортные закупки за последние 6 лет снизились до критического уровня — почти на 80%.13 Возникли огромные трудности в обеспечении населения продовольствием, медикаментами и товарами первой необходимости.

Динамика внешней торговли Венесуэлы в 2000-2018 гг., млрд долл.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Экспорт Импорт ^—Сальдо

Источник: Центральный банк Венесуэлы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcv.org.ve (дата обращения 10.12.2019)

Экспортная квота в 2018 г. составила 35%, а импортная квота — 15%, то есть внешнеторговая квота — 51%, средние значения этих показателей в 2000-2008 гг. соответственно равнялись 32%, 16% и 48%, т.е. с резким падением объема ВВП сократились абсолютные значения участия страны в международном обмене.14 Основные статьи экспорта: горючие ископаемые — 77%, продукция промышленного производства — 18%.15 На мировой рынок страна также поставляет продукцию химической промышленности, удобрения, изделия из пластика и рыбу. В структуре импорта преобладает минеральное топливо, в том числе нефть легких сортов, используемая для изготовления смеси с венесуэльской супертяжелой нефтью. В страну ввозится оборудование различных типов, транспортные средства, медицинские препараты, продовольствие и товары первой необходимости.

В региональном плане до 2010-х годов лидирующие позиции во внешней торговле принадлежали Северной Америке, позже уступившей свои позиции странам Азии, несмотря на их значительную географическую удаленность. Главными торговыми партнерами страны по экспорту в 2008-2018 гг. были США, Индия, Китай, Сингапур и Куба. Основные потоки импортных товаров шли из США, Китая, Бразилии, Колумбии и Мексики.

Российский внешнеэкономический вестник

Более ста лет экономика Венесуэлы тесно связана с рынком Соединенных Штатов. Их доля в экспорте страны в 2000-2018 гг. составляла от трети до половины. В 2018 г. на США приходилось 34,8% экспорта и 36,7% импорта. Экономически «северный сосед» заинтересован в поставках недорогой нефти ввиду географической близости и наличия необходимых технологий для переработки супертяжелых сортов. До начала XXI века разработку этих богатейших природных ресурсов вели иностранные, в основном, американские транснациональные компании (ТНК), в союзе с местной олигархией и компрадорской буржуазией, присваивая получаемые сверхприбыли. К 2003 г. одна из крупнейших нефтяных компаний мира PDV-SA (Petróleos de Venezuela, S.A.) перешла в государственное управление. Ни одно правительство до президента Уго Чавеса не обладало полным контролем над ее деятельностью.16 Часть иностранных активов была национализирована, а зарубежные компании получили право вести добычу в рамках концессий.17 Однако США продолжают активную борьбу за контроль над природными ресурсами Венесуэлы. «Северной сосед» развязал экономическую войну против Боливарианской Республики, находящейся в жесткой зависимости от американского рынка.18 Наиболее разрушительные ограничительные меры были направлены против нефтеперерабатывающего комплекса, они включают широкий перечень акций вплоть до временных эмбарго. В результате доля экспорта, приходящаяся на Соединенные Штаты, в 2018 г. составила 35% против 55% в 2000 г.19

В 2019 г. президент США Д. Трамп неоднократно угрожал народному режиму прямой вооруженной интервенцией, он официально поддерживает внутреннюю оппозицию. Однако попытки государственного переворота были подавлены армией, полицией и вооруженными народными дружинами. Но казна была пуста, экономическая блокада продолжалась. США и их союзники арестовали банковские активы Венесуэлы в объеме 5,5 млрд долл. и передали часть из них «самопровозглашенному президенту» Хуану Гуайдо, попирая нормы международного пра-ва.20 В условиях запрета на использование доллара, правительство предприняло нестандартное решение о создании первой в мире государственной криптовалю-ты — Petro. Она уже функционирует как национальная платежная система и могла бы стать механизмом перехода к новой системе денежного обращения, которая на первоначальном этапе была бы привязана к курсу криптовалюты при условии принятия адекватных мер для предотвращения дальнейшего роста цен.

В то же время значительно усилились позиции Китая, который имеет некоторую схожесть в социально-экономической модели с Венесуэлой. Если в начале XXI века объем торговли между двумя странами был незначительный, КНР находилась лишь на 34-ом месте среди партнеров по экспорту, то в 2010-х годах она переместилась на 2-3 строчку. На Китай приходится 11,7% экспорта и 15,3% импорта.21 Азиатский гигант является первым поставщиком прямых иностранных

Российский внешнеэкономический вестник

инвестиций, партнеров связывают и широкие кредитные отношения. Внешнеторговый оборот с Китаем возрос в 48 раз за первые 15 лет XXI века.22 Однако экспорт китайской продукции в регион превышает импорт примерно в 1,5 раза, что осложняет положение национальных производителей на рынке.

Расширяются внешнеэкономические связи с Россией. Активно развивается торговое, экономическое, научно-техническое, военное и культурное сотрудничество. В 2018 г. объем товарооборота между двумя странами составил 85,3 млн долл., увеличившись за год на 24,8%.23 Наиболее крупные вложения в экономику принадлежат Китаю — 70 млрд долл., США — 50 млрд долл. и России — 17 млрд долл.24 В 2017 г. задолженность перед Москвой и «Роснефтью» была реструктуризирована, и Венесуэла продолжает успешно выполнять свои финансовые обязатель-ства.25 Когда выстроенная экономическая модель страны была на гране катастрофы, огромная помощь пришла от России.26 Благодаря поставкам продовольствия и медикаментов, закупкам венесуэльской нефти, тяжелейшая фаза кризиса была преодолена.

Радикальному курсу народного режима способствовали внешнеэкономические и политические условия в Южной Америке (приход к власти в первом десятилетии нового века правительств с левыми взглядами в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Эквадоре и Чили), что оказывало позитивное влияние на развитие экономической интеграции в регионе. В процессе принятия решений выделялась лидирующая роль венесуэльского руководства, которому удалось создать экономическое объединение АЛБА (Боливарианский альянс для народов нашей Америки), чья деятельность основывалась на качественно новых принципах интеграции. Для расширения связей со странами Карибского бассейна и Центральной Америки в период высоких цен активно использовалась «нефтяная дипломатия» в рамках Пе-трокарибе — программы льготных поставок нефти.27

Обрушились цены на нефть, сократился объем внутрирегиональной торговли. В соседних странах к власти пришли правые силы, что свернуло процессы интеграции в регионе. Если в начале 2000-х гг. на страны Латинской Америки приходилось 25% экспорта Венесуэлы, то к 2018 г. — лишь 10%. Тенденция на спад фиксировалась вопреки наибольшему среди стран Латинской Америки количеству заключенных соглашений о преференциальной торговле с соседями по региону.28

Из анализа следует явный перекос внешней торговли в сторону связей с США и Китаем — двумя крупнейшими экономиками мира. При этом Венесуэла занимает лишь 65 место в мире по объему ВВП по номиналу (в 2011 г. она находилась на 35 месте).29 В целях выявить насколько объемы товарооборота соответствуют доли страны в валовом мировом продукте (ВМП), автором была рассчитана модель ее внешней торговли с пятью наиболее значимыми партнерами по импорту — США, КНР, Аргентиной, Бразилией и Мексикой. Предполагается, что национальный до-

Российский внешнеэкономический вестник

ход тратится на покупку товаров внутри страны и за рубежом.30 Тогда сумма долей импорта из стран-партнеров и внутреннего потребления должна быть равна единице. Исходя из этого, с помощью расчетов были получены пропорциональные отношения объемов ВВП стран, при котором достигается состояние равновесия в заданных условия торговли.

Полученная теоретическая оценка размера национальных хозяйств шести стран свидетельствует о том, что торговля ни одной из них не находится в состоянии баланса. При этом зафиксированные отклонения неоднородны. Аргентина, Мексика и Соединенные Штаты недоиспользуют свой потенциал участия в мировой торговле, а Бразилия и Китай несоразмерно сильно вовлечены в международный обмен. Наиболее далека от состояния равновесия Венесуэла. Для поддержания экспорта и импорта на прежнем уровне объем ее ВВП по номиналу должен в 1,5 раза превосходить значение этого показателя в 2018 г., что свидетельствует о сохранении внешнеторговых связей на уровне, оптимальном для предкризисного состояния. Все это также подтверждает тезис о роли внешней торговли как основного фактора эконмического роста.

При анализе географической структуры торговли автором была использована гравитационная модель, предложенная П. Кругманом и М. Осфельдом в 2005 г. Зависимой переменной в ней является ежегодный объем экспорта Венесуэлы. ВВП страны и ее торговых партнеров используются как показатель размера экономики.31 Ожидается, что эти две переменные будут вносить позитивный вклад в развитие взаимной торговли. Расстояние служит мерой транспортных издержек. Предполагается, что эта переменная будет оказывать негативное влияние, ввиду того, что транспортные издержки напрямую зависят от расстояния. Данное исследование включает 94 страны, на них приходится около 90% экспорта в исследуемый период.

Кроме базовых переменных в уравнение были включены качественные показатели, которые в случае соответствия заданному критерию принимают значение 1, в противном случае — 0. В ходе отбора факторов из 17 исходных в итоговую модель вошли 14: общий язык, участие стран в интеграционных блоках, членство в Мер-косур (Общий рынок стран Южного конуса) и АЛБА, участие страны в программе Пертрокарибе, наличие таможенных пошлин на поставки нефти, кризисные годы для экономики (2002-2003 гг., 2013-2018 гг.), мировой финансовый кризис 20082009 гг., период резкого падения мировых цен на нефть.

В географическое распределение торговых потоков вносит существенные коррективы политический фактор. Он является препятствием формированию устойчивой теоретически логичной территориальной структуры экспорта. Вразрез с экономической взаимовыгодой идет мощное санкционное давление США и ЕС.

Во внешней торговле существуют значительные диспропорции, ее географическая структура довольно далека от теоретической гравитационной модели. Ее «выравниванию» может способствовать увеличение экспорта в страны региона,

Российский внешнеэкономический вестник

но для этого необходимо диверсифицировать товарную структуру, развивая национальное промышленное производство с использованием зарубежных технологий. Страна нуждается в больших объемах инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и обрабатывающей промышленности, что позволило бы ускорить импортозамещение. Одновременно необходимо направить средства в нефтяной сектор для повышения качества и объемов переработки нефти. Все это требует инвестиций, повышения нормы капитальных вложений хотя бы до 21-22%, а она не превосходила и 18-19%. Решить поставленную задачу без внешней экономической, финансовой и научно-технической помощи практически невозможно.

Товарная и географическая структура внешней торговли Венесуэлы не является гармоничной. Экономическая история свидетельствует о том, что ее развитие со дня образования Республики всегда находилось в зависимости от интересов развитых стран. Попытка следовать независимому пути развития наткнулась на жесткое сопротивление со стороны США и других западных стран. Экономические санкции, введенные развитыми странами, многократно усилили ошибки правительства в экономической политике. Они преследуют цель «выключить» Венесуэлу из международного обмена. Попытки найти новые рынки сбыта наталкиваются на вторичные санкции в отношении партнеров по бизнесу. За пять последних лет потери от противоправных акций США против Венесуэлы достигли 1,5 ВВП — это колоссальный ущерб экономике, для восстановления которой необходим ускоренный рост внешнеторгового оборота32. Кризис отбросил экономику Венесуэлы до уровня начала 2000-х годов, его последствия преодолеваются с большим трудом. Требуются огромные усилия, чтобы вывести страну из катастрофического положения. Народный режим ведет очень напряженную экономическую и политическую борьбу за продолжение революционных преобразований, судьба которых в высшей степени зависит от внешнего фактора экономического развития — международной торговли.

1 ¿Despegue económico en 2020? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.rebelion.org/noticia.php?id=261052&titular=%BFdespegue-econ%F3mico-en-2020?-(дата обращения 19.10.2019)

2 World Economic Outlook, IMF, October 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO (дата обращения 19.11.2019)

3 Inflaciónvenezolana se desaceleró en octubre y cerró en 20,7% [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elnacional.com/economia/inflacion-venezolana-desacelero-en-octubre-y-cierra-en-207/ (дата обращения 19.11.2019)

4 World Investment Report 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2019_overview_en.pdf (дата обращения 10.12.2019)

5 Las reservas internacionales de Venezuela siguen lastradas por merma de bombeo [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.efe.com/efe/america/economia/las-reservas-internacionales-de-venezuela-siguen-lastradas-por-merma-bombeo/20000011-4056877 (дата обращения 5.06.2019)

Российский внешнеэкономический вестник

Ancur instó a los países de la region a tener «politicas flexibles» para venezolanos // El Tiempo, 30 agosto 2019

7 Венесуэла начинает выстраивать экономику, не зависящую от ренты // РИА Новости, 27.07.2019

World Economic Outlook, October 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO (дата обращения 19.11.2019)

Venezuela’s Oil Production Set for Another Drop [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://oilprice.com/Energy/Crude-Oil/Venezuelas-Oil-Production-Set-For-Another-Drop.html (дата обращения 17.09.2019)

10 Annual Statistics Bulletin, OPEC [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm. (дата обращения 12.09.2019)

11 Платошкин Н.Н. Зачем нам нужна Венесуэла // Завтра, 15.01.2019.

13 Weisbrot M. Trump’s Other «National Emergency»: Sanctions That Kill Venezuelans // The Nation. 28 February 2019.

14 World Economic Outlook, IMF, October 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO (дата обращения 19.11.2019)

15 UNCTADstat. General Profile: Venezuela [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/ (дата обращения 05.11.2019)

16 Сударев В.П., Дабагян Э.С., Семенов В. Л. «Боливарианский проект» и перспектива российско-венесуэльского партнерства. — Москава ИЛА РАН, 2005. С.12

17 Булавин В.И. Дабагян Э.С, Семенов В.Л. Венесуэла в поисках альтернативы, Москва ИЛА РАН, 2002. С.41

18 Чуйкова А.М. Санкционная политика США в отношении Венесуэлы: причины, практика, последствия // Актуальные проблемы международных отношений и международного права: сборник статьей. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 459

19 World Trade Organization [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. wto.org/english/res_e/statis_e/merch_trade_stat_e.htm (дата обращения 14.10.19)

20 El costo del bloqueo contra Venezuela [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rebelion.org/noticia.php?id=256142 (дата обращения 21.10.19)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Шамшина В. Стратегическое партнерство Китая и Венесуэлы: проблемы и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — №8. — 2016. C. 96

23 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru/statistic (дата обращения 23.10.2019)

24 Американцы экспроприировали венесуэльские миллиарды [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3111997 (дата обращения 26.01.2019)

25 Россия призвала оппозицию Венесуэлы начать диалог с Мадуро [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2019/01/30/rossiia-prizvala-oppoziciiu-venesuely-na-chat-dialog-s-maduro.html&psig=AOvVaw3RBaewjczJsLJsXlJhjyiY&ust=1562488929963075 (дата обращения 18.06.2019)

26 Яковлев П.П. Мировой рынок нефти: роль стран Латинской Америки // Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 9. С. 121

Российский внешнеэкономический вестник

27 Розенталь Д.М. Образ страны. Рассуждения о «мягкой силе» Венесуэлы // Латинская Америка. — 2016. — №11. С. 71

28 Разумовский Д.В. Торговое сотрудничество Латинской Америки с внерегиональ-ными партнерами // Латинская Америка. — 2016. — №3. С. 10

29 The World Factbook [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/ (дата обращения 15.06.2019)

30 Бойков А.В. Линейная модель международной торговли и задачи оценки ее эффективности // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2018.

31 Шумилов А.В. Оценивание гравитационных моделей международной торговли: обзор основных подходов // Экономический журнал ВШЭ. — т. 21. — 2017. — № 2. С. 225

32 Маляренко Е. Эксперты оценили потери Венесуэлы из-за санкций // РБК, 11.02.2019.

Американцы экспроприировали венесуэльские миллиарды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3111997 (дата обращения 26.01.2019)

Бойков А.В. Линейная модель международной торговли и задачи оценки ее эффективности // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2018. — №2. С. 41-45.

Булавин В.И. Дабагян Э.С, Семенов В.Л. Венесуэла в поисках альтернативы. — М.: ИЛА РАН, 2002. — 216 с.

Венесуэла начинает выстраивать экономику, не зависящую от ренты // РИА Новости, 27.07.2019

Маляренко Е. Эксперты оценили потери Венесуэлы из-за санкций // РБК, 11.02.2019

Платошкин Н.Н. Зачем нам нужна Венесуэла // Завтра, 15.01.2019.

Разумовский Д.В. Торговое сотрудничество Латинской Америки с внерегиональными партнерами // Латинская Америка. — 2016. — №3. С. 5-21.

Розенталь Д.М. Образ страны. Рассуждения о «мягкой силе» Венесуэлы // Латинская Америка. — 2016. — №11. С. 68-80.

Россия призвала оппозицию Венесуэлы начать диалог с Мадуро [Электронный ресурс].

— Режим доступа: https://rg.ru/2019/01/30/rossiia-prizvala-oppoziciiu-venesuely-nachat-di-alog-s-maduro.html&psig=A0vVaw3RBaewjczJsLJsXlJhjyiY&ust=1562488929963075 (дата обращения 18.06.2019)

Сударев В.П., Дабагян Э.С., Семенов В.Л. «Боливарианский проект» и перспектива российско-венесуэльского партнерства. — М.: ИЛА РАН, 2005. — 60 с.

Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru/statistic (дата обращения 23.10.2019)

Чуйкова А.М. Санкционная политика США в отношении Венесуэлы: причины, практика, последствия // Актуальные проблемы международных отношений и международного права: сборник статьей. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2019. — 492 с.

Шамшина В. Стратегическое партнерство Китая и Венесуэлы: проблемы и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — №8. — 2016. C. 96-102.

Российский внешнеэкономический вестник

Шумилов А.В. Оценивание гравитационных моделей международной торговли: обзор основных подходов // Экономический журнал ВШЭ. — т. 21. — 2017. — № 2. С. 224-250.

Яковлев П.П. Мировой рынок нефти: роль стран Латинской Америки // Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 9. С. 110-124.

¿Despegue económico en 2020? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. rebelion.org/noticia.php?id=261052&titular=%BFdespegue-econ%F3mico-en-2020?-(дата обращения 19.10.2019)

Ancur instó a los países de la region a tener «politicas flexibles» para venezolanos // El Tiempo, 30 agosto 2019

Annual Statistics Bulletin, OPEC [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. opec.org/opec_web/en/publications/202.htm. (дата обращения 12.09.2019)

El costo del bloqueo contra Venezuela [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.rebelion.org/noticia.php?id=256142 (дата обращения 21.10.19)

Haberler G. The Market of Foreign Exchange and the Stability of the Balance of Payment. A Theoretical Analysis // Kyklos, 2007. pp. 193-218.

Inflación venezolana se desaceleró en octubre y cerró en 20,7% [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.elnacional.com/economia/inflacion-venezolana-desacelero-en-octubre-y-cierra-en-207/ (дата обращения 19.11.2019)

Krugman P.R., Obsfeld M. International Economics: Theory and Practice. Boston, MA: Ad-dison-Wesley, 2005, 680 pp.

Las reservas internacionales de Venezuela siguen lastradas por merma de bombeo [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.efe.com/efe/america/economia/las-reservas-internacionales-de-venezuela-siguen-lastradas-por-merma-bombeo/20000011 -4056877 (дата обращения 5.06.2019)

The World Factbook [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/ (дата обращения 15.06.2019)

UNCTADstat. General Profile: Venezuela [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// unctadstat.unctad.org/_ (дата обращения 05.11.2019)

Venezuela’s Oil Production Set for Another Drop [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://oilprice.com/Energy/Crude-Oil/Venezuelas-Oil-Production-Set-For-Another-Drop.html (дата обращения 17.09.2019)

Weisbrot M. Trump’s Other «National Emergency»: Sanctions That Kill Venezuelans // The Nation. 28 February 2019.

World Economic Outlook, IMF, October 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO (дата обращения 19.11.2019)

World Investment Report 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/wir2019_overview_en.pdf (дата обращения 10.12.2019)

World Trade Organization [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wto.org/ english/res_e/statis_e/merch_trade_stat_e.htm (дата обращения 14.10.19)

Amerikancy jekspropriirovali venesujel’skie milliardy [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostu-pa: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3111997 (data obrashhenija 26.01.2019)

Российский внешнеэкономический вестник

Bojkov A.V Linejnaja model’ mezhdunarodnoj torgovli i zadachi ocenki ee jeffektivnosti // Aktual’nye problemy social’no-jekonomicheskogo razvitija Rossii. — 2018. — №2. S. 41-45.

Bulavin V.I. Dabagjan Je.S, Semenov V.L. Venesujela v poiskah al’ternativy, Moskva ILA RAN, 2002. — 216 s.

Venesujela nachinaet vystraivat’ jekonomiku, ne zavisjashhuju ot renty // RIA Novosti, 27.07.2019

Malyarenko E. Eksperty ocenili poteri Venesuely iz-za sankcij // RBK, 11.02.2019 Platoshkin N.N. Zachem nam nuzhna Venesujela // Zavtra, 15.01.2019. Razumovskij D.V. Torgovoe sotrudnichestvo Latinskoj Ameriki s vneregional’nymi partnerami // Latinskaja Amerika. — 2016. — №3. S. 5-21.

Rozental’ D.M. Obraz strany. Rassuzhdenija o «mjagkoj sile» Venesujely // Latinskaja Amerika. — 2016. — №11. S. 68-80.

Rossija prizvala oppoziciju Venesujely nachat’ dialog s Maduro [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://rg.ru/2019/01/30/rossiia-prizvala-oppoziciiu-venesuely-nachat-dia-log-s-maduro.html&psig=AOvVaw3RBaewjczJsLJsXlJhjyiY&ust= 1562488929963075 (data obrashhenija 18.06.2019)

Sudarev V.P., Dabagjan Je.S., Semenov V.L. «Bolivarianskij proekt» i perspektiva rossijs-ko-venesujel’skogo partnerstva. — Moskava ILA RAN, 2005. — 60 s.

Tamozhennaja statistika vneshnej torgovli Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://customs.ru/statistic (data obrashhenija 23.10.2019)

Chujkova A.M. Sankcionnaja politika SShA v otnoshenii Venesujely: prichiny, praktika, pos-ledstvija // Aktual’nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij i mezhdunarodnogo prava: sbornik stat’ej. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2019. — 492 s.

Shamshina V Strategicheskoe partnerstvo Kitaja i Venesujely: problemy i perspektivy // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. — 2016. — №8. — 2016. C. 96-102.

Shumilov A.V Ocenivanie gravitacionnyh modelej mezhdunarodnoj torgovli: obzor os-novnyh podhodov // Jekonomicheskij zhurnal VShJe. — t. 21. — 2017. — № 2. S. 224-250.

Jakovlev P.P. Mirovoj rynok nefti: rol’ stran Latinskoj Ameriki // Rossijskij vneshnejekono-micheskij vestnik. — 2019. — № 9. S. 110-124.

Ancur instó a los países de la region a tener «politicas flexibles» para venezolanos // El Tiempo, 30 agosto 2019

Annual Statistics Bulletin, OPEC [Electronic resource]. — Available at: https://www.opec. org/opec_web/en/publications/202.htm. (accessed 12.09.2019)

El costo del bloqueo contra Venezuela [Electronic resource]. — Available at: https://www. rebelion.org/noticia.php?id=256142 (accessed 21.10.19)

Haberler G. The Market of Foreign Exchange and the Stability of the Balance of Payment. A Theoretical Analysis // Kyklos, 2007. pp. 193-218.

Inflación venezolana se desaceleró en octubre y cerró en 20,7% [Electronic resource]. — Available at: https://www.elnacional.com/economia/inflacion-venezolana-desacelero-en-octubre-y-cierra-en-207/ (accessed 19.11.2019)

Krugman P.R., Obsfeld M. International Economics: Theory and Practice. Boston, MA: Addison-Wesley, 2005, 680 pp.

Российский внешнеэкономический вестник

Las reservas internacionales de Venezuela siguen lastradas por merma de bombeo [Electronic resource]. — Available at: https://www.efe.com/efe/america/economia/las-reservas-internacionales-de-venezuela-siguen-lastradas-por-merma-bombeo/20000011-4056877 (accessed 5.06.2019)

The World Factbook [Electronic resource]. — Available at: https://www.cia.gov/library/pub-lications/the-world-factbook/ (accessed 15.06.2019)

UNCTADstat. General Profile: Venezuela [Electronic resource]. — Available at: https://unct-adstat.unctad.org/_ (accessed 05.11.2019)

Venezuela’s Oil Production Set for Another Drop [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://oilprice.com/Energy/Crude-Oil/Venezuelas-Oil-Production-Set-For-Another-Drop.html (accessed 17.09.2019)

Weisbrot M. Trump’s Other «National Emergency»: Sanctions That Kill Venezuelans // The Nation. 28 February 2019.

World Economic Outlook, IMF, October 2019 [Electronic resource]. — Available at: https:// www.imf.org/en/Publications/WEO (accessed 19.11.2019)

World Investment Report 2019 [Electronic resource]. — Available at: https://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/wir2019_overview_en.pdf (accessed 10.12.2019)

World Trade Organization [Electronic resource]. — Available at: https://www.wto.org/en-glish/res_e/statis_e/merch_trade_stat_e.htm (дата обращения 14.10.19)

¿Despegue económico en 2020? [Electronic resource]. — Available at: https://www.rebe-lion.org/noticia.php?id=261052&titular=%BFdespegue-econ%F3mico-en-2020?- (accessed 19.10.2019)

Российский внешнеэкономический вестник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *