Можно ли проводить соут на рабочем месте где нет работника
Перейти к содержимому

Можно ли проводить соут на рабочем месте где нет работника

  • автор:

Можно ли проводить спецоценку условий труда на вакантных рабочих местах

Можно ли проводить спецоценку условий труда на вакантных рабочих местах

Эксперты Роструда разъяснили, вправе ли компания проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении вакантных рабочих мест.

Ведомство отмечает, что в процессе СОУТ исследования, испытания и измерения вредных и опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов или штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Соответственно, провести СОУТ на вакантном рабочем месте нет возможности, поскольку при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой СОУТ на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.

Такие разъяснения привел Роструд на своем сайте , отвечая на вопросы работников и работодателей.

Если бухгалтерия — то в 1С, если бухгалтерские новости — то на БУХ.1С, если следить за новостями в телефоне — то в нашем Telegram-канале .

КАК ПРОВЕСТИ СПЕЦОЦЕНКУ, ЕСЛИ НЕТ СТАЦИОНАРНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА?

Работодатель обязан оценить условия труда на всех рабочих местах. Однако, в компании могут трудиться сотрудники без постоянного рабочего места: курьеры, строители, торговые представители. Что делать в этом случае? Спецоценку провести придется, но с учетом особенностей. Какие рабочие места считаются нестационарными? Как организовать спецоценку? Как правильно действовать работодателю по результатам спецоценки?

В чем отличие нестационарных рабочих мест от стационарных?

Рабочим местом признают часть пространства, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой1. Можно выделить следующие признаки рабочего места (ст. 15, ч. шестая ст. 209 ТК РФ, ГОСТ 19605-74, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1974 г. № 636):

– работник на этом месте выполняет свою трудовую функцию;
– место оснащено необходимыми техническими средствами;
– работодатель может прямо или косвенно контролировать рабочее место.

Трудовой кодекс подразумевает, что рабочие места можно разделить на стационарные и нестационарные. Закон о спецоценке выделяет рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами (п. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Стационарным признают рабочее место с территориально неменяющейся рабочей зоной, которую оснастили необходимыми средствами производства: оборудованием, инструментами, материалами. Налоговый кодекс относит рабочее место к категории стационарных, если оно создано на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место признают нестационарным, если его расположение может изменяться, а техническое оснащение является мобильным или переносным.

У каких работников нет стационарного рабочего места?
Стационарного рабочего места не имеют работники:
– выполняющие работы на разных территориях организации-работодателя;
– имеющие разъездной характер работы (при определенных условиях);
– выполняющие работы на объектах сторонних организаций.

Изучите трудовой договор, чтобы понять, является ли рабочее место сотрудника стационарным. Условия о месте и характере работы обязательно включают в этот документ. Конкретное рабочее место закрепляют в трудовом договоре по соглашению сторон (абз. 1, 7 ч. второй, абз. 2 ч. четвертой ст. 57 ТК РФ).

Если в трудовом договоре указано, что сотрудник принят для выполнения работ на разных территориях организации-работодателя или в компаниях, с которыми у работодателя заключены договоры гражданско-правового характера, то работа будет связана с регулярными перемещениями. Трудовая деятельность такого работника характеризуется территориальным перемещением рабочей зоны.

Спецоценку условий труда не проводят на рабочих местах дистанционных работников, надомников и сотрудников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Если у сотрудника разъездной характер работы, но в трудовом договоре указано конкретное рабочее место, то его нельзя отнести к работнику, не имеющему стационарного места. В этой ситуации специальную оценку условий труда проводят по месту, указанному в трудовом договоре. Работник будет считаться не имеющим стационарного рабочего места, если в его трудовом договоре не указано конкретное рабочее место и характер работы выражается в регулярных служебных поездках (ст. 168.1 ТК РФ).

Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах?

Главная цель спецоценки на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Спецоценку проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.

Создайте комиссию, чтобы провести спецоценку на нестационарных

местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Можно увеличить сокращенную продолжительность рабочего времени у работников с вредными условиями труда.

Продолжительность рабочего времени сотрудников, условия труда которых по результатам спецоценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени либо опасным, по общему правилу, не должна превышать 36 часов в неделю (абз. 5 ч. первой ст. 92 ТК РФ). Однако ее можно увеличить, соблюдая правило «трех ключей»:

  • компания участвует в отраслевом или межотраслевом соглашении, которое допускает увеличение сокращенного рабочего времени;
  • в организации заключен коллективный договор, предполагающий увеличение продолжительности рабочего времени;
  • получено письменное согласие сотрудника на увеличение продолжительности рабочего времени, на основании которого оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору.

Увеличенная продолжительность рабочего времени сотрудников с вредными или опасными условиями труда не должна превышать 40 часов в неделю (ч. третья ст. 92 ТК РФ). Кроме того, нужно предусмотреть выплату работникам денежной компенсации. Ее устанавливают в соответствии с условиями отраслевого или межотраслевого соглашения и коллективного договора.

Руководитель направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG (Москва)

Если работники трудятся на объекте заказчика, спецоценку, как правило, обеспечивает организация, чьи сотрудники выполняют работы. Это связано с тем, что организовать специальную оценку обязан работодатель. Но нужно изучить условия договора между заказчиком и исполнителем. В нем может быть указано, что именно заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения работ и проводит на них спецоценку.

Границы нестационарного рабочего места. Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.

Допуск экспертов на рабочие места. Работодатель должен предоставить экспертам необходимую информацию для проведения исследований и допустить их на объекты, где трудятся сотрудники. Но для допуска на некоторые рабочие места, например, отдельных категорий медработников, сотрудников, занятых на подземных работах, и т. д., необходимо соблюдать ряд требований (приказы Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н, от 9 декабря 2014 г. № 996н и др.). Перемещаться по территории объекта, а также идентифицировать потенциально вредные или опасные производственные факторы в этих случаях эксперты должны под контролем уполномоченного лица работодателя.

Специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты экспертам выдает организация, проводящая спецоценку. У компании, в которой оценивают условия труда, нет такой обязанности (абз. 2 п. 18 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).

Действия эксперта при проведении спецоценки. Сначала эксперт определит типичные технологические операции с одинаковыми вредными или опасными производственными факторами (ч. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Затем установит время, которое работники затрачивают на выполнение той или иной операции. Для этого эксперт изучает локальные нормативные акты, проводит опрос работников и их непосредственных руководителей, а также измеряет время, затраченное сотрудником на выполнение отдельных операций. Наконец, эксперт оценит воздействие вредных или опасных факторов на сотрудников.

Основные технологические операции определяют, анализируя характер выполняемой работы за последние два-три года. При этом эксперт устанавливает повторяющиеся параметры рабочего места применительно к типу объекта, средствам механизации, машинам и средствам индивидуальной и коллективной защиты. Работодатель должен быть готов предоставить подобные сведения. Они содержатся в проектах производства работ и проектах организации работ.

Аналогичные рабочие места. Спецоценку проводят в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа аналогичных (но не менее двух). Ее результаты применяют ко всем аналогичным рабочим местам. Если будет выявлено хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует рабочим местам, ранее признанным аналогичными, специальную оценку условий труда проводят на всех местах (ч. 1, 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

На аналогичных рабочих местах заполняют одну карту специальной оценки условий труда, разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников (ч. 2, 3 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Исследования и измерения. Испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, проводящей спецоценку, выполняют исследования и измерения значений вредных и опасных производственных факторов. По их результатам эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности или опасности к классам и подклассам условий труда (ст. 12 Закона № 426-ФЗ).

Полученные при проведении специальной оценки данные используют длительное время. Но они будут объективными только в том случае, если условия труда при перемещении рабочих мест (смене объекта) останутся прежними. Это возможно, если организация специализируется на выполнении определенных видов работ и применяет поточное производство. В этом случае мобильные рабочие места закрепляются за организацией или ее подразделениями и перемещаются вместе с ними в пределах объекта, а затем переходят на другой подобный объект.

Как действовать по итогам спецоценки?

Организация, проводившая спецоценку, оформляет ее результаты в виде отчета. Его подписывают члены комиссии и утверждает работодатель. В отчет включают сведения об организации, проводившей оценку; перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка; карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах; заключение экс- перта и др. (ч. 1–4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Условия труда сотрудников признали вредными или опасными. В этом случае работодателю придется провести обязательные мероприятия. В частности, приобрести специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и обеспечить ими работников. Организовать проведение обязательных медицинских осмотров и установить сотрудникам гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом (ч. вторая ст. 219 ТК РФ). Перечень мероприятий включают в отчет о проведении специальной оценки условий труда.

Сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда вне зависимости от их класса и степени, нужно установить повышенную оплату труда. Минимальный размер увеличения составляет четыре процента оклада или тарифной ставки, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. первая, вторая ст. 147 ТК РФ).

Если условия труда отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, то работникам, выполняющим работы на этих местах, необходимо установить сокращенную продолжительность рабочего времени. По общему правилу, не более 36 часов в неделю (абз. 5 ч. первой ст. 92 ТК РФ).

Работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени или опасным, положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность составляет семь календарных дней (ч. первая, вторая ст. 117 ТК РФ).

Условия труда признали оптимальными или допустимыми. В такой ситуации мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка, не планируют. Все замечания устраняют в оперативном порядке, а рабочие места считают соответствующими государственным требованиям охраны труда.

Проводится ли СОУТ на вакантных рабочих местах

Специальная оценка условия труда проводится на рабочем месте, которое согласно трудовому договору занимает работник. А как быть, если рабочее место есть, а работника нет?

Юрист-консультант компании «Что делать Консалт»

  • 12.2K просмотров
  • 1 подписчик
  • 39 материалов

Подписаться

Консультация эксперта

Специальная оценка условия труда проводится на рабочем месте, которое согласно трудовому договору занимает работник. А как быть, если рабочее место есть, а работника нет? Проводится ли СОУТ на вакантных рабочих местах? Об этом нам рассказал эксперт Виктор Бочеев.

Правоотношения, возникающие при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ, спецоценки), регулируются одноименным Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий, направленный на выявление на рабочих местах потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Основной целью СОУТ является оценка уровня воздействия этих факторов на работника с учётом оценки эффективности средств индивидуальной и коллективной защиты. Работодатель не может провести спецоценку самостоятельно: СОУТ проводит только приглашенная работодателем независимая специализированная организация.

Каждый из работников занят на рабочем месте с одним из четырёх классов условий труда: 1 класс – оптимальные условия труда; 2 – допустимые; 3 – вредные (вредность бывает разных степеней от первой до четвёртой); 4 – опасные условия труда. По результатам СОУТ рабочему месту присваивается класс условий труда.

Работодатели обязаны проводить спецоценку на рабочих местах независимо от организационно-правовой формы, вида деятельности, численности работников и каких-либо иных факторов.

При этом Закон № 426-ФЗ закрепил четыре обстоятельства, при которых СОУТ не проводится на рабочих местах. Первое исключение – надомные работники; второе – дистанционные работники; третье – работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; четвёртое – религиозные организации, зарегистрированные в таковом качестве в соответствии с законодательством. Это четыре бесспорных исключения, которые закреплены нормативно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Важно добавить, что СОУТ уместна только в рамках трудовых отношений на основании трудового договора, где есть такие стороны, как работодатель и работник. Таким образом, мы выводим пятое исключение — это договоры гражданско-правового характера с физическими лицами. Перед нами исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых специальная оценка условий труда не проводится. Во всех иных случаях СОУТ обязательна к проведению всеми работодателями на всех рабочих местах.

Специальная оценка проводится на рабочем месте, которое согласно трудовому договору занимает работник. А как быть, если рабочее место есть, а работника нет? Проводится ли СОУТ на вакантных рабочих местах? Предлагаю проанализировать нормы Закона № 426-ФЗ и разъяснительные письма органов власти, связанные прямо или косвенно с нашим вопросом.

Есть ещё один вопрос, который также волнует многих работодателей: привлекут ли к административной ответственности работодателя за непроведение СОУТ на вакантном рабочем месте? Последствия привлечения компании к административной ответственности довольно-таки неприятные: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

В правовой среде распространена позиция, что спецоценка не может быть проведена на вакантном рабочем месте.

Во-первых, данной позиции придерживается Минтруд РФ (Письмо Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041). Минтруд считает, что специальная оценка на вакантном рабочем месте не проводится, потому что при отсутствии работника производственные и технологические процессы на рабочем месте не осуществляются. Это связано с тем, что в соответствии с п. 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утверждённой Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, исследования и испытания, а также измерения вредных и опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных или технологических процессов и штатной деятельности работодателя с учётом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных или опасных факторов.

Обратите внимание, что сторонами проведения спецоценки являются три субъекта. Это работодатель, работник, а также организация, проводящая спецоценку (ст. ст. 3 — 5 Закона № 426-ФЗ). Данными нормами закреплены права и обязанности этих трёх сторон-субъектов проведения СОУТ. В случаях, когда рабочее место является вакантным, отсутствует одна из сторон-субъектов СОУТ — работник.

Косвенно в пользу того, что вакантные рабочие места не подлежат проведению СОУТ, говорит ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Согласно п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Работодатель обязан провести внеплановую оценку в течение двенадцати месяцев с момента ввода в эксплуатацию нового рабочего места.

Таким образом, двенадцатимесячный срок для проведения внеплановой СОУТ мы отсчитываем не с момента ввода новой единицы в штатное расписание, но с момента начала на рабочем месте трудового процесса. Мы считаем, что порядок закреплён так, потому что рабочее место до начала на нём трудового процесса является вакантным.

Ранее мы рассказывали о том, что изменилось в надзорной деятельности государственных инспекций труда.

Считаю уместным напомнить, что согласно абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ информация об условиях труда на рабочем месте обязательна для включения в трудовой договор. Есть вопрос, если работодатель принимает сотрудника на новое рабочее место, где СОУТ не проводилась, как отразить в трудовом договоре информацию об условиях труда? А ведь это существенное условие трудового договора. Оно обязательно для включения в него.

Отсутствие этой информации в трудовом договоре влечёт для работодателя риск привлечения к административной ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора и наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Именно поэтому Минтруд не единожды разъяснял этот вопрос (Письмо Минтруда России от 26.03.2020 № 15-1/В-1375, Письмо Минтруда России от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516). В своих разъяснениях Минтруд отметил следующее. В случаях, когда на рабочем месте не проводилась СОУТ, в трудовом договоре с работником нужно указать общую характеристику условий труда: описание рабочего места, используемое оборудование, особенности работы с ним.

Из разъяснения следует, что до момента ввода в эксплуатацию место является вакантным и на нём не может проводится СОУТ. Поэтому в трудовом договоре не может быть отражена информация об условиях труда на рабочем месте с соответствующим классом.

Мы знаем ещё одно разъяснение, в котором Минтруд косвенно выражает позицию по данному вопросу (Письмо Минтруда России от 28.08.2017 № 15-1/ООГ-2410). В данном разъяснение Минтруд отвечает на вопрос о том, как провести СОУТ на временном или сезонном рабочем месте, введённом в эксплуатацию на срок менее двенадцати месяцев. Ведомство считает, что СОУТ должна проводиться в период их эксплуатации.

Именно поэтому мы можем сделать вывод, что Минтруд в этом разъяснении полагает, что СОУТ на вакантном, то есть неэксплуатируемом рабочем месте, не может быть проведена.

Также хочу отметить, что ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ закрепляет, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой её проведения, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Согласно п. 15 методики исследования испытания и измерения вредных или опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных и технологических процессов, штатной деятельности работодателя с учётом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных или опасных факторов.

Сложно спорить с тем, что на вакантных местах не осуществляются штатные производственные и технологические процессы, а также не ведётся штатная деятельность работодателя и не используются производственное оборудование, материалы и сырье. Отсутствуют потенциальные источники вредных или опасных факторов. Объясняет это вакантное состояние рабочих мест, отсутствие на них работников.

При этом есть случаи, когда ГИТ привлекала работодателей к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за непроведение СОУТ на вакантном рабочем месте. Суды же признавали данные выводы ГИТ неправомерными (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2021 № 16-3121/2021, Решение Самарского областного суда от 16.01.2020 № 21-41/2020(21-1811/2019)).

Мы полагаем, что работодатели вправе согласовывать вопрос проведения специальной оценки условий труда на вакантных рабочих местах с экспертами специализированной независимой организации, приглашённой для проведения спецоценки.

Ранее мы рассказывали, можно ли контролировать работников с помощью видеокамер и программного обеспечения.

Нам известны из клиентской практики случаи, когда СОУТ проводилась на вакантных рабочих местах, которые входили в группы аналогичных мест. Напомню, что на аналогичных рабочих местах специальная оценка проводится в отношении 20 % от общего числа мест, входящих в группу аналогичных (но не меньше двух). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные места (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Отмечу, в ситуациях, когда СОУТ была проведена на вакантных местах, входящих в группу аналогичных, эксплуатируемыми местами были те 20 %, на которых непосредственно проводилась СОУТ, а вакантными рабочими местами могли быть остальные 80 %.

Напомню, что аналогичными рабочими местами признаются те, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях или зонах, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения. Работники должны трудиться по одной и той же профессии, должности, специальности, выполнять одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса. При этом работники должны использовать одинаковые инструменты, оборудование, приспособления, материалы и сырьё и должны быть обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, из анализа законодательства и разъяснительных писем органов власти можно заключить, что специальная оценка условий труда не проводится на вакантных рабочих местах. При этом прямого закрепления в Законе № 426-ФЗ и подзаконных актах по этому поводу нет. Нормы лишь косвенно подтверждают этот вывод. Прямая позиция Минтруда по этому вопросу была высказана один раз. В других случаях позиция Минтруда высказывалась косвенно.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.

Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовое решение, типовая ситуация и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций. Выводы готовых решений, типовых ситуаций и путеводителей учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.

Виктор Бочеев, юрист-консультант ООО «Что делать Консалт»

Рекомендуем онлайн-курс профессиональной переподготовки «Кадровый аудитор»

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего: @company4dk

Упрощённый порядок спецоценки рабочих мест с 1 марта 2023 года

Специальную оценку условий труда (СОУТ) должны проводить все работодатели, независимо от сферы деятельности и численности работающих. С 1 марта 2023 года многие микропредприятия могут проводить её без участия независимой аккредитованной организации. Рассказываем, кто может применять упрощённый порядок.

Упрощённый порядок спецоценки рабочих мест с 1 марта 2023 года

Для каких рабочих мест нужна СОУТ

Спецоценка условий труда требуется для всех организованных рабочих мест на территории работодателя, где есть работники по трудовому договору. Это следует из норм ст. 3 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. СОУТ нужна и на временных рабочих местах, в том числе сезонных.

Есть всего несколько исключений. Спецоценку не проводят:

  • у работодателей-физических лиц без статуса ИП и в религиозных организациях;
  • для надомников и дистанционщиков – там нет организованных рабочих мест;
  • для ИП-работодателя или единственного учредителя – они не работают по трудовому договору;
  • по вакансиям, которые не относятся к «аналогичным рабочим местам» – письмо Минтруда от 01.09.2017 № 15-1/ООГ-2445.

Во всех остальных случаях у работодателя должны быть результаты СОУТ, чтобы работник знал свои условия труда. Минтруд разъяснил это в письме от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597.

По общему правилу в ч. 4 ст. 8 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ результаты СОУТ действуют пять лет.

Подарок для наших читателей – запись вебинара по изменениям в бухучёте и налогообложении с 1 января 2023 года. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!

Спикеры – известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

  • Алексей Иванов – директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».
  • Людмила Архипкина – ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».

Главные изменения в бухучёте и налогах в 2023 году

Все новации в одном вебинаре

Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись

Когда порядок СОУТ можно упростить

СОУТ проводит независимая аккредитованная организация, у которой есть своя испытательная лаборатория. Чем больше рабочих мест нужно оценивать, тем дороже это обойдётся для работодателя.

Есть три ситуации, когда расходы на СОУТ можно снизить.

1. Не проводить спецоценку на всех аналогичных рабочих местах. Условия труда в одной компании могут быть одинаковы для группы сотрудников. Например, бухгалтеры трудятся в одном кабинете, в общем режиме рабочего времени и выполняют схожие трудовые функции. Их рабочие места признаются аналогичными по ч. 6 ст. 9 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Закон разрешает включить в перечень для спецоценки 20% аналогичных рабочих рабочих мест, но не менее двух – ст. 16 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В таких случаях заполняют одну карту СОУТ и разрабатывают единый перечень мероприятий по охране труда.

2. Не делать повторную оценку задекларированных рабочих мест. Если при спецоценке на рабочих местах не выявили опасные и вредные факторы, а также условия труда отнесены к классам 1 и 2, составляют декларацию. Она действует бессрочно, и повторная плановая СОУТ не проводится.

Декларация прекращает действие, если на задекларированных рабочих местах произойдёт несчастный случай или будет выявлено профзаболевание, либо инспектор обнаружит нарушение нормативных требований. В этих ситуациях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ.

До 31 декабря 2023 года разрешено не делать спецоценку на рабочих местах с 1 и 2 классом, если результаты предыдущей оценки истекли в 2022 году, а декларация не была оформлена. Это временная «антисанкционная» мера по приложению 27 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353.

3. Не привлекать независимую организацию для СОУТ на некоторых микропредприятиях. С 1 марта 2023 года действуют Особенности проведения специальной оценки условий труда на микропредприятиях, утверждённые приказом Минтруда от 31.10.2022 № 699н. Они разрешают работодателям делать СОУТ самостоятельно, без привлечения независимой аккредитованной организации.

Это возможно при выполнении трёх условий одновременно:

1. Работодатель имеет статус «микропредприятия». По ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ это субъект малого предпринимательства, у которого за предыдущий календарный год численность работающих не превысила 15 человек, а годовой доход составил не более 120 млн. рублей. Проверить наличие статуса микропредприятия можно в реестре.

2. Компания осуществляет один из видов деятельности:

  • в области информационных технологий (класс 63 раздела J);
  • деятельность финансовая и страховая (раздел K);
  • по операциям с недвижимым имуществом (раздел L);
  • в области права и бухгалтерского учета (класс 69 раздела M);
  • деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления (класс 70 раздел M);
  • в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытания, исследований и анализа (класс 71 раздела M);
  • деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка (класс 73 раздела M);
  • деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N);
  • образование (раздел P);
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (класс 90 раздела R);
  • деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S).

Соответствующий код ОКВЭД должен быть указан как основной.

3. Работодатель не попадает под исключения в п. 3 и п. 8 Особенностей. О них подробнее расскажем в следующем разделе.

На большинстве микропредприятий, где трудятся офисные сотрудники, можно применить упрощённый порядок спецоценки условий труда.

Когда упростить СОУТ на микропредприятии не получится

Особенности по приказу № 699н не распространяются на компании, где есть рабочие места льготников и «вредников»:

  1. Профессии и должности сотрудников включены в списки на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В 2023 году применяются перечни по постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665. К таким профессиям и должностям относятся, например, спасатели, педагоги, горнорабочие.
  2. Работники получают гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Это, например, дополнительный оплачиваемый отпуск или бесплатное молоко. Такие гарантии и компенсации устанавливаются по результатам СОУТ.
  3. На микропредприятии раньше при спецоценке были выявлены рабочие места с 3 или 4 классом.

Также придётся привлекать независимых экспертов, если опасные или вредные факторы будут идентифицированы самим работодателем при проведении СОУТ по приказу № 699н (п. 8 Особенностей).

Не получится отказаться от привлечения независимой экспертной организации, если на рабочих местах есть хотя бы один вредный или опасный производственный фактор по приложению 2 к приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Как проходит спецоценка по упрощённой схеме

Спецоценка состоит из нескольких этапов.

Шаг 1.Издать приказ о СОУТ. В нём назначить комиссию по проведению специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 9 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. На малых предприятиях в её состав входят ИП-работодатель или руководитель; специалист по охране труда или тот, кто выполняет его функции; представитель профсоюза, если он есть.

По закону функции комиссии может выполнять сам ИП, руководитель микропредприятия или уполномоченное должностное лицо, если численность не позволяет образовать комиссию. Но по правилам, прописанных в Особенностях № 699н СОУТ проводится представителями работодателя и работников. То есть должно быть назначено несколько человек, которые и будут делать спецоценку.

Шаг 2. Утвердить решением комиссии перечень рабочих мест для СОУТ.

Шаг 3.Заполнить проверочные листы для рабочих мест по форме приложения 1 к Особенностям № 699н. Этот этап называется «идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Обычно его делает аккредитованная экспертная организация, но на большинстве микропредприятий это могут делать представители работодателя и работников.

Заполненные проверочные листы утверждаются решением комиссии по проведению СОУТ (см. шаг 1). В течение трёх рабочих дней после этого с ними нужно ознакомить работников под роспись. В эти три дня не входит время, когда сотрудника нет на месте по уважительным причинам: межвахтовый отдых, отпуск, болезнь, командировка.

В проверочном листе нужно проставить отметки «да» или «нет». Хотя бы одна отметка «да» по производственным факторам в проверочных листах означает, что выявлен вредный или опасный фактор. В этом случае для спецоценки нужно привлечь независимую экспертную организацию, которая проведёт СОУТ по стандартной процедуре (п. 8 Особенностей).

Шаг 4.Если не выявлены опасные и вредные факторы, условия труда для рабочих мест на микропредприятии признаются допустимыми (2 класс). Это оформляется решением комиссии.

Шаг 5. Заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по форме приложения 2 к Особенностям. Документ вместе с копиями проверочных листов нужно подать в территориальную трудовую инспекцию не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения проверочных листов.

Порядок подачи декларации прописан в приказе Минтруда от 17.06.2021 № 406н. Её можно направить:

  • в бумажном виде за подписью руководителя микропредприятия;
  • в электронном виде, с УКЭП, на сайте Роструда.

Трудовая инспекция самостоятельно внесёт декларацию в государственный Реестр в течение 15 рабочих дней. Это считается размещением итогов спецоценки в Федеральной государственной информационной системе – ФГИС «СОУТ». И с даты публикации декларации в Реестре результаты спецоценки можно применять для оценки профессиональных рисков, планирования мероприятий по охране труда и других целей, указанных в ст. 7 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Шаг 6.На основании результатов СОУТ работодатель вносит изменения в трудовой договор в части условий труда работника. Сотрудника письменно предупреждают о необходимости подписать допсоглашения за два месяца.

Кто может проверить достоверность спецоценки

Трудовая инспекция при приёме декларации не оценивает правильность сведений о СОУТ – она смотрит только на оформление самого документа. Но это не значит, что в проверочные листы можно вносить недостоверные сведения об отсутствии вредных или опасных факторов на рабочих местах.

Результаты спецоценки может оспорить сам работник. Хотя многие расписываются в документах не глядя, рассчитывать на невнимательность сотрудников не стоит. Например, повар может очень удивиться, узнав из проверочного листа, что он работает без контакта с горячими плитами или сухими пищевыми продуктами.

Если работник пожалуется в трудовую инспекцию, инспектор проверит соответствие сведений в результатах СОУТ фактическим условиям работы. Если информация будет признана недостоверной, декларацию аннулируют в течение пяти рабочих дней. Работодатель будет вынужден проводить повторную СОУТ и уже с привлечением экспертной организации.

Ещё хуже, если на задекларированном рабочем месте произойдёт несчастный случай на производстве, или будет выявлено профзаболевание у работника. Декларацию также аннулируют, а следственные органы могут провести проверку результатов СОУТ на предмет внесения в них заведомо ложных сведений. Если выявят фальсификацию, должностному лицу работодателя грозит уже уголовная ответственность за служебный подлог. Результаты СОУТ – это официальный документ, поскольку от них зависят права работников на гарантии и компенсации. Подделка таких сведений уголовно наказуема.

Приказ № 699н действует только с 1 марта 2023 года, и правоприменительной практики по нему ещё нет. Но работодатели должны учитывать потенциальные риски, связанные с фальсификацией результатов спецоценки.

Ответственность за непроведение СОУТ

Работодателя, который нарушит порядок проведения спецоценки или вообще не сделает её в установленные сроки, могут оштрафовать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ на 5 000 – 10 000 рублей для ИП, и 60 000 – 80 000 рублей для юрлиц.

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831

  • #кадры
  • #охрана труда
  • #работодатель
  • #изменения в законодательстве
  • #мое дело
  • #специальная оценка труда
  • #Мое Дело.Бюро
  • #СОУТ
  • #спецоценка условий труда
  • #изменения2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *