Кто регистрирует юридические лица
Перейти к содержимому

Кто регистрирует юридические лица

  • автор:

Кто регистрирует юридические лица

Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Государственная регистрация наследственного фонда при его создании осуществляется по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, по месту нахождения этого нотариуса.

(п. 4 введен Федеральным законом от 23.05.2018 N 117-ФЗ)

Вопрос: Какой орган осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и каковы особенности государственной регистрации отдельных юридических лиц?

Какой орган осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и каковы особенности государственной регистрации отдельных юридических лиц?

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Министерство России по налогам и сборам. Таким образом, с 1 июля 2002 года налоговые органы регистрируют все юридические лица, ведут и вносят записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

П.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» установил, что основанием внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации.

Согласно Федеральному закону от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»; п.2 «Положения о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 442; «Регламента взаимодействия МНС РФ и Центрального банка РФ по вопросам государственной регистрации кредитных организаций», утвержденного 26.06.2002 г. МНС РФ N БГ-16-09/86 и Центральным банком РФ N 01-33/2202:

Управление юстиции принимает решение о государственной регистрации:

— общественных учреждений и органов общественной самодеятельности;

— коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Управление Центрального банка России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций.

Управление юстиции и Центральный банк России осуществляют функции по подготовке и оформлению документов, связанных с принятием решений о государственной регистрации, однако органом, осуществляющим регистрацию и вносящим запись в ЕГРЮЛ, является Управление МНС России по субъекту РФ (Республика Калмыкия).

Налоговые органы принимают решения о государственной регистрации предприятий остальных организационно-правовых форм:

— все коммерческие организации:

а) хозяйственные товарищества и общества (полное товарищество, товарищество на вере, ООО, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество);

б) производственные кооперативы;

в) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

а) потребительские кооперативы (ЖСК, ГСК);

б) учреждения (школы, детские сады, поликлиники и т.п.);

в) благотворительные фонды;

г) садоводческие общества и т.д.

Отдел регистрации юридических лиц

и учета налогоплательщиков

УМНС РФ по Республике Калмыкия

Август 2002 года

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Регистрация юридических лиц

Дата актуальности информации и стоимости услуг: 5 марта 2024 г.

Центр регистрации и сопровождения бизнеса оказывает услуги по регистрации юридических лиц (компаний, организаций, фирм) в Москве.

Регистрация ООО

Комплекс действий направленных на государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью.

Стоимость услуги — 5 000 рублей. Подробнее о регистрации ООО.

Подготовка документов для регистрации ООО

Данный пакет услуг подразумевает подготовку необходимого для государственной регистрации ООО пакета документов (Заявление на регистрацию, Устав, Решение/Протокол и др.).

Стоимость услуги — 2 000 рублей. Подробнее о подготовке документов для ООО.

Юридические лица

Юридическое лицо это организация, которая имеет собственное имущество (обособленное), самостоятельно отвечает по своим обязательствам, приобретает от своего имени и осуществляет различные гражданские права.

Любое юридическое лицо должно быть создано путем регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При создании юридического лица указывается ее организационно-правовая форма. Различные организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом РФ.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие юридические лица

Коммерческими юридическими лицами признаются организации целью которых является прямое извлечение прибыли из своей деятельности.

К коммерческим юридическим лицам относятся следующие организационно-правовые формы:

  • хозяйственных товариществ и обществ
  • крестьянских (фермерских) хозяйств
  • хозяйственных партнерств,
  • производственных кооперативов
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий

Некоммерческие юридические лица

Некоммерческими юридическими лицам признаются организации не имеющие основной своей целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками.

К некоммерческим организациям относятся следующие организационно-правовые формы:

  • потребительских кооперативов
  • общественных организаций
  • ассоциаций (союзов)
  • товариществ собственников недвижимости
  • казачьих обществ
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения
  • автономных некоммерческих организаций
  • религиозных организаций
  • публично-правовых компаний

Создание юридического лица

Юридическое лицо создается по решению учредителей или единственного учредителя об учреждении (создании) юридического лица. Если учредитель один, то данное решение оформляется Решением единственного учредителя, если учредителей несколько – Протоколом об учреждении. Решение об учреждении юридического лица должно быть принято единогласно всеми учредителями.

Решения об учреждении обязательно должно содержать следующие сведения:

  • Организационно-правовая форма и наименование
  • Решение об утверждении Устава
  • Определен размер, способ, срок и порядок формирования имущества
  • Решение об избрании органов управления юридическим лицом
  • Иные сведения, предусмотренные для определенных организационно-правовых форм

Также если юридическое лицо создается несколькими учредителя, то решения закрепленные в Протоколе должны содержать сведения о результатах голосования учредителей по всем вопросам учреждения.

Регистрация юридического лица

Любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном на то органе – регистрирующий орган. Функции регистрирующего органа выполняет Федеральная налоговая служба в лице своих территориальных инспекций (для коммерческих организаций) и Министерство юстиций (для некоммерческих организаций). В Москве данная функция возложена на МИФНС № 46.

Сведения о созданном юридическом лице вносятся в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). ЕГРЮЛ является частично открытым для всеобщего ознакомления реестром, т.е. не все содержащиеся в нем сведения могут быть получены для ознакомления.

Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган необходимо предоставить определенный перечень документов. Для различных организационно-правовых форм свой перечень документов, но в любом случае он должен содержать:

  • 1. Заявление о государственной регистрации по форме Р11001
  • 2. Устав
  • 3. Решение или Протокол об учреждении
  • 4. Квитанция об оплате государственной пошлины

Срок регистрации коммерческого юридического лица составляет 5 рабочих дней, некоммерческого – 30 дней.

В случае правильно оформленных документов, поданных на регистрацию, регистрирующий орган выносит решение о создании юридического лица и вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Дата внесения записи о создании считается датой регистрации и начала деятельности юр.лица.

Если документы оформлены неправильно – регистрирующий орган выносит отказ в регистрации.

Поданные документы и оплаченная государственная пошлина при отказе не подлежат возврату.

О регистрации юридических лиц в России Текст научной статьи по специальности «Право»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / МЕСТО РЕГИСТРАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / УСТАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / THE LEGAL BODY / REGISTRATION OF THE LEGAL PERSON / A REGISTRATION PLACE / TAX BODIES / THE CHARTER OF THE LEGAL BODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романов Борис Александрович

Место регистрации юридических лиц является весьма важной проблемой, особенно для малых предприятий. Согласно действующему законодательству местом регистрации юридического лица может быть место жительства его единоличного исполнительного органа, например в лице генерального директора. Показано, что отказ налоговых органов в такой регистрации не правомерен. Процедура регистрации юридических лиц в России весьма сложна и носит разрешительный характер. Тогда как во многих странах за рубежом такая регистрация носит уведомительный характер. Упрощению регистрации юридических лиц в России может послужить отмена предоставления в регистрирующий орган устава создаваемого юридического лица . Показано, что в этом нет никакой необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Романов Борис Александрович

О регистрации изменений в сведениях о юридических лицах в России
Проблема определения места нахождения юридического лица и его исполнительного органа
К вопросу о регистрации юридических лиц: история, практика, перспективы
К вопросу о существовании юридических лиц (организаций)

Проблемы правового регулирования административных процедур (на примере реализации государственной услуги по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About registration of legal bodies in Russia

The place of registration of legal bodies is rather important problem, especially for small enterprises. According to the current legislation the residence of its individual executive office, for example in the name of the general director can be a place of registration of the legal person . It is shown, that refusal of tax bodies in such registration is not lawful. Procedure of registration of legal bodies in Russia is rather difficult and has allowing character. Whereas in many countries abroad such registration has notifying character. Granting cancellation can serve in Russia in registering body of the charter of the created legal person to simplification of registration of legal bodies. It is shown, that in it there is no necessity.

Текст научной работы на тему «О регистрации юридических лиц в России»

О РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Романов Борис Александрович, заведующий кафедрой математических дисциплин Московского бухгалтерского института, кандидат технических наук.

Аннотация. Место регистрации юридических лиц является весьма важной проблемой, особенно для малых предприятий. Согласно действующему законодательству местом регистрации юридического лица может быть место жительства его единоличного исполнительного органа, например в лице генерального директора. Показано, что отказ налоговых органов в такой регистрации не правомерен. Процедура регистрации юридических лиц в России весьма сложна и носит разрешительный характер. Тогда как во многих странах за рубежом такая регистрация носит уведомительный характер. Упрощению регистрации юридических лиц в России может послужить отмена предоставления в регистрирующий орган устава создаваемого юридического лица. Показано, что в этом нет никакой необходимости.

Ключевые слова: юридическое лицо, регистрация юридического лица, место регистрации, налоговые органы, устав юридического лица.

ABOUT REGISTRATION OF LEGAL BODIES IN RUSSIA

Romanov Boris, Moscow Accounting Institute, the head of chair in mathematical subjects, Cand. Tech. Sci.

Annotation. The place of registration of legal bodies is rather important problem, especially for small enterprises. According to the current legislation the residence of its individual executive office, for example in the name of the general director can be a place of registration of the legal person. It is shown, that refusal of tax bodies in such registration is not lawful. Procedure of registration of legal bodies in Russia is rather difficult and has allowing character. Whereas in many countries abroad such registration has notifying character. Granting cancellation can serve in Russia in registering body of the charter of the created legal person to simplification of registration of legal bodies. It is shown, that in it there is no necessity.

Keywords: the legal body, registration of the legal person, a registration place, tax bodies, the charter of the legal body.

Регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятом Государственной думой 13 июля 2001 г. Весьма важным вопросом регистрации юридических лиц при их создании является место их регистрации.

Особенно это актуально для малых предприятий, поскольку стоимость квадратного метра как жилого, так и не жилого помещения постоянно растет и ма-

лые предприятия не в состоянии арендовать нежилые помещения даже самых минимальных размеров. Положение о месте регистрации юридического лица содержится в ст. 54 ГК РФ: «Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из содержания этой статьи следует, что регистрация юридического лица может осуществляться по адресу физического лица, имеющего право действовать от имени этого юридического лица без доверенности, например генерального директора. Такая же норма права содержится в ст. 13 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», где указано: Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Хотя первая часть ГК РФ, в которой содержится ст. 54 и ст. 288 принята в 1994 г., а вторая часть, в которой содержится ст. 671 принята в 1996 г., и правовая основа для регистрации юридических лиц в жилых помещениях существует уже давно, тем не менее до последнего времени правоприменительная практика такова, что налоговые органы отказывали в регистрации юридических лиц в жилых помещениях, мотивируя это тем, что согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ предприятия, учреждения и организации не могут размещаться в жилых помещениях. Ситуация изменилась в 2007 г., когда Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа принял 01.08.2007 постановление по делу № А05-207/2007.

Суть этого дела состояла в том, что директор ООО «Наше право» Паромова Л.Г. обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в учредительные документы изменения адреса места нахождения юридического лица на новый адрес — адрес места жительства директора Паромовой Л.Г. Налоговый орган отказал во внесении этих изменений на основе нарушения п. 2 ст. 671 ГК РФ, в силу которого по мнению налогового органа «место нахождения юридического лица не может определяться по адресу места жительства физического лица».

Однако здесь налицо неправильное толкование налоговым органом п. 2 ст. 671 ГК РФ, где указано только лишь, что «юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан» и ничего более и тем более ничего относящегося к регистрации юридического лица. Более того, правовая норма, где регулируется регистрация юридического лица содержится лишь в ст. 54 ГК РФ, которую налоговый орган в своем доказательстве отказа проигнорировал.

ООО «Наше право» не согласилось с решением налогового органа и обратилась в Арбитражный суд первой инстанции с заявлением о доказательствах своей правоты. Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что отказ Налогового органа в государственной регистрации изменения адреса места нахождения юридического лица не соответствует действующему законодательству и удовлетворил требование ООО «Наше право».

Налоговый орган направил кассационную жалобу в Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа

Бизнес в законе

на решение Арбитражного суда первой инстанции. Арбитражный суд кассационной инстанции привлек к доказательству правоты ООО «Наше право» кроме ст. 54 ГК РФ еще и Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Последний закон особенно детально должны знать именно налоговые органы, поскольку он содержит правовые нормы регистрации изменений у юридических лиц.

Кассационная инстанция указала, что согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 14-ФЗ место нахождения общества определяется местом его регистрации, а подпункте «в» п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ указано, что государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа.

На основании этого кассационной инстанцией признано, что налоговый орган неправомерно отказал ООО «Наше право» в регистрации изменений в учредительные документы применив ст. 671 ГК РФ, не регулирующую спорные отношения. При таких обстоятельствах кассационная инстанция посчитала решение Арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу налогового органа — не подлежащей удовлетворению.

Следует отметить, что законность регистрации юридического лица по месту жительства его постоянного исполнительного органа была также подтверждена автором данной статьи при создании в г. Москве юридического лица — гаражного потребительского кооператива и регистрации его по месту жительства постоянного исполнительного органа -председателя этого кооператива. Потребительским кооперативом согласно ст. 116 ГК РФ признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Члены этого гаражного потребительского кооператива удовлетворяют потребности в виде хранения своих автомашин на земельном участке, который используется на основе договора аренды с Департаментом земельных отношений Правительства Москвы.

Практика регистрации юридических лиц, которая осуществляется в Москве МИФНС № 46 показала, что этот процесс не является таким простым, как это принято в настоящее время в большинстве зарубежных стран, как в развитых, так и в развивающихся. По сути эта процедура носит разрешительный характер, тогда как за рубежом во многих странах принят уведомительный характер регистрации юридических лиц. В этих странах регистрация обычно занимает минимум времени при предоставлении минимального пакета документов.

В РФ для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются (ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Фе-

дерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

В РФ большинство юридических лиц регистрируется в форме обществ с ограниченной ответственностью, причем чаще всего с единственным участником такого общества. И для этих организаций также надо предоставить весь пакет перечисленных выше документов. В этом пакете вызывает сомнение необходимость представления в регистрирующий орган устава юридического лица. Действительно, существуют федеральные законы, в которых изложены все основные нормы права, как императивные, так и диспозитивные, которыми должны руководствоваться эти юридические лица.

Тексты уставов создаваемых организаций обычно содержат переписанные из федеральных законов нормы права. В предоставлении в регистрирующий орган такого документа нет никакого смысла, поскольку императивные нормы должны выполняться безусловно, независимо от наличия устава, а диспозитивные нормы могут быть отражены во внутренних документах организации в виде приказов, решений, договоров между участниками юридического лица и т.д. Поэтому уставы зарегистрированных организаций из регистрирующих органах никогда никем не востребуются и лежат в них бесполезно мертвым грузом.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно ст. 1 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» это — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим законом. Поскольку уставы юридических лиц в государственные реестры не вносятся, то по этой причине и в соответствии с аргументами, указанными выше, никакой необхо-

димости в представлении уставов в налоговые органы при создании юридических лиц нет. Особенно это касается обществ с ограниченной ответственностью с единственным участником.

За рубежом, в частности в Сирии, для упрощения процедуры регистрации таких юридических лиц в законодательстве введена специальная форма юридического лица в виде личной компании. Для регистрации этой формы не требуется устав, а лишь заполняется анкета, в которой указываются личные данные о владельце этой компании и перечень видов деятельности. В результате регистрация занимает не более 15 минут времени.

1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 13 июля 2001 г. № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: В четырех частях. — 9-е изд. — м.: Ось-89, 2008. — 560 с.

В статье рассмотрены проблемы, касающиеся регистрации юридических лиц, такие как место их регистрации и сложность процедуры регистрации. Проблемы места регистрации особенно актуальны для малых предприятий. Показано, что отказ налоговых органов в регистрации юридического лица по месту нахождения его единоличного исполнительного органа не правомерен. Указано на сложность процедуры регистрации юридических лиц в России. Упрощению регистрации юридических лиц в России может послужить отмена предоставления в регистрирующий орган устава создаваемого юридического лица. Статья имеет научное и практическое значение, особенно при решении вопросов регистрации юридических лиц — малых предприятий.

Президент Института Эколого-правовых проблем «ЭКОЮРИС» кандидат юридических наук В.Л.Мищенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *