Фигурант пэ 115 фз кто это
Перейти к содержимому

Фигурант пэ 115 фз кто это

  • автор:

Приостановление операции клиента по ФЗ-115

Документация для оформления приостановления операции клиента в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

  1. Служебная записка о приостановлении операции
  2. Распоряжение руководителя о приостановлении операции.
  3. Уведомление клиента о приостановлении операции.
  4. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram) или пишите на электронную почту info@law115.ru

О приостановлении операции: процедуры и сроки

07022021 1

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона №115-ФЗ субъекты, перечисленные в статье 5 Закона 115 ФЗ (далее — организации), обязаны приостановить соответствующую операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

  • юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;
  • физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Начало срока приостановления операции исчисляется с даты, когда распоряжение клиента должно быть выполнено.

Сотрудник организации, выявивший операцию клиента, относящуюся к категории операций, подлежащих приостановлению, а также в случае возникновения у него сомнений в отнесении операции к указанной категории операций, немедленно оповещает об этом Ответственного сотрудника в виде служебной записки (1 этап).

Ответственный сотрудник анализирует полученную информацию и направляет ее руководителю организации для принятия окончательного решения о приостановлении операции (2 этап). При этом приостановление операции производится только в случае выявления полного совпадения имеющихся у организации сведений о клиенте с информацией, содержащейся в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

В случае принятия решения о приостановлении операции руководитель организации делает отметку в указанном решении «Приостановить на пять рабочих дней» (3 этап). Решение передается Ответственному сотруднику, который в свою очередь доводит принятое руководителем организации решение до сотрудника организации, непосредственно взаимодействующего с клиентом и оформившего служебную записку.

В день приостановления операции Ответственный сотрудник незамедлительно формирует формализованное электронное сообщение, содержащий сведения о данной операции, и направляет его в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) (4 этап).

Распоряжение клиента регистрируется в отдельном Журнале регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены (5 этап) Ответственным сотрудником, и помещается в отдельную папку до истечения срока приостановления операции. В указанном Журнале фиксируется информация, позволяющая идентифицировать операцию, которая была приостановлена, и участников такой операции.

Клиенту направляется уведомление о приостановлении операции (6 этап).

В случае если по истечении пяти рабочих дней, организация не получит от Росфинмониторинга постановление о приостановлении операции на дополнительный срок или об ограничении ее проведения, организация осуществляет приостановленную операцию.

07022021 4

В случае получения в течение срока приостановления операции постановления о приостановлении данной операции на дополнительный срок операция приостанавливается дополнительно на срок, указанный в постановлении уполномоченного органа.

Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На следующий рабочий день после истечения срока приостановления операции организация осуществляет приостановленную операцию в соответствии с распоряжением клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.

Руководитель организации по представлению Ответственного сотрудника ставит отметку на служебной записке «Отменить приостановление» и дату отмены приостановления.

Ответственный сотрудник направляет копию Служебной записки с отметкой руководителя организации сотруднику, непосредственно взаимодействующего с клиентом, и тем же днем сотрудник осуществляет операцию по распоряжению клиента.

Письмо ДФМиВК Банка России от 08.08.2018 № 12-3-5/6064

Банк просит дать разъяснения по вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В Банке открыты счета юридических лиц, являющихся фигурантами Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — ПЭ), а также юридических лиц, находящихся под контролем фигурантов ПЭ. К денежным средствам, находящимся на счетах, применены меры по блокированию (замораживанию). Федеральный закон № 115 ФЗ не предусматривает возможность проведения каких-либо операций по указанным счетам.

Вправе ли Банк при поступлении инкассовых поручений к счету юридического лица-фигуранта ПЭ или к счету юридического лица, находящегося под контролем фигуранта ПЭ, осуществить списание денежных средств на основании данного документа?

Если ответ положительный, следует ли приостанавливать подобные операции и направлять сведения в уполномоченный орган по коду 7001; какую дату следует считать датой начала исчисления срока приостановления, учитывая, что в отношении инкассового поручения отсутствует распоряжение клиента об осуществлении операции и, соответственно, дата, когда распоряжение должно быть выполнено?

Письмо ДФМиВК Банка России от 08.08.2018 № 12-3-5/6064

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) с учетом мнения Росфинмониторинга относительно применения подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ при списании со счета сумм задолженности по поручению налогового органа сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ под блокированием (замораживанием) понимается адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами, имуществом или ценными бумагами, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в Перечень , либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.

Пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ только физическим лицам, включенным в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, предоставлено право в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, осуществлять ряд операций без применения мер по блокированию (замораживанию).

При этом нормы Федерального закона № 115-ФЗ не содержат отдельных положений, позволяющих юридическим лицам, включенным в Перечень, проводить какие-либо операции.

О противодействии легализации доходов

О требованиях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, предъявляемых к банкам и их клиентам.

Основные термины и определения

Банк – Закрытое акционерное общество «Сити Инвест Банк»;

Клиент – физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель и лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) или юридическое лицо (в том числе кредитная организация) находящееся или принимаемое на обслуживание в Банке, а также лица, обращающиеся в Банк для проведения операций разового характера, включая операции без открытия банковского счета (вклада);

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента;

Выгодоприобретатель – лицо, не участвующее в проведении операции, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок;

Представитель Клиента (Представитель) – лицо, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом от имени Клиента, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе лица, которым предоставлены полномочия по открытию/закрытию, распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологии дистанционного банковского обслуживания;

Закон № 115-ФЗ — Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, не включенным в указанный перечень, но в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

1. Клиенты обязаны:

Предоставлять Банку, информацию, необходимую для выполнения Банком требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию необходимую для идентификации клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Кроме того, в соответствии с данной нормой, Клиент обязан по запросу Банка представлять документы, являющиеся основанием для проведения операций.

2. Идентификация клиентов

2.1. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов Банк идентифицирует клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

При идентификации Банк устанавливает следующую информацию:

  • в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (при наличии), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) и другие сведения, в соответствии с законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка;
  • в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения и другие сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Банка.

К другим сведениям, подлежащим установлению в отношении юридических лиц, законодатель относит:

  • информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с Банком, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента;
  • информацию по бенефициарным владельцам, с установлением в отношении них сведений, необходимых для идентификации физического лица.

В случае, если бенефициарный владелец не выявлен, Банк может признать бенефициарным владельцем единоличный исполнительный орган клиента.

В целях идентификации клиента, представителя клиента, идентификации выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев клиент предоставляет в Банк Анкету клиента-юридического лица, Анкету клиента-физического лица, представителя клиента, индивидуального предпринимателя (в одном файле) и, при наличии у клиента выгодоприобретателя, Анкету выгодоприобретателя (отдельно: ЮЛ, ФЛ, ИП).

2.2. Банк обновляет информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится:

  1. при осуществлении Банком операций по приему от клиентов — физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  2. при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  3. при осуществлении Банком, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Несмотря на наличие вышеуказанных оснований для неосуществления идентификации, Банк обязан будет её провести в случае, когда у работников Банка возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. Приостановление операций клиентов

Банк приостанавливает операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию таких организации или физического лица.

По истечении двухдневного срока приостановленная операция может быть проведена Банком в обычном порядке только в случае отсутствия каких-либо указаний, относительно данной операции, со стороны Росфинмониторинга.

4. Отказ в заключении договора банковского счета (вклада). Расторжение договора банковского счета (вклада).

4.1. Банку запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента.

4.2. Банку запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

4.3. Банку запрещается открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы).

4.4. Банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

4.5. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 5 настоящей памятки.

4.6. Банк вправе при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

5. Отказ в выполнении распоряжения клиента

Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обращаем Ваше внимание на то, что действия Банка по приостановлению операций, в соответствии с пунктом 3 настоящей памятки, и отказ от выполнения операций, в соответствии с пунктом 5 настоящей памятки, не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности Банка.

Фигурант пэ 115 фз кто это

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов — не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Межрегиональный учебный центр финансового мониторинга «СМЫСЛОВЫ» и Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ:

юридические услуги в области финансового мониторинга, организации внутреннего контроля по 115-ФЗ, правила внутреннего контроля по финмониторингу, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

Обзор новых с 01 декабря 2022 года изменений по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Сколько перечней Росфинмониторинга теперь будет и как с ними работать, об изменениях процедуры замораживания денег и имущества, о корректировке правил внутреннего контроля и о других вопросах

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 30. 11 .2022 г.)

01 декабря 2022 года вступило в силу значительное количество нормативных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, среди которых были следующие документы:

— Федеральный закон от 28.06.2022 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 26.10.2022 №1912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1773 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Все эти документы касаются практической повседневной деятельности организаций и предпринимателей и регулируют вопросы размещения в их личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга новых перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН (обратим внимание, что в 115-ФЗ в отношении новых перечней употребляется именно множественное число, хотя по факту в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга эти перечни публикуются в виде единого списка).

Сколько перечней Росфинмониторинга теперь будет?

Многие полагали, что теперь в личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга будет публиковаться аж четыре вида перечней Росфинмониторинга: три старых и плюс вот эти вот новые. Это не так. Перечней Росфинмониторинга, как и ранее, будет три. Упомянутые нами выше перечни, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, публикуются теперь взамен существовавшего ранее перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения.

На протяжении осени 2022 года многие специальные должностные лица по ПОД/ФТ/ФРОМУ переживали в отношении вопросов, связанных с техническими нюансами размещения новых перечней: как и в каком формате они будут публиковаться, на каком языке, какова их структура, как их внедрить в свои внутренние программы по автоматической проверке клиентов. В целом, многие успешно справились с этими вопросами, т.к. времени на это было более чем достаточно: о том, что изменения вступят в силу стало известно аж за целых полгода, а Росфинмониторинг осенью 2022 года делал тестовые размещения новых перечней.

Как работать с новыми перечнями Росфинмониторинга?

Работа с новыми перечнями будет абсолютно аналогичной той, что уже ведется организациями и предпринимателями в рамках идентификации клиентов: каждый новый клиент подлежит проверке на предмет наличия о нем сведений в перечнях лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Также при каждой публикации новых редакций таких перечней будет требоваться сверка клиентов по ним в целях выявления среди них лиц, чье имущество и денежные средства будут подлежать замораживанию и блокированию.

Кроме того, не реже одного раза в три месяца все клиенты будут подлежать проверке по указанным перечням в целях направления в Росфинмониторинг соответствующего хорошо известного всем нашим читателям отчета о результатах проверки. Таким образом видно, что в плане практической работы для организаций и предпринимателей мало что изменилось. Однако, есть один важный нюанс: если ранее в случае выявления среди своих клиентов фигурантов из перечней лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения, меры по замораживанию имущества и денег требовалось провести незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в такой перечень, то теперь при выявлении среди своих клиентов фигурантов новых перечней Росфинмониторинга, указанные выше меры должны применяться незамедлительно, но не позднее двадцати часов с момента получения уведомления уполномоченного органа о принятии решения о включении организации или физического лица в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.

Об отмене мер по заморозке денег и имущества.

С 1 декабря 2022 года на уровне 115-ФЗ была закреплена обязанность организаций и предпринимателей по отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества бывших фигурантов одного из трех перечней Росфинмониторинга. Ранее эта обязанность фактически реализовывалась на практике, однако прямого указания на нее в 115-ФЗ не было. Теперь в случае размещения на сайте Росфинмониторинга информации об исключении организации или физического лица из перечней, субъекты 115-ФЗ должны будут незамедлительно принять решение о прекращении (отмене) мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, причем в случае исключения фигуранта из перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, процедуру «разморозки» надо будет сделать не позднее двадцати часов с момента получения соответствующего уведомления Росфинмониторинга.

С 1 декабря 2022 года также незначительно увеличили срок на отправку в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по замораживанию денег или имущества фигурантам перечней Росфинмониторинга: такие сведения теперь направляются незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения указанных мер по замораживанию (ранее срок был определен просто как «незамедлительно»).

Что поменялось еще.

Среди операций, подлежащих обязательному контролю, появилась еще одна операция (пункт 6 статьи 7.4 ФЗ-115): подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 ФЗ-115 межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Простыми словами, если, например, лицо, являющееся фигурантом перечня межведомственной комиссии, совершит какую-либо операцию, организация или предприниматель, чьим клиентом такое лицо будет являться, будут обязаны сообщить об этом в Росфинмониторинг вне зависимости от суммы и характера совершения такой операции. Эта операция будет «мониториться» всеми субъектами 115-ФЗ, у кого есть обязательный контроль, за исключением только агентств недвижимости.

О корректировке правил внутреннего контроля.

В связи с вступлением в силу новых изменений существенным корректировкам подверглись правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

В программе идентификации необходимо предусмотреть использование информации о наличии сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце в перечнях организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.

Программа выявления операций должна теперь среди прочего предусматривать выявление новой операции, подлежащей обязательному контролю, о которой мы упоминали выше.

Наиболее существенные правки затронули программы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества. Напомним, что у поднадзорных Банку России организаций такая программа входит как в состав правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, так и в состав правил внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В этих программах, безусловно, надо будет прописать и уточнить все положения, связанные с процедурой применения мер по замораживанию денег и имущества, а также с отменой указанных мер. При этом надо будет сделать четкое разграничение мер, принимаемых к фигурантам перечней Росфинмониторинга, в зависимости от вида перечня. Речь идет о том, что как мы указывали выше, применение мер в случае выявления среди своих клиентов фигурантов из перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, должно осуществляться незамедлительно, но не позднее двадцати часов с момента получения уведомления уполномоченного органа о принятии решения о включении организации или физического лица в такой перечень. А для применения мер по отношению к фигурантам прочих перечней Росфинмониторинга предельное количество времени в часах не установлено – оно осуществляется незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица такие перечни.

Поскольку в зависимости от вида перечня Росфинмониторинга аналогичная разница по времени и срокам действует и в отношении проведения процедур по отмене мер по замораживанию денег и имущества, это также должно быть учтено в правилах внутреннего контроля и при описании таких порядков.

Потребуется внести изменения и в программу приостановления операций. Но они по большей части будут техническими и будут связаны с уточнением формулировок отдельных положений 115-ФЗ и нумерации пунктов из статей этого же закона.

При наличии в правилах внутреннего контроля раздела, описывающего порядок отправки сведений в Росфинмониторинг, в него необходимо будет внести правки, связанные с уточнением сроков отправки отчета о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а таже о том, что эти сведения теперь отправляются среди прочего и в отношении фигурантов перечней лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.

Можно отметить, что на практике организации и предприниматели маловероятно столкнуться с фигурантами новых перечней Росфинмониторинга в силу их достаточной специфичности: ведь они составляются не на основе решений наших отечественных спецслужб, а на уровне ни много, ни мало, самого Совета Безопасности ООН. Тем не менее, как видим, произошедшие изменения требуют значительного внимания со стороны субъектов 115-ФЗ, а также одних из самых сложных за последнее время корректировок правил внутреннего контроля.

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее ТУТ.

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2023

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *