Логистика на маркетплейсах что это
Перейти к содержимому

Логистика на маркетплейсах что это

  • автор:

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ЭКОСИСТЕМАХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Статья посвящена рассмотрению особенностей маркетплейсов , получивших широкое развитие в последние годы, их отличиям от онлайн-магазинов. Внимание уделяется внутренним процессам — ценообразованию, алгоритмам действий, инфраструктуре , логистике интернет-заказов, ключевым показателям логистический деятельности. Статья дает достаточно полное представление о том, как работают маркетплейсы , чем руководствуются в своей деятельности и развитии. Подчеркивается роль комплексного подхода, способствующего формированию и развитию экосистем маркетплейсов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедков Д.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ К МАРКЕТПЛЕЙСАМ
Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг
МАРКЕТПЛЕЙС КАК БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
МАРКЕТПЛЕЙС: БИЗНЕС-МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ТОРГОВЛИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙС
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LOGISTICS IN MARKETPLACE ECOSYSTEMS

The article is devoted to the consideration of the features of marketplaces that have been widely developed in recent years, their differences from online stores. Attention is paid to internal processes — pricing, algorithms of actions, infrastructure, logistics of online orders, key indicators of logistics activities. The article gives a fairly complete idea of how marketplaces work, what they are guided by in their activities and development. The role of an integrated approach contributing to the formation and development of ecosystems of marketplaces is emphasized.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ЭКОСИСТЕМАХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ»

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ЭКОСИСТЕМАХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ

Д. Дедков, студент

Санкт-Петербургский государственный экономической университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей маркетплейсов, получивших широкое развитие в последние годы, их отличиям от онлайн-магазинов. Внимание уделяется внутренним процессам — ценообразованию, алгоритмам действий, инфраструктуре, логистике интернет-заказов, ключевым показателям логистический деятельности. Статья дает достаточно полное представление о том, как работают мар-кетплейсы, чем руководствуются в своей деятельности и развитии. Подчеркивается роль комплексного подхода, способствующего формированию и развитию экосистем маркетплейсов.

Ключевые слова: логистика, маркетплейс, интернет-магазин, экосистема, инфраструктура, потоки, заказ, доставка, пункты выдачи заказов.

В 2019-ом году во всем мире началась пандемия Ковид-19. Данное событие, а вернее, его последствия, существенно повлияли как на повседневную жизнь обычного человека, так и на сферу бизнеса и экономики в целом. Множество бизнес-процессов перешло в онлайн, в т.ч. и торговля. На этом фоне большое распространение получила возможность покупать то-

вары в интернет-магазинах и на маркет-плейсах, оборот которых практически удваивается ежегодно [1] (рис.). Да, эти возможности были у людей и раньше, но в сложившихся обстоятельствах они открылись совершенно с другой стороны и завоевали огромное количество новых пользователей по всему миру.

Рис. Объемы продаж топ-5 крупнейших онлайн-ритейлеров России за 2019-2021 гг., млн

Очевидно, если говорить о маркетплей-сах, следует рассмотреть содержание этого понятия. В переводе на русский язык -«место торговли». Маркетплейс — это, по сути, онлайн-площадка, которая связывает производителей и покупателей. Продавцы приходят сюда, так как площадка собирает платежеспособную аудиторию, берет на себя трудозатраты на аренду складских помещений, прием платежей, часть затрат

на логистику. Покупатели обращаются на маркетплейсы ввиду весьма доступных цен, значительного выбора товаров различных категорий, которые можно приобрести в одном месте.

В контексте данного исследования интерес вызывает соотношение содержания маркетплейсов и интернет-магазинов. Аналитические компании, в частности Data Insight [2], публикуя рейтинги крупней-

ших российских онлайн-ритейлеров, не выделяют отдельно маркетплейсы и он-лайн-магазины. Обычный покупатель также скорее всего не замечает особой разницы, однако она присутствует [3]. Во-первых, интернет-магазины продают собственный товар со своего склада, в то время как маркетплейс — лишь площадка для продавцов. Соответственно, товар не принадлежит маркетплейсу. У маркетплейсов, как и у интернет-магазинов есть свои склады, однако собственность на хранящиеся там товары, принадлежит разным рыночным субъектам. Во-вторых, существует разница в проведении операций по оплате и доставке товаров до клиента. Для интернет-магазина на первом месте стоит продукция, а для маркетплейса — удобство, функционал, привлекательность платформы.

Помимо того, также стоит отметить различия в ценовой политике. Обычно, в интернет-магазинах покупатель видит товар и его стоимость. Данные сведения закреплены фирмой-производителем, на один товар предлагается одна цена. Ценообразование на маркетплейсах осуществляется иначе, подходы зависят от вида площадки [3]:

— вертикальные маркетплейсы. Цена устанавливается платформой, которая также сама выбирает товар внутри избранной покупателем позиции. Так, например, работает сервис Яндекс.Такси. Существует фиксированная цена, система самостоятельно подбирает водителя;

— горизонтальные маркетплейсы. На данных платформах располагаются товары и услуги одной направленности, широкий выбор продавцов, которые самостоятельно устанавливают цены на свои товары и услуги. Представители: Profi.ru, Kwork.ru. Данный вид весьма схож со следующим;

— глобальные маркетплейсы. Крупные площадки, на которых можно найти очень широкий спектр товаров и услуг, множество продавцов, которые сами устанавливают цены на свой товар. Представители: Wildberries, Ozon.

Рассмотрим схему работы маркетплей-сов, которая складывается из нескольких основных стадий [4; 5]:

1. Продавец подготавливает продукцию для поставки. На этом этапе происходит первичная маркировка, наносятся штрих-коды, опознавательные наклейки, подготавливается необходимая документация на продукцию.

2. Продавец оформляет документы на поставку, заносит на маркетплейс данные о товаре. На многих маркетплейсах, например, на Озоне, нужно составить карточку товара, то есть страничку с описанием и фотографией товара.

3. Продавец осуществляет поставку продукции на склад маркетплейса, либо, если есть такая возможность, на свой. Большинство продавцов на маркетплейсах — мелкие и средние торговцы. Как правило, если они вынуждены поставлять товар на склад маркетплейса, то делают это либо собственными силами, например, на личном автомобиле, либо с привлечением сторонних компаний, оказывающих логистические услуги, например, по почте, либо у маркетплейсов есть какие-то свои особенные сервисы, которые помогают решить эту задачу.

4. Маркетплейсы после получения товара на склад и его оформления начинают продвижение товара. Первое время продукт держат на верхних строчках поиска, после чего данные позиции занимают вновь поступившие товары.

5. Очевидно, что с той или иной частотой люди покупают конкретный товар конкретного продавца, однако оплата проходит от покупателя к маркетплейсу. Мар-кетплейс уже осуществляет выплаты продавцам согласно их продажам, уже с вычетом комиссии платформы.

Далее мы более подробно рассмотрим логистику интернет-заказов.

В рыночной экономике продавцы или те, кто их представляют, всегда зависят от клиента. Очевидно, что все покупатели хотят приобрести максимально качественный товар за низкую цену. Интернет-заказы в сравнении с обычной покупкой в офлайн магазине имеют свою особенность. Речь идет о двух важных составляющих интернет-заказа, а именно — скорость и своевременность доставки (как говорят

профессионалы — доставка Just in Time, т.е.

Выделяют несколько основных сценариев покупки: срочный, эмоциональный и плановый. Если в первых двух сценариях предпочтение отдается скорости доставки, то при плановой покупке потребитель уделяет больше внимания своевременности доставки, т.е. желает получить свой товар в конкретное, удобное для него время. Согласно опросам компании «Ozon» 83% покупателей, прекративших покупки, сделали это из-за нарушения сроков доставки, хотя такие сбои допускаются крайне редко, так как во всех крупных маркетплейсах проводится логистическая экспертиза.

Для проведения логистической экспертизы маркетплейсы обычно выделяют два ключевых показателя — KPI (Key Performance Indicator). Они касаются непосредственно логистической части, однако маркетплейсы также стараются обеспечить некоторые прочие составляющие поставки, а именно: комплектность, наличие документов, удобство способа оплаты и т.д.

Главные логистические KPIs [6]:

— PSD (Promised shipment date) — обещанная дата отгрузки заказа, то есть время, которое дается продавцу, чтобы подготовить и отправить товар для доставки.

— PDD (Promised delivery date) — обещанная дата доставки, то есть точное время или временной интервал, в которое товар должен «приехать» к потребителю.

Как правило, при моделировании движения интернет-заказа выделяют 10 основных этапов и два дополнительных [6;

1. Клиент делает заказ на сайте, производится первичная обработка заказа.

2. Ожидание оплаты заказа, и, непосредственно, оплата. При необходимости заказ задерживается для проверки системой безопасности.

3. Заказ принимается в обработку. Клиенту оглашается ожидаемая дата поставки. Составляется приблизительная схема движения товара. Система сканирует товарные остатки продавца. Продавцу сообщается время, за которое он должен подготовить заказ к отправке, отправить его, то есть PSD. Также на этом этапе продавец

должен отправить товар на склад маркет-плейса.

4. Ожидание поступления товара от продавца на склад маркетплейса.

5. На складе маркетплейса происходит упаковка, комплектование, сборка заказа.

6. Заказ ожидает отправки. На этом же этапе производится отправка клиенту. Фиксируется время выезда товара за двери склада. Фиксируется время с момента получения заказа на сайте до завершения данного этапа, данный результат нужен для PSD.

7. Заказ находится в пути. Товар может направляться в постамат, пункт выдачи (ПВЗ) или доставляться курьером напрямую к клиенту. Фиксируется время, когда заказ попадает в ПВЗ, этот результат необходим для PDD.

8. Если заказ прибывает в пункт выдачи, то первым делом, он принимается в этом пункте, данные заносятся в определенную базу данных для того, чтобы сотрудник ПВЗ понимал, какой товар, где найти и кому его выдать. Если нужно использовать курьерскую доставку, то курьер может выдвигаться к клиенту также из ПВЗ.

9. Если товар прибыл в ПВЗ, то идет обычное ожидание, пока клиент заберет свой заказ. Если выбрана доставка курьером, то на этом этапе рассматривается промежуток времени, пока товар находится у курьера.

10. Конечным этапом логистики интернет-заказа является выдача товара заказчику, вне зависимости от того, забирает ли он его в ПВЗ или получает из рук курьера.

Помимо того, выделяют еще два дополнительных этапа, которые реализуются при ситуации с возвратом товара:

1) когда товар ожидает возврата на склад;

2) когда заказ находится в пути на этот склад.

Важная роль отводится инфраструктуре маркетплейса. Очевидно, что любой мар-кетплейс — большая система, которая должна обрабатывать огромное количество информации, не допуская ошибок. Для обеспечения стабильности и качества

исполнения всех процессов маркетплейсы используют специальные системы.

Маркетплейс почти во всех случаях выполняет посреднические функции между продавцом и покупателем. Как отмечалось выше, продавец может владеть собственным розничным магазином или обычным складом. В любом случае, маркетплейсу необходимо интегрироваться с системой учета продавца для получения информации о его товарах, запасах, готовности отправлять продукцию и т.д. Для данных целей используются WMS (Warehouse management system — система управления складом) и ERP (Enterprise management system — система управления предприятием) системы [7].

Стоит также упомянуть, что интеграция магазина продавца в маркетплейс может быть автоматической, полуавтоматической, ручной (карточка товара). На мар-кетплейс поступает информация о товаре, ценах, остатке у продавца. Для этих целей используют MAS (Merchants Administration system — система администрирования продавцов). На первый взгляд, сложно найти отличия от предыдущих систем, однако они есть. Различия кроются в принципах работы. WMS и ERP системы используются для получения информации, в то время, как MAS системы используются для интегрирования этой информации в базу маркетплейса [7].

На следующем этапе информация о товаре становится «товарным контентом» и попадает на витрину маркетплейса. Для попадания товара на витрину в работу вступает MMS (Market Management System — система управления товарами, запасами, заказами).

Когда клиент находится на сайте мар-кетплейса и делает заказ, то для обработки данного информационного потока и информирования продавца используется уже упомянутая MAS система. Последняя имеет большое значение, так как обрабатывает информационные потоки и от продавца, и от клиента, интегрирует эти данные в систему маркетплейса [7].

Такой элемент инфраструктуры как сортировочный центр используется для хранения товаров и для консолидации за-

казов. Если в конкретном заказе присутствуют товары с разных складов продавцов, то маркетплейс собирает все товары на один склад и отправляет одной посылкой. Специалисты утверждают, что так снижаются затраты на логистику. Как правило, ПВЗ принадлежат самому маркет-плейсу, либо открыты в сотрудничестве с частными лицами. Так как товары нужно физически перемещать, то маркетплейсу необходимо решать вопросы с транспортом. Чаще всего маркетплейсы сочетают использование аутсорса и собственных сил для доставки продукта до покупателя или ПВЗ [8; 9].

Логистическая составляющая деятельности маркетплейса — одна из самых инвестиционно- и капиталоемких, а также системно значимых. По мнению специалистов, быстрее всего растут те маркетплей-сы, у которых имеется собственная логистика. От скорости доставки, уровня проникновения в регионы зависят масштабы и темпы роста маркетплейса [8].

Однако следует подчеркнуть и исключительную важность обеспечения клиен-тоориентированности маркетплейса, который всегда заинтересован в осуществлении потребителем повторных покупок и в привлечении новых клиентов. Основными мотивами и запросами покупателя при выборе маркетплейса являются [8]:

— наличие широкого ассортимента товаров. Потребитель должен иметь возможность и право выбора, чтоб получить наиболее подходящий товар;

— качественное описание товаров, карточка товара, фото. Многие маркетплейсы даже содержат собственные фотостудии для того, чтобы показать потенциальному покупателю лучшую «картинку»;

— наличие большого числа отзывов и рейтингов. Особенно это актуально при первой покупке. Потребитель перед осуществлением покупки и оплаты желает удостовериться в том пришел ли товар, соответствует ли он заявленному качеству и т.д.;

— быстрая и бесплатная/дешевая доставка точно в срок. Именно поэтому при заказе указывается ориентировочные даты доставки. Люди с каждым днем все больше

ценят свое время, «стоимость» данного ресурса возрастет.

— наличие самовывоза. Более 50% интернет-заказов забираются путем самовывоза, поэтому необходимы инвестиции в расширение сети пунктов выдачи, которые становятся более доступными и комфортными;

— наличие различных способов оплаты удобных потребителю, в том числе оплата при получении. Часто маркетплейсы используют услуги примерки, чтобы клиент мог реализовать свое право выкупить только тот товар, который ему подошел по всем параметрам;

— наличие акций, скидок и бонусов, программ кешбека: около 46% покупателей делают покупки по сниженной цене;

— наличие сайта и/или приложения, которые должны быть приятны глазу, быть удобными, понятными, оптимизированными;

— сервис, в том числе и послепродажный, наличие возможности возврата, гарантия на товар.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельность маркетплейсов неразрывно связана с физическим перемещением товаров, хотя элементы логистики присутствуют не только в этих случаях. Логистика важна для маркетплейсов, так как присутствует во множестве процессов, например, в доставке товара от поставщика до склада маркетплейса, от склада мар-кетплейса до ПВЗ, от ПВЗ до клиента и т.д. При осуществлении этих действий важна скорость и своевременность доставки. Не стоит забывать и о складировании.

1. Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://top100.datainsight.rU/#tab656187 (дата обращения 29.04.2022).

2. Составлен рейтинг крупнейших российских интернет-магазинов на 2021 год. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://new-retail.ru/novosti/retail/sostavlen_reyting_krupneyshikh_rossiyskikh_intemet_magazinov_za_202 1_god2768/ (дата обращения 29.04.2022).

3. Маркетплейс — простыми словами. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mar-place.ru/ (дата обращения 17.02.2022).

4. Как устроены маркетплейсы? Полный разбор инфраструктуры и все бизнес-процессы: роли и системы. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LRY9Zet3kVo (дата обращения 13.02.2022).

Правильно подобранный способ организации склада может помочь сократить расходы на его содержание, а иногда и существенно сократить время доставки. Также важно расширять сеть ПВЗ, развитость которой является одним из ключевых факторов конкурентоспособности маркетплейса и привлечения новых клиентов. Логистика также присутствует и в операциях по сборке и комплектованию заказа, особенно если в конкретном заказе присутствуют несколько товарных позиций. Немаловажным аспектом деятельности являются информационные системы как связующее звено всей работы маркетплейса. Логистика информационных потоков — одна из важнейших, если не самая важная система для маркетплейса, ведь именно так связываются все операции от обработки заказа на сайте до интеграции клиента, продавца, склада ПВЗ и т.д. в единый механизм.

Оценивая перспективы развития мар-кетплейсов в сфере логистики, можно наблюдать тенденцию, характерную особенно для крупных бизнес-структур, -формирование и развитие экосистем [9; 10]. В этом случае создаваемая система должна быть комплексной, обеспечивающей оптимальное взаимодействие всех подсистем, значительная часть которых была рассмотрена в данной статье. В условиях динамичной среды многие процессы и явления со временем неизбежно трансформируются, маркетплейсы также могут обретать новые формы, новых субъектов, что потребует новых решений, в том числе и логистических.

5. Карта бизнес-процессов маркетплейса. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/ru/post/575212/ (дата обращения 14.05.2022).

6. Как устроена логистика маркетплейса: бизнес-процессы, КР1^, оборудование и где здесь клиент? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EDrixBwj8PI (дата обращения 20.01.2022).

7. Технологии и инфраструктура маркетплейсов: склады, продавцы, витрина и связывающие все это системы! — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=1xJ5724KRwM&list=WL&index=6 (дата обращения 25.01.2022).

8. Примеры инфраструктуры — создание контента, логистика и как сделать хороший маркетплейс для клиента? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RwkЛzzauhg&list=WL&mdex=8&t=1s (дата обращения 11.02.2022).

9. Логистика маркетплейсов: новые тренды в 2021 году. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://new-retail.ru/business/logistika_marketpleysov_novye_trendy_v_2021_godu7167/ (дата обращения 14.05.2022).

10. Доставка для ретейла: как бизнес выстраивает логистику. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spb.plus.rbc.ru/news/623b17d87a8aa99699afa9aa (дата обращения 14.05.2022).

THE ROLE OF LOGISTICS IN MARKETPLACE ECOSYSTEMS D. Dedkov, Student

Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the consideration of the features of marketplaces that have been widely developed in recent years, their differences from online stores. Attention is paid to internal processes — pricing, algorithms of actions, infrastructure, logistics of online orders, key indicators of logistics activities. The article gives a fairly complete idea of how marketplaces work, what they are guided by in their activities and development. The role of an integrated approach contributing to the formation and development of ecosystems of marketplaces is emphasized.

Keywords: logistics, marketplace, online store, ecosystem, infrastructure, flows, order, delivery, order pick-up points.

Маркетплейсы: продажи есть, доставка — наладится?

К концу 2023 году объем продаж на рынке e-commerce вырастет на 30%, до 7,4 трлн руб., прогнозирует Data Insight. Количество выполненных заказов достигнет 4,6 млрд.

Самый большой рост — у крупных универсальных маркетплейсов. За год их доля по количеству заказов выросла на 9 п.п., до 71%, в объеме продаж — увеличилась с трети до почти половины и продолжит расти, сообщают аналитики.

Сбои в системе работы заказов, отказы в приеме грузов, гигантские издержки на возвраты, хранение и доставку в регионах — основные логистические сложности, с которыми чаще всего сталкиваются селлеры на маркетплейсах, сообщили собеседники «Логируса».

Поэтому выясняем:

  • • Когда выгоднее хранить товары на складе маркетплейса, а когда — на собственном?

  • • Как избежать отказов в приеме грузов на склады онлайн-маркетов?

  • • К чему приводит «переезд» товаров в регионы?

  • • Какие карточки товаров продвигают площадки и во сколько это обходится селлерам?

  • • Когда товар выгоднее выкинуть, чем вернуть и как снизить расходы на доставку возвратов?

Своим опытом с «Логирусом» поделились:

основатель и генеральный директор «Юнитул»
Владимир Кротов

руководитель отдела по работе с маркетплейсами «Ивановский трикотаж»
Иван Шаров

руководитель e-commerce направления OLDI
Олег Семёнов

заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии»
Дмитрий Хрущалев

Заморозка товара и ловушки для селлеров

Хранить продукцию на складе маркетплейса удобно, так как растет ее оборачиваемость. Однако, если у компании нет в наличии большого количества единиц одного и того же товара, работать по модели FBO 1 не выгодно, рассказал основатель и генеральный директор «Юнитул» Владимир Кротов.

Например, ассортимент интернет-магазина «Юнитул» состоит из товаров десятков поставщиков различных строительных инструментов. Прогнозировать, какой будет спрос на продукцию того или иного партнера сложно, поэтому компании не выгодно хранить ее на площадках маркетплейсов.

По опыту Владимира Кротова, селлер, который передал логистику онлайн-площадке, может столкнуться с непредвиденными расходами.

— Допустим, маркетплейс доставил товар в регион по выгодной цене, а затем сообщил о повышении стоимости хранения продукции, которая не продается. При этом ценник на обратную доставку такой, что проще утилизировать товар — вот такая ловушка для селлеров, — пояснил он.

Самый большой трафик у «Юнитул» на Wildberries. Двойной рост посещаемости «Мегамаркета» мотивировал компанию снова вернуться на эту площадку, откуда селлер ранее ушел из-за регулярных сбоев системы распределения заказов.

— Это из серии: «Ежики кололись, плакали и продолжали есть кактус». Чаще всего технические ошибки на «Мегамаркете» возникают при подтверждении заказов. Мы пытаемся поставить отметки о том, что заявки приняты, но система их сбрасывает. Пытаемся заполнить пустые поля номерами заказов — программа не обновляет данные, и не понятно, где и какой номер заявки. В результате — путаница, товар может уехать другому отправителю. Регулярно приходится исправлять ситуацию, делать скриншоты экранов, пояснять службе поддержки, в чем проблема и как ее можно решить, — пояснил собеседник «Логируса».

«Ежики кололись, плакали и продолжали есть кактус»

OLDI работает по моделям FBS 1 и DBS 3 , так как для компании критична заморозка товара.

По словам Олега Семенова, руководителя e-commerce направления интернет-магазина, для продажи электроники и бытовой техники больше всего подходят «Яндекс.Маркет» и «Мегамаркет», поэтому компания работает с этими площадками. Также OLDI продает товары на «широкопрофильном» Ozon.

Если компания все же выбрала FBO, важно создать систему контроля остатков, отметил руководитель отдела по работе с маркетплейсами «Ивановский трикотаж» Иван Шаров. Например, производитель одежды разработал собственное приложение, чтобы отслеживать, сколько товаров осталось на складах и прогнозировать, когда предстоит ближайшее пополнение стоков.

Отказ в приеме груза: смена упаковки, опоздания и гигантские расходы

За 9 месяцев 2023 года объем перевозок на маркетплейсы увеличился более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и продолжает расти, сообщают ГК «Деловые Линии».

По словам заместителя генерального директора компании Дмитрия Хрущалева, маркетплейсы отказывают в приеме груза, если поставщики забывают указать данные водителя и машины в пропуске или завершить оформление поставки. Еще одна частая причина возвратов – неправильная упаковка и маркировка груза. Случается, что часть партии селлеры изначально маркируют неверным штрих-кодом или упаковывают груз с нарушением требований онлайн-площадки.

«Частая причина возвратов – неправильная упаковка и маркировка груза. Случается, что часть партии селлеры изначально маркируют неверным штрих-кодом или упаковывают груз с нарушением требований онлайн-площадки»

Например, правила упаковки регулярно меняет Wildberries и самое интересное, что они могут отличаться, в зависимости от пункта приема грузов, рассказал основатель и генеральный директор «Юнитул». Доходит до крайности: сейчас даже самый небольшой товар нужно оборачивать в «пупырку», зафиксировав сверху стретч-пленкой.

— Для нас это гигантские расходы: за неделю уходит рулон стоимостью несколько тысяч рублей, — поделился Владимир Кротов.

Несоблюдение сроков поставки также частая причина, по которой маркетплейсы отказывают в приемке товара.

Если водитель приехал не вовремя, на склад его вероятнее всего не пустят и огромное количество товаров придется возвращать обратно, добавил Олег Семенов, руководитель e-commerce направления OLDI.

— Так как мы работаем с различными поставщиками, сначала получаем товары от них, а затем — доставляем на маркетплейсы. Если партнер вдруг допустил ошибку, например, недопоставил продукцию, задерживаем доставку и на онлайн-площадку. Штрафы могут доходить до 50% от стоимости продукции, — рассказал Владимир Кротов.

Чтобы снизить риски отказа в приеме товара маркетплейсом, поставщики могут доверить вопрос логистики транспортной компании. Например, сотрудники «Деловых Линий» дополнительно проверяют соответствие упаковки и маркировки требованиям поставки маркетплейса, и в случае расхождений помогают перемаркировать (переупаковать) поставку. Также у логистического оператора есть услуги по маркировке коробов и формированию монопалеты.

Доставка в регионы: борьба за скорость, издержки и попутные грузы

По итогам первого квартала 2023 года, больше всего складов в регионах России (45%) запустили онлайн-ретейлеры: Ozon, Wildberries и ВсеИнструменты.ру, согласно данным IBC Real Estate.

Иван Шаров напоминает — маркетплейсы все активнее борются за скорость доставки. Поэтому площадки нацелены на то, чтобы продавцы активнее задействовали их склады, фулфилмент-центры по всей России. Это позволяет снизить скорость доставки до покупателей в регионах.

— Для мотивации селлеров маркетплейсы перестраивают систему ранжирования — продвигают карточки тех товаров, которые находятся ближе всего к покупателю. В итоге всем компаниям, в том числе и нашей, приходится искать, как выгоднее доставить товары до региональных сортировочных центров Ozon, «Яндекс.Маркета» и Wildberries, — рассказал руководитель отдела по работе с маркетплейсами «Ивановский трикотаж».

«Для мотивации селлеров маркетплейсы перестраивают систему ранжирования — продвигают карточки тех товаров, которые находятся ближе всего к покупателю. В итоге всем компаниям приходится искать, как выгоднее доставить товары до региональных сортировочных центров»

Он добавил, что из-за перераспределения товаров на региональные склады выросли логистические расходы. Чтобы уложиться в сроки, «Ивановский трикотаж» часто доставляет грузы силами своего автопарка. Для оптимизации расходов приходится искать попутные отправления для обратной перевозки и сделать это удается не всегда быстро.

Поскольку теперь товары приходится отправлять на большее количество складов, компания планирует расширить свой автопарк. Также «Ивановский трикотаж» продолжает искать наиболее выгодные условия доставки от логистических партнеров.

Транспортные компании, в свою очередь, оперативно реагируют на изменения в географии. Например, когда у маркетплейса открывается склад в новом городе, селлер может доставлять туда товар «Деловыми Линиями». Для клиента это удобно, потому что не нужно искать транспортную компанию в каждом регионе, а можно быть уверенным в том, что партнер доставит груз одинаково быстро и в Калининград, и в Хабаровск, — рассказал заместитель генерального директора компании Дмитрий Хрущалев.

Возврат: кирпич вместо ноутбука и ужасные растраты

Проблемы с возвратами возникают на тех маркетплейсах, которые очень «лояльны» к организации этого процесса, рассказал руководитель e-commerce направления OLDI Олег Семенов. В частности, у интернет-магазина электроники и бытовой техники выше всего процент возвратов на Ozon.

— Мы сталкивались с тем, что покупатель мог приобрести товар, затем оформить заявление на возврат и принести в пункт выдачи условно кирпич вместо ноутбука или китайскую подделку вместо оригинального гаджета, — приводит пример Олег Семенов.

Подмену часто делают и на Wildberries, уточнил Владимир Кротов. Например, интернет-магазин строительных материалов «Юнитул» сталкивался с ситуациями, когда вместо качественных пассатижей недобросовестные покупатели складывали в коробку мусор или пластиковые часы. Пункт приема такие возвраты принимает «с удовольствием», а издержки селлера в этом случае исчисляются сотнями тысяч рублей, рассказал генеральный директор «Юнитул».

« Мы сталкивались с тем, что покупатель мог приобрести товар, затем оформить заявление на возврат и принести в пункт выдачи условно кирпич вместо ноутбука или китайскую подделку вместо оригинального гаджета »

По его словам, «Яндекс.Маркет» также возвращает любой товар «не глядя». Особенно это критично для техники, так как если она вышла из строя, нет возможности определить: это сервисный случай или вина покупателя.

Комиссию маркетплейс забирает на этапе продажи товара, она доходит до 18%. Поэтому, если продукцию вернули, онлайн-площадка ничего не теряет, издержки возникают только у селлера, пояснил Владимир Кротов.

Для борьбы с подменами, интернет-магазин электроники OLDI ограничил по стоимости категории товаров, которые могут продаваться на маркетплейсах с «лояльной» системой возврата.

Вывод

Большинство опрошенных «Логирусом» селлеров отказались от модели FBO в пользу самостоятельного хранения и отгрузки товаров на маркетплейсы. Заморозка продукции для компаний становится критичной, а стоимость хранения на региональных складах онлайн-площадок может быть непредсказуемой.

Чаще маркетплейсы отказывают в приеме товаров на склад из-за неправильной упаковки, маркировки груза или опоздания селлера.

Проблематичнее всего работать с Wildberries. По словам генерального директора «Юнитул» Владимира Кротова, из-за новых правил существенно выросли издержки на комплектацию товаров, а штрафы за опоздания на склады маркетплейса могут доходить до 50% от стоимости продукции.

В этом году маркетплейсы запустили тысячи квадратных метров новых складов в регионах и перераспределяют товары селлеров на эти площадки. Теперь интернет-магазинам нужно доставлять товары точно в срок по всей России, следовательно, выросли логистические издержки.

Больше всего проблем с возвратами возникает у селлеров из-за подмен товаров на маркетплейсах Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». Компании несут потери, исчисляемые сотнями тысяч рублей.

Чтобы справиться с растущим грузопотоком, селлеру нужно внимательно подойти к выбору транспортного партнера. Передача логистики на аутсорсинг позволит не только быстро реагировать на изменения, но также масштабировать производство и снизить риск отказа в приеме товаров.

1 Fulfillment by Operator, доставка со склада маркетплейса — это модель, при которой селлер упаковывает, маркирует и отвозит партию товара на склад маркетплейса. Сотрудники маркетплейсов собирают и доставляют каждый заказ до конечного покупателя.

2 FBS — Fulfillment by Seller, доставка со склада продавца — формат работы, при котором продавец хранит товар на собственном складе. Продавец упаковывает, маркирует и отгружает товары на склад маркетплейса под каждый заказ отдельно.

3 DBS — Delivery by Seller, доставка продавцов — формат, при котором селлер реализует товары с собственного склада. Он самостоятельно обрабатывает поступающие заявки, упаковывает и передает в службу перевозчика.

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!

*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики — станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости

Читайте также

От монолита к микросервисам: WMS без врожденных пороков

  • От монолита к микросервисам: WMS без врожденных пороков
    Гендиректор InStock Technologies Алексей Парфенов о «врожденных пороках» классических WMS и современных способах их «лечения»

По соображениям совести: логистика и ее защитники

По соображениям совести: логистика и ее защитники
О том, как логисты оберегают сотрудников, клиентов, их финансы и грузы

Сизифов ВЭД

Сизифов ВЭД
Где в 2024 году российские компании могут искать тихие банковские гавани, и чего не хватает бизнесу, чтобы параллельный импорт пошел как по маслу

Саудовская Аравия: логистика по королевским правилам

Саудовская Аравия: логистика по королевским правилам
О стыковочных маршрутах, сложностях сертификации, ошибках при выходе на местный рынок и влиянии слухов на репутацию

Суэцкий канал и Красное море: обходные маневры

Суэцкий канал и Красное море: обходные маневры
Об альтернативных маршрутах, «узких горлышках» и выгоде для российских грузовладельцев

Что нужно знать о логистических затратах на маркетплейсах

Чтобы решить, выходить на маркетплейс или нет, первая задача селлера — составить бизнес-план: проанализировать конкурентов, спрогнозировать объем заказов, просчитать расходы и установить цену. Однако предприниматели, особенно в сегменте малого бизнеса, не рассчитывают финансовые показатели, поэтому получают убытки и работают в минус. Помимо налогов и комиссии с продаж для селлера тарифицируется внутренний маркетинг, закупка товаров, складская обработка, прямая и обратная доставка.

Еще одна категория — «прочие затраты» — это расходы, которые сложно спрогнозировать. Например, выплата штрафов за нарушение условий акции, порча и восстановление внешнего вида товаров, потеря заказов при транспортировке и т.д. Однако среди затрат не последнее место занимает логистика. На ней остановимся подробнее в этом материале.

Логистические затраты: определение

  • забор и приём товаров;
  • хранение;
  • сборка и упаковка заказов;
  • доставка до покупателей;
  • обратная магистраль;
  • обработка возвратов.

Все 6 операций отражены в схемах работы маркетплейсов — FBO, FBS и DBS. Однако продавец не заплатит одну и ту же стоимость за продажу товаров по разным моделям и на разных площадках:

Причина 1. Маркетплейсы не работают по единому тарифу и используют непохожие друг на друга способы расчета.

К примеру, Wildberries тарифицирует хранение на FBO по товарным категориям, Ozon — по объемному весу, Яндекс.Маркет — по весогабаритным характеристикам, а СберМегаМаркет — по количеству дней, которые товар находится на складе.

Причина 2. У каждой схемы, помимо базовых, есть операции, которые характерны только для нее. В одной модели вы за это платите, в другой — нет.

В схеме FBS — это доставка скомплектованных заказов в пункт приема. Дополнительно некоторые маркетплейсы тарифицирует еще и обработку заказов в пункте приема. В схемах FBO и DBS такой статьи затрат нет.

Причина 3. Разные исполнители складских и логистических операций.

В зависимости от схемы операции выполняют маркетплейсы, продавцы или фулфилмент-операторы. Думаем, вы понимаете, что делать операции на собственном складе — это одна цена, на складе оператора — другая.

Причина 4. На стоимость операции влияют особенности ее выполнения.

Предположим, по модели DBS два продавца продают одинаковый товар — книгу. Первый селлер, в обсуждении с оператором, выдвигает требование — комплектовать товар в пупырчатую пленку. Второй продавец хочет упаковывать аналогичный товар в коробку. Стоимость операции для двух продавцов с одинаковым товаром разная, потому что цена первого материала отличается от цены второго.

Объединяя все вышесказанное, давайте посмотрим, за какие операции продавец платит в схемах FBO, FBS и DBS:

Переходим к главному

  • Товарная категория и весогабаритные характеристики. Некоторые маркетплейсы тарифицируют услуги по типу товарной категории.
  • Количество SKU. Этот показатель, вместе с оборачиваемостью, влияет на стоимость хранения и обработки заказов.
  • Оборачиваемость неразрывна связана с количеством заказов. Если товар входит в ТОП категорию и успешно продается, он высокооборачиваемый. На таких товарах продавцы экономят на хранении или не платят за размещение.
  • Частота подсортировки склада. На позицию карточки влияет количество остатков. Поэтому следите за тем, чтобы на складе всегда был товар. Но и здесь соблюдайте верную пропорцию. Если остатков мало, вы получаете меньше трафика. Если много — создаете избыток складских остатков, что не подходит для товаров с низким спросом, потому что вы начинаете переплачивать за хранение.
  • Стоимость товаров и количество заказов. Во-первых, эти показатели определяют объем выручки. Во-вторых, на Ozon и Яндекс.Маркете цена товара влияет на стоимость обработки и доставки заказов.
  • География доставки и % выкупа. Эти факторы влияют на стоимость доставки, обратной магистрали и обработки возвратов. Стремитесь сокращать % выкупа, чтобы снизить статьи расходов по работе с возвратами.

Но это еще не все

  • как маркетплейсы тарифицируют складские операции и доставку FBO, FBS и DBS;
  • как управлять факторами, чтобы снизить логистические затраты на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркете и СберМегаМаркете.

Поэтому прикрепляем ссылку на запись бесплатного вебинара на котором команда Бета ПРО отвечает на эти вопросы и считает логистические затраты на примере 3-х интернет-магазинов одежды и обуви.

Еще больше контента вы найдёте в нашем Telegram-канале. Здесь мы отвечаем на вопросы селлеров, публикуем новости рынка и даём оценку обновлениям маркетплейсов. Как быть и что делать — вы узнаете в Telegram-канале Бета ПРО. Подписывайтесь.

vk

Поделиться:

Особенности работы с сезонными товарами

Как пользоваться отчетом «Аналитика по карточкам товаров» на маркетплейсе Wildberries

Как подготовить поставку товаров по модели FBY на Яндекс.Маркете

Что известно о модели DBS на Wildberries

Штрафы Wildberries для продавцов: актуальный список

Фулфилмент для продавцов Wildberries

«Выше конкурентов»: как устроен алгоритм ранжирования товаров на Яндекс.Маркете

Маркетплейс OZON: как подготовить поставку товаров по FBO

Не только FBO и FBS: обновленный список логистических схем OZON

OZON: как устроена система ранжирования карточек

Гайд для селлеров: как открыть магазин на маркетплейсе Авито

Как подготовить поставку товаров на склад Wildberries (FBO)

Wildberries: система ранжирования карточек

Как продавцам Wildberries организовать фулфилмент

«Не только маркетплейсы»: 5 аргументов в пользу собственного интернет-магазина

Главное о нишевых маркетплейсах: преимущества и недостатки площадок

Где продавать товары в 2023 году. Часть вторая.

Где продавать товары в 2023 году. Часть первая.

Повышаем частоту повторных покупок. Инструменты лояльности на маркетплейсах

Как создать продающую карточку товаров на Wildberries

10 способов, как снизить количество возвратов на маркетплейсах. Часть 2: Меняем работу карточек, склада и доставки

10 способов, как снизить количество возвратов на маркетплейсах. Часть 1: Причины отказов

Возвратная логистика маркетплейсов Wildberries и Яндекс.Маркет

СберМегаМаркет: как без ошибок собрать заказ по схеме FBS

Возвраты на маркетплейсах: классификация и тарифы OZON, СберМегаМаркета

Правила расчета рейтинга на Wildberries. Как увеличить выкупаемость заказов?

Трафареты OZON: как не потерять бюджет на рекламе

«11.11» и «Чёрная пятница» на маркетплейсах: кому участвовать, и как готовиться

Маркетплейс Wildberries: почему продавцу отказывают в приемке заказов по схеме FBS

6 бесплатных инструментов, которые поднимут позиции карточки на Ozon

Сезонный товар на маркетплейсах: как работать с товаром в конце сезона

Маркетплейс Яндекс.Маркет: почему продавцу отказывают в приемке заказов по схеме FBS

Продвижение на Wildberries, Ozon и других маркетплейсах. Аутсорсинг: за или против

Как продавцам улучшить качество фулфилмента и логистики при работе по схемам FBS и DBS

Как продавцу провести предзапуск магазина на маркетплейсе Ozon

Маркировка Честный знак: о чем нужно знать интернет-магазинам и продавцам маркетплейсов

Как в кризисное время фулфилмент-оператор может помочь интернет-продавцам

Как подключиться к схеме FBS на маркетплейсе Ozon

СберМегаМаркет: тарифы маркетплейса для разных схем работы

Маркетплейс Яндекс.Маркет: тарифы для продавцов FBY, FBS и DBS на примере интернет-магазина электроники

9 аналитических сервисов, которые увеличат продажи бренда на маркетплейсах

Маркетплейс Wildberries: тарифы для продавцов FBO, FBS и DBS

Маркетплейс Ozon: тарифы для продавцов FBO, FBS и Real FBS

Как определиться со схемой работы: FBO, FBS или DBS

Схемы работы на маркетплейсах: DBS или продажа товаров с доставкой магазина

Схемы работы на маркетплейсах: FBS или продажа товаров со склада продавца

Схемы работы на маркетплейсах: FBO или фулфилмент маркетплейса

5 маркетплейсов для продажи товаров в 2022 году

Фулфилмент-оператор Бета ПРО доставляет заказы интернет-магазинов по всей России

Последняя миля: почему стоит работать со службами доставки через фулфилмент-оператора

Способы доставки: что выбирают покупатели интернет-магазинов. Часть 2.

Способы доставки: что выбирают покупатели интернет-магазинов. Часть 1

Последняя миля: разбираемся в терминах логистов

Фулфилмент для одежды и обуви. Решение Бета ПРО

Как интернет-магазину одежды и обуви выбрать фулфилмент-оператора

Обзор Wildberries: схемы работы, продаваемые товары, и как рассчитывать FBO, FBS, DBS

Fashion в e-commerce: способы организации логистики

Алгоритм Ozon: факторы и инструменты

Маркетплейс Ozon: как найти товарную категорию

Отраслевые решения: есть ли потребность на рынке e-commerce?

11 базовых правил, как избежать блокировки на маркетплейсе Ozon

FBO, FBY, FBA, FBS и DBS: разбираемся в терминологии марктеплейсов

Продажи на Яндекс.Маркете: 6 советов, о которых нужно знать интернет-продавцам. Часть #2.

Продажи на Яндекс.Маркете: 6 советов, о которых нужно знать интернет-продавцам.

Первые клиенты за 30 дней на AliExpress Russia

Инструменты роста продаж для интернет-магазинов на маркетплейсе Tmall (AliExpress Russia)

Как начать зарабатывать больше на маркетплейсах и достичь ежемесячного прироста свыше 30%

Статьи по работе с 1С и маркетплейсами

Логистика для маркетплейсов: как обеспечить быструю и эффективную доставку товаров

Сегодняшний рынок электронной коммерции сложно представить без маркетплейсов — площадок, которые объединяют продавцов и покупателей. Важным аспектом успеха таких платформ является качественная логистика, обеспечивающая быструю и надежную доставку товаров.

В этой статье мы рассмотрим основные аспекты логистики для маркетплейсов, а также разберем популярные модели доставки и их особенности.

Основные аспекты логистики для маркетплейсов

Выбор оптимального способа доставки
Маркетплейсы предлагают покупателям различные способы доставки товаров, включая курьерскую, почтовую, самовывоз и другие.
Выбор конкретного способа зависит от ряда факторов, таких как местоположение продавца и покупателя, стоимость доставки, скорость доставки и т.д.

Организация процесса доставки
После выбора способа доставки необходимо организовать процесс передачи товара от продавца к покупателю. Для этого маркетплейс должен иметь налаженные связи с курьерскими службами, почтовыми операторами и другими логистическими компаниями.

Управление складскими запасами
Управление складскими запасами является важным аспектом логистики маркетплейса, так как от этого зависит наличие товара на складе и его доступность для покупателей. Необходимо контролировать количество товара на складе, вести учет остатков, а также своевременно пополнять запасы.

Обработка возвратов и возвратов
Возврат товара — это неизбежная часть работы маркетплейса. Важно предусмотреть возможность возврата товара, а также его обратной доставки продавцу.

Модели доставки для маркетплейсов
Существует несколько популярных моделей доставки товаров для маркетплейсов.

Рассмотрим их подробнее:
FBS (Fulfillment by Seller)
При использовании этой модели продавец самостоятельно хранит товары на своем складе и передает их в службу доставки после получения заказа. Этот вариант подходит для небольших продавцов, которые не хотят тратить время и средства на организацию собственной логистики.

FBO (Fulfillment by Operator)

Модель предусматривает хранение товаров на складах компании и их доставку покупателям после получения заказа. Продавец отправляет товары на склад Маркетплейса, после чего компания занимается их доставкой и возвратом.

Логистика для маркетплейсов — это сложный и важный процесс, который требует продуманного подхода и учета множества факторов. Выбор оптимальной модели доставки, организация процесса передачи товаров и управление складскими запасами — вот ключевые элементы успешной логистики для маркетплейса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *