Ленг лизинг что это
Перейти к содержимому

Ленг лизинг что это

  • автор:

Ленд-лиз: исторический анализ и современное экономическое применение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье рассмотрена экономическая сущность ленд-лиза в историческом аспекте. Приведены примеры использования ленд-лиза в современных условиях. Осуществлена ​​сравнительная характеристика ленд-лиза с международным лизингом , обоснованно значение ленд-лиза как одного из направлений лизингового бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фрыдель В. И.

Ленд-лиз как метод развития лизинга в России
Исторические аспекты и современные тенденции развития лизинговых отношений в России
Межгосударственный лизинг в сфере военно-технического сотрудничества
Рынок лизинга во Вьетнаме
Возникновение, развитие и особенности финансового лизинга в экономике развитых странах мира
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ленд-лиз: исторический анализ и современное экономическое применение»

Аспирант, кафедра банковского дела,

ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана»

ЛЕНД-ЛИЗ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

В статье рассмотрена экономическая сущность ленд-лиза в историческом аспекте. Приведены примеры использования ленд-лиза в современных условиях. Осуществлена сравнительная характеристика ленд-лиза с международным лизингом, обоснованно значение ленд-лиза как одного из направлений лизингового бизнеса.

Ключевые слова: лизинг, ленд-лиз, международный лизинг. Keywords: leasing, lend-lease, international leasing.

Постановка проблемы. Популярность лизинга в 60-е годы прошлого века характеризовалась тем, что было обеспечено стопроцентное финансирование и применялась гибкость в выборе времени и качестве лизинговых платежей. Многие клиенты поняли, что быстрее и проще иметь дело с лизинговой компанией, чем со специалистами в банке для получения ссуды. Кроме того, предоставленные налоговые льготы предопределили успех развития лизинга в США. Нынешние лизинговые компании, сдающие в лизинг, например, грузовые автомобили, предлагают полный пакет услуг: лизинг полного обслуживания, обслуживание контракта; материально-техническое обеспечение. Сейчас мировой лизинговый рынок сосредоточен в мощных экономических центрах США, Японии и Западной Европы, на долю которых приходится примерно 93% объема лизинговых сделок в мире [1, с. 48].

Одновременно изменения претерпевает и сама лизинговая индустрия, развиваются новые методы и схемы ведения лизингового бизнеса: лизинг недвижимости; факторинговые операции в сфере лизинга; секьюритизации лизинговых активов; лизинг нематериальных активов (лизинг персонала) и т.д. Это обусловлено как развитием новых технологий, так и приспособлением лизингового механизма к изменениям рыночных условий. Лизинг является одним из самых гибких финансовых инструментов и использование его в экономике приобретает довольно разнообразных форм.

Анализ последних исследований и публикаций. В исследование лизингового механизма инвестирования весомый вклад внесли российские авторы, как В.А.Горемыкин, В.Д.Газман, Л.М.Прилуцький, В.А.Шабашев, Е.А.Федулова. Среди украинских исследователей проблем лизинга предстоит назвать Н.М.Внукову, В.И.Мищенка, Н.Г.Слявянську, А.Г.Лубяницкого. При этом в опубликованных работах названных ученых вопрос ленд-лиза как способа ведения лизингового бизнеса практически не обоснован.

Постановка задачи. Основная цель статьи заключается в теоретическом обосновании понятия ленд-лиза как направления современного лизингового бизнеса, сравнение его с традиционными и широко применяемыми схемами международного лизинга.

Изложение основного материала исследования. В течение Второй Мировой войны широко распространенным был способ финансирования поставки оборудования на условиях ленд-лиза, предоставленного в рамках правительственных контрактов. Ленд-лиз — программа ленд-лиза (от англ. lend — «занимать» и lease — «сдавать в аренду, внаем») была системой, по которой Соединенные Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты. Положение ленд-лиза также предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны не разрушена не потеряна техника и оборудование должно быть возвращено в США [2].

Объем долгов перед США в различных странах определялся и уплачивался по-разному. Например, Франция подписала с США пакет договоров (так называемые blum-byrnes accords), по которым в обмен поставок по ленд-лизу Франция осуществила ряд торговых уступок, а также существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке. Объем долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд., перед

© Фрыдель В.И., 2013 г.

Канадой — $ 1,19 млрд. Последний платеж Великобритании в размере $83,25 млн. (в пользу США) и $ 22,7 млн. (Канада) было проведено 29 декабря 2006. В частности, значение ленд-лиза в развитии экономики США иллюстрирует ВВП страны в военные годы. Если в 1938 году ВВП США составляет около $800 млрд., то в 1945 году — $1474 млрд., то есть прирост ВВП 84% [2]. Оценивая общие объемы поставок и значение ленд-лиза, прежде всего, следует указать на удельный вес этих поставок по странам. Исходя из имеющихся фактов, основные материалы из общей суммы в $50,1 млрд., были отправлены в четырех стран (см. таблицу 1).

Показатели помощи странам по договорам ленд-лиза [3]

Страна получатель Объем помощи в ценах 1941-1945 гг, млрд. $ Объем помощи в ценах 2008 г., млрд. $

Великобритания 31,4 ~440

Отметим, что имел место и обратный ленд-лиз, например, аренда авиабаз. США получили его на сумму $ 7,8 млрд., из которых $ 6,8 млрд. — от Великобритании и Британского Содружества. Также будем забывать о том, что определенная часть американской и английской помощи СССР была оплачена золотом. Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны приведены в таблице 2.

Сравнительные показатели продовольственной помощи СССР по договорам ленд-лиза [2]

Материалы Производство СССР (без учета имеющегося на начало войны) Ленд-лиз Ленд-лиз / Производство СССР, в процентном соотношении

Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %

Медь, тыс. тонн 534 404 76 %

Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %

Олово, тыс. тонн 13 29 223 %

Кобальт, тонн 340 470 138 %

Авиатопливо, тыс. тонн 4700 1087 23 %

Автомобильные шины, тыс. шт. 3988 3659 92 %

Шерсть, тыс. тонн 96 98 102 %

Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %

Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480 %

Животные жиры, тыс. тонн 565 602 107 %

Интересно, что не все соглашались с позицией президента США Ф.Д.Рузвельта. Республиканцы не хотели чтобы США приобщались к ленд-лизу. Они считали это пустой тратой денег, техники и утверждали, что компенсации американцы никогда не получат. Хотя по соглашению, неповрежденную технику союзники должны были передать снова в США. Но Рузвельтом руководила и другая цель. Ленд-лиз способствовал развитию производства в Соединенных Штатах. Надо вспомнить, что страна переживала «великую депрессию», и ленд-лиз помог побороть сложные экономические времена. Лишь в начале войны в США за четыре года (19381941) запасы золота с 14,5 млрд. долл. достигли 22,7 млрд. За годы войны в США были введены в действие новые промышленные предприятия военного назначения стоимостью в 25 млрд. долларов. В разгар войны США давали 60% мирового промышленного производства [4]. Договор о погашении задолженности по ленд-лизу между СССР и США был подписан только 1972 г., в соответствии с ним СССР обязался выплатить 722 млн. долл. США до 2001 г. Реально выплачено 48 млн. долл. США, остальные на переговорах 1990 г. СССР обязался уплатить в 2030 [5].

На наш взгляд, явление ленд-лиза также целесообразно рассмотреть с другой стороны. В современных условиях, ленд-лиз по своей форме отображается как международный лизинг (в

бухгалтерском учете). Между этими экономическими понятиями являются общие черты, но также существенные различия, на которые стоит обратить внимание.

Международный лизинг — договор лизинга, осуществляется субъектами лизинга, которые находятся под юрисдикцией разных государств, или в случае, когда имущество или платежи пересекают государственные границы. Лизинговая операция классифицируется как операция международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Суть международного лизинга заключается в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок более 12 месяцев) производственного оборудования, транспортных средств, компьютерной техники, складских помещений и т.п. Тем самым арендатор, не обладает денежными средствами для приобретения соответствующего объекта в полную собственность, получает возможность его эксплуатации. Согласно правилам Международного валютного фонда обязательства, вытекающие из лизинга, не включаются в объем внешней задолженности государства. Поэтому он находит поддержку государства. Кроме того, арендные платежи, как правило, относятся к операционным расходам и поэтому не облагаются. Также выгодность международного лизинга — в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

Несмотря на общие черты, по своей сути ленд-лиз значительно другим понятием. Применение механизма ленд-лиза не завершилось с окончанием войны и поэтому в современных условиях многие страны мира используются данный инструмент инвестирования как один из способов привлечения капитала. Например, Правительство Эфиопии утвердил аренду 22000 гектаров земли для Национального банка Египта (NBE), который намерен инвестировать до 80 миллионов долларов в сельское хозяйство. Банк, который официально открыл свое представительство в Аддис-Абебе 30 марта 2010, уже получил землю для данного проекта. Данное соглашение имеет целью улучшить экономические отношения, принести экономические выгоды Египта и Эфиопии [6]. Наиболее ярким свидетельством является австралийская компания Lend Lease, которая осуществляет реализацию проектов строительства, коммуникаций, социальной инфраструктуры в более 20 странах мира.

Анализируя зарубежный опыт применения механизма ленд-лиза как нового способа ведения лизингового бизнеса, можно выделить ряд характерных особенностей присущих именно ленд-лиза в отличие от международного лизинга. Соответственно нами выделены критерии и характеристики сравнения данных инструментов как совершенно разных способов ведения лизингового бизнеса. Заметим, что к рассмотрению принимались непосредственно сущностные признаки этих двух понятий (см. табл. 3).

Как в сделках международного лизинга, так и при ленд-лизе все участники могут быть из разных стран. В то же время на практике встречается, когда лизинговый проект, по всем другим характерным признакам подпадает под условия ленд-лиза выполняют лизингодатель и лизингополучатель из одной страны. Правда, в таком случае это скорее можно назвать, крупномасштабным лизинговым проектом.

Сравнение характерных признаков международного лизинга и ленд-лиза *

Критерий Международный лизинг Ленд-лиз

Местоположение производителя, лизингодателя и лизингополучателя Лизингодатель и лизингополучатель обязательно резидентами разных стран или все участники представляют разные страны Лизингодатель и лизингополучатель могут быть как резидентами одной страны, так и разных стран или все участники лизинга представляют разные страны

Экономические мотивы в международной деятельности Экспорт / импорт товаров или инвестирования средств в страну лизингополучателя Выполнение проектного инвестирования посредством лизинговых схем

Отношение к налоговым льготам Получение налоговых выгод на территории стран участников согласно действующему законодательству страны Получение налоговых выгод в соответствии с законодательством, а также дополнительные преференции государства согласно соглашений с правительствами стран

Векторность (направленность, ориентация) лизинга Малый, средний, крупный бизнес Крупный бизнес и государство

Срок реализации лизингового проекта Средне- и долгосрочные соглашения Долгогсрочные соглашения

Получение экономической выгоды Получение доходов от реализации продуктов либо за счет различных налоговых льгот в странах участниках соглашения Экономический эффект образуется от реализации инвестиционного проекта (часто социального) или от загрузки производственных мощностей участников сделки

Кроме классических основных участников лизинговых сделок (лизингодатель, лизингополучатель и производитель) как в международном, так и в ленд-лизе обязательными участниками являются банки и страховые компании. Последние привлекаются со всех сторон лизинговой сделки, то есть банк лизингополучателя и банк лизингодателя или национальная и зарубежная страховая компания и т.д..

Налоговые преференции тесно связаны с критерием направленности лизинга, ведь международный лизинг направлен для удовлетворения потребностей бизнеса, поэтому регулируется исключительно действующим законодательством. Главным образом получая налоговые льготы в стране, где лизинг стимулируется как инвестиционных инструмент, или в обеих странах. Ленд-лиз через крупномасштабные и значимые проекты затрагивает интересы государств, поэтому часто основной причиной является не налоговые льготы, а правительственные договоренности, уступки и преференции в других отраслях экономики.

Направленность ленд-лиза на крупный бизнес и государство объясняется значительной стоимостью проекта и правительственными договоренностями. Поскольку малый и средний бизнес не в состоянии преодолеть входные барьеры на рынке ленд-лиза. Что вовсе не является проблемой, так как основная цель и идея ленд-лиза совершенно не направлена на малый средний бизнес, а целиком направлена на крупный капитал. На этот фактор также влияет долгосрочность проектов ленд-лиза, ведь вкладывать средства на срок более 5-10 лет под силу только крупному бизнесу.

Получение экономической выгоды в международном лизинге достигается приобретением и сбытом продукции на мировых рынках, в то время экономическая эффективность ленд-лиза определяются реализованным инвестиционным проектом. В результате выгода получается или от самого проекта в будущем, или от занятости рабочей силы и загрузка производственных мощностей при осуществлении проекта. Последний фактор также является важным, так как позволяет даже при социальных и некоммерческих проектах получить экономический эффект. В основном, такая схема осуществляется развитыми странами, ведут лизинговый бизнес на территории других стран.

Выводы из проведенного исследования. Ленд-лиз как способ перелива капиталов известен уже более 50 лет, в то время как современный инструмент финансирования довольно новым. Сходство ленд-лиза с международным лизингом не случайно, поскольку схемы лизинга по форме практически аналогичны, вместе с тем по содержанию эти понятия близки, но не тождественны. До недавнего времени обычный лизинг и кредит считались одинаковыми понятиями или возвратный лизинг был новизной, сегодня вполне понятно, что лизинг и кредит совершенно разные понятия, а обратный лизинг сейчас широко используется большинством лизинговых компаний и многими банками.

Схемы ленд-лиза являются привлекательными способами привлечения капитала и эффективного использования уже существующих ресурсов в деятельности любого государства. Ведь, совершенные с помощью ленд-лиза важные и масштабные проекты предоставляют государству стратегические преимущества в той или иной области. Одновременно для экономически развитых государств такая схема интересна для ведения бизнеса на территории других государств, загрузка собственных производственных мощностей, эффективного использования капитала. А для менее развитых государств, это возможность привлечь значительный капитал при ограниченных бюджетных ресурсах, осуществить модернизацию отрасли. Таким образом, ленд-лиз имеет немалые возможности закрепиться на мировом финансовом рынке как характерно новый способ ведения лизингового бизнеса.

1. Амелин С.К. Международный опыт регулирования лизинговых отношений / / Инвестиции: практика и опыт. — 2009. — Декабрь (№ 24). — С. 44-48.

Ленд-лиз: это что такое простыми словами

Ленд-лиз: это что такое простыми словами - Фото 1

Ленд-лиз переводится, как давать взаймы и сдавать в аренду. Такую программу кредитования предлагали США своим союзникам. В основном это была экономическая помощь в виде военного снаряжения, транспортных средств, различного оборудования и даже продуктов. Британские самолеты и танки, которые СССР получал во время войны, не относятся к ленд-лизу. Это были отдельные соглашения Черчилля и Сталина.

Как все начиналось

Впервые ленд-лиз США предоставили в 1940 году. Тогда американцы отдали британцам 50 устаревших эсминцев. Это было сделано за тем, чтобы получить доступ к военным базам. Первый проект о ленд-лизе был подготовлен в 1941 году. Затем документ одобрили Палата и Сенат. А после этого президент предписал отправить в Британию специальные военные катера с торпедами, а Греции пушки и снаряды. В тот период Великобритания была единственная страна в Европе, которую еще не захватил Гитлер. С этих событий и начался ленд-лиз.

Смысл ленд-лиза был простым. США собирались отправлять боевые снаряды и разные припасы тем государствам, оборона которых была выгодна Америке.

За поставки никто не требовал денег. Если поставленные виды транспорта и оружия разрушились или пришли в негодность во время войны, их не нужно было оплачивать. Но если имущество оставалось после военных действий, его следовало оплатить.

Обещания обеспечить всем необходимым для военных действий США дали СССР после нападения немецких войск. В результате Америка предоставила займ на 1 млрд долларов. На протяжении военных действий были сформированы еще три протокола, продлевающие поставки. Официально этот процесс завершился в мае в 45 году.

Официально Америка не вступала в войну, но с помощью ленд-лиза снабжала союзников разными военными поставками.

Масштабы программы

Весь объем отправленных товаров по программе превысил 50 млрд долларов. И это если считать в деньгах на тот момент. По сегодняшнему курсу сумма составляет более 500 млрд.

Вторым получателем помощи после Британии был Советский Союз. Всего было получено примерно 11 млрд. Великобритания получила около 30 млрд.

За годы войны Америка поставляла России не только самолеты и танки. Из Штатов приходили железнодорожные вагоны, банки с тушенкой, взрывчатка и автомобильные покрышки. На Северный флот были поставлены грузовики Ford G8T, доставленные морскими путями.

Ленд-лиз: это что такое простыми словами - Фото 2

Поставки шли в Мурманск из Америки через Тихий океан. Также вооружения переправляли из Индии через Иран. Кстати, тогда это государство было оккупировано английскими и советскими войсками.

Какая была стоимость помощи?

Программа ленд-лиза не была благотворительной акцией. Но к помощи не было отношения, как к коммерческой сделке. На всем протяжении военных действий Советский Союз не платил за поставки какие-либо денежные средства. Все было оформлено в кредит. Выплаты были начаты только после завершения войны.

После войны США выставили счет на поставки гражданского назначения. Сюда входили грузовики, суда, вагоны, электростанции. Все это оценили в 2,3 млрд долларов, но потом цена была уменьшена на миллиард. Все долги по ленд-лизу Россия закрыла в 2006 году.

Что дал ленд-лиз

Сложно обвинять американцев в том, что они жадничали или затребовали высокие расценки за помощь. Ведь в контракте были оговорены специальные условия.

В соответствии с протоколами программы техника, которая была уничтожена в боях, не оплачивалась. Это же касалось и оборудования, которое было возвращено назад. Если какие – то материалы не удалось получить до конца войны, их предлагалось купить в кредит или сразу.

Кроме того, было оговорено, что все, что после войны останется в нетронутом состоянии можно будет вернуть. Американцы не могли работать в ущерб себе. Но взамен они получали и определенные выгоды:

  • гарантия того, что бои проходят за океаном, так как туда уходила военная техника;
  • возможности постепенно поставить экономику на военные рельсы. Были загружены мощности и созданы рабочие места.

Все экземпляры техники и транспорта перед отравлением на фронт тщательно проверялись. Непригодные материалы и оборудование отправляли обратно. Поэтому нельзя говорить о низком качестве продукции от союзников.

Но не стоит переоценивать вклад союзников в победе СССР над фашизмом. Помощь составила 4 % от общих затрат. Цифра, конечно, занижена, но ненамного.

Как происходили выплаты по ленд–лизу

Итак, куда подевались автомобили и техника после войны? На самом деле советское правительство соблюдало условия договора. Большую часть целого оборудования и техники отправили назад. Но и там использованный транспорт был не нужен. И его сразу утилизировали или даже сбрасывали в океан.

По окончанию войны между сторонами возникли разногласия по поводу оплаты. Американцы хотели получить треть суммы, а Союз считал, что достаточно 1/10 части. Споры длились долгое время. СССР признал долг в 722 млн долларов. Но затем из-за давления Америки на внешнюю политику, Советский Союз вообще отказался от каких – либо выплат. Окончательно долг был погашен после развала Советов.

Ленд-лиз, Вторая мировая война и СВО

Ленд-лиз, Lend-lease, система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам.

1) Закон о ленд-лизе в годы Второй мировой войны был принят в США в марте 1941 года и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В октябре 1941 года в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В ноябре 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили около 50 млрд дол., из которых на долю Советского Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн долларов. Советский Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме американского ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941 года. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение советского военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по октябрь 1942 года поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44 гг., когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фашистской Германией.

По американским официальным данным, на конец сентября 1945 г. из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и другого. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, свыше 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и другие товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 г. и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

Покрышкин А.И., Р-39 Аэрокобра

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, так как уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и советские специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под советскими флагами и с советскими капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и советские лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 года использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на советский Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 году выразил мнение, что советско-американскому соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе советского народа.

«Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии».

Казалось бы, всё ясно: вклад большой, но не решающий. Тем не менее, Ленд-лиз часто выдаётся за некое средство спасения СССР в войне, без которого наша страна оказалась бы якобы не в состоянии одолеть врага. Какое же место занимают поставки по Ленд-лизу в экономике Советского Союза военных лет? Каков вклад вооружений и других материалов, присланных союзниками, в достижение победы над врагом?

Перевод экономики на военные рельсы удалось завершить в течение первого года войны. Уже в 1942 г. промышленность сполна обеспечила потребности Красной Армии. В войска поступало вооружения в 1,8–2,7 раза больше, чем утрачивалось в боях. Так закладывалась материальная база коренного перелома в ходе войны. В переломном 1943 г. был обеспечен дальнейший рост военной мощи страны. Валовая продукция оборонной промышленности возросла в 2,9 раза.

Усилиями военной экономики страны обеспечивалось развертывание наступления Красной Армии в 1944–1945 гг. Потребности фронта полностью удовлетворялись боеприпасами всей номенклатуры. Если в битве под Москвой зимой 1941–1942 г. в сутки расходовалось всего лишь 700–1000 т боеприпасов, то в 1944 г., например, 1-м Белорусским фронтом – 20–30 тыс. тонн.

Документы и свидетельства, ставшие доступными в последние годы, дают возможность более объективно оценить роль Ленд-лиза. Если общий объём поставок составлял 4% валового продукта народного хозяйства СССР, то по отдельным видам вооружений и оборудования, порой весьма ценного, он был намного выше. Так, в годы войны советская авиационная промышленность выпустила 122,1 тыс. самолётов всех типов, а по Ленд-лизу поступило 18,3 тыс. самолётов, то есть 15% всего самолётного парка. При этом бомбардировщики союзников составили 20%, а истребители – от 16 до 23%, самолёты морской авиации – около 29%. Причём большинство самолётов по своим лётно-техническим характеристикам не уступало аналогичным типам люфтваффе, а то и превосходило их.

Танки союзников составили 12% от выпуска советских танковых заводов (98,3 тыс. машин, включая САУ). И хотя по своим боевым качествам даже лучшие из них (например, М4-А2 «Шерман») уступали таким советским танкам, как Т-34, КВ-1, ИС, первые партии, прибывшие в конце 1941 г. (501 танк), сыграли немалую роль. То было время, когда каждый танк, выходивший из ворот танковых заводов, был на специальном учёте.

Важными для Красной Армии и народного хозяйства стали поставки автомобилей. 427 тыс. машин (в СССР за войну было произведено 219 тыс.) придали Красной Армии мобильность и подвижность, столь необходимые в наступательных операциях 1943–1945 годов. Они составили 70% всех автомобилей, которыми располагала Красная Армия.

Закон США о ленд-лизе: что на самом деле он даст Украине

Во время Второй мировой войны принятый в США закон о ленд-лизе помог победить нацистскую Германию. Теперь он должен упростить процедуру поставок американских вооружений Киеву. Что фактически означает этот закон?

https://p.dw.com/p/4Ajov

417 голосов «за», 10 — «против»: Палата представителей Конгресса США 28 апреля подавляющим большинством голосов одобрила законопроект о поставках вооружений Украине по программе ленд-лиза, не применявшейся со времен Второй мировой войны. Сенат США одобрил законопроект еще 7 апреля. Теперь для вступления закона в силу под ним осталось поставить подпись президенту США Джо Байдену. После этого Соединенные Штаты смогут в течение двух лет поставлять оружие и другую помощь Киеву быстрее и без стандартных бюрократических процедур.

, президент США может уполномочить правительство предоставлять взаймы или давать в аренду средства обороны Украине и другим странам Восточной Европы, пострадавшим от вторжения Российской Федерации в Украину, с тем, чтобы «помочь укрепить обороноспособность этих стран и защитить их гражданское население от потенциального вторжения или продолжающейся агрессии со стороны вооруженных сил правительства Российской Федерации».

Какие вооружения получит Украина?

Накануне голосования в Палате представителей США по закону о ленд-лизе для Украины американский телеканал CNN со ссылкой на высокопоставленные источники в министерстве обороны США сообщил

, что в Штутгарте, в зоне ответственности Европейского командования Соединенных Штатов, уже создан центр управления поставками военной помощи Украине. Какое именно вооружение будет получать Киев в рамках закона о ленд-лизе, и как это будет происходить?

«Прежде всего, будет значительно увеличен объем поставок вооружений — говорит в разговоре с DW военный эксперт берлинского Фонда «Наука и политика» (SWP), полковник бундесвера в отставке Вольфганг Рихтер (Wolfgang Richter). — По-прежнему будут поставляться танки и зенитное оружие, боеприпасы, артиллерия, беспилотники — иными словами то, что уже поставлялось. США также предоставят гаубицы, будет обеспечиваться и логистическая поддержка».

Получит ли Киев такие сложные, высокотехнологичные западные системы вооружений как боевой танк «Абрамс» или боевая машина пехоты «Брэдли», пока неясно, хотя Рихтер не исключает, что в будущем это может произойти. В таком случае необходимо будет наладить логистические цепочки, по которым Украина получала бы запчасти и боеприпасы, и обучить украинских военных пользоваться этими видами вооружений.

В любом случае, объем военной поддержки со стороны США значительно увеличится. Благодаря этому, а также поставкам вооружений из арсеналов других западных союзников Украина получит возможность успешнее противостоять российским атакам и, при благоприятном сценарии, отвоевать часть захваченных территорий, полагает Вольфганг Рихтер.

Помимо вооружений, Украина получит дополнительную финансовую помощь в гораздо большем объеме, чем это было до последнего времени. Президент Байден уже запросил у Конгресса 33 миллиарда долларов (около 31 миллиарда евро) на дополнительную поддержку Украине. 20 миллиардов из них предоставят стране в виде военной помощи, остальные деньги будут выделены на экономическую и гуманитарную поддержку.

«Масштабы финансовой помощи значительно увеличились, и это означает, что создана основа для долгосрочных и значительных поставок вооружений, которые в данном случае указывают, скорее, на долгосрочные сценарии, чем на краткосрочные решения», — анализирует ситуацию немецкий военный эксперт.

Решающая помощь для СССР в войне против Германии

Предыдущий раз американский закон о ленд-лизе применялся во время Второй мировой войны — по этой программе США предоставляли союзникам в аренду вооружение, продовольствие и стратегическое сырье. Президент Франклин Рузвельт подписал закон 11 марта 1941 года. Изначально странами-получателями были Великобритания и Китай, однако с ноября 1941 года действие программы распространилось на Советский Союз, а к концу войны поставки по ленд-лизу распространялись практически на всех союзников США по антигитлеровской коалиции.

«Закон о поставках по программе ленд-лиза сыграл решающую роль в победе над нацистской Германией, — говорит Чарли Ладерман — преподаватель международной истории в Королевском колледже в Лондоне. — Он обеспечил советским войскам мобильность, необходимую для наступления в 1943-1945 годах. Советы отрицали это после войны, но позже даже Владимир Путин признал это».

Красная Армия продвигалась вперед при поддержке десятков тысяч грузовиков американского автопроизводителя Studebaker, а на Тегеранской конференции союзников в конце 1943 года Сталин, который не разглашал масштабы помощи у себя в стране, поднял бокал за автомобильную и нефтяную промышленность США, говорит Ладерман. В том, что перелом в ходе войны в Сталинграде в 1942 году не произошел бы без закона о ленд-лизе, уверены и другие историки.

Какой реакции ждать от Кремля?

За несколько дней до принятия Конгрессом законопроекта о ленд-лизе глава Пентагона Ллойд Остин заявил, что США желают ослабления военного потенциала России до такой степени, чтобы у нее больше не было возможности атаковать соседние страны. И сейчас многие задают вопрос, сможет ли сегодня ленд-лиз, как и 80 лет назад, изменить ход событий — теперь уже в войне России против Украины. И какой будет реакция Кремля?

«Неизвестно, достаточно ли будет Украине военной помощи для того, чтобы победить Путина, — говорит историк Ладерман. — Мир сегодня выглядит по-другому, да и Путин — не Гитлер. Но в борьбе с агрессивной войной Путина западные государственные деятели сталкиваются с той же дилеммой, что и их предшественники в 1941 году. Для Гитлера закон о ленд-лизе был равносилен вступлению США в войну — даже без официального объявления».

По мнению Ладермана, Запад теперь должен внимательно следить за реакцией России на «Ленд-лиз 2.0». В то же время, отмечает историк, «Путин уже увидел себя втянутым в конфликт с Западом, для него нет разницы, будет ли оказана косвенная или прямая поддержка Украине. Поэтому маловероятно, что принятие закона о ленд-лизе станет поворотным моментом для Путина».

Военный аналитик Вольфганг Рихтер, в свою очередь, считает, что Соединенным Штатам следует быть очень осторожными — прежде всего, в риторике. «США неоднократно подчеркивали, что они не являются стороной конфликта в войне в Украине, — говорит он, комментируя слова Ллойда Остина. — И я думаю, что необходимо быть крайне осмотрительным в высказываниях, чтобы не создалось впечатления, что цель состоит в том, чтобы разрушить Россию как государство, иначе это приведет к еще большей эскалации конфликта».

Может ли Германия принять закон о ленд-лизе?

Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник в интервью газете Bild am Sonntag

1 мая призвал Германию вслед за Соединенными Штатами, также принять закон о ленд-лизе для Украины. Вольфганг Рихтер с пониманием относится к призыву посла страны, подвергшейся агрессии, тем не менее, он уверен: вероятность того, что Берлин последует примеру Вашингтона, ничтожно мала.

«Германия достигла консенсуса в том, что Украине должны быть предоставлены средства, позволяющие ей успешно защищаться. Но я не могу представить, чтобы Германия приняла закон о ленд-лизе. Я не могу представить, что власти страны придут к внутриполитическому согласию по этому вопросу», — подчеркивает немецкий эксперт.

Германия готова поставлять тяжелые вооружения Украине

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *