Работник чье рабочее место прошло специальную оценку условий труда подписывает
Перейти к содержимому

Работник чье рабочее место прошло специальную оценку условий труда подписывает

  • автор:

Обязанности работодателя в сфере проведения специальной оценки условий труда

В соответствии со ст. 214 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

Важно! Специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет.

Специальная оценка условий труда не проводится в случае, если:

— работодатель провел аттестацию рабочих мест до 01.01.2014;

— со дня проведения аттестации прошло менее пяти лет.

Важно! Если ранее аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда работодателем не проводились, последнюю необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года.

Законодательство Российской Федерации допускает проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

— тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

— работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда.

Специальная оценка условий труда таких рабочих мест должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.

Важно! Специальную оценку условий труда должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.

Не обязаны проводить специальную оценку условий труда только работодатели — физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Важно! Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах всех сотрудников.

Исключение составляют рабочие места:

— работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

На рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290.

Важно! Работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

— ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

— получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;

— изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

— наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в срок от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения.

Важно! Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем должна быть образована комиссия по проведению специальной оценки условий труда.

Число членов комиссии должно быть нечетным.

В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

При проведении специальной оценки у работодателя, относящегося к субъектам малого предпринимательства, в комиссию включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда определяется с учетом штатного расписания работодателя.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Важно! Комиссией должен быть утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичные рабочие места — рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Специальная оценка условий труда на аналогичных рабочих местах проводится в отношении 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест).

Результаты специальной оценки условий труда распространяются на все аналогичные рабочие места.

Важно! Комиссией должен быть составлен график проведения специальной оценки условий труда.

График утверждается соответствующим приказом руководителя организации.

Важно! Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией на основании гражданско-правового договора.

Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия решения о ее регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.

С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а также имеющая действительный аттестат аккредитации по состоянию на 01.01.2014, имеет право проводить специальную оценку.

Такие организации имеют право осуществлять специальную оценку условий труда до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно.

В связи с проведением специальной оценки условий труда работодатель обязан:

— предоставлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы, информацию, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

— давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Важно! Специальная оценка условий труда направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника.

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация в первую очередь осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов.

Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

Все идентифицированные вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих факторов.

Важно! По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

Класс условий труда и степень влияют на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве.

Важно! Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета.

Отчет составляется организацией, проводившей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Данный документ прилагается к отчету.

Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда.

Работодатель обязан направить ее адрес организации, проводившую специальную оценку условий труда, копию утвержденного отчета заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Важно! Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно! Работодатель обязан подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается в следующих случаях:

— если в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены;

— если по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

Декларация подается в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя.

Декларация подается в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Декларация подается по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 17.06.2021 N 406н.

Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

Важно! Работодатель обязан разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда.

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

— об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;

— о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Данные о результатах проведения специальной оценки должны быть размещены на сайте работодателя в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Важно! Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда.

Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС.

Работник чье рабочее место прошло специальную оценку условий труда подписывает

Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда;

10) замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (при наличии).

(п. 10 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

1.1. Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, указанный в части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем подписания собственноручной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 451-ФЗ, от 24.07.2023 N 381-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 7 и 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

От аттестации рабочего места к СОУТ

1 января прошлого года в России вступили в силу два новых федеральных закона: №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона о специальной оценке условий труда (СОУТ). Цель оценки – получить объективную информацию о наличии и уровнях вредных и опасных факторов на рабочих местах, а также объективно обеспечить работников гарантиями и компенсациями, связанными с работой во вредных или опасных условиях труда. Проводиться спецоценка должна на всех предприятиях страны. Какая работа по СОУТ на сегодняшний день уже проведена на нашем заводе, рассказал начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности Алексей Леонидович Едигарев .

— Законодательство не стоит на месте, и мы, как законопослушное предприятие, движемся вместе с ним. Специальная оценка условий труда (СОУТ) достаточно серьезное направление в нашей работе, которое призвано решать вопросы предоставления льгот и компенсаций.

В этом направлении мы работаем с 2014 года. Одной из важных задач для нас было понять, как организовать СОУТ на нашем предприятии. В конце 2014 года уже были первые результаты. Мы провели измерения по 700-му производству. Туда попали цехи 60, 80, 85, 87, 90. В 2015 году работа продолжилась, к ней были подключены все остальные подразделения.

В первом квартале текущего года с помощью специалистов цехов мы подготовили документы для аттестующей организации. Нашей задачей было предоставить ей актуальные, качественные документы, которые помогут в последующем получить достоверные результаты. Параллельно с этой работой мы оформляли пакет документов на конкурсную процедуру. Во второй половине текущего года по результатам конкурса определилась аттестующая организация, которая в соответствии с заключенным договором направляла своих специалистов в цеха и производила замеры на тех рабочих местах и в рабочих зонах, которые были указаны специалистами цехов. Данная организация отвечает требованиям ст.19 Федерального закона №426-ФЗ и выиграла тендер на проведения СУОТ.

Очень важно было, чтобы вместе с аттестующей организацией работала профсоюзная организация и специалисты нашей службы. Так мы могли контролировать правильность проведения процедуры измерений и соответствие её утвержденным методикам. После того, как мы получали протоколы измерений, проводилось согласительное совещание, в котором принимали участие представители аттестующей организации, профсоюза, цеха и нашей службы. По результатам совещания документы подавались на центральную аттестационную комиссию (ЦАК).

На сегодняшний день на нашем предприятии проведены измерения по всем подразделениям, указанным в договоре.

— Давайте поговорим о факторах оценки проведения СОУТ, от которых напрямую зависит предоставление работникам льгот и компенсаций.

— Мы исследовали четыре направления. Физический фактор (в том числе ИИИ), химический фактор, тяжесть и напряженность трудового процесса, вопросы, связанные с выдачей и применением СИЗ. Все факторы были изучены и составлены протоколы измерений.

— Алексей Леонидович, что даёт проведение специальной оценки условий труда?

— Спецоценка дает четкое понимание того, какие вредные факторы воздействуют на работников на их рабочих местах. От этого зависит прохождение работниками медосмотра и предоставление льгот и компенсаций.

Стоит отметить, что на сегодняшний день по результатам СОУТ на нашем производстве имеются вредные и опасные классы. Это 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4. И есть случаи, когда рабочие места из класса 3.4 перешли, например, в класс 3.3., то есть произошло понижение класса вредности. Это объясняется тем, что технологии производства меняются, оборудование (станочный парк) обновляется и, соответственно, меняются условия труда. Работа по СОУТ на предприятии идет в соответствии с законодательством, льготы и компенсации предоставляться будут тоже в соответствии с законодательством и полученным результатом.

— Будет ли сам работник видеть, какие результаты оценки получились на его рабочем месте? Каким образом работники будут ознакомлены с оценочными картами?

— Прошу понять правильно: предоставляя карты с результатами, работник подписывает не согласие с теми или иными условиями труда, которые появились в результате СОУТ. Мы знакомим работника с тем, что с такого-то периода на этом рабочем месте имеются такие-то условия труда. И именно за эти условия труда он будет получать льготы и компенсации. Наша задача не только рассказать, но и ознакомить с этими изменениями, довести информацию персонально до каждого.

В рамках действия приказа № 19/1500 с 13 октября 2015 года на ЧМЗ развернута коммуникационная кампания. В рамках этой кампании мы формируем график, согласно которому аттестационная комиссия будет выходить в каждое подразделение и общаться с администрацией и всеми работниками этих подразделений, которые желают пообщаться с нами на тему предоставления льгот и компенсаций персонально. Мы всегда окажем содействие и расскажем по конкретным рабочим местам.

Если какие-то нюансы не были учтены по объективным причинам, у нас запланирована работа и на 2016 год. Мы ждем от руководителей подразделений заявок. Они будут включены в работу на следующий год.

— Есть ли у специальной оценки какая-то периодичность?

— Специальную оценку условий труда мы обязаны проводить на рабочих местах каждые пять лет. Если же это совершенно новое рабочее место, то в течение полугода.

— Как будут применяться результаты СОУТ к новым работникам предприятия?

— Мы обязаны каждого нового работника знакомить с результатами СОУТ и перед тем, как он выйдет в первый день на своё рабочее место, он должен знать, какие вредные факторы на него будут воздействовать, и какие льготы и компенсации он за это будет получать.

Уважаемые работники, если у вас уже есть или будут возникать вопросы по проведению специальной оценки условий труда, или по результатам этой оценки, смело обращайтесь за разъяснением в отдел по охране труда и промышленной безопасности. Вопросы можно задавать как по телефону, так и на странице отдела на внутреннем сайте предприятия. Кроме того, за помощью можно обратиться в первичную профсоюзную организацию, в юридический отдел, в отдел кадров, в отдел мотивации и управления эффективностью кадровых ресурсов. Во всех отделах вам в индивидуальном порядке дадут разъяснение конкретно по вашему рабочему месту, по результатам спецоценки, льготам и компенсациям.

Подготовила Ольга Юферева

Оплата по-новому

Как отразятся результаты СОУТ на гарантиях и компенсациях работников завода,
рассказала Анастасия Валентиновна Третьякова, экономист по труду главный

— Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) и введение по ее результатам новых условий оплаты труда – процесс достаточно трудоемкий и сложный. При разработке системы гарантий и компенсаций по результатам СОУТ необходимым условием было, установить единые для всех предприятий ТВЭЛ размеры и подходы предоставления компенсаций: доплат за вредность, продолжительность дополнительного отпуска и рабочей недели. Также нашей задачей было — сохранить текущий уровень доходов работников, которые уже получают компенсации на момент перехода на СОУТ.

Надо сказать, что по результатам СОУТ равнозначной ситуации нет ни у кого – по всем профессиям/должностям работников получаются индивидуальные условия. У кого-то по результатам установленного класса снижаются размеры компенсаций, у кого-то, наоборот, повышаются. Очень много моментов, которые могут, так или иначе, отразиться на условиях предоставления гарантий и компенсаций. Стоит отметить, что все компенсации: и доплата, и количество дней отпуска, и продолжительность рабочей недели, предоставление молока/ЛПП и списков соответствуют Трудовому Кодексу, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ.

С класса условий труда 3.1 начинается доплата в размере 4 % от оклада, с классом вредности 3.2 – доплата 6%, с классом 3.3. – 8%, с классом 3.4. – 10%. Это те доплаты, которые должны быть установлены для работника постоянно. Но, допустим, у работника на сегодняшний день доплата в размере 10%, а класс условий труда 3.1. По результатам оценки этому работнику полагается доплата 4 % вместо имеющихся 10%. Что это значит? Поскольку наша задача — сохранить уровень дохода работника, то доплата в размере 10% у него остается (поскольку все доплаты за вредность у нас переведены в абсолютный размер, то 10 % это, предположим, 1200 рублей). Дальше по мере индексации окладов, она будет оставаться в том же размере. Но со временем, когда после повышения оклада она достигнет значения 4 %, то мы зафиксируем ее в размере 4%, и она обратно перейдет в процентное соотношение, далее будет начисляться относительно оклада.

Также на АО ЧМЗ существует список рабочих мест на отдельных производствах с особым воздействием вредных или опасных производственных факторов, для которых устанавливаются дополнительные размеры доплат и дней отпуска. Например, для класса 3.1 будет установлена доплата 4%+4%=8%, отпуск 3 календарных дня (к.д.), для класса 3.2 — 6%+6%=12%, отпуск 12 к.д. и т.д.

Для тех работников, у которых после проведения СОУТ устанавливается класс условий труда 2 –допустимый, т.е. не предполагается никаких компенсаций, предприятие оставляет компенсацию данному работнику в размере доплаты, которую работник получает на сегодняшний день.

Эти правила не будут действовать на вновь принятых работников, которые будут приниматься на работу уже с доплатой в размере 4%, 6%, 8%, 10% от оклада. Размер доплат сохраняется только для работающих работников до момента их перевода на другое рабочее место.

Дополнительный оплачиваемый отпуск

Начиная с класса условий 3.2, устанавливается дополнительный отпуск в размере 7 календарных дней. Допустим, у вас был отпуск 14 календарных дней, а по результатам СОУТ предусмотрено 7 календарных дней. Мы предлагаем работнику установить 7 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска, а за те 7 календарных дней, которые он теряет, предлагаем денежную компенсацию. Денежная компенсация будет рассчитываться как средний дневной заработок на момент перехода, умноженный на эти 7 календарных дней. Такая компенсация будет выплачиваться в 1/12 части ежемесячно. Следует отметить, что работник имеет полное право не брать компенсацию, а просто использовать эти 14 дней отпуска. Но, конечно, удобнее, чтобы работник согласился на компенсацию. Так будет лучше и для него самого (его годовой доход увеличится) и для работодателя. Но поскольку мы, соблюдая Трудовой кодекс, не имеем права настаивать, то работник должен выбрать сам: либо он соглашается на денежную компенсацию, либо «отгуливает» свои законные 14 календарных дней.

Укороченная рабочая неделя

Классам 3.1. и 3.2. устанавливается 40-часовая рабочая неделя, классам 3.3 -3.4 – сокращенная 36-часовая. По результатам СОУТ есть случаи, когда 36-часовая рабочая неделя заменяется на 40-часовую. Это называется утеря сокращенной рабочей недели. За 4 «утерянных» часа работнику также ежемесячно будет доплачиваться компенсация, которая формируется исходя из разницы фондов рабочего времени.

Имеются и обратные случаи, когда работнику с 40-часовой рабочей неделей по результатам СОУТ устанавливается 36-часовая рабочая неделя. В таких случаях специально созданная комиссия решает, какой график предпочтительнее установить на данном рабочем месте в целях оптимальной организации производства. Если для производства предпочтительнее, чтобы работник и дальше продолжал работать на производстве по 40-часовой рабочей неделе, то мы предлагаем работнику остаться на 40-часовой рабочей неделе, и разницу в фондах рабочего времени компенсировать доплатой.

С 1 декабря этого года по результатам оценки мы планируем перевести на новые условия труда сотрудников цехов 85 и 87. Естественно, только тех работников, которые подпишут доп.соглашение к своему трудовому договору. Сейчас мы будем выдавать каждому работнику, чьё рабочее место уже прошло спецоценку, уведомление, в котором будет написано об изменении условий его трудового договора. По Трудовому кодексу через 2 месяца он должен подписать допсоглашение и новые условия оплаты труда вступят в законное действие. Если работник отказывается его подписать, то работодатель вправе по истечению 2х месяцев расторгнуть с ним трудовой договор.

Хочу отметить, что проведение СОУТ вызвано необходимостью соблюдения законодательства Российской Федерации. Мы обязаны провести СОУТ с помощью специализированной организации и выполнить все требования «буквы закона». Над реализацией законов №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона о специальной оценке условий труда» мы работаем уже второй год. Поверьте, это огромный пласт работы, и экономии затрат для завода он не несёт. У многих работников, если они согласятся с выплатой компенсаций, вырастет и заработок. Поэтому здесь важно донести информацию и обсудить ситуацию с каждым работником индивидуально: что он приобретает, или что теряет по результатам оценки. У нас также как и у службы по охране труда разработан график посещения цехов.

Специальная оценка условий труда: необходимость и периодичность

Специальная оценка условий труда: необходимость и периодичность

Обязанность проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ возложена на работодателя, неважно юридическое лицо это или индивидуальный предприниматель. Если рабочее место находится на предприятии, СОУТ придется проводить. Требование не относится к работникам дистанционным, надомным и работающим на физическое лицо. СОУТ можно не проводить, пока рабочее место вакантно.

Работодателю грозит административная ответственность, если не проведена СОУТ.

Для проведения СОУТ работодатель заключает гражданско-правовой договор с организацией, удовлетворяющей требованиям статьи 19 № 426-ФЗ и внесенной в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Реестр можно найти на сайте Министерства труда. Перед заключением договора необходимо убедиться в соответствии организации всем требованиям, стоит также проверить её репутацию.

Основную работу по СОУТ проводит специализированная организация, но приходится потрудиться и работодателю: необходимо предоставить сведения о рабочих местах, специфике производства, оборудовании и другие.

Методика проведения СОУТ

Подробно все этапы и детали проводимых процедур при СОУТ изложены в методике, утвержденной приказом Министерства труда России от 24 января 2014 года №33н.При утверждении методики учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Периодичность проведения СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда являются действительными пять лет после внесения в информационную систему учета.

Внеплановая СОУТ проводится в случаях, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

В срок не более 12 месяцев нужно провести внеплановую СОУТ, если:

  • организованы новые рабочие места;
  • изменились оборудование или технологический процесс.

В срок не более полугода должна пройти внеплановая СОУТ, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • изменились материалы или сырье;
  • произошел несчастный случай (исключая несчастный случай, в котором виновно третье лицо);
  • поступило мотивированное предложение профсоюза;
  • вынесено предписание трудовой инспекции;
  • изменились средства защиты, индивидуальные или коллективные.

При изменении сырья, материалов, средств защиты внеплановая СОУТ проводится, если изменяется уровень воздействия вредных и (или) опасных факторов.

Не нужна внеплановая СОУТ (но обязательно должно быть оформлено решение комиссии), если:

  • произошла реорганизация и изменилось штатное расписание;
  • индивидуальный предприниматель изменил персональные данные.

Рабочие места, на которые была оформлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, не требуют повторного проведения СОУТ, за исключением случаев, предусмотренных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай (исключая несчастный случай по вине третьих лиц);
  • вынесено предписание трудовой инспекции.

Декларации будут бессрочными, если условия труда не изменяются.

Смотрите также:

Будьте в курсе актуальных новостей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *