Кого принято называть поколениями сбербанк
Перейти к содержимому

Кого принято называть поколениями сбербанк

  • автор:

X-Y-Z: Как понять теорию поколений и применять ее для эффективного обучения

В первом выпуске подкаста «Расписание на послезавтра» говорим о теории поколений: как применять ее в образовании, доверять ли ей вообще и в чем отличия представителей так называемых X, Y и Z.

Теория поколений часто подвергается критике, однако все равно остается инструментом, который нельзя не учитывать. Тем более в образовании.

  • «беби-бумеров» — люди, родившиеся между 1944 и 1963 годами;
  • «поколение X» — люди, родившиеся между 1964 и 1984 годами;
  • «поколение миллениум» (Y) — люди, родившиеся между 1985 и 2002 годами;
  • «поколение хоумлендер» (Z) — люди, родившиеся между 2003 и 2024 годами.

Это влияет и на образование, а именно на то, как разговаривать с этими людьми и доносить до них информацию. Чему их учить и на что делать упор? По мере взросления представители новых поколений сами начинают учить других. Как они это делают?

Есть ли здесь место конфликту поколений? Как понять особенности разных поколений? Нужно ли подстраивать под них учебные программы? Как вообще общаться людям из разных поколений и можно ли делать это правильно?

В выпуске ищем ответы на эти вопросы, а также разбираемся в том, как необходимо трансформировать образование, ориентируясь на особенности современных детей, подростков и молодежи, вместе с основателем и координатором исследовательского центра «RuGenerations — российская школа Теории поколений» Евгенией Шамис.

Что такое теория поколений? В чем она заключается? Есть ли у нее особенности, недостатки?

Я всегда напрягаюсь, когда мы говорим просто слово «теория», потому что это и теория, и практика. Поколение – это люди, которые родились примерно в одно и то же время. На них влияли разные экономические, политические, культурные события, а также развитие технологий. И все это в комплексе диктует определенные модели действий, характерные для больших групп. Причем они не делятся по странам – это общемировая история. В ней есть привычные сценарии действий: как знакомиться, как учиться, кто такой хороший учитель, как разрешать конфликты, как работать в команде. И есть ценности – то, чего будет очень не хватать, если почему-то в окружающем нас мире этого нет. Одно поколение может длиться от 15 до 30 лет, а полный цикл их смены – от 80 до 100 лет. Важны события, которые происходят.

В 2002 году мы организовали то, что сейчас стало исследовательским центром RuGenerations. Тогда я не могла подумать о том, настолько сильное влияние оказывают экономические и политические циклы на людей. Кажется, что мы же умные, можем выпрыгнуть из особенностей, чем-то управлять. Как оказалось, не можем. Это как у техники установленные по умолчанию программы. Так вот это наши встроенные программы, и они не будут меняться в течение всей жизни.

С одной стороны, мы будем взрослеть, у нас будут появляться возрастные интересы, ценности, приоритеты, будут меняться взгляды, пристрастия. Но ценности поколения не могут измениться, потому что они формируются всего один раз в жизни – в период от рождения и до 10 лет. Это удивительно и в то же время очень удобно, потому что ты понимаешь, как примерно будет действовать поколение и что от него ждать.

Какие поколения живут сейчас? Чем они друг от друга отличаются?

Четыре поколения образуют цикл. Нынешние школьники, дети, подростки – это поколение хоумлендеров, поколение Z. Они родились с 2003 по 2024 год. В январе прошлого года официально продлили сроки их рождения, так как ковид задержал сроки, когда формируются похожие ценности. В этом году не продляли.

Основа теории поколений – это экономика. Обычно хочется сказать психология и социология, но они не имеют отношения к этому подходу. А вот экономика влияет очень сильно. Во время ковида все остановилось, замерло, были другие задачи. И мы всем миром думали, что делать.

Молодежь постарше, 1985-2000 года рождения – это миллениумы, или поколение Y. Правильнее называть поколений «уай».

Название поколения всегда не просто так появляется. Оно дает подсказки, кто перед нами. «Хоумлендер» (Homelander) происходит от английских слов home (дом) и land (земля). Для этих ребят высока ценность дома в классическом его понимании. Это не здание, а ощущение, атмосфера дома. И эта ценность обрастает дополнительными характеристиками. Дом должен быть уютный, красивый. Это отражается в поведении. Наши дети, даже будучи маленькими, влияют на наши покупки. Например, миллениумы не говорили в детстве: «Папа, мама, купите мне эргономическую или ортопедическую кровать, красивую картину» и так далее, а хоумлендеры так говорят, потому что дом должен обладать характеристиками, которые создают ощущение, что здесь хорошо, здесь что-то твое. Они готовы его украшать, вкладываться в него. И они будут делать покупки относительно дома.

Поколение альфа – то же самое?

Нет, поколение альфа мы не видим. Чтобы они появились, у нас должны поменяться условия, в которых формируются люди, а они не меняются. Мы живем на финальном этапе мирового экономического кризиса. Это поколение все время жило в период кризисов. Они привыкли, что кризис – часть жизни. Когда ты это говоришь, все остальные поколения пугаются. Кроме поколения Х, которое по-другому воспринимает ситуации больших перемен. А дети нам говорят: «Так же всегда было».

С буквами у поколений очень интересная история. Я сказала, что есть поколение хоумлендеров, миллениума и «иксы» (поколение X). У «иксов» (это те, кто родились с 1964 по 1984 года) ценность в названии Х суперпроявлена. Это значит необыкновенный, уникальный, ни на кого не похожий. Поколение не любит, когда их категоризируют. Они – это неизвестное в уравнении, которое невозможно разгадать. И поколение от этого кайфует, оно не хочет быть обычным, стандартным.

После них сработала лингвистическая особенность, что в английском алфавите идет X, Y, Z. К поколению миллениумов букву притянули адекватно, потому что Y означает вопрос, который это поколение очень любит задавать: why? («уай?») – зачем?

С поколением Z в букве нет смысла, к тому же, детям не нравится это название. Мы делали исследование на эту тему в 2017 году. Нам казалось, они будут себя ассоциировать с Зорро. Тогда как раз вышли новые фильмы. Но они ассоциировали себя с зомби, потому что им в детстве показали много сериалов с зомби.

Поколения объединяет что-то общее на всей планете Земля, независимо от государственного строя и политики?

В России и США живут одинаковые поколения. И во времена холодной войны было то же самое – такие события идеальны для формирования одного и того же поколения. Страны-антагонисты очень похожи. Про Северную Корею исследований я не видела. Когда появился подход теории поколений в 1991 году, Уильямом Штраусом и Нейлом Хоу была опубликована первая книга Generations, и мы переписывались с ними, когда они еще были оба живы. Штраус уже ушел из жизни, а Хоу еще жив. После того, как они опубликовали книгу, первыми стали проверять страны – так называемые «азиатские тигры», с достаточно яркой культурой. Сюда попадают Южная Корея, Сингапур, Япония, которые очень удивились, что у них вдруг все то же самое сработало.

Первое мероприятие, которое я вела для аудитории японцев, было связано с бережливым производством, и я была в шоке, когда японцы побежали мне рассказывать как будто бы наши истории, которые я уже знала. У меня случился когнитивный диссонанс. Я сижу и думаю: вы же японцы. Откуда те же самые истории? А именно так работают поколения. Они и сами очень удивились.

Американские коллеги обнаружили эту закономерность при анализе экономических циклов. Они дошли аж до 1584 года. И всем казалось, что это индивидуальная история одной страны, так не может быть. А когда начинали проверять, у всех подтверждалось. В ЮАР даже подтвердилось, хоть у них была небольшая задержка во времена апартеида.

Потом мы проверяли в России и Европе. Мы тоже хотели бы сказать: «У нас все по-другому», да не вышло. И это чудо, ты удивляешься, насколько экономические циклы сильнее тебя – они диктуют определенные правила поведения.

А вот поколение бэбибумеров, например, связаны не столько с депрессией, сколько с окончанием Второй мировой войны. Или экономический примат важнее?

Поколение бэбибумеров, названных так по буму рождаемости после Второй мировой войны, начали появляться еще во время нее. Это поколение с 1944 по 1963 года. Я точно называю даты – их проверяли. Напротив, «молчаливое поколение», 1924-1943 года – это примерные цифры, потому что Хоу и Штраус определяли по экономике в целом. А наш метод исследования в RuGenerations основан на живых людях. Это более точная история. Вы удивитесь, как четко видна разница. Есть еще пограничное поколение, на стыке перехода, и его представители обладают характеристиками как предыдущего, так и следующего поколения.

Мы считали, что поколение хоумлендеров начнут появляться с 2002 года. И мы решили, что в 1998 году должно быть пограничное поколение миллениум – хоумлендеров. Это проявляется таким образом: вдруг представитель нового поколения начинает рассказывать историю, которой до этого не было. Мы провели множество исследований в разных городах – как маленьких, так и больших, – и не смогли поймать 1998 год ни разу. Мы брали специально 1991-1992 годов рождения и 1998. И первые нам либо рисовали, либо группой отвечали. И говорили одно и то же. И мы поняли, что как бы мы ни пытались их поймать, не вышло.

Тут приходит 1999 год, и все меняется. Я преподаю в РАНХиГС первокурсникам. Вот они приходят на пару, и спустя 30 минут моей лекции они вдруг начинают говорить о предательстве в дружбе. У меня же нет ни одного слова про дружбу. Мы обычно не говорим про такие вещи. Но для них это настолько важно. Чтобы миллениумы хоть раз задали вопрос про предательство в дружбе, но это совсем не их тема, их другие вопросы интересуют.

И с этого года я знаю, что 20 минут уйдут на подобные обсуждения, ребята обязательно поднимут тему «предательство в дружбе», и что делать, если вдруг ты сильно поссорился с другом, – рушится ли вся жизнь, можно ли помириться. Потому что у них появилась поколенческая ценность – ценность дружбы.

Ценность дружбы, конечно, есть у всех поколений. Но когда она восходит на пьедестал у всего поколения, начинают работать совершенно другие правила. Лучше всех проработана ценность дружбы у поколения Х (1964-1984 года), потому что это те, кто вырос на улице, поколение с ключом на шее. Им нужно было уметь дружить, потому что друзья стали второй семьей. Миллениумы этого не понимают. А хоумлендеры сейчас понимают. Но для них самая высокая ценность – не у дружбы, а у семьи, потому что семья – это дом. Во времена перемен, кризисов тебе нужна защита. Дом – защита. Семья – защита. То, что поддержит, спасет.

Есть ли особенности в том, как учатся разные поколения?

Нынешние дети, хоумлендеры, очень хотят учиться. Они вернут уважение к школе. Именно они сделают так, что школа будет опять местом, куда захочется идти. Они будут в нее вкладываться. Мы ждем такой трансформации. Договаривается каждая сторона отдельно, появляются новые правила, как учиться в начальной и средней школе. Про вузы мы более-менее договорились ранее, а со школой остались вопросы, чему и как учить.

Хоумлендеров называют «взрослые дети». В свои 6-7 лет они уже ожидают взрослого к себе отношения, что нарушает все привычные правила взаимодействия. Приходит учитель. Перед ним шестилетки. Они задают вопрос и ждут аргументированного ответа, подтвержденного наукой. И это непривычно. Они уже увидели, что у науки очень высокая ценность – она сейчас самая высокая за все время экономического цикла. И они хотят видеть, что у тебя глубокие данные. Им интересно, они пытаются копать. Но для учителей это непривычно и сложно, потому что нужно знать много и разного.

Еще одна из черт этого поколения – они хотят персонализации подхода и выбирают очень узкие темы. И это, конечно, тоже вызов для учителей. Я хочу учить не всю историю, а историю Средних веков и концентрироваться на ней. Они могут очень аргументированно объяснить свой выбор. Или говорят: «Мне нравится определенный период литературы, определенный стиль литературы».

В исследовании Сбербанка «30 фактов о современной молодежи» есть интересная цитата: «В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель». О чем это говорит?

Я не рекомендую пользоваться этим исследованием, хоть и обожаю «Сбербанк». Но это пример неверной интерпретации. У меня есть вопросы к каждому слайду этого исследования, потому что хоть факты и хорошие, интерпретации не очень – там перепутаны поколения. Это исследование, на самом деле, про миллениумов. К поколению хоумлендеров оно не имеет никакого отношения. Вообще, сейчас в каждом классе есть тот, кто что-то знает лучше преподавателя.

Поколение хоумлендеров очень хорошо воспринимает истории. Я бы посоветовала всем, кто работает с детьми, а также родителям: готовьте и рассказывайте истории, как вам помогли те или иные предметы. Сторителлинг сейчас очень важен, потому что нынешнему поколению показали шикарные сериалы, книжки, причем книги-саги, с продолжением. Поэтому они ждут хороших сценарных ходов.

Ценность времени больше проявляется у ребят постарше, у миллениумов. А хоумлендерам легко объяснять, если они понимают, зачем в больших системах, глубинно это нужно. Время – не их ценность. Их волнуют разные взгляды. И лучше даже записать серию историй от друзей, родителей, других историков, интересных людей, кому как пригодились эти знания. Таким образом, наша сейчас задача как родителей и педагогов – научиться интересно рассказывать истории.

Поколение, которое воспитывает и преподает хоумлендерам, умеет рассказывать истории? Им это надо?

Всем нужно этому учиться. Иксам вообще нравится рассказывать истории, да и миллениумам тоже. Это как байки во дворе, у костра. Но у миллениумов другая вариативность историй, потому что им продавали презентации. И мы будем очень по-разному все рассказывать. Хоумлендеру же никогда не будет слишком много историй. Им важнее человек, который рассказывает эту историю.

Я начала с того, что эти поколения хотят Учителя с большой буквы, личность. Они хотят и Родителя с большой буквы – тоже личность. И им надо показывать, что ты личность, почему тебе это важно. В этот момент они очень хорошо понимают, что, во-первых, твое мнение может с их не совпадать, что бывают другие интересы. Но если им нравится человек как личность, они это примут. У них нет задачи всем дружно занять какую-то одну позицию. Они могут скорее влюбиться в личность. В такое время начинают появляться суперучителя. Вообще иксы – самое гибкое поколение. Миллениумы гораздо более жесткие с точки зрения установок.

Дети-хоумлендеры очень легко воспринимают разные возрасты. Мы как-то делали исследование в Татарстане, и миллениумы говорили: «Можно ли сделать города, где будут жить люди до 50 лет?» Все так напряглись, стали срочно считать, кому сколько лет. Стоят одновременно ребята-хоумлендеры, школьники, и говорят: «А зачем? Интересно же, когда есть разные возраста, бабушки, дедушки, они другое расскажут». Поколению нынешних хоумлендеров хорошо, когда есть люди разного возраста. Я бы рекомендовала делать разнопоколенческие команды в школах и везде. Эти ребята умеют хорошо общаться.

Возвращаемся к школе и коллективу. Правда в том, что наши нейронные сети быстрее реагируют, когда мы молодые, а они более гибкие. А ловушка в том, что молодые ребята будут лучше общаться со следующим поколением. Соседние поколения всегда наиболее конфликтные. Лучше взаимодействие идет через поколение, так как у них похожие этапы экономического цикла.

Поэтому у бабушек и дедушек лучше получается находить подход к внукам, чем к собственным детям?

Если бабушки и дедушки через поколение. У нынешних детей-хоумлендеров дедушки и бабушки – соседнее поколение. Смотрите сами: хоумлендеры, миллениумы, иксы, а дальше бэбибумеры. После хоумлендеров появятся новые бэбибумеры. Соседнее поколение. И дети прямо сейчас поднимают вопрос: что делать с дедушками-бабушками, если они приносят более жесткие методы общения? Они не из-за возраста приносят, а потому что так было принято.

По поводу вашего исследования: какие профессии выбирает поколение Z? Что им нравится, что не нравится?

Мы исследуем профессии, которые нравятся поколениям. Мы задаем вопрос, собираем группы и делаем повторяющееся исследование в разных городах: назовите хорошие профессии, по вашему мнению. Очень многие иксы хотели стать космонавтами, потому что в их детстве сняли огромное число фильмов про космос, например, «Москва – Кассиопея», «Гостья из будущего», «Звездные войны».

У нынешних детей – по результатам лонгитюдного исследования (метод исследования, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки – прим. ред.) – мы увидели несколько групп профессий. На первом месте ученые. Им нравятся геофизики, биоинженеры, биологи. Но ученый – не значит, что ты все можешь объяснить. У ученого есть специализация. Здесь важнее, что ты хочешь глубоко разобраться, как устроены определенные процессы в определенной области. Это не про широту знаний.

Вторая область профессий, которая им нравится – создатели миров, потому что у них совмещается реальный мир, виртуальный мир, дополненная реальность. Сюда относятся режиссеры, сценаристы, писатели, композиторы, продюсеры, создатели компьютерных игр, когда это целые миры, создали сериалов и кино.

Еще в их списке есть врачи. Учителей не было, а вот врачи появились. И ковидная ситуация это обострила. Но именно с научной базой. Доказательная медицина, генетика. Стали говорить про цепочки ДНК, про сложные, редкие заболевания, про возможность с ними справляться. Так что во врачи пойдет очень много людей. И целый ряд событий активизировали эту тенденцию.

Следующая категория профессий, куда они пойдут, это люди, связанные с едой, потому что у них еда стала суперценностью, особенно хорошая еда. Это целый блок профессий. С одной стороны, шеф-повара и все, кто рядом с ними: су-шефы и т.д. С другой стороны, появляется моя любимая профессия – профессиональный дегустатор.

Долго не было профессий, связанной с блогерами. Впервые это появилось у миллениумов. Хоумлендеры держались. До момента, пока не появились стримеры и тиктокеры. Сюда же приплетается и сторителлинг. У тебя должны быть интересные истории, когда ты продумываешь взаимодействие с аудиторией. Они будут придумывать умные блоги по интересным темам. Причем неважно, какой формат это будет. Важно, что они хотят брать аудиторию на длинное время и с ней жить. Это другие знания, другие умения. Они говорят: «Быть хорошим стримером сложно. Ты продумываешь, как будешь веселить аудиторию, профессиональные решения».

На смену хоумлендерам придут бэбибумеры?

Новые, да, но они будут называться не бэбибумеры, а как-нибудь по-другому мы их назовем.

С точки зрения классической теории поколений, у нас нет альфы. Они, по идее, должны появиться, но для этого надо в данных исследованиях что-то сделать по-другому, а этого не происходит.

Что нам ждать? Стоит ли смотреть на бэбибумеров прошлого?

Конечно. Будет этап экономического роста. Появятся определенные модели поведения. У нас уже совершенно другая технологическая среда будет.

Как должна будет трансформироваться школа?

Бэбибумеры будут в ней учиться. Трансформируют школу хоумлендеры. У нас окна возможностей возникают раз в 80-100 лет. Меня это очень дисциплинировало. Когда я что-то хочу менять или в чем-то участвовать, я сразу включаюсь. Трансформация школы идет во времена кризиса. Мы сейчас закладываем фундамент. И вот что заложится, оно и будет жить дальше. Когда идет этап экономического роста, есть гораздо более интересные задачи.

Проблема отцов и детей, проблема взаимодействия поколений существует? Или она выдуманная?

Мы всячески уходим от выражения «проблемы отцов и детей», потому что отцы и дети – это семейная история. Проблема конфликта поколений – не выдуманная история. Это то, с чем мы много работаем в бизнесе, что видят все учителя. Когда учили миллениумов, были одни методы, которые они хотели, а сейчас совершенно другие. Родители сейчас очень пристрастные. Они много нервничают и требуют от школы.

Так что все трансформации в школе сделают хоумлендеры, и этот процесс нельзя ускорить. Я состою в наблюдательном совете гимназии «Сколково» при Сколтехе. И они мне задали вопрос: а можно ли сделать из нынешних детей инженеров? Я говорю: с точки зрения поколений, еще нет. Можно что угодно делать, но сейчас в обществе не звучит достаточное количество сообщений, которые бы дети услышали и массово пошли становиться инженерами. Они чуть позже появятся, во время новых бэбибумеров. И мы получим новое поколение. Мир и так кричит, что всем странам не хватает инженеров. А в будущем их будет совсем не хватать, но зато все пойдут на инженеров. И тогда все выдохнут радостно.

Мы сейчас закладываем фундамент, и дальше нужно будет прожить эту историю. Не зря даются 80-100 лет на один цикл, ведь столько возможностей, столько вещей, которые наработались. И как раз сейчас расцвет учителей. И одновременно с инженерами очень много людей пойдут учить детей. Наверное, что-то есть общее у инженера и учителя, ведь им нужно внедрить, спроектировать, получить результат. А следующие бэбибумеры будут уже совершенно другие.

Исследователи выявили у поколения Z и миллениалов «дисморфию денег»

Представители этих двух поколений (то есть родившиеся в 1982–2010 годах) сталкиваются с неправильным восприятием своих финансов и чувствуют себя отстающими в денежном плане, выявило исследование Credit Carma

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Представители поколения Z и миллениалы страдают от неправильного восприятия своих финансов, явление можно назвать «дисморфией денег», пишет Bloomberg со ссылкой на исследование американской финансовой Credit Karma.

Миллениалы, или поколение Y, — это родившиеся в 1982–1995 годах,
поколение Z — в 1995–2010 годах. Также выделяют беби-бумеров (1943–1961) и поколение Х (1962–1981). Авторы подхода — Нил Хау и Уильям Штраус.

Дисморфия — термин из медицины, означающий дефекты в анатомии тела человека.

Согласно исследованию Credit Karma, около 43% представителей поколения Z и 41% представителей миллениалов заявили о неправильном восприятии своих финансов. 48% представителей поколения Z отметили, что чувствуют себя отстающими в финансовом плане, среди миллениалов таких еще больше — 59%.

Как отмечает Bloomberg, «дисморфия денег» может приводить к тому, что люди будут принимать неверные финансовые решения. Проблемой также является постоянный информационный фон, когда, с одной стороны, говорят о дороговизне покупки жилья или воспитания детей, но, с другой, в соцсетях можно увидеть, какой роскошной жизнью живут некоторые люди. Это вызывает страх нехватки денег и желание разбогатеть соответственно.

Фото:Михаил Метцель / ТАСС

Осенью стали известны результаты анализа сберегательной культуры российской городской молодежи, который провел исследовательский менеджер департамента социальных исследований ВЦИОМа Дмитрий Марков. Согласно результатам опросов, у молодежи есть неуверенность в банковском депозите: 58% молодых людей в 2023 году считали, что лучше не хранить в банках свои сбережения, а вкладывать их в то, что можно контролировать самому (недвижимость, бизнес).

Также молодежь ставила под сомнение возможность накопить на крупную покупку, например квартиру, планомерно откладывая небольшие суммы. Поддержали такую стратегию 51% опрошенных, остальные отметили, что накопить можно, только откладывая крупные суммы.

Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи

Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии (например, в Барнауле и Саратове).

Исследование проводилось в конце 2016 года совместно с агентством Validata. Результатом стал отчет о жизни современной молодежи. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего.

Факт 1. Родились с кнопкой на пальце

ОНЛАЙН – ВЕДУЩЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи.
ОНЛАЙН ФОРМИРУЕТ ТРЕНДЫ. Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит в онлайне.

«В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было».
«За всем сейчас следим в соцсетях. Instagram просто листаешь, смотришь, там разные блогеры есть…»

Факт 2. Родились с кнопкой на пальце

БЫСТРОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте – 8 СЕКУНД.
НЕТ КРУПНЫМ ФОРМАМ. Информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями.
НАГЛЯДНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Иконки, смайлики и картинки ЧАСТО заменяют текст.

Факт 3. Нет долгосрочных трендов

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду.
То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой.
НЕТ УСТОЙЧИВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Нет постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.

Факт 4. Конфликт поколений
— Родители выстраивают партнерские отношения с детьми.
— Родители руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное».
— И дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом.

«Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали. Это и в семьях так: раньше больше ругали, а сейчас больше хвалят».
«Не надо ломать детей через коленку…»
«Они другие, мы должны это признать…»

Факт 5. Взрослые – не безусловный авторитет

ВЗРОСЛЫЕ ПРИЗНАЮТ, ЧТО ДЕТИ ПРЕВОСХОДЯТ ИХ ВО МНОГИХ НАВЫКАХ. Дети лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни.

У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ ПИЕТЕТА К СТАРШИМ. Молодые люди общаются с ними свободно и на равных.

«Нас воспитывали, что нельзя, значит, нельзя. А они спрашивают: «Почему нельзя?» Почему я должна это объяснять?! Они не боятся свою правоту, мнение донести, узнать. Не боятся спорить и задавать вопросы».
«У моего очень хорошо подвешен язык, очень быстро связи налаживает, его всегда зовут обратно…»

Факт 6. Центениалов гиперопекают

РОДИТЕЛИ ЖАЛЕЮТ ДЕТЕЙ. Родители взваливают все бытовые обязанности на себя.

«ГЛАВНОЕ – НЕ СЛОМАТЬ». Родители оказывают минимальное давление на детей

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни.

«Им еще устраиваться в современной жизни, а мы ее не понимаем и помочь им, кажется, не сможем…»
«Его отправишь за хлебом, он булочки купит…»

«Мы более развитые [по сравнению с родителями], но не понимаем, как что устроено, мы только примерно понимаем, как что делается…»

Факт 7. Не могут без социального взаимодействия

ВАЖНО ПОСТОЯННО БЫТЬ НА СВЯЗИ. Дети поколения Z не бывают одни и не любят быть одни.

ЦЕНЯТСЯ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЛЕГКО ОБЩАТЬСЯ. В любой компании и в любой ситуации важно беспроблемно взаимодействовать.

«Моя лучшая подруга очень открыта, добра, позитивна, улыбчива, безумно талантлива, красива, умна и, что самое главное, она безумно веселая».

Факт 8. Уверенность в собственной исключительности.

ПОКОЛЕНИЮ Z ПРИВИВАЕТСЯ МЫСЛЬ ОБ ИХ УНИКАЛЬНОСТИ. Каждый ребенок уникален и талантлив.

КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ СЕБЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГОГО. Свои увлечения описываются как необычные, свои отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

«Типичные качества современного молодого человека: выпендрежник, пофигист, не задумывается о будущем, живет как живет, у него сейчас все нормально, его сейчас все устраивает и все, а о будущем он не думает. Лично про себя я не могу этого сказать, я люблю все планировать. Может, это от корней нерусских передалось…»

Факт 9. Поколение мейнстрима

ТОТАЛЬНОЕ СЛЕДОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ОНЛАЙН-СМИ.

ОТСУТСТВИЕ КАКИХ-ЛИБО ЯРКО ВЫРАЖЕННЫХ СУБКУЛЬТУР.

ПОХОЖЕСТЬ ВОПРЕКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ. Вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

«Мальчики выглядят все одинаково: брюки с подворотами, стрижка «по бокам сбрить, чуть выше оставить и сверху подровнять», часики и наушники…»
«Главное слово про девочек сейчас – «брови». Они все с ними что-то делают…»

Факт 10. Не видят себя единым поколением

«МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!» Не замечают за собой того, что их объединяет.

КАЖДЫЙ ВОЛЕН ДЕЛАТЬ, ЧТО ХОЧЕТ. Увлечения, хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой».

Факт 11. Модель постепенного движения к успеху повредилась

НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ПОСТЕПЕННЫЕ УСИЛИЯ ПРИВЕДУТ К ЦЕЛИ. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так.

УСПЕХ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЕГКИМ И БЫСТРЫМ. Многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

«Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее. Откуда ты можешь знать, может в твой дом не влетит самолёт, как в книге “Империя ангелов”…»
«Бывает, что ты учился на пятерки и приходишь на работу устраиваться к однокласснику, который учился на двойки…»

Факт 12. Тихое сопротивление vs открытый бунт

ПОКОЛЕНИЕ Z НЕ СТРЕМИТСЯ К РАЗРУШЕНИЮ И ЦЕНИТ СПОКОЙСТВИЕ. Не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам.

ПОСТУПАЮТ ТАК, КАК СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ САМИ. Не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

«У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…»
«…они боятся новое предложить, пытаются из старого предложить, боятся ошибаться. Мы ошибались, но делали, а они – нет».

Факт 13. Отсутствие гендерного равенства

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛОВ. Девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью.

ПРОДВИНУТЫЕ ДЕВУШКИ – ЭГОИСТИЧНЫ. С ними сложно и постоянно нужно доказывать, что ты чего-то стоишь.

ОЖИДАЕМЫЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ДО 25-27 ЛЕТ.

«Мужчина должен быть строгим, со стержнем, но со своей девушкой должен быть мягким. Я не могу себе представить, что я дома с детьми сижу, а жена зарабатывает, это для меня моральная кастрация».

Факт 14. Главное – найти свой путь

УСТАНОВКА НА ПОИСК СЕБЯ СФОРМУЛИРОВАНА РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ.

АКТИВНО ТРАНСЛИРУЕТСЯ ЧЕРЕЗ МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИНТЕРНЕТ.

«Дети учатся на всяких экономиках, потом уходят. Один ушел в кино после Вышки, другой вообще будет на барабанах играть, окончив РЭШ и Вышку. У меня есть девочка, она долго металась, на психфак собиралась, но там нет желания серьезного. Потому что она актриса, я ее на это ориентирую. Я ей все время говорю: «Может быть, из тебя не вырастет большой актрисы, но это то, что ты очень любишь, это твое».

Факт 15. Установка на гедонизм

ГЛАВНЫЙ ЗАПРОС ОТ ЖИЗНИ – БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе.

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ МОЖНО ТОЛЬКО, ЕСЛИ НАЙДЕШЬ СВОЙ ПУТЬ.

ТРУДНОСТИ ОЗНАЧАЮТ ТО, ЧТО ПУТЬ ВЫБРАН НЕВЕРНЫЙ.

«Моя хотела быть археологом. Думала, это все про интересные находки и открытия. А потом поняла, что большая часть работы – это сидеть по архивам и что-то изучать-находить, и сразу расхотела».
«Если я буду читать это через 20 лет, я бы хотел спросить у себя: доволен ли я своей жизнью? Посоветую себе радоваться жизни, и идти к своей цели».

Факт 16. Счастье – это и есть успех

УСПЕХ ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ БОГАТСТВОМ И СТАТУСОМ, А РАЗНООБРАЗИЕМ ЖИЗНИ И УДОВОЛЬСТВИЕМ.

ПРИВЕСТИ К УСПЕХУ МОЖЕТ ТОЛЬКО «ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННЫЙ СВОЙ ПУТЬ».

«Успешность — это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек».
«Успех – это точно не то, что под этим понятием подразумевают – много денег, работа, по мне это глупости. Много денег для счастья не надо. Я думаю, это семья, любимая работа, увлечения, друзья».

Факт 17. Саморазвитие – это модно

ЦЕНТЕНИАЛЫ ПОСТОЯННО ГОВОРЯТ О «САМОРАЗВИТИИ» И «САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ».

САМОРАЗВИТИЕМ СЧИТАЕТСЯ ЛЮБОЕ УВЛЕЧЕНИЕ, ЛЮБАЯ АКТИВНОСТЬ «ПО ЖЕЛАНИЮ». Путешествия, занятия музыкой или рисованием, походы в кино или театр, интерес к истории или фотографирование.

«Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной позицией привлекают…»
«Я тут посмотрел, здесь люди понимающие собрались, кто-то музыкалку закончил, это дает огромную площадку к развитию, кто-то футболом занимается, человек не деградирует, я знаю, у меня есть знакомый такой, он не деградирует. Человек всесторонне развитый».

Факт 18. Жизнь хороша, когда разнообразна

ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ. В жизни должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек – «деградирует».

ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПРОБОВАТЬ РАЗНОЕ. Тогда и жизнь «интереснее», и проще найти «найти свой путь».

«Вы решили путешествовать, нашли для себя что-то новое, вас осенило, что этот путь, по которому вы мельком прошли, он именно ваш, если вы дальше будете по нему идти, у вас будет более счастливая жизнь, чем если вы останетесь в том же месте, в котором родились. То, что было до этого — обыденность, вряд ли вы будете жить счастливо, если вам изначально что-то не нравилось».

Факт 19. Работа должна быть в радость

СЛОВА «КАРЬЕРА» И «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА» ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗВУЧАТ.

«ВКАЛЫВАТЬ» МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ.

РАБОТА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ, ДОХОД И НЕ ОТНИМАТЬ МНОГО ВРЕМЕНИ.

«Знаешь, хочу тебе посоветовать не задерживаться на работе допоздна и не уделять ей слишком много внимания, ведь это не так важно, как воспитание твоих детей с женой».
«Идеальная работа должна занимать часть времени, есть свободное время для семьи. Хорошая зарплата – чтобы хватало на повседневную жизнь, не очень много».

Факт 20. Установка на индивидуализм

НЕ ДУМАЮТ О ТОМ, ЧТОБЫ МЕНЯТЬ МИР ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ КОМФОРТНОЙ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ БЛИЗКИХ.

«Я считаю, что благотворительностью сейчас заниматься глупо. Если у тебя есть время на то, чтобы пойти и в каком-то детдоме помыть окна, лучше потрать это время на себя и саморазвитие, чтобы потом заработать больше денег. И тогда в будущем ты сможешь, например, закупить игрушки для целого детского дома».

Факт 21. Страстно хотят признания

ОЖИДАЮТ ПОХВАЛЫ НА ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ПРИЗНАНИЕ ДОЛЖНО ВЕСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ. На работе, среди друзей, в социальных сетях.

«Мы по-другому живем идем посмотреть и сфоткать, чтобы другие оценили и позавидовали, а раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть».
«Признак успеха – страничка в Википедии».

Факт 22. Модно быть умным.

УМЕТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ.

«Умная девушка – это та, с которой интересно поговорить на разные темы: об учебе, о поездках, обо всем, много тем для разговора».
«Умный – это со смекалкой. Он может учиться плохо, но если будет смекалистый, умеет общаться, это будет хорошо».

Факт 23. Апология семейных ценностей

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПРИНЯТО ЗАЯВЛЯТЬ, ЧТО ОНИ ЛЮБЯТ СВОЮ СЕМЬЮ, ОБОЖАЮТ РОДИТЕЛЕЙ.

УДАЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ – ПРИЗНАК СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, И В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, СЧАСТЬЯ.

СОЗДАНИЕ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ – БОЛЕЕ ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ, ЧЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.

«Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой – это те люди, на которых я реально могу положиться».

Факт 24. Страх разочаровать родителей

ПОЗИТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ. Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и «веру в ребенка», оказывается для молодых людей «позитивным давлением».

СТРАХ НЕ ОПРАВДАТЬ ВОЗЛОЖЕННЫХ НАДЕЖД.

«Боюсь, что мои родители будут относиться ко мне не так, как было раньше или сейчас. Сейчас они ко мне хорошо относятся, но боюсь, что будут относиться плохо… И у меня так: папа смотрит на меня, говорит: ты молодец, я в тебя верю, продолжай так же. И это нелегко».

Факт 25. Неправильный выбор – это катастрофа

«ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР» СТАНОВИТСЯ ПОЧТИ ВОПРОСОМ ЖИЗНИ ИЛИ СМЕРТИ. Ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности.

СТРАХ НЕОБРАТИМОСТИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА. Центениалам кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

«Вдруг не оправдаешь свои надежды: правильно ли ты сделал свой выбор, мы сейчас выбираем профессию, потом доучиваешься и понимаешь, либо сделал правильный выбор, либо, что это не твое».
«Идеальное будущее, это если я понял, что не ошибся с выбором».

Факт 26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение.

РОДИТЕЛИ НЕ ПОМОГАЮТ В ВЫБОРЕ ПУТИ. Они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем.

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ЧУВСТВУЮТ РАСТЕРЯННОСТЬ, СТОЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием.

«Мы — растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. Да, а теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься. Сама свобода оказалась ограничением».

Факт 27. Страх «обычной» жизни.

СТРАХ, ЧТО ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ БУДЕТ ОДНООБРАЗНОЙ. Обычной, без ярких впечатлений.

НЕУМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАДОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

«Еще рутины боюсь, повседневности, обыденности, когда теряешь счет времени. Все пройдет и не заметишь».
«Я боюсь повзрослеть в плохом смысле этого слова и стать занудой. Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются».

Факт 28. Страх одиночества и социального несоответствия

ИДЕАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ – СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ.
БЫТЬ «ОДИНОЧКОЙ» – ЭТО ПРОВАЛ И ВЫПАДЕНИЕ ИЗ СОЦИУМА. Одиночество не означает независимость и свободу.

«Люди смотрят на меня с ужасом и не понимают меня. Меня это пугает. Я могла бы жить одна или только с одним человеком, но хотелось бы, конечно, находиться в социуме, без этого не получится жить полноценно».
«В себе не нравится плохое умение взаимодействовать с людьми. Это значит неумение поддержать беседу, познакомиться, поддерживать существующие отношения».

Факт 29. Минимальный горизонт планирования

ОТДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ КАЖЕТСЯ НЕПОНЯТНЫМ И ПУГАЮЩИМ.

КОРОТКИЙ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ.

«Будущее – вообще не очень задумываемся. Начинаем думать – становится вроде страшно, и интересно тоже. Страшно – что не оправдаешь свои надежды, надежды родителей, вдруг останешься без работы».
«План на день — да, а план на год, два, три, десять лет — нет. Есть примерные ориентиры —выбранный вуз, специальность».

Факт 30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ НЕАМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ, ЧТОБЫ НЕ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ.
ОЖИДАНИЯ ОТ БУДУЩЕГО — «SAFE CHOICE». «Нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья.

«Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье».
«Они бюргерски настроены все: они хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий».

Ключевые выводы и рекомендации

Где взаимодействовать

Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет необходимо искать своих агентов влияния, своих блогеров: не только в уже традиционных «ВКонтакте», Facebook, но и в Instagram, YouTube и других появляющихся сетях. Необходимо помнить, что молодые люди выходят в сеть отовсюду: причем преимущественно с мобильных устройств, а не с компьютеров. Это нужно учитывать при разработке приложений и размещении рекламы необходимо учитывать возрастную дифференциацию социальных сетей, чтобы правильно «ловить» целевую аудиторию.

Как взаимодействовать

Общаясь с современной молодежью лучше показывать, а не рассказывать.
Чтобы удерживать внимание центениалов необходимо:
• не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно и «цепляюще»;
• предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде;
• использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг;
• вовлекать их в активное «практическое» взаимодействие (игры, переписки-комментарии).
Думая об использовании в коммуникации, нужно ориентироваться на «среднестатистического» человека. Если использовать партнерские программы с марками/celebrities, нужно постоянно отслеживать их актуальность и регулярно их обновлять.

Что говорить:

Апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем в общении с центениалами бесполезно.
Единственный способ взаимодействовать с ними, убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы.
В коммуникации сейчас не надо апеллировать к карьере и карьерному успеху и, в целом, к амбициозным целям, которые достигаются упорным трудом à надо отсылать к удовольствию и счастью.
Не стоит обещать светлое и прекрасное будущее: оно абстрактно и в него не очень верят.
Не стоит использовать отсылки к конфликту поколений, подростковому бунту – это не релевантно.
Не имеет смысла апеллировать сейчас к поколенческим ценностям: они не отрефлексированы, в сознании молодежи не существуют.

Что предлагать

Можно предлагать молодежи попробовать себя в разных областях: мастер-классы, тренинги, семинары и т.д.
Можно предложить молодежи развернутые программы профориентации – типа Kidzania для подростков и взрослых.
Есть вероятность, что это поколение будет стремиться к альтернативным схемам занятости. Поэтому имеет смысл подумать о специальных предложениях/продуктах для фрилансеров/удаленных работников. Стоит помогать молодым людям в достижении краткосрочных целей, например, на год.

Кого Принято Называть Поколениями Сбербанк Ответ • Эпоха домоседов

Кого Принято Называть Поколениями Сбербанк Ответ • Эпоха домоседов

Как мы теряем поколение Z: 6 ошибок в общении с новыми людьми; Нож

Собственно, поколение Z взрослеет сейчас. «Заморозка» пенсионных накоплений, пенсионные баллы, повышение возраста выхода на пенсию, закрепление индексации пенсий в Конституции, развитие идеи добровольных накоплений. Только вот многим зумерам до этого нет дела.

Поколение альфа: почему дети миллениалов разрушат гендер, спасут планету, освоят пять профессий и доживут до ста лет; Нож

По мере взросления детей в большинстве семей (более 80%) взаимодействие с гаджетами становится общим временем — и это не только совместный просмотр ютуба, но и общение с родственниками, живущими далеко, и онлайн-игры.

4. Традиционалисты — вам не стоило надеяться на то, что эра толерантных миллениалов прошла

Дальше — больше. За легальные однополые браки выступают почти две трети всех Z’ов (63 %), против любой дискриминации транссексуалов — и вовсе 74 %.

Что удивительно, «загнивающий Запад» тут играет второстепенную роль — самый высокий процент подростков, поддерживающих право людей на свободную любовь, — в традиционно консервативной Индии (79 %), где однополый брак вне закона.

Для сравнения: во второй стране этого списка — прогрессивной и правовой Франции — легализацию гомосексуальных союзов поддерживает только 71 % молодого населения.

Кого Принято Называть Поколениями Сбербанк Ответ • Эпоха домоседов

Теория поколений от X до Z: что нужно знать, чтобы хантить, вовлекать и работать вместе.

Российские дети всё чаще знакомятся с интернетом в очень раннем возрасте — 4–5 лет. По моим наблюдениям, в этом возрасте рунетом или детским интернетом начинают пользоваться примерно 20% детей, остальные распределяются по двум другим пикам:

Теория поколений от X до Z: что нужно знать, чтобы хантить, вовлекать и работать вместе

Кого Принято Называть Поколениями Сбербанк Ответ • Эпоха домоседов

Ценность для рекрутмента: понимая, чего хотят представители разных поколений, что ценно для них и как они могут реализовать себя, вы сможете строить крутые команды. А также создавать бренд работодателя, который будет привлекательным и выделяющимся на рынке.

Поколение X : условно 1963-1984 (1986) годы
Персонаж: Владимир Высоцкий
Музыка: ABBA, The Beatles, Kiss
Около 41 млн.человек в России
Иксы — эмпаты.

И именно это поколение считают одним из важнейших преимуществ лидера возможность быть коучем, консультировать людей. Согласно исследованиям , для них также принципиально влиять на структуру компании.

“Иксы” — самое открытое к общению поколение. Это отмечают и “игреки”, и миллениалы. И стиль управления у них соответствующий — они готовы давать обратную связь и поддерживать коммуникацию.

Поколение Y: условно 1985-2000 (+/-2003) годы
Социальная сеть: Facebook
Персонаж: Марк Цукерберг
Фильм: “Звездные войны”, супергеройские саги
Около 30 млн. человек в России

Про миллениалов говорят много, потому что они сейчас на рынке занимают довольно много позиций. Неудивительно, ведь это специалисты в возрасте от 20 до 32 лет.

Их также называют поколением “Питера Пена”, потому что они любят оттягивать переход во взрослую жизнь: позднее заводят семьи, детей, а ещё долго учатся.

Многие из них (31%) работают в сфере обучения / развития навыков / проведения различных тренингов. Что делает их похожими с поколением X. Также существенная их часть являются сейчас безработными — по некоторым данным их количество достигает 27%.

74% — подъем по карьерной лестнице (даже больше это про стремление к власти — наверное, так корректнее это желание назвать)

Карьера для них много значит, даже несмотря на то, что многие из них будут строить её по принципу зигзага: достигать определенных высот, а потом переключаться на другую сферу деятельности и начинать сначала.

Это поколение гораздо амбициознее своих родителей: мир изменился, они проще осваивают новые технологии, уже общаются иначе и уже не такие эмпатичные. Понятие эмоционального интеллекта для многих миллениалов оказывается непонятным.

Миллениалы острее представителей всех других поколений ждут , что вы вернетесь к ним с фидбеком. Поэтому когда вы не отвечаете на их письма или игнорируете их резюме, им это действительно неприятно. 42% “игреков” говорят, что нуждаются в обратной связи еженедельно.

От бумеров до зумеров: как разные поколения относятся к пенсии — НПФ Достойное БУДУЩЕЕ

В то время, как Z’ы уже здесь и сейчас вовсю меняют этот мир — от массмедиа до нейробиологии. Джейсон Дорси, чьи слова приводились выше, сформулировал еще один важный принцип: «От привычек молодых зависит то, как все мы будем жить в старости».

Здоровье: долгожители с психическими проблемами

Некоторые исследователи считают, что треть рожденных в 2012 году детей смогут дожить до 100 лет благодаря развитию медицины. Но есть более тонкий момент — психологическое и психическое здоровье.

У 11,2% современных детей диагностированы психологические проблемы (в отчете 2004 года цифра была чуть меньше — 10,1%). Больше всего выявили случаев тревоги, депрессии, мании и биполярных аффективных расстройств — с 3,9% в 2004 году до 5,8% в 2017-м.

Исследователи считают основными причинами не только социальные сети, расцвет которых начался после 2004 года, и возросшую школьную нагрузку, но и медикализацию психологических состояний.

С одной стороны, современные дети — самые изученные психотерапевтами и психиатрами по сравнению с другими поколениями. С другой, они и их родители готовы попасться в ловушку медикализации — представления о том, что существует очень строгая норма психического здоровья и если ты в нее не вписываешься, надо принимать препараты.

«Медикализация — это не медицина и не наука, это социально-семантическая стратегия, которая выгодна одним лицам и несет угрозы другим».

Медикализацию можно рассматривать как институт социального контроля, а можно, наоборот, развернуть ее стороной «мы все разные и уникальные, и каждому из нас нужен уникальный микс медикаментов». Как всё повернется в реальности, неизвестно.

Исследование Сommon sense 2024 года говорит о том, что половина детей считают, что нужно постоянно следить за новостями, но при просмотре 63% испытывают тревожность, страх, гнев, печаль или депрессию. И это неудивительно при современной повестке дня — финансовый кризис, социальное и экономическое неравенство, экологические катастрофы, а теперь еще и пандемия.

«Мы хотели бы думать об истории как о прогрессе, но если прогресс измеряется психическим здоровьем и счастьем молодых людей, то мы идем назад по крайней мере с начала 1950-х годов».

Питер Грей, психолог

Поколение z: теоретический аспект – тема научной статьи по социологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

  • были консервативными;
  • запрещали всё, что казалось им плохим;
  • требовали, чтобы ребенок был правильным (не шумел, не пачкался, хорошо учился, не врал, стал врачом и приличным человеком).
  • либеральные (ребенок может выбирать сам) или псевдолиберальные (ребенок может выбирать сам из того, что родитель заранее выбрал);
  • не запрещали, а обсуждали;
  • принимали ребенка таким, какой он есть.
  • собираются прокладывать путь не за ребенка, а вместе с ним;
  • открыто говорят на любые темы;
  • уважают ребенка как личность с первых дней жизни (или даже беременности).

Карьера для них много значит, даже несмотря на то, что многие из них будут строить её по принципу зигзага: достигать определенных высот, а потом переключаться на другую сферу деятельности и начинать сначала.

Эпоха домоседов

Не так давно в мире появилось новое поколение – домоседы. Домоседов принято называть хоумлендерами или поколением «Z». Это люди, рождённые на свет с 2004 года, и появляться они будут вплоть до 2024 года.

Само название говорит за себя: в эпоху компьютеризации дети привыкли просиживать всё свободное время в домашней обстановке в интернете и соцсетях. Они умело смогут сочетать два мира: биологический и технологический.

Данное поколение будет уделять огромное внимание собственному здоровью, уже сегодня появляется немало «умных» гаджетов, основными потребителями которых как раз станет поколение «Z». В перспективе роботы станут главными поставщиками услуг хоумлендеров.

Услуги нового поколения

Поколения способны изменять мир, подстраивая его под собственное мировоззрение и нужды. В скором будущем читать PROFVEST тоже будет большое количество хоумлендеров)) Так что стоит задаться вопросом: что станет основой их ценностей?

Поколение хоумлендеров; что нужно знать о поколении Z

Расширяя и уточняя концепцию Н. Хоува и У. Штраусса, доктор психологических наук В.И. Пищик при исследовании социальной психологии ментальности поколений предлагает несколько иную интерпретацию поколений в современной России (табл. 2) [11].

Их ценности

Согласно данным в таблице, именно эти ключевые события и явления в мире и стране повлияли на мировоззрение отечественных поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *