Предмет закупки и объект закупки в чем разница
Перейти к содержимому

Предмет закупки и объект закупки в чем разница

  • автор:

Предмет закупки и объект закупки в чем разница

1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

(п. 8 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 249-ФЗ)

2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Энциклопедия решений. Описание объекта закупки и формирование предмета контракта по Закону N 44-ФЗ

Из п. 1 ч. 1 ст. 33, а также п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки в этом Законе понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Однако правила описания объекта закупки не следует путать с формированием предмета контракта. Ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта. Единственное исключение — указание п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, что в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также указанные лекарственные средства и лекарственные средства с торговыми наименованиями. Во всех прочих случаях Закон N 44-ФЗ формирование предмета контракта не регламентирует.

Поскольку Закон N 44-ФЗ основан на нормах, в том числе, Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), к регулируемым им отношениям применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иного. В соответствии же с принципом свободы договора, зафиксированным в п. 2 ст. 1, п.п. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор и свободно определить любые его не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Как было сказано выше, свободу определения условия контракта о его предмете Закон N 44-ФЗ не ограничивает.

Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, для должностных лиц заказчика.

В связи с тем, что законодательством не раскрывается понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, поскольку это является вопросом в большей степени техническим и (или) организационным, в случае возникновения спорной ситуации окончательный ответ на вопрос, совместимы ли товары, работы, услуги, включенные в контракт, технологически и функционально между собой, может только суд.

По нашему мнению, единственным относительно объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, экономически нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки других товаров (выполнения работ, оказания услуг). Полагаем, что это подтверждается судебной практикой, сложившейся еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). Тогда Президиумом ВАС РФ в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 была сформулирована правовая позиция, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений. Данной позиции суды придерживаются и сейчас (см., например, постановление Восьмого ААС от 06.04.2015 N 08АП-2580/15, а также постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.02.2015 N Ф04-16571/15).

Заметим, что, с нашей точки зрения, возможность совмещения в предмете одного контракта поставки оборудования и работ по его установке и монтажу, услуг по обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, прямо следует из ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В случае же объединения проектных и строительных работ по одному объекту, напротив, невозможность объединения, на наш взгляд, вытекает из самого характера технологической взаимосвязи (подробнее данный вопрос рассматривается в отдельном материале).

Закон N 44-ФЗ также не ограничивает предусмотренную п. 3 ст. 421 ГК РФ возможность заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. При этом ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 22.07.2011 N Ф02-3010/11 указал, что наличие признаков смешанного договора не может безусловно свидетельствовать об отсутствии технологической и функциональной взаимосвязи в смысле, придаваемом Законом N 135-ФЗ. Безусловно, при этом могут быть другие свидетельства нарушения требований ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, однако в отсутствие такого спора суды рассматривают смешанные контракты как правомерные (см., например, постановления Пятого ААС от 13.10.2014 N 05АП-12262/14, АС Московского округа от 02.02.2015 N Ф05-16726/14).

Равным образом Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ, ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, аналогичных введенным в Закон N 94-ФЗ для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11). В Законе N 44-ФЗ ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя установлены иным образом, путем установления предельной общей суммы закупок на основании норм, допускающих заключение контракта с единственным контрагентом в зависимости только от суммы. Вместе с тем это, по нашему мнению, не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета закупки, раздельной закупки идентичных или технологически и функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Описание объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Описание объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Описание объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки. Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки — товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести. Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик. Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Далее рассмотрим, какие требования к описанию предмета закупки предъявляют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Аккредитация на АСТ ГОЗ

  • Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
  • Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
  • Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
  • Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ. Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание — а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные. Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент». Есть исключения — о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов. Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере читайте в этой статье.

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности, в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании:

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Рекомендации заказчикам

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно. Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно — под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным. Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон. Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации. Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения. Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком Положением о закупке.

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки, а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам — техническим, функциональным;
  • если закупается работа — к ее результатам;
  • если закупается товар — к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение. Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 10 марта

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам
бесплатно!
Узнать больше

+78612710306
Россия, Краснодарский край, Краснодар
улица им Фрунзе, дом 186/1, литер У-1, помещение 6
/upload/iblock/22d/22d67060fe5b8e6625c2bc028bf3a898.jpg

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ и как его правильно описать в 2020 году

27 апреля 2020

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое предмет закупки по 44-ФЗ
  • Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Какие источники используют для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Дополнительные требования к описанию предмета закупки по 44-ФЗ
  • Техническое задание для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Каталог товаров, работ, услуг для описания предмета закупки по 44-ФЗ
  • Можно ли вносить изменения в документацию о предмете закупки по 44-ФЗ

Как начинающие, так и вполне опытные специалисты в сфере госзакупок нередко сталкиваются с трудностями при описании предмета закупки по 44-ФЗ. Все правила подробно отражены в 33 статье 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и именно на нее нужно ссылаться при составлении закупочной документации.

Однако в связи с нововведениями в законодательстве многие заказчики считают, что могут пренебречь этим этапом. Подобное категорически запрещено, и к данному процессу стоит подходить ответственно, ведь неправильное описание может стать причиной наложения штрафа. Предлагаем подробно разобраться в данном вопросе.

Что такое предмет закупки по 44-ФЗ

Предмет закупки по 44-ФЗ

По федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объект закупки (далее ОЗ) определяется как товары (услуги или работы), которые являются предметом заключаемого договора.

Ему присущ ряд характеристик, определяющих техническое состояние объекта, его функциональность, качество и эксплуатационные свойства.

Функциональность говорит о назначении ОЗ и правилах его использования согласно целевым возможностям. Это могут быть показатели пищевой ценности продукта – калорийность, биологическая активность, а также эстетические признаки – форма, цвет, запах, качество изготовления и др.

Технические параметры, характеризующие предмет закупки по 44-ФЗ, – это точные физические величины, исходные и конечные значения показателей, инструкции и правила его эксплуатации.

Качественная оценка объекта включает в себя набор тех свойств продукции (работ или услуг), за счет которых он оправдывает ожидания заказчика, решает его проблемы и отвечает собственному целевому назначению.

Эксплуатационные свойства ОЗ определяют его надежность, безопасность и долговечность, условия производительного и безотказного использования с сохранением внешних, технических, экономических, гигиенических свойств, всех ступеней жизненного цикла и т. д.

Следует подчеркнуть, что понятие «объект закупки» равносильно «предмету договора». Допустим, вам нужны овощи. В этом случае предмет подряда – поставка овощей, объектами которой будут выступать картофель, помидоры и т. п. То есть каждый вид продукции требует отдельного технического задания. Выходит, что цель контракта всегда одна, в то время как численность ОЗ неограниченна.

Федеральный закон о государственных контрактах поясняет, как правильно описывать объект закупки (ст. 33). За нарушение этого порядка заказчик может быть подвергнут административному взысканию и оштрафован на 50 000 руб.

Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ

Что должен отразить заказчик, характеризуя ОЗ в закупочной документации:

  • объективные свойства предмета договора;
  • функциональность, качество и технические возможности объекта;
  • его эксплуатационные свойства.

Нельзя включать в описание предмета закупки по 44-ФЗ требования и ссылки на логотипы марки и ЗО (знаки обслуживания), патенты и названия бренда, полезные модели, производственные образцы, название изготовителя и НМПТ (места происхождения продукта), претензии, предъявляемые к товарам и услугам, а также выполняемым работам. Однако данное ограничение возможно, если оно не лимитирует количество участвующих в госзакупке.

Правила описания предмета закупки по 44-ФЗ

Тем не менее закон содержит ряд исключений. Заказчик может изложить все эти требования за неимением иного способа ясно и четко охарактеризовать приобретаемый товар, заказанные работы ил услуги. Либо он собирается использовать продукты, которые не оговорены контрактом.

Описывая предмет закупки по 44-ФЗ, в обозначении торговой марки обязательно указывают фразу «или эквивалент». Исключением являются:

  • несовместимость материальных ценностей заказчика с продукцией другого бренда и др.;
  • закупка запчастей и сопутствующих материалов (расходников) для инструментов и оборудования, применяемого заказчиком, в соответствии с технической документацией.

В процессе описания ОЗ необходимо изложить все важные параметры объекта, которые влияют на качество поставленного товара. В противном случае он может оказаться непригодным для эксплуатации. Простой пример: заказывая тонер-картриджи для принтера, указывают марку и модель последнего, чтобы товары подошли к имеющейся технике.

Заказчик размещает договор в системе, используя ОКПД2 или КРТУ (каталог работ, товаров и услуг). В первом случае достаточно не выходить за рамки ограничений, установленных ст. 33. Число характеристик может быть любым, но помните о соблюдении закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Второй вариант, когда предмет закупки по 44-ФЗ занесен в КТРУ, требует описания характеристик, соответствующих данному каталогу. Они классифицируются как обязательные и необязательные. В случае если необходимы данные, не предусмотренные КТРУ, сделайте примечание и приведите доводы о важности этих параметров. Правила ведения каталога утверждены Постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017.

Заказчикам запрещено использовать параметры ОЗ, которые отсутствуют на рынке. Все требования, предъявляемые к объекту, не должны противоречить фактическим потребностям заказчика.

Проверяя, объективны ли претензии клиента, судьи опираются на следующие факты:

  • не является ли озвученный список требований характерным для конкретного поставщика;
  • можно ли найти на рынке несколько подрядчиков для поставки или производства нужного товара:
  • соответствуют ли запросы к закупаемому продукту правовым нормам и подойдет ли он для оборудования заказчика;
  • существует ли заявка на официальное участие в торгах.

Какие источники используют для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Руководствуясь статьей 33 закона о госзакупках, приобретаемый продукт (или услугу) описывают с помощью характеристик, требований и специальных символов, указывающих на технические свойства ОЗ.

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Если в описании предмета договора заказчик не пользовался принятыми госстандартами (ГОСТ) в части терминов, технической регламентации, условных знаков, то документы о закупке должны иметь обоснование употребления непривычных символов, параметров, условий и терминологии. То есть заказчик все же должен опираться на официально признанные нормативы.

Чтобы контролировать риски, возникающие в процессе размещения и исполнения государственных (муниципальных) заказов, необходимо соблюдать баланс своих запросов и нормативных требований законодателя.

Описывая предмет закупки по 44-ФЗ, заказчик может руководствоваться:

  • госстандартами и нормативами;
  • рекламными продуктами, каталогами;
  • исполненными договорами;
  • статистическими данными и официальной информацией;
  • аналитическими исследованиями рынка и результатами торговых предложений;
  • содержанием статей, экспертных обозрений, профильных форумов;
  • нормативно-технической и административно-производственной документацией, справочными материалами и др.

Дополнительные требования к описанию предмета закупки по 44-ФЗ

Для представления ОЗ заказчик может добавить несколько условий от себя, а именно:

  • Гарантия на продукты (услуги).
  • Объем и срок гарантийных работ (к примеру, в продолжение 2 лет).
  • Требование к сохранности товара (не должен был ранее разбираться и ремонтироваться).
  • Обучение пользователей из персонала заказчика, которым надлежит обслуживать предмет закупки по 44-ФЗ.
  • Ограничение расходов на эксплуатацию.
  • Другие требования, соответствующие техническим условиям к товару.

Нужно учесть и ряд нюансов:

  • В описании объекта договора не должно быть притязаний к самим участникам торгов (их профессиональной репутации; финансовым ресурсам или производственному оборудованию).
  • При заказе медицинских препаратов клиент указывает их непатентованные международные названия. Если таковых нет, то пишут группировочные или химические наименования лекарств.
  • Применение дополнительных параметров ОЗ требует предельной точности, так как отсутствие веских аргументов в пользу практичности их указания грозит заказчику признанием его претензий несостоятельными и голословными.
  • Если описание предмета закупки по 44-ФЗ содержит точные цифровые параметры, судьи могут признать их обоснованными при наличии уточнений «не более», «минимальный», «максимальный», «не менее».

Кроме того, заказчик может дополнительно установить размеры, вид упаковки и способ перевозки продукции при условии, что эти меры не ограничат конкуренцию участников торгов.

Дополнительные требования к описанию предмета закупки по 44-ФЗ

Техническое задание для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Зачастую для представления ОЗ клиенты разрабатывают технические задания, хотя законодатель этого не требует. Это инициатива и право самого заказчика. Как правило, в объявлении о тендере только упоминается наличие ТЗ, а в нем самом уже отражены технические параметры, функциональные возможности и качественные характеристики товара.

Что входит в данную спецификацию:

  • Необходимые свойства продукта (услуги).
  • Объем закупки и количество товара.
  • Срок поставки или проведения работ контрагентом.
  • Гарантии исполнителя заказа.

Что можно прилагать к техническим заданиям на предмет закупки по 44-ФЗ:

  • спецификации;
  • эскизы;
  • планы;
  • требования к тестированию;
  • стандарты упаковки.

В тендерную документацию может входить изображение объекта. Это позволяет участникам ясно представлять, что закупает их клиент, и точно составлять заявки.

Этапы, на которых применяют техзадание:

  • планирование;
  • публикация извещения о проведении закупки и сбор пакета документов;
  • исполнение обязанностей по госконтракту, подготовка отчетности, осуществление контроля.

Имея на руках ТЗ, заказчику гораздо проще определить сроки и описать предмет закупки по 44-ФЗ. Что это означает? Подобный документ дает возможность:

  • спланировать итог закупки;
  • избежать ошибок и незаконных требований;
  • наметить план закупки и заключения контракта;
  • проверить соответствие товаров и услуг всем нормативам;
  • проверить все процессы проведения сделки.

Каталог товаров, работ, услуг для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Чтобы упорядочить контрактную систему госзакупок и воспрепятствовать беспочвенному ущемлению конкуренции посредством описания ОЗ, Правительство РФ стандартизирует порядок представления продукции. Для этого был утвержден КТРУ согласно положениям закона о закупках. Постановлением Правительства № 145 от 08.02.2017 принят порядок заполнения каталога в ЕИС и правила его эксплуатации заказчиками в сфере тендерных контрактов.

Сейчас КТРУ насчитывает свыше 25 000 товаров и услуг с указанием их технических характеристик.

Заказчики, использующие систему госконтрактов, должны использовать данные каталога по прошествии 30 дней с момента записи туда предмета договора или со дня начала его обязательного применения.

Можно ли вносить изменения в документацию о предмете закупки по 44-ФЗ

Техническое задание для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Менять что-либо в документации такого плана может лишь сам заказчик и тот, кто руководствуется указанием контролирующих органов либо запросом участника торгов о даче разъяснений.

По закону о государственных закупках процесс корректировки извещений и остальной закупочной документации требует сохранить лишь два параметра без изменений. Это сумма обеспечения и сам предмет закупки по 44-ФЗ при участии в конкурсе, запросе котировок, закрытом и электронном аукционе (статьи: 49 ч. 4; 63 ч. 6; 65 ч. 6; 71 ч. 4; 74 ч. 6; 87 ч. 7).

По сути данный акт позволяет заказчику исправлять:

  • технические характеристики объекта;
  • его функционал;
  • особенности качества товара;
  • эксплуатационные свойства;
  • технические ошибки.

Но это утверждение пока что вызывает споры. К примеру, директивы Минэкономразвития 2015-го года № Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 разъясняют, что заказчик не имеет права вносить корректировки в технические, функциональные и качественные показатели ОЗ во время правки документов для конкурентной процедуры.

Чтобы сделать изменение предмета закупки по 44-ФЗ и его описания, заказчик обязан соблюсти сроки. Так, поменять закупочные документы для электронного аукциона можно не позднее 2 дней до завершения срока, отведенного на прием заявок. Это потребует продления периода подачи документов от участников торгов. Они должны иметь в запасе как минимум 15 дней на отправку предложений (если стоимость контракта превышает 3 000 000 руб.) и не менее недели, если НМЦК ниже 3 000 000 руб.

Как видим, каждый заказчик имеет право корректировать свои условия по отношению к предмету договора, имея на то веские мотивы, преследуя намеченные цели и соблюдая порядок описания ОЗ. В процессе представления объекта заказчик должен использовать стандартные понятия, обозначения и термины. А все что кроме – аргументировать и доказать документально.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *