Кому подчиняется внутренний аудитор
Перейти к содержимому

Кому подчиняется внутренний аудитор

  • автор:

Кому подчиняется внутренний аудитор

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

1. В целях обеспечения надлежащего уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации (в том числе страховому законодательству), правилам и стандартам объединений страховщиков, положениям своих внутренних организационно-распорядительных документов страховщик организует внутренний аудит, для чего назначает должностное лицо (далее — внутренний аудитор) или создает структурное подразделение (далее — служба внутреннего аудита).

2. В целях организации внутреннего аудита страховщик утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита (далее — положение о внутреннем аудите), которое должно содержать:

1) цели и задачи внутреннего аудита;

2) объекты внутреннего аудита в соответствии с моделями управления рисками страховщика;

3) формы и методы внутреннего аудита;

4) порядок действий внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита в случае выявления нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

5) состав отчетности о результатах проведенных проверок, формы и порядок ее представления;

6) порядок осуществления контроля (в том числе проведения повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных внутренним аудитором, службой внутреннего аудита нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

7) порядок информирования акционеров (участников) страховой организации, членов общества взаимного страхования о всех нарушениях, допускаемых органами управления страховщика в случае принятия ими решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации, а также общего собрания членов общества взаимного страхования;

8) полномочия, права и обязанности внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита;

9) форму и порядок осуществления оценки рисков и оценки эффективности управления рисками;

10) порядок осуществления оценки целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок;

11) форму и порядок осуществления проверки обеспечения сохранности активов;

12) форму и порядок участия в проведении анализа финансового состояния страховщика;

13) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.

3. Положение о внутреннем аудите утверждается советом директоров (наблюдательным советом) страховой организации или при его отсутствии общим собранием акционеров (участников) страховой организации, общим собранием членов общества взаимного страхования.

4. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации, правления общества взаимного страхования, подчинены и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) страховой организации, общему собранию членов общества взаимного страхования или при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации, подчинены и подотчетны общему собранию акционеров (участников) страховой организации.

5. Для лица, назначенного на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита, совмещение должностей не разрешается.

Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита могут быть включены в состав ревизионной комиссии страховщика.

Внутренний аудитор, руководитель и работники службы внутреннего аудита, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях страховщика, могут участвовать в проверке деятельности этих структурных подразделений по истечении двенадцати месяцев со дня окончания работы в этих структурных подразделениях.

6. Внутренний аудитор, служба внутреннего аудита осуществляют следующие полномочия:

1) проверяют и обеспечивают эффективность функционирования системы внутреннего контроля страховщика;

2) проверяют соответствие деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, правилам и стандартам объединений страховщиков, уставу и внутренним организационно-распорядительным документам страховщика;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) проверяют соблюдение страховщиком правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) проверяют достоверность, полноту, объективность отчетности или иной запрашиваемой информации и своевременность ее представления структурными подразделениями страховщика (в том числе обособленными подразделениями) в органы управления страховщика и акционерам (участникам) страховщика;

5) осуществляют анализ причин выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

6) дают рекомендации по предупреждению нарушений и недостатков, аналогичных выявленным по результатам проверок нарушениям и недостаткам в деятельности страховщика;

7) осуществляют оценку рисков и оценку эффективности управления рисками;

8) осуществляют оценку целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок;

9) осуществляют проверку обеспечения сохранности активов;

10) принимают участие в проведении анализа финансового состояния страховщика и разработке перечня мер по предупреждению банкротства;

11) согласовывают отчеты, в том числе промежуточные, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика;

12) осуществляют проверку достоверности, полноты, объективности представляемых в орган страхового надзора, саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, федеральные органы исполнительной власти отчетности, информации, включая план восстановления платежеспособности страховщика, и отчетов, в том числе промежуточных, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика, и контроль за своевременностью такого представления.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 292-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Внутренний аудитор, служба внутреннего аудита вправе:

1) осуществлять проверки по всем направлениям деятельности страховщика, включая деятельность филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, а также любого структурного подразделения страховщика и (или) работника страховщика;

2) получать от руководителей и работников структурных подразделений страховщика документы, материалы и информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

3) иметь доступ ко всем документам, материалам и информации, в том числе информационным компьютерным файлам, без права внесения в них изменений.

8. Внутренний аудитор, служба внутреннего аудита обязаны:

1) обеспечивать сохранность и возврат полученных от структурных подразделений страховщика документов, материалов и информации;

2) соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих полномочий;

3) информировать о всех случаях выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков в деятельности страховщика единоличный исполнительный орган страховщика, коллегиальный исполнительный орган страховщика, руководителя структурного подразделения страховщика, в котором выявлены соответствующие нарушения и недостатки;

4) осуществлять контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений и недостатков и соблюдением рекомендованных внутренним аудитором, службой внутреннего аудита мер по предупреждению аналогичных нарушений и недостатков в деятельности страховщика.

9. По результатам проведенных проверок внутренний аудитор, служба внутреннего аудита составляют квартальные отчеты, которые представляются в органы управления страховщика, и годовые отчеты, которые предоставляются на ежегодном общем собрании акционерам (участникам) страховой организации, членам общества взаимного страхования. Наряду с информацией о выявленных по результатам проверок нарушениях и недостатках в деятельности страховщика и об их последствиях указанные отчеты должны содержать информацию о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков.

В случае выявления по результатам проверок нарушений в виде принятия органами управления страховой организации решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации, внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита уведомляют в письменной форме акционеров (участников) страховой организации, имеющих более одного процента акций (долей участия в уставном капитале страховой организации), не позднее чем в течение пятнадцати дней с момента выявления таких нарушений.

10. По запросу органа страхового надзора страховщик обязан представлять отчеты внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита в сроки, установленные этим запросом.

Внешний и внутренний аудит: задачи и особенности процедур

Внешний и внутренний аудит

В условиях экономической неопределенности и усиливающейся конкуренции возрастает роль объективного хозяйственного контроля — как со стороны собственников, так и надзорных органов. Достоверная финансовая отчетность обеспечивает возможность принятия осознанных экономических решений, оберегает от операций, связанных с повышенным риском. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой деятельности компании и общую лояльность к бизнесу со стороны заинтересованных лиц — собственников, инвесторов, потенциальных клиентов, поставщиков, органов власти…

В связи с вышесказанным мы рассмотрим такие формы контроля, как внутренний и внешний аудит, задачи и механизмы этих видов проверки, а также факторы, влияющие на выбор независимого аудитора.

Внешний и внутренний аудит: задачи и особенности процедур

Аудитом называют независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании для формирования выводов о достоверности этой отчетности. Более широким является определение аудиторской деятельности — это независимая проверка бухгалтерских документов, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, а также иные услуги: анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов/пассивов предприятия или организации, консультирование в вопросах законодательства и пр.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения учета нормам закона.

Задачи аудита

В Стандарте №1 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» отмечено, что мнение аудитора может способствовать формированию доверия к отчетности, однако оно не указывает на эффективность управления предприятием и не дает прогнозов на будущее. Иными словами, аудитор не оценивает, насколько соблюдены интересы акционеров и владельцев компании.

В современной экономической практике выделяют разные формы аудита. Общепринятым является его деление на внешний и внутренний.

Внешний аудит

Внешний аудит — это осуществление аудиторской деятельности независимым аудитором или специализированной организацией. Заказчиками могут выступать собственники, акционеры, инвесторы, кредитные учреждения и государственные органы.

Внутренний аудит

Внутренний аудит — это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Внутренние аудиторские службы существуют, как правило, в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Контроль изнутри помогает руководству осуществлять более грамотное управление, правильно оценивать использование активов, анализировать эффективность финансовых вложений и т.д.

По характеру заказа можно выделить инициативный (добровольный) и обязательный. В первом случае проверка происходит по решению руководства предприятия, учредителей или органов власти, как правило, для объективной оценки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности. Обязательный аудит предусмотрен законодательством, проводят его только независимые аудиторские организации.

По виду деятельности экономического субъекта аудит бывает

По стадии развития выделяют:

  1. подтверждающий аудит, подразумевающий всеобъемлющую проверку и подтверждение достоверности финансовой информации;
  2. аудит, базирующийся на риске, при котором проверку проводят выборочно, в основном в «критических точках» — там, где риски выше; области с низкими рисками исключаются из проверки, тем самым сокращается затраченное время.
  3. системно-ориентированный аудит, основанный на изучении и анализе системы внутреннего контроля предприятия. Внешняя экспертиза проводится с учетом его результатов.

В зависимости от направления проверки выделяют:

  1. горизонтальный аудит — касается одного процесса от начала до завершения без отвлечения на сопутствующие операции;
  2. вертикальный аудит — затрагивает все взаимосвязанные процессы; если в результате проверки выясняется, что данная операция связана с другой, аудит распространяется и на нее;
  3. аудит в прямом направлении — следует за естественным ходом процесса от начала и до конца (выпуск продукции, предоставление услуги и т.д.); проверка охватывает взаимосвязанные и параллельно выполняемые операции, позволяет оценить качество процесса в целом;
  4. аудит в обратном направлении — начинается с оценки выполненной работы (момент приемки продукции или завершение оказания услуги) и движется в обратном направлении к началу; такая форма контроля позволяет выявить пропущенные операции и расхождения в документации.

По периодичности аудит может быть первичным и повторяющимся. Проверка, организованная впервые, всегда более трудоемкая, ответственная и затратная по времени, поскольку сведения о компании собираются с нуля. При переводе аудиторских проверок на регулярную основу временные затраты сокращаются, процедура становится более простой, поскольку «сильные» и «слабые» стороны предприятия аудитору уже известны.

Вне зависимости от формы аудита, проверяющий должен достичь главной цели. А именно: сделать выводы о том, насколько отчетность соответствует требованиям, нет ли в ней расхождений с законом, полностью ли учтены активы и пассивы, все ли расчеты проведены правильно и обоснованно.

Внешний аудит

Внешний аудит

Проведение внешнего аудита, как было отмечено, предполагает участие привлеченных экспертов. Его проводят юридически и организационно независимые компании или физические лица, которые гарантируют объективность и отсутствие предвзятости. Внешнего аудитора с проверяемой компанией не должны связывать никакие обязательства, кроме тех, что указаны в договоре на проведение проверки. Подробнее понятие независимости раскрыто в статье 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, указано, что аудиторы не могут быть близкими родственниками учредителям или руководителям проверяемых организаций, не могут входить в состав совета директоров и еще ряд ограничений.

В статье 3 данного закона отмечено, что аудиторская организация должна в обязательном порядке являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов. Это же требование касается и аудитора-физического лица, который, кроме того, должен обладать квалификационным аттестатом. За свои действия проверяющий ответственен перед законом, своим работодателем и профессиональным сообществом.

Задачи внешнего аудита следующие:

Проверка достоверности сведений

Проверка достоверности сведений, представленных в отчетах, или доказательство их недостоверности

Контроль соблюдения законодательных требований

Контроль соблюдения законодательных требований в вопросах ведения учета и составления отчетности

Выявление возможностей для оптимизации ресурсов

Выявление возможностей для оптимизации ресурсов, в том числе более эффективного использования заемных средств

Возможны и другие цели внешнего аудита: оптимизация налогооблагаемых баз, корректировка ведения бухгалтерского учета, анализ хозяйственной и финансовой деятельности, решение управленческих проблем путем предоставления профессиональных консультаций и др.

Как уже говорилось, основные виды внешнего аудита — это инициативный и обязательный. Добровольный аудит предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности по заданию заказчика, в котором обычно устанавливается объем, глубина, период, уровень точности проверки, а также наличие сопутствующих услуг. Причины могут быть разные: недостаточная квалификация бухгалтерских работников, высокая текучка, падение контрольных показателей, подготовка к сертификации и пр. Инициатива в этом случае, как правило, исходит от руководителей предприятий — они обращаются в аудиторские фирмы самостоятельно.

Обратите внимание!

Статья 48 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ устанавливает, что право инициировать проверку есть у любого участника ООО при условии самостоятельной оплаты им услуг профессионального аудитора. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с инициатором аудита. Проверка при этом может быть сплошной или выборочной.

Обязательный аудит проводят в соответствии с законодательством. Он является комплексным и инициируется государственными органами. Цель такой проверки — подтвердить достоверность представленной отчетности. Случаи, в которых проводится обязательный аудит, перечислены в статье 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» для всех организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, а также:

  • кредитных организаций;
  • бюро кредитных историй;
  • страховых компаний и обществ взаимного страхования;
  • негосударственных пенсионных и иных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов;
  • компаний с объемом годовой выручки 400 млн руб. или суммой активов бухгалтерского баланса свыше 60 млн руб.

На заметку

Обязательный аудит не проводят в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

Уклонение от обязательного аудита или препятствие ему наказывается крупными штрафами. Обязательный аудит проводят ежегодно по итогам завершенного финансового года, он касается всей финансовой деятельности организации. По итогам составляется аудиторское заключение и информация о результатах проверки для руководителя компании. Результаты проверки заносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Аудиторская проверка состоит из ряда этапов.

Планирование

Планирование

На этом этапе от предприятия поступает предложение о проведении аудита. Компания-аудитор знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью потенциального клиента, составляет примерный план и направляет в ответ письмо-обязательство. В нем должны быть указаны условия проведения проверки и обязательства сторон. При условии взаимного согласия составляется официальный договор. Он содержит стандартные обязательные пункты: предмет договора, участники, права и обязанности, ответственность за нарушение условий. Параллельно разрабатывается детальный план будущей проверки. Он включает в себя:

  • описание предмета изучения и список объектов аудита;
  • вопросы, которым следует уделить особое внимание;
  • источники получения информации;
  • состав аудиторской группы;
  • сроки проверки;
  • сроки предоставления результатов.

Проведение аудита

Проведение аудита

Перед стартом проверки в компании проводят собрание, на котором руководителей подразделений знакомят с целью проверки, порядком ее проведения, согласуют условия. Важно, чтобы со стороны коллектива не возникало никаких препятствий для аудиторов, а те, в свою очередь, действовали строго в рамках плана. Аудиторы должны быть распределены по участкам проверки в соответствии с их профессиональной компетенцией. Внешний аудит может включать не только анализ документов, но и другие методы: беседы с сотрудниками, проверку работы на местах, анкетирование и т.д.

Заключение

Заключение

По каждому разделу программы аудиторы делают выводы в письменной форме. На основании этих документов формируется аудиторское заключение. Требования к нему регламентирует статья 6 закона «Об аудиторской деятельности». Заключение, в частности, должно содержать полные сведения об аудиторе и объекте проверки, периоде, изученной бухгалтерской и финансовой отчетности, целях, методах и результатах аудита. Выдают аудиторское заключение лицу, подписавшему договор о проведении проверки. Отраженные в нем сведения впоследствии могут стать поводом для принятия ряда управленческих решений.

Внутренний аудит

Определение внутреннего аудита компании закреплено в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Согласно документу внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Проведение внутреннего аудита является добровольным. Его проводят, чтобы решить следующие задачи:

  1. проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных в отчетах сведений;
  2. оценить правильность ведения бухгалтерского учета;
  3. оценить эффективность использования ресурсов, своевременность и полноту налоговых отчислений, расчетно-платежную дисциплину в целом;
  4. изучить достоверность учета затрат на производство, объемов выручки и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности;
  5. разработать предложения по улучшению расчетной дисциплины и бухгалтерского учета;

Аудиторы службы внутреннего контроля, как правило, консультируют руководителей подразделений и ответственных за конкретные участки работников по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам, помогают устранить недочеты, выявленные в ходе проверки.

Инициировать организацию внутреннего аудита могут собственники компании с целью определить, насколько добросовестно привлеченные управленцы ведут дела фирмы. Заказать проверку может руководитель предприятия, например, при смене главного бухгалтера. Тот, в свою очередь, также вправе затребовать проведение проверки, особенно если разные направления учета закреплены за несколькими сотрудниками. Заказчиками аудита могут выступить потенциальные инвесторы для оценки финансового состояния будущего объекта для вложений.

Выделяют следующие виды внутреннего аудита на предприятии

Выделяют следующие виды внутреннего аудита на предприятии:

  • функциональный аудит систем управления;
  • организационно-технический аудит;
  • всесторонний аудит управления;
  • аудит видов деятельности;
  • аудит на соответствие (каким-либо требованиям);
  • аудит на предмет общей целесообразности.

Объектами проверки становятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их источники, хозяйственные процессы, результаты хозяйственной деятельности и методы управления предприятием.

Порядок проведения внутреннего аудита и методы компания определяет самостоятельно. Проверка может быть комплексной или тематической (охват отдельных участков), выборочной или сплошной. При частичной проверке возрастает риск пропуска ошибок и недочетов, поэтому бухгалтерские документы, как правило, проверяются полностью.

Главные принципы аудиторской деятельности — независимость и объективность — касаются и внутренних проверок. Однако большинство экспертов признают: абсолютная независимость при проведении процедуры внутреннего аудита едва ли достижима. Как минимум потому, что аудиторы являются сотрудниками той же компании, их карьера и профессиональное благополучие напрямую зависит от решений руководства. Кроме того, отдел внутреннего аудита, как правило, находится в подчинении у руководителя подразделения или финансового директора. И это тоже накладывает отпечаток на отношение со стороны руководителей разных уровней к тем рекомендациям, которые появятся в ходе проверки. В таких условиях внутренним аудиторам крайне сложно свободно и объективно выполнять возложенные обязанности, выражать собственное мнение без оглядки на вышестоящих руководителей. У этой проблемы есть разные пути решения. Например, передать аудиторский отдел в подчинение непосредственно директору, который отчитывается перед советом директоров и аудиторским комитетом. В этом случае аудит окажется независимым от функционального руководства компании. Другой способ — поставить во главе аудиторского отдела финансового директора, который несет персональную ответственность за финансовую деятельность предприятия и результаты контроля.

Наличие выстроенной системы внутреннего аудита не отменяет аудит внешний, особенно в компаниях, которые попадают в обязательный список. Внешний и внутренний аудит выступают, как взаимосвязанные стороны одного процесса.

К сведению

Если в компании налажена система внутреннего контроля, то именно она становится первоочередным объектом для контроля внешнего. Само предприятие проверяют уже во вторую очередь и на основе оценки внутреннего аудита. Иными словами, если независимые аудиторы признают внутренний контроль эффективным и качественным, при проверке непосредственно предприятия ограничатся лишь выборочным тестированием без сплошного охвата. Это позволяет сократить время проверки и затраты на ее проведение.

Задача внешнего и внутреннего аудита — не только подтвердить достоверность отчетных показателей, но и выявить пробелы в финансовой деятельности, позволив заказчику сделать вывод о качестве работы предприятия в целом. В этой ситуации крайне важна точность оценки, которая напрямую зависит от профессионализма аудиторов. Очевидно, что задачу лучше доверить опытным специалистам, которым под силу не просто сформировать объективную картину, но и беспристрастно высказать мнение, не прикрывая чужие ошибки.

Кому подчиняется внутренний аудитор

Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА),
член Экспертного совета при ФСФР РФ

Службы внутреннего аудита российских компаний относительно молоды. Но независимо от того, как долго существует в компании внутренний аудит, задачей первостепенной важности, от решения которой во многом будет зависеть эффективность работы внутренних аудиторов, является формирование правильной структуры подчиненности данного подразделения.

О независимости службы внутреннего аудита

Независимость и объективность — качества, отличающие службу внутреннего аудита от других подразделений. Под независимостью понимается организационная независимость, которая в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Объективность подразумевает такое личностное качество внутреннего аудитора, как беспристрастность в оценках и выводах. При этом независимость внутреннего аудита важна не сама по себе, а как первоочередная предпосылка объективности, поскольку степень организационной независимости службы внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов.
Абсолютная независимость внутреннего аудита вряд ли достижима, поскольку внутренние аудиторы являются сотрудниками компании и их профессиональный и карьерный рост зависит от руководства компании. Говоря о независимости, мы имеем в виду создание такой структурной подчиненности, при которой менеджмент компании не будет оказывать непосредственное давление на внутренних аудиторов.
Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) в своих «Концептуальных основах управления рисками организаций» подчеркивает, что «подразделение внутреннего аудита организуется таким образом, чтобы обеспечивалась его объективность в оценке деятельности организации и неограниченный доступ к высшему руководству и аудиторскому комитету совета директоров, а уровень подчинения главного аудитора в рамках организации должен позволять подразделению внутреннего аудита эффективно выполнять свои функции»1.
Выполнению этой задачи в наибольшей степени отвечает функциональное подчинение службы внутреннего аудита совету директоров (комитету по аудиту) компании. «Для того чтобы внутренний аудит мог выполнять свои обязанности, руководитель внутреннего аудита должен быть подотчетен руководителю соответствующего уровня в организации. […] В идеальном случае руководитель внутреннего аудита должен быть в функциональном подчинении у совета директоров (наблюдательного совета) и в административном подчинении у генерального директора организации»2.
Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, службу внутреннего аудита следует подчинить и функционально, и административно высшему исполнительному органу компании.
Как показал недавний опрос крупных российских компаний, проведенный совместно российским Институтом внутренних аудиторов (ИВА) и российским отделением Ассоциации аудита и контроля информационных систем (ISACA) в 2005 г.3 , в последнее время наблюдается заметный рост числа компаний, в которых внутренний аудит функционально подотчетен совету директоров или комитету по аудиту. Около 45% руководителей служб внутреннего аудита (СВА) предприятий, принявших участие в опросе, функционально подчиняются комитету по аудиту или непосредственно совету директоров. Безусловно, следует принимать во внимание специфику предприятий-респондентов: большая часть из них уделяет серьезное внимание внедрению передовых подходов в области корпоративного управления, многие представлены на иностранных и российских фондовых биржах или планируют размещение ценных бумаг на бирже в недалеком будущем.

Кому подчиняться?

Заметим, что вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов. На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа. Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.
Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основной задачей является осуществление контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.
В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). Совет директоров (комитета по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны внутренний аудит (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т. п.).
В качестве справочных приведены данные о функциональной подчиненности/подотчетности СВА по результатам ряда исследований, проводившихся среди крупных российских и иностранных компаний частного сектора (см. таблицу).

Функциональная подчиненность/подотчетности СВА в иностранных (исследования NACD и IIA) и российских (исследования ИВА-РИД и ИВА-ISACA) компаниях

Национальная ассоциация корпоративных директоров США (NACD), 2000 Международный Институт внутренних аудиторов(IIA), 2003 ИВА-РИД, 2003 ИВА-ISACA, 2005
Совету директоров (комитету по аудиту) 29% 53% 37% 46%
Генеральному директору 26% 22% 48% 27%
Финансовому директору 38% 19% 15% 19%
Другое 7% 6% 8%
Когда подчинение совету директоров «не работает»?

Является ли подчинение службы внутреннего аудита совету директоров гарантией ее независимости и способствует ли оно максимизации ее полезности для компании?
Многое зависит от роли, состава и профессионального уровня членов совета директоров. Подчинение внутреннего аудита совету директоров оправданно в том случае, если, во-первых, совет директоров является самостоятельным органом, а не номинальным проводником идей и предложений исполнительного руководства организации; во-вторых, в состав совета директоров входят независимые директора; в-третьих, члены совета директоров осознают роль и значение внутреннего аудита в компании.
Однако, как показывает практика российских компаний, даже при выполнении всех этих условий подчинение службы внутреннего аудита совету директоров, к сожалению, не всегда приводит к положительным результатам. Во-первых, в некоторых случаях исполнительное руководство начинает считать внутренних аудиторов «засланными казачками», «глазами и ушами совета директоров» и не склонно выстраивать с ними эффективные рабочие отношения, что многократно усложняет работу внутреннего аудита и, безусловно, не может не сказываться на конечных результатах его деятельности. Во-вторых, есть риск, что, будучи подотчетной совету директоров, а не исполнительному руководству, служба внутреннего аудита начнет играть самодостаточную роль и станет, по сути, «бесконтрольной». Ведь совет директоров (комитет по аудиту) не может осуществлять текущий контроль (мониторинг) действий СВА. И здесь многое будет зависеть от руководителя службы внутреннего аудита компании.

Значимость фигуры руководителя СВА

На сегодняшний день во внутреннем аудите наблюдается дефицит высокопрофессиональных руководящих кадров. При этом, говоря о профессионализме, мы имеем в виду не только профессиональные знания, но и соответствующую «закалку». В случае ее отсутствия есть риск, что руководитель СВА, находясь между «молотом» исполнительного руководства и «наковальней» совета директоров, может прийти к заключению, что благорасположение менеджмента важнее абстрактных выгод от независимости. Следствием этого будет являться потеря фундаментального качества внутреннего аудита — объективности.
Обратным случаем является ситуация, когда служба внутреннего аудита, находясь «под зонтиком» совета директоров, начинает работать в «клубном» режиме, выполняя не самые сложные задания и снимая сливки, т. е. занимаясь вопросами, лежащими на поверхности и не требующими большого объема аналитической работы и порой нелегких обсуждений с менеджментом. При этом желание исполнительного руководства понять, чем занимается СВА и каков результат выполнения поставленных перед ней задач, воспринимаются не иначе, как попытка оказать влияние на деятельность внутренних аудиторов.
Поэтому так важно, чтобы руководитель службы внутреннего аудита являлся фигурой соответствующего калибра и смог завоевать доверие совета директоров и уважение менеджмента компании. Правильный выбор позволит также снять вопрос о текущем контроле за деятельностью СВА. Контроль будет осуществляться на уровне периодических отчетов руководителя СВА перед советом директоров (комитетом по аудиту) и высшим исполнительным руководством, а также в рамках участия руководителя СВА в заседаниях совета директоров (комитета по аудиту).

Учитывать специфику

В вопросе подчиненности службы внутреннего аудита следует также учитывать специфику организации. Так, во многих компаниях с существенной долей государственного участия в состав советов директоров не входят независимые директора. (Представитель государства в совете директоров, по определению, не может считаться независимым директором.) Как признают сами компании, независимые директора могут быть приглашены в советы директоров лишь в случае соответствующего решения Правительства РФ. Но даже если в состав совета директоров избираются независимые директора, их реальное влияние на деятельность совета невелико. В большинстве случаев представители государства в совете директоров голосуют единым блоком в соответствии с директивами, полученными от своих ведомств. Высшее должностное лицо (президент, генеральный директор) может назначаться напрямую главным акционером (государством), что, с одной стороны, повышает ответственность высшего должностного лица перед главным акционером, а с другой — усиливает отстраненность совета директоров от контроля за деятельностью исполнительного руководства. Кроме того, представители государства в советах директоров часто являются высокопоставленными чиновниками федерального или регионального уровней, что может привести к излишней политизированности их позиции.
Перечисленные факторы не способствуют эффективному взаимодействию совета директоров и службы внутреннего аудита в компании с существенной долей государственного участия. В самом неблагоприятном случае внутренний аудит может превратиться в некий инструмент политического воздействия, используемый отдельными членами или советом директоров в целом.
Или, например, представим достаточно распространенную ситуацию, когда владелец компании фактически управляет ею, совмещая функции собственника и менеджера. Если при этом создан совет директоров, он играет чисто консультативную роль. Оптимальной в этом случае представляется подотчетность службы внутреннего аудита владельцу компании, а не совету директоров.

Заключение

Какие выводы можно сделать?
Во-первых, вопрос подчиненности службы внутреннего аудита должен решаться с учетом специфики конкретной компании. Во-вторых, для того чтобы внутренний аудит стал неотъемлемым звеном хорошего корпоративного управления, необходимо, чтобы функционирование самих советов директоров отвечало современным требованиям. В-третьих, советам директоров (комитетам по аудиту) следует со всей тщательностью подходить к вопросу выбора (назначения) руководителя столь значимой для компании службы, как внутренний аудит.
И еще одно наблюдение из практики работы комитетов по аудиту как российских, так и иностранных компаний. Во многих случаях успех их деятельности в итоге оказывается под вопросом по причине того, что в составе комитетов не было людей, обладающих качествами и навыками, абсолютно необходимыми для эффективного выполнения обязанностей члена комитета по аудиту. К ним относятся способность комплексно смотреть на ситуацию, умение и (что крайне важно) желание задавать «неудобные» вопросы и выслушивать разные точки зрения, нацеленность на поиск решений. Именно такие качества и навыки вырабатываются во внутренних аудиторах, не говоря об их практической подготовленности в вопросах финансового учета, внутреннего контроля, анализа рисков. Вот почему внутренний аудит является прекрасной кузницей кадров для советов директоров и комитетов по аудиту, а в их составе все чаще трудятся профессионалы, имеющие за плечами богатый опыт работы внутренними аудиторами.

  1. Enterprise Risk Management Integrated Framework, COSO, 2004.
  2. Practice Advisories, The Institute of Internal Auditors, 2004.
  3. Обзор текущего состояния внутреннего аудита в России. М.: Российский Институт внутренних аудиторов, российский филиал Ассоциации аудита и контроля информационных систем при технической поддержке компании ПрайсвотерхаусКуперс , 2005.

Кто такой внутренний аудитор и как им стать

Выпускница нашей академии Елена Чумак сменила юридическую карьеру на аудиторскую и работает руководителем отдела внутреннего аудита на государственном предприятии. Максим Воронков, прежде чем перейти во внутренний аудит, работал в налоговом аудите и бухгалтерской ревизионной службе. Внутренними аудиторами становятся специалисты с совершенно разным опытом, но все они выбирают эту профессию из-за ее перспективности и многогранности. Кто такой внутренний аудитор, чем занимается в компании и что должен знать и уметь, чтобы работать в современном бизнесе, разбираемся в материале.

Кто такой внутренний аудитор и чем он занимается в компании

Аудит — один из важнейших процессов на предприятии. Он бывает внешний, обязателен, когда привлекают аудиторские компании или независимых аудиторов для проведения ежегодных проверок. И внутренний, когда нанимают аудитора в штат. В отличие от внешнего, внутренний аудит не обязателен, поэтому службу внутреннего аудита создают в компании исключительно по поручению высшего руководства на определенном этапе развития бизнеса.

Внутренний аудитор — это своего рода ревизор, который оценивает эффективность работы компании, проводит объективную оценку финансовой, операционной деятельности и системы внутреннего контроля. А также это личный помощник и советник руководства, который выявляет «слабые места» в работе компании и дает рекомендации по их улучшению.

Как правило, специалист выполняет следующие задачи:

  • оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля — соблюдает ли компания надлежащие процедуры и на каком уровне находится эта система;
  • выявляет, насколько эффективно построены бизнес-процессы в организации, и помогает их настроить;
  • контролирует правильность проведения финансовых операций, а также ведение финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • проверяет эффективность работы конкретных специалистов, подразделений или предприятий;
  • выявляет возможные финансовые риски и факты мошенничества.

По результатам такой проверки аудитор пишет отчет для высшего руководства и разрабатывает рекомендации по построению бизнес-процессов, организации деятельности или внедрению контрольных процедур.

Подчиняется внутренний аудитор высшему руководству — акционерам, собственникам и может выполнять множество задач на различных участках деятельности фирмы, включая изучение финансовых данных, оценку методов составления бюджета и бухучета, систем премирования сотрудников. С этой целью он проводит собеседования с работниками, проверяет документы, отчетность, график работы работников и т.д. Поэтому он должен углубляться во все бизнес-процессы компании: от закупок канцтоваров в офис и правил ведения кассовых операций до вывода финансовых результатов и построения управленческих балансов и отчетов P&L, cashflow.

Например, внутренний аудитор может проверять кассовые операции, есть ли остаток денег в кассе и как происходят расчеты с подотчетными лицами, сотрудниками и контрагентами. Или оценивать контроль за правдивостью показателей бухгалтерского учета, как именно он построен. Например, если нет распорядительных документов по передаче основных средств материально ответственным лицам — это будет нарушением. Или если есть основные средства, которые полностью заамортизированы, но их продолжают использовать в хозяйственной деятельности и не переоценивать — это снова недостаток системы контроля. Внутренний аудитор должен сообщить об этом в отчете.

Оценка системы внутреннего контроля — одна из главных задач аудитора, потому что система контроля действует практически в каждой компании. Даже в небольшой фирме владелец проводит инвентаризацию материальных ценностей, потому что лично заинтересован в этом. Но о создании подразделения внутреннего аудита в компании задумываются позже, когда руководство уже понимает, что деятельность контрольных подразделений заключается не только в безопасности и эффективности использования материальных ценностей, но и необходимости контроля показателей финансовой, управленческой отчетности, а также в настройке бизнес-процессов. Потому что не всегда в динамично развивающихся компаниях процессы построены правильно и логично, а контрольные процедуры работают на должном уровне.

Например, в группе компаний нередко бывает разнобой в построении финансовой отчетности, когда менеджеры каждого предприятия по-своему строят отчеты, по-разному трактуют их показатели и отклонения от запланированных трендов. В результате инвесторам сложно проанализировать отчетность всей группы компаний. В таких случаях внутренний аудитор, как независимый и объективный орган, помогает организации настроить бизнес-процессы и дает ценные советы, как привести их к единому стандарту.

Часто внутренний аудитор сопровождает и внешний аудит. Если уровень развития подразделения внутреннего аудита и квалификация аудиторов отвечают требованиям, предъявляемым внешними аудиторами. Внутренний аудитор может сопровождать проведение внешнего аудита и выполнять часть его функций.

Что нужно знать и уметь внутреннему аудитору

Внутренний аудитор «погружается» абсолютно во все процессы в компании, поэтому он должен обладать широким уровнем навыков и глубокими знаниями в различных отраслях.

Он должен разбираться во многих вещах:

  • знать финансовый, управленческий учет и налогообложение, то есть внутренние аудиторы должны быть специалистами в финансах;
  • знать международные стандарты профессиональной практики внутреннего аудита (основные принципы, стандарты, определения и Кодекс этики);
  • разбираться в отрасли, в которой ведет деятельность предприятие;
  • знать IT-технологии, применяемые компанией;
  • знать нормативно-правовую базу;
  • понимать тонкости ведения бизнеса.

Если опираться на требования к внутренним аудиторам в вакансиях, то основными будут высшее юридическое или финансово-экономическое образование, а также отличное знание нормативной и законодательной базы.

Список требований к кандидату на должность внутрішнього аудитора — вакансия с robota.ua

Требования к знаниям аудитора очень зависят от отрасли, в которой работает компания. Чаще специалистов по аудиту ищут крупные, международные компании и холдинги, банки, страховые, финансовые компании, агропромышленные и строительные предприятия. Например, если аудитор приходит работать в аптечную сеть, он должен разбираться в фармацевтической отрасли, даже в том, какие существуют лекарственные средства, понимать специфику покупок клиентов в аптеках и т.д.

Внутренний аудитор должен уметь объективно оценивать как целое подразделение, так и отдельные операции, функции, процессы и системы в компании. К примеру, сроки погашения дебиторской задолженности. Иногда бухгалтеры не успевают их проверить, поэтому внутренний аудитор должен донести до бухгалтерской службы необходимость проведения такой процедуры, а для топ-менеджеров описать риски того, какие могут быть потери для бизнеса, и посоветовать, как их предотвратить. Для этого он должен знать, как анализировать показатели финансовой отчетности, как оценивать эффективность их контроля и одновременно знать все нюансы ведения бизнеса на должном уровне.

Международный институт внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors или ІІА) разработал Модель компетенций во внутреннем аудите, где определил навыки, по которым работодатели должны оценивать специалистов при найме на работу, а сами аудиторы — проверять собственные знания для планирования профессионального обучения.

Модель компетенций во внутреннем аудите The Institute of Internal Auditors, 2020

В документе эксперты IIA поделили компетенции внутреннего аудитора на три уровня:

  • Общие знания и понимание того, что внутренний аудитор должен делать: будь то составление риск-ориентированного плана, проведение аналитических процедур, контроль за правдивостью показателей финансовой отчетности и IT-аудит.
  • Прикладные знания. Если внутренний аудитор ими владеет, то он может профессионально оценить уровень дебиторской задолженности, провести необходимые контрольные процедуры. Понимать, делать и комментировать свою работу. Делать выводы и доносить их руководителю отдела внутреннего аудита или высшему руководству компании.
  • Экспертные знания. С ними аудитор может оценивать работу и задачи по внутреннему аудиту, которые выполняет лично или его подчиненные. Может оценивать эффективность этих контрольных процедур и давать рекомендации, куда двигаться дальше и как расти в своей деятельности.

Внутренний аудитор взаимодействует не только с показателями и цифрами в IT-системе, но много общается с людьми — с руководителями подразделений, сотрудниками во время проведения опросов. Ведет диалоги с руководителями планово-экономического подразделения, службы безопасности или контрольно-ревизионного управления относительно контрольных процедур. Поэтому наряду с профессиональными знаниями, внутреннему аудитору необходимы такие личностные качества, как аналитическое, критическое мышление и навыки эффективной коммуникации.

Елена Чумак, работающая руководителем отдела внутреннего аудита, рассказывает, что именно поэтому работать аудитором сложно. Если внешний аудит является обязательным по законодательным требованиям, сотрудники обязаны предоставить информацию и документы. А внутренний аудит, по ее словам, необычен для многих сотрудников и может восприниматься сначала с настороженностью. Как говорит выпускница, ей приходится быть тонким психологом, чтобы преодолеть недоразумения, получить нужные документы и донести, что задача внутреннего аудитора не наказать кого-то, а наоборот скорректировать работу в правильную сторону. «И здесь главная задача аудитора, – говорит Елена, – наладить коммуникацию и объяснить, что все это во благо организации».

Для руководителей определенных бизнес-процессов внутренний аудитор должен уметь представить себя не как орган контроля, а как помощника. Доносить до них цель проверки, что она нужна не для наказания за ошибки, а чтобы повысить эффективность бизнес-процессов или качество показателей управленческой отчетности, минимизировать риски и финансовые потери. Только тогда он сможет получить информацию и выполнять свою работу.

Зачем нужна сертификация внутреннего аудитора

Чтобы работать внутренним аудитором, нужно иметь не только знания, но и подтверждающие их документы. А это прежде всего дипломы от международных институтов, которые проводят экзамены для подтверждения квалификации специалистов по аудиту.

Чаще в вакансиях фигурирует сертификация CIA от Международного института аудиторов (IIA), но работодатели также ожидают увидеть в резюме специалистов и другие дипломы:

  • CISA (Certified Information Systems Auditor или сертифицированный аудитор информационных систем) от ассоциации ISACA;
  • CFE (Сертифицированный эксперт по мошенничеству);
  • CGAP (Сертифицированный специалист по государственному аудиту);
  • CFA (Сертифицированный финансовый аналитик);
  • и дипломы по международным стандартам финансовой отчетности — CAP/CIPA или ACCA DipIFR.

Для внутреннего аудитора они необязательны, но дают преимущество при трудоустройстве и карьерном росте. Позволяют не только повысить квалификацию тем, кто уже работает в аудите, но даже получить профессию аудитора. Так как во внутренний аудит нередко переходят из других областей и должностей. Чаще всего аудиторами становятся юристы и финансовые специалисты — контролеры, ревизоры, члены постоянной инвентаризационной комиссии или заместители главного бухгалтера, которые следят за показателями отчетности (кстати, как бухгалтеру перейти во внутренний аудит писали в статье «Как стать аудитором?»).

Так было у выпускника академии Максима Кормильцева. В настоящее время он работает главным экспертом в департаменте внутреннего аудита в одной крупной энергетической компании. Но по образованию он юрист и в прошлом работал в консалтинге. На курс по внутреннему аудиту пошел после того, как в их департаменте состоялась внешняя оценка. По словам Максима, чтобы повысить балльную оценку и отвечать всем требованиям, сотрудники департамента должны были получить сертификацию. «Компания отправила нас на обучение, но учебный центр я выбирал сам, — рассказывает выпускник. — Учился не только ради сертификата и соответствия должности, но и повысить свой уровень знаний».

Поэтому при выборе сертификации специалисты должны отталкиваться от своих знаний, профессионального опыта и цели, для чего им нужно обучение. Если внутренний аудитор планирует развиваться в компании до руководителя службы внутреннего аудита, ему достаточно получить одну-две сертификации для повышения квалификации. Но если его амбиции выше и выходят за пределы компании, он должен постоянно учиться и повышать профессиональный уровень.

К примеру, внутренний аудитор может войти в Совет директоров как представитель Комитета по аудиту. Или планировать карьеру в компании из Большой четверки (Big4) – KPMG, Ernst & Young (EY), PrisewaterhouseCoopers (PwC) или Delloite, что считается очень престижным. Потому что зарплата в таких компаниях может достигать 2000-3000$ в месяц, а полученный опыт позволяет перейти в собственный бизнес — открыть компанию по аудиту или консалтингу. И именно получение сертификаций от международных организаций открывает этот перспективный путь.

Но международные сертификации — это не просто. Чтобы получить диплом от того же института IIA, нужно пройти три экзамена на разные уровни сертификации. К тому же институт не проводит обучение, а только экзамены. Поэтому для тех, кто впервые получает международный диплом, лучшим вариантом будет прохождение курсов от ассоциаций, проводящих обучение и готовящихся к экзаменам.

К примеру, курс-профессия по внутреннему аудиту готовит к экзамену на диплом от ACPM — британской международной академии сертифицированных профессиональных менеджеров (Academy of Certified Professional Managers). Курс предоставляет полные знания от основ к практике и подходит специалистам с разным уровнем знаний и подготовки. Программа начинается с общей, базовой информации, а затем охватывает все инструменты и методы аудиторских проверок. Такая сертификация может не только существенно усилить резюме международным дипломом, но и стать прочной базой для работы, карьеры и получения других дипломов по аудиту.

Но даже получив диплом, внутренний аудитор должен постоянно развиваться, чтобы иметь возможность внимательно следить за бизнес-процессами, видеть и исправлять ошибки еще до того, как пройдет внешний аудит и появятся проблемы в компании. А также уметь консультировать топ-менеджмент относительно улучшений в бизнесе, чтобы он работал и приносил деньги. А для этого нужно постоянно мониторить состояние компании и ситуацию на рынке, отслеживать тренды в отрасли, а профессиональные знания и навыки поддерживать на должном уровне.

Пройдите курс-профессию по внутреннему аудиту, чтобы получить актуальные, практические знания для работы, а также британский диплом для успешной карьеры в аудите. Первое занятие после регистрации на курс – бесплатное!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *