Пропаганда что с ними стало
Перейти к содержимому

Пропаганда что с ними стало

  • автор:

Вика Воронина из «Пропаганды»: как живет звезда 2000-х, которой запретили исполнять свои песни

Вика Воронина из «Пропаганды»: как живет звезда 2000-х, которой запретили исполнять свои песни

Вика Воронина во времена «Пропаганды». Фото: globallookpress.com

В 2022 году группа «Пропаганда» отметила свое английское совершеннолетие. Женский коллектив, который был суперпопулярным в 2000-х, до сих пор существует, причем в двух составах. Однако, по мнению преданных поклонников, «Пропаганда» перестала быть «Пропагандой», еще 11 лет назад, когда коллектив покинула Виктория Воронина. Ранее в разговоре с Афишей-КП Вика вспомнила золотые времена в «Пропаганде», рассказала о пережитом предательстве со стороны бывших коллег и не только.

Розыгрыши в Telegram!

У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве – концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные!

Первый состав группы «Пропаганда»: Юля и две Вики

«Я всегда писала песни, пела их подружкам, а они меня подзадоривали, мол, давай группу создадим, хотя я всегда хотела петь сольно, – вспоминает Вика первый состав «Пропаганды», в который также входили Виктория Петренко и Юлия Гаранина (та самая, кто так мило картавила). – Мы верили, что мечты сбываются, если трудиться и постоянно создавать что-то новое. Ночи проводили в школьной каморке, которую считали своей первой студией».

Первым хитом «Пропаганды» стала песня «Мелом», премьера которой состоялась на одной из радиостанций 1 сентября 2001 года. Помните? «Я рисую на асфальте белым мелом слово «Хватит». Хватит лжи и хватит боли, отпусти себя на волю…». «На следующий день мы проснулись «героями поколения». Я до сих пор это чувствую. Некоторые поклонники приходят на мой концерт, чтобы просто обнять меня. Иногда они плачут, и я вместе с ними. Говорят: «Мы выросли на Ваших песнях». Я им в ответ: «И я тоже выросла с вами на этих песнях». Я писала и пела про себя, про ситуации своих друзей, про жизнь вокруг».

Первый альбом «Пропаганды» – «Детки» стал бестселлером. Помимо «Мелом» в нем были такие блокбастеры как «Никто» и «Кто». «Пропаганда» разговаривала с подростками на их языке, иногда с помощью жестких, но правдивых текстов. Песни «Семнадцать», «Про это», «Наркоманка» (это была самая настоящая антинаркотическая пропаганда) заслушивали до дыр.

«Поднимаясь по ступеням эскалатора московского метро, я увидела строчки из своих песен, написанные краской на ступенях. Тогда я поняла, что пришла не просто популярность, а самая настоящая слава. Нас караулили возле гостиниц, раскачивали автобусы. Все это было, – продолжает Вика Воронина. – Но популярность сегодня со мной, а завтра с тобой. А любовь людей это навсегда! Прошло много лет, а любовь осталась. Любовь к моим песням».

Другие составы группы «Пропаганда»: девушки по бокам менялись

В декабре 2001 года «Пропаганду» из-за конфликта с руководством покинули Вика Петренко и Юлия Гаранина. Группа поменяла концепцию и из подросткового трио превратилась в настоящий герлбенд. Вика Воронина продолжила писать хиты, а девушки рядом с ней периодически менялись. Их имена уже никто особо не запоминал. Мы смогли насчитать 10 человек. Примерно столько же было после ухода Ворониной.

«Смена составов давалась мне непросто. Хотя эмоционально все в «Пропаганде» было тяжело: ты только привыкла к девочкам, а их уже поменяли. У нас не было достаточно времени, чтобы сдружиться. Поэтому ни с кем из бывших участниц я не поддерживаю отношений. У нас разные жизни, которые сформировались на большой дистанции друг от друга», – добавляет наша героиня.

Лучшие поп-концерты в Москве

Узнайте о самых интересных музыкальных событиях. Вас готовы порадовать легендарные артисты советской эпохи, звезды 90-х и 2000-х, фрешмены, тиктокеры и не только.

Пропаганда «Кванто Коста»: лифтостой

Вика Воронина написали все песни группы, которые вышли до 1 января 2011 года. Кроме «Мари полюбила Хуана» и «Далеко ли до Таллина». Вот лишь часть хитов ее авторства со второго и следующих альбомов: «Дождь по крышам», «Так и быть», «Супер-детка», «Яй-я» («Яблоки ела»), «5 минут на любовь», «Quanto Costa». Кстати, о последней песне. В свое время над ней подшучивали из-за строчки «Ты спросил у лифта стоя, сколько твое сердце стоит».

«Мне не было обидно. Если говорить конкретно о «лифтостое», то это я сама начала прикалываться над песней на концертах. Отсюда это и пошло! Я люблю повеселиться, и публике это нравится», – подчеркивает автор.

Уход Вики Ворониной из «Пропаганды»: причина

В конце 2010 года Вика Воронина решила покинуть коллектив. К тому времени в группе сменился продюсер, отношения с которым у лидера «Пропаганды» были непростыми. «Может, когда-нибудь я расскажу, как все было на самом деле, но не сегодня и не сейчас. Могу сказать одно, это было тяжелым предательством со стороны людей, которых я считала друзьями. Я смогла прожить эту ситуацию, и она сделала меня сильнее! – рассказывает Виктория. – Что касается прав на написанные мной песни, оставшиеся у продюсера. Один умный человек однажды сказал: «Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что человек тот глупец. Это значит, что он доверял тебе так, как ты того не заслуживаешь».

За новыми составами «Пропаганды» Вика Воронина не следит, хотя, поклонники, конечно, рассказывают автору об очередных переработках ее песен. Однако Вике есть чем заняться: семья, сольная карьера, переезды из одной страны в другую. Кстати, сейчас Воронина работает без продюсера.

– В нашей стране, когда слышат слово «продюсер», многие подразумевают постель. Я попала на сцену за свой талант и за свои песни. Хотя обо мне тоже слухи ходили. Если бы я достигла чего-то «через постель», то со мной не случилось бы предательства и обмана со стороны бывших руководителей. Женский успех всегда легко оправдать тем, что «она с кем-то спит». А ведь женщины иногда бывают успешнее, умнее, сильнее мужчин, – продолжает певица.

Музыкальный критик Олег Кармунин заступился за Вику Воронину из «Пропаганды»

Олег Кармунин посвятил новый выпуск своего ютуб-шоу «Истории русской попсы» группе «Пропаганда», которой 1 сентября 2022 году исполнился 21 год. Музыкальный критик назвал «жуткой» историю этого коллектива, который продолжает существовать и сегодня.

Алла Пугачева «Мой друг»: песня Вики Ворониной

В 2019 году на своих юбилейных концертах в Кремлевском дворце Алла Пугачева исполнила проникновенную песню «Мой друг» авторства Вики Ворониной. Многие назвали эту композицию лучшей в концерте. «Мой друг, дело ж не в возрасте. А в нежности рук и в теплоте голоса. Слышу я вдруг, что мы с тобой разные. Но все же мы вместе, мой друг. О тебе, для тебя эта песня», – пела Алла Борисовна, адресуя эти строки своему супругу. Как это произведение попало в репертуар примадонны?

«Я мечтала написать песни для Аллы Пугачевой лет с пяти. Это было почти музыкальной одержимостью. Долго не решалась отправить ей электронное письмо, а когда отправила, то Алла Борисовна ответила почти сразу. По ее словам, она влюбилась в данную песню, которая заменила ей «Не отрекаются любя», – рассказывает Вика. – А потом все завертелось, закрутилось, состоялось, выведя меня на новый уровень, как человека, как автора. Потому что личное знакомство и общение с такой женщиной, как Алла Борисовна, меняет тебя, наполняет, воодушевляет».

Вика Воронина сейчас: сольная певица

Сольно Вика выпустила более 10 альбомов. Одна из самых прослушиваемых ее песен в сети – «Метр 60», исполненная в стилистике треков «Одни дома» и «Непростой» той же «Пропаганды». В 2022 году Вика Воронина выпустила альбом с детскими песнями, пятую часть альбома с именами, а также несколько синглов. Крайний из них – медляк «Дорога назад».

«Люблю делать разную музыку. Я профессиональный музыкант, да еще и автор. Так что имею право. На моих акустических концертах звучит фортепиано. В клубах – более танцевальный формат в стиле дип-хаус. Если чей-то день рождения, то я придумала музыкальную открытку. Это мини-песня почти для каждого имени. С их помощью очень удобно поздравлять своих родных и близких в соцсетях. Считайте, что это мое ноу-хау. Артисты такого целенаправленно еще не делали! А я сделала», – рассказывает певица.

«Ангиной заболела»: куда пропала певица Надежда Игошина из «Фабрики звезд-4»

«Болела, тобою я болела…» – звучало в середине 2000-х на каждой школьной дискотеке. А потом певица Ангина, ставшая популярной благодаря «Фабрике звезд-4», пропала с экранов. Оказывается, к 35 годам носившая это сценическое имя Надежда Игошина стала многодетной матерью и подалась в актрисы. Расскажем, как в свое время дыра в заборе привела ее на большую сцену, и как заработанный на шоу психологический комплекс сказался на судьбе Ангины.

Личная жизнь Вики Ворониной

Свою личную жизнь Вика Воронина не афиширует, семью общественности не показывает, но известно, что она – многодетная мама (сообщается о том, что у нее трое детей). Живет артистка в США (писали про Нью-Йорк), а в Россию периодически наведывается по работе.

– Я не даю интервью на тему личной жизни. Помимо Нью-Йорка я много где успела пожить: в Сингапуре, в Индии, во Франции, в Бразилии. Так сложилась жизнь. Специально ничего не планировала. Люди в интернете видят то, что хотят увидеть. Но истины никто не знает, кроме моего самого ближайшего окружения. Все остальное – иллюзии! Если честно, я живу не в Нью-Йорке, а в другом городе. В Нью-Йорке я просто часто бываю», – резюмирует певица и автор песен.

Биография Алены Иванцовой из дуэта «Вкус меда»: поклонники не узнали исполнительницу хита «Человек дождя», вернувшуюся на сцену

Алена Иванцова в далеком 1994 году появилась на фестивале «Песня года» со своим единственным хитом «Человек дождя». Экс-участница дуэта «Вкус меда» внезапно исчезла с голубых экранов в начале 2000-х. В 2022 году звезда 90-х решила реинкарнировать свою музыкальную карьеру благодаря шоу «Суперстар! Возвращение». Многие с трудом узнали 52-летнюю артистку на свежих фото. В ожидании камбека приведем биографию Алены Иванцовой.

Культовое телешоу «Что? Где? Когда?» скатывается к пропаганде, считают бывшие игроки

Телеигра «Что? Где? Когда?» пользовалась популярностью, у неё появилась международная сеть поклонников, устраивавших турниры, которые не транслировались по телевидению. В США версия шоу под названием Million Dollar Mind Game недолго выходила в эфир в начале прошлого десятилетия

Передача «Что? Где? Когда?», которая была визитной карточкой российского телевидения, превращается из высокоинтеллектуального и динамичного шоу, полного остроумия, в нечто иное, говорят некоторые ветераны клуба знатоков. Они считают, что телеигра становится средством пропаганды вторжения в Украину.

В российском эфире это шоу существует с советских времён: высокоинтеллектуальная телевикторина, в которой участники, одетые в смокинги и вечерние платья, сидят в обстановке, напоминающей казино, и отвечают на вопросы из области литературы, истории и культуры, блистающие остроумием, игрой слов и часто имеющие «двойное дно».

Шоу «Что? Где? Когда?» настолько популярно, что породило множество передач-клонов в других странах, включая версию в США. Кроме того, оно имеет свою международную сеть поклонников, проводящих нетелевизионные локальные турниры под названием «Спорт ЧГК». Благодаря этому шоу немало игроков стало известными и состоятельными людьми, причём некоторые ушли в политику. Однако в течение долгого времени в телевикторине действовало негласное правило: «Мы вне политики».

Теперь же игра «Что? Где? Когда?», выходящая на государственном Первом канале, всё больше превращается в нечто иное, говорят её ветераны. Бывшие участники клуба знатоков считают, что викторина становится средством кремлёвской пропаганды вторжения России в Украину.

Начало полномасштабной войны в феврале 2022 года уже вызвало раскол среди нескольких давних участников шоу. Несколько самых известных игроков покинули шоу. Члены обширной сети клубов, занимающихся организацией местных турниров, осудили вторжение.

По мнению некоторых из них, крен в сторону пропаганды кремлёвских идей произошёл ещё раньше, в 2014 году, когда Россия аннексировала украинский Крымский полуостров.

«С тех пор Россия для меня мертва, а вместе с ней умерло и российское телевидение. Оно превратилось в пропагандистскую машину, которая обслуживает агрессию», — сказал в комментарии «Настоящему Времени» Игорь Кондратюк, давний участник телевикторины, а ныне украинский телеведущий.

Екатерина Мереминская

В сентябре известная участница Екатерина Мереминская опубликовала рассказ от первого лица, в котором заявила о невозможности поддерживать политику шоу «Вне политики».

В материале, опубликованном iStories, Мереминская сообщила, как Наталья Стеценко, ведущий продюсер шоу и вдова его создателя, связалась с Мереминской через несколько дней после вторжения и попросила её удалить пост в Facebook’е «Нет войне».

Мереминская отказалась и вышла из состава участников.

«Мне кажется, что сами по себе люди не являются агентами пропаганды, — отметила Мереминская в интервью «Настоящему Времени» 28 сентября. — А, возможно, сама по себе передача — скорее да».

«Как будто «вне политики» работает только в одну сторону — когда нельзя говорить ничего против политики, одобряемой российскими властями, — добавила она. — А говорить «за» можно, как будто бы это не политика».

Среди получивших известность благодаря этому шоу есть Илья Новиков, известный адвокат, покинувший «Что? Где? Когда?» после 14 лет участия в телевикторине. Он покинул шоу в 2016 году, когда стал защищать в суде Надежду Савченко, украинскую военную лётчицу, которая провела два года в российской тюрьме.

В то время российская государственная пропаганда начала активно использовать эпитеты «бандеровцы» и «нацисты» для обозначения украинцев, и эта тенденция сохраняется до сих пор. Под «бандеровцами» понимаются последователи лидера украинских националистов времён Второй мировой войны Степана Бандеры, которого российские власти давно поносят, причисляя к нацистам за то, что его группировка действовала вместе с нацистскими войсками, а в некоторых случаях и в координации с ними.

«Когда я появляюсь в эфире Первого канала в вечернее время в бабочке — это одно, — говорит Новиков, — а когда я появляюсь в эфире того же канала как защитник «бандеровки» и «нацистки» — это что-то другое».

Ранее в этом месяце Федеральная служба безопасности России выдвинула против Новикова, который сейчас живёт в Украине, обвинения в государственной измене.

Илья Новиков (справа) и его подзащитная Надежда Савченко в суде. Москва, 2016 год

«НЕ ДАЮТ ПРЯМОГО ЭФИРА»

На протяжении многих лет «Что? Где? Когда?» была культовой передачей для интеллектуалов и образованных зрителей. Команды соревнуются между собой за призы — в советское время, по словам Мереминской, знатокам вручались редкие книги. Позже появились денежные премии, а зрителям предлагалось присылать вопросы, которые задавались в ходе игры, за что они также могли получить деньги.

Человек, создавший программу в 1975 году, Владимир Ворошилов — титан советского и российского телевидения. Он умер в 2001 году.

Бывшие участники видят изменения в подаче и оформлении игры. Например, слово «знатоки» теперь пишется с английской буквой Z. Эту литеру Россия использует как символ поддержки вторжения в Украину.

Ведущие шоу могут представить участника из одного из оккупированных Россией городов Украины как жителя России, которая теперь считает Крым и ещё четыре украинские области своей территорией. В эфире передачи рекламировали пророссийский фильм об Украине или войне.

Другим примером, о котором рассказала Мереминская, стал реальный вопрос, прозвучавший в передаче. Вопрос гласил: «Вы видите контур одного из регионов нашей страны. Назовите его». Этим регионом был аннексированный Крым.

Кроме того, по словам другого бывшего участника, Ровшана Аскерова, теперь передачи записываются заранее, чтобы исключить возможные промахи. В течение многих лет викторина транслировалась в прямом эфире.

По его словам, продюсеры боятся и «не дают прямого эфира».

В мае 2022 года московский суд возбудил уголовное дело против Аскерова, который сейчас живёт в Украине, обвинив его в «реабилитации нацизма». Основанием для обвинения послужила публикация, в которой он назвал советского маршала времён Второй мировой войны Георгия Жукова вором.

После смерти Ворошилова его вдова Стеценко взяла под свой контроль продюсерскую компанию «Игра ТВ», которая выпускает шоу.

Американская версия шоу под названием Million Dollar Mind Game недолго выходила в эфир в 2011–2012 годах.

Ещё до начала полномасштабного вторжения России в Украину компания оттолкнула от себя часть преданных участников сети «Что? Где? Когда?», которая действует примерно в десятке стран, в основном на территории бывшего Советского Союза. В 2012 году компания попыталась зарегистрировать название сети как товарный знак, что фактически ограничило возможность проведения турниров и локальных соревнований.

ТОНУЩИЙ КОРАБЛЬ?

Дарья Соловей, известная бывшая участница из Беларуси, рассказала, что во время массовых протестов, потрясших страну в 2020 году, она регулярно общалась с другими участниками, поддерживая их. Но затем к ним подошли редакторы шоу и отругали их, сказав: «Никакой политики».

На фоне политических потрясений она покинула Минск и переехала в Одессу в Украине, где, по её словам, пряталась в бомбоубежищах, когда Россия начала вторжение. Затем она полностью ушла из шоу.

После вторжения около двух тысяч участников сети подписали открытое письмо, осуждающее войну, которую Кремль называет «специальной военной операцией».

Максим Поташёв, давний известный участник программы, защищает смену тональности в программе, говоря, что она отражает изменения в мировой политике.

«Остаться в стороне, замкнуться в себе, не влезать в эту мировую свару, отказаться от своих геополитических интересов не получится», — считает он.

«Когда начинается вот эта всемирная делёжка, любая страна должна быть либо игроком, либо к кому-то присоединяться, — сказал он, повторяя кремлёвский нарратив. — Нужно быть сильным, демонстрировать эту силу и готовность свои интересы отстаивать».

Адвокат Новиков эту идею отвергает.

«Кто-то привязывает свою маленькую лодочку к большому военному кораблю, и когда этот корабль начинает тонуть, у него просто нет времени и возможности отвязаться, — говорит Илья Новиков. — Мне бы очень не хотелось, чтобы программа «Что? Где? Когда?» пошла на дно вместе с Первым каналом, российским телевидением и Россией как таковой. Но таковы сейчас ставки, такова цена всего, что ты делаешь или не делаешь, что эта война может стать последним эпизодом истории этой игры».

КОММЕНТАРИИ

Корпорация РСЕ/РC, к которой относится Азаттык, объявлена в России «нежелательной организацией». В этой связи комментирование на нашем сайте, лайки и шэры могут быть наказуемы в России. Чтение и просмотр контента российским законодательством не наказуемы.

Провал кремлевской пропаганды в Украине: причины и опыт

Образ провала кремлевской пропаганды в Украине

Анализируя формирование критического мышления в украинском обществе, социолог-исследователь предполагает, что опыт информационного противостояния Украины может помочь в борьбе с российской пропагандой в других странах, включая саму Россию

До начала полномасштабного российского вторжения в феврале 2022 года считалось, что русскоязычные СМИ имеют огромную аудиторию в Украине, а их влияние непреодолимо. Однако реальность, и затем, данные исследований украинской аудитории показали, что опасения по поводу восприимчивости украинцев к кремлевской пропаганде были преувеличены.

На днях Университет Джорджа Вашингтона в столице США, в рамках программы «Новые голоса о Евразии» (New Voices on Eurasia, The Elliott School of International Affairs, George Washington University), представил доклад Аарона Эрлиха, профессора кафедры политологии Университета Макгилла в Монреале, Канада (Aaron Erlich, McGill University, Montreal, Canada), об успехах украинского противостояния многолетней «массированной атаке» пропаганды Кремля.

Аарон Эрлих на презентации своего исследования

Опираясь на свои собственные исследования и работы других социологов и социальных психологов, профессор Аарон Эрлих приводит доказательства того, что украинцы оказались вполне способными отличать дезинформацию и ложные нарративы, распространяемые Кремлем, от достоверных новостей.

Эрлих утверждает, что этим возможностям способствовала широко распространенная в стране лояльность к украинской информации в сочетании с недавними институциональными реформами.

Трансформация восприятия информации украинским обществом

Канадский исследователь, проработавший последние 20 лет в той или иной форме в разных странах Восточной Европы, включая Украину, заявил, что украинская аудитория за последние годы претерпела значительные изменения в своем отношении к России.

Несмотря на то, что «антиукраинская пропаганда» в российских СМИ была «активирована» в 2014 году с момента кризиса правительства Януковича, она не сразу стала «проблемой для украинского населения, как бы не утверждали многие эксперты», заявил Эрлих.

«Украинцы просто были честны в своем недоверии по отношению к России и большинством голосов поддерживали Украину», — отметил исследователь.

«Однако широкий доступ к российским государственным СМИ, существовавший в то время, способствовал возникновению у части украинского общества “доверия” к прокремлевской дезинформации и пропаганде», — так описал ситуацию Аарон Эрлих.

Влияние российской пропаганды в довоенное время

В те времена во многих «мозговых центрах» Вашингтона, а также в аналогичных институтах Украины, много раз обсуждалась цензура украинского правительства в отношении государственных СМИ и социальных сетей, принадлежащих России.

«Это считалось не демократичным и неправильным. И было много споров о том, работает ли это», — подчеркнул Эрлих.

Кроме того, по мнению профессора, гражданское общество Украины претерпело с 2014 года масштабную трансформацию.

Сегодня, по данным исследования, в стране успешно работают и вызывают уважение общества быстрой проверкой и разоблачениями — множество антипропагандистских агентств, ежедневно проделывая удивительную инновационную работу.

«Советские методы»​ Кремля и противостояние Украины

«Если предыдущее российское вторжение побудило украинцев мыслить критически и способствовало развитию у них способности обнаруживать “программную” пропаганду, то изначально спорный запрет российского телевидения и социальных сетей, наполненных кремлевской пропагандой, вероятно, окончательно сделал украинскую аудиторию устойчивой к дезинформации», — уверен Эрлих (Украина запретила российские государственные СМИ в 2014-16 годах).

Под влиянием российских телеканалов остались приграничные с Россией оккупированные ею территории Украины и полуостров Крым.

Влияние российского телевидения на приграничные районы Украины

Профессор также заметил, что, в то время, как на Западе общество было обеспокоено «внедрением» Кремля в социальные сети, в Украине Кремль применял старые советские стратегии традиционных СМИ:

«В Кремле пытаются показать Россию лучше, чем другие страны. Обычно, они таким образом пытаются “подорвать” авторитет правительства той страны, в которой они работают. Кроме того, они много внимания уделяют историческим темам, военным, политическим, и культурным», — рассказал Эрлих.

Кроме того, часть стратегии России, состоит в том, чтобы создать «много информационного шума». Эрлих считает, что это отдельная тема для исследования: как бороться с «инфошумом» в более широком смысле?

Совместное исследование Аарона Эрлиха с EUvsDiSiNFO, проектом Европейского Союза по сбору историй о российской пропаганде, показало, что по всем темам, кроме экономической, украинцы довольно хорошо умеют отличать правдивые истории от ложных.

«Это неудивительно, учитывая многочисленные экономические проблемы Украины, существовавшие годами. Если кто-то собирается уделять больше внимания дезинформации, я думаю, что экономика — это место, где можно приложить усилия», — не без иронии заметил Аарон Эрлих.

«Однако новости об оккупации и полномасштабном вторжении заставили все украинское общество испытать шок, который имел повсеместный “гальванизирующий эффект” на индивидуальном уровне каждого. В результате: изменились психологические механизмы и люди стали гораздо более критично, чем раньше, относится к информационным материалам», — разъяснил канадский ученый.

Способы убеждения: Украина и мировой опыт

Профессор Эрлих уверен, что можно и нужно переубеждать людей, подвергнувшихся влиянию пропаганды, если с ними налажена коммуникация.

«Прежде всего, это советы и уловки, которые уже используют различные платформы социальных сетей, чтобы попытаться заставить пользователей более критически относиться к материалу, который они видят. Например, возникающие “анонсы”, типа: “вы действительно хотите поделиться этой информацией? Вы читали статью?”. Такие вещи напоминают пользователям, что им нужно подумать о том, “чем” они делятся, или “что” они думают о том, “что” они читают», — посоветовал канадский исследователь.

Война индуцировала критическое мышление у всего населения Украины. По мнению Эрлиха нужно делать больше работы, «типа обмена сообщениями между регионами, которые могут помочь другим людям, и не только в Украине, попытаться более критически относиться к любому событию и ситуации, в которой они находятся прямо сейчас».

Аарон Эрлих сослался на серию публикаций американских СМИ о родственниках «с обеих сторон». Это «братья и сестры, разлученные Украиной и Россией, которые больше не разговаривают друг с другом из-за войны».

В результате проведенных Эрлихом исследований выяснилось, что около половины украинцев сообщили, что у них есть хотя бы один родственник в России. Из них примерно 60% признались, что разговаривали с этими родственниками даже после начала войны.

Оценка украинцами своих собственных усилий по изменению отношения к пропаганде у их российских родственников при личном контакте с ними

Это огромный канал коммуникации, считает канадский ученый. В совокупности 38% опрошенных, из выборки в 500+ человек, заявили, что считают, что «имеют какое-то влияние на своих родственников».

«Люди, как известно, плохо умеют убеждать друг друга. Но есть много методов, которые социальные психологи использовали, чтобы научить людей тому, как лучше убеждать других людей в том, во что они верят. Один из них называется «восприимчивость к разговору». Необходимо распространять эти методы и развивать их в украинской и, по возможности, в русскоговорящей среде», — заявил профессор.

Процесс языковой переориентации и его роль

Несмотря на то, что украинское население двуязычно, оно постепенно становится больше говорящим по-украински, чем по-русски. Процесс языковой переориентации, который начался давно и ускорился в 2014 году, практически «зашкалил» в 2022 году.

«Есть экспериментальные доказательства того, что большая часть населения Украины сейчас пытается перейти от общения по-русски к украинскому, и это еще уменьшит доверие к кремлевской пропаганде. Однако, я уверен, что делать это необходимо с большой долей эмпатии к тем, кто говорит по-русски. Это будет важно для продолжающегося успеха Украины в борьбе с пропагандой», — заметил ученый из Канады.

Подтверждение влияния на восприятие пропаганды языковой переориентации с русского на украинский

«Популяция украинцев, имеющих родственников в России сложна. Например, в Украине есть люди, чьи семьи имеют абсолютно российские корни, но были переведены советскими вооруженными силами в Украину в 1980-х годах, и они до сих пор живут в Украине. Украинским властям придется работать и с ними», — подчеркнул исследователь.

Аарон Эрлих полагает, что «установление контактов с русскоязычными» будет иметь «важные последствия для всего региона в целом и сработает в таких местах, как Молдова и Беларусь, потенциально воздействуя на осведомленность многих граждан из этих стран».

Впереди — борьба с кремлевской пропагандой внутри России

Гораздо более серьезной проблемой было влияние прокремлевских СМИ на внутреннюю аудиторию, поскольку россияне оказались весьма восприимчивы к ложным нарративам СМИ.

Исследователь предполагает, что поведенческие «подталкивания», побуждающие граждан к более критическому мышлению, могут и здесь помочь в борьбе с российской пропагандой.

«Одна из главных особенностей российских СМИ заключается в том, что они вложили много, очень много денег и времени в создание очень, очень ценных публикаций и программ с высокой ценностью контента, а не просто в информацию. Россиянам нравятся песни и танцы, сериалы и развлекательные программы, которые производят государственные телеканалы. Сегодня — все это стало тоже полностью политизированным и это не может привлечь российского зрителя. Предстоит “пересоздать” все российские СМИ заново», — добавил в заключении Аарон Эрлих, профессор Университета Макгилла, исследователь влияния кремлевской пропаганды.

«Театр в России становится огромным инструментом пропаганды». Интервью актера, который вскрыл вены на сцене, протестуя против войны

Первого мая стало известно, что из России уехал Артур Шувалов, актер Государственного русского драматического театра имени Бестужева в Улан-Удэ. Он выступал против войны в Украине и в конце марта вскрыл себе вены на сцене – из-за давления со стороны руководства театра и попыток уволить за его антивоенную позицию. На родине Шувалову, по его словам, грозила принудительная госпитализация в психиатрическую больницу.

Уехав за границу, Шувалов рассказал Настоящему Времени об угрозе отправки на принудительное лечение и о том, как в театре на него давили из-за его антивоенной позиции. Он предсказал, что, если театры в России действительно поддержат войну, как этого требует от них власть, они «впадут в забвение» и столкнутся с падением качества и зрительского интереса.

– Что для вас стало последней точкой кипения, когда вы решили уехать? И где вы сейчас?

– Я сейчас в третьей стране, пока не буду говорить в какой. А последней точкой стало то, что мои знакомые «доброжелатели», сказали, что в принципе меня ждет так называемая карательная психиатрия. Эта информация пришла ко мне из разных источников.

В понедельник меня должны были направить в психоневрологический диспансер. Поскольку я там уже был и первая поездка туда закончилась хорошо, я должен был туда приехать, возможно, там остаться и полежать какое-то время. Естественно, я не стал рисковать, потому что мало ли что может быть. И поэтому я принял решение покинуть страну.

Артур Шувалов и другие актеры на сцене

В Улан-Удэ актер на сцене вскрыл себе вены из-за давления руководства. Минкультуры заявило, что ему «ничего не угрожает», обещало проверку

Наверняка сейчас уже появились какие-то уголовные дела, может быть, они и были, просто я не был знаком с ними. Министерство культуры Бурятии, провластные телеграм-каналы, говорили о моих действиях, что я не поддерживаю войну, что я срывал флаги, но потом это как-то все затихло, и они убрали эту информацию из публичного поля.

– Про больницу. Вы сказали, что там уже были. А по какой причине? Как это было?

– Это было после того, как моя акция прошла 29 марта. Я написал заявление в полицию на руководителя театра – о доведении меня до самоубийства, и там есть определенная процедура. Нужно сдать тест на наркотики и получить справку из психоневрологического диспансера о своем психологическом состоянии. Я был на приеме у врача, и мне написали после разговора с психотерапевтом диагноз «острая реакция на стресс».

Что было бы дальше? Я не знаю. На самом деле есть такой медицинский диагноз. Возможно, в будущем это могло бы переквалифицироваться в какую-нибудь вялотекущую шизофрению или другие «политические» диагнозы. Я не сильно в этом пока разбираюсь. И надеюсь, мне не предстоит в будущем в этом разбираться. Но могло быть и хуже.

Михаил Селицкий

Суд в Ростове отправил на принудительное лечение автора граффити «Путин – вор»

– Все началось после увольнения предыдущего худрука театра (Сергея Левицкого год назад сняли с должности за антивоенную позициюред.). Как писали СМИ, вы сталкивались с давлением после этого. Что именно происходило?

– Мы понимали, что вернуть предыдущего руководителя на данном этапе невозможно, потому что наш друг, наш художественный руководитель высказался против войны. Он уже получил на тот момент несколько административных штрафов, у него было несколько дел. И мы понимали, что в данной политической ситуации в стране его невозможно будет вернуть ни при каких обстоятельствах.

Давление на меня началось где-то в июне-августе – после того, как я в мае снял на площади театра четыре флага-баннера с буквами Z, V, O. Давление начало на меня старое руководство театра, а также на меня оказывали давление пресс-секретарь, и он же советник главы Бурятии Цыденова. Есть аудиозаписи разговоров, я их позже буду публиковать. И к этому давлению, попытке уволить меня, убрать из театра подключился вновь пришедший художественный руководитель, который пока тоже занимает эту должность.

– А предыдущий руководитель не шел против вас, да?

– Нет, конечно. Левицкий – наш друг.

– Каким еще было давление? Что происходило по факту?

– По факту что происходило: меняли работы, то есть не было никаких новых постановок, я нигде не был в новых постановках занят. Меня убирали из старых спектаклей, или старые спектакли, в которых я участвовал, убирали из репертуара, лишали меня всяческих премий, выплат, лишали зарплаты. То есть я получал в разы меньше, чем другие мои коллеги. И те ребята, которые меня поддерживали, которые заступались за меня, их тоже из спектаклей, в которых они участвовали, убирали.

«Современник» подтвердил увольнение Лии Ахеджаковой. Она покинула театр после того, как из репертуара убрали последнюю постановку с ней

– А они вам это как-то объясняли при личном разговоре?

– При личных разговорах, конечно, объясняли. Говорили, что человек с такой позицией, как у меня, не должен работать в театре. То есть это было сказано мне, озвучено несколько раз: практически при каждом личном разговоре с руководством мне открыто говорили, что я не должен работать в театре либо я должен публично поддержать войну и за мной должны пойти мои коллеги. Тогда у нас будет и зарплата побольше, и новое оборудование в театре появится – «все вообще у вас будет хорошо», – это мне тоже напрямую озвучивали.

– Что произошло с вашей женой, которая тоже с вами работала?

– Когда вся эта история со мной уже набирала обороты, в день спектакля 29 марта, когда как раз была моя акция, моя жена написала заявление об увольнении. Ей без разговоров просто его подписали, без всяких вопросов. Понятно, что у нее тоже уже был определенный нервный срыв, она не хотела находиться в том месте, где гнобят меня, гнобят ее, гнобят других наших коллег. И я сказал на сцене, что ей подписали заявление об увольнении.

А они говорят, что она уволилась сама. Да, действительно это так: она написала заявление по собственному желанию. Но просто это, что называется, принуждение к увольнению. Нам не давали работать, закрыли вообще все возможности говорить, как-то высказываться даже языком искусства. Вот, собственно говоря, и все: она уволилась.

«Военком красиво говорил про патриотизм, а ночью приходили как разбойники!» Как из Бурятии мужчин особо массово забирали на войну с Украиной

– Как вы относились к заявлением руководства театра, которое принуждало вас поддержать войну? И что для вас вообще война в Украине?

– Как можно относиться к войне в Украине? У меня нормативной лексики не хватит высказать к этому свое отношение. Это какой-то ужас, это страшное событие, которое не может вообще оставить равнодушным человека. Простите, я даже не могу корректно сформулировать то, что сейчас происходит, это одно из самых страшных событий, которое может происходить, это война.

– А среди ваших коллег есть те, кто поддержал войну?

– Из труппы, из артистов, я не могу говорить полностью за весь коллектив театра, может быть, несколько человек из труппы могли бы как-то сказать что-то в поддержку. Но большинство людей просто пытается отмалчиваться и не говорить ничего. Потому что сейчас это очень опасно. Можно элементарно сказать что-то, скажем, где-то в гримерке, где-то в коридоре – и могут на тебя написать донос. Мало ли что. Я понимаю, что есть люди, которые против войны, но боятся просто об этом говорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *