С чего начинается проверка подразделения
Перейти к содержимому

С чего начинается проверка подразделения

  • автор:

С чего начинается проверка подразделения

Глава 2. Методика оценки строевой подготовки подразделения

  • Содержание
  • 2.1 Методика проверки и оценки одиночной строевой подготовки
  • 2.2 Методика проверки и оценки строевой слаженности подразделения
  • 2.3 Общая оценка строевой подготовки подразделения

Степень готовности каждого военнослужащего к выполнению поставленных перед ним задач определяется в первую очередь уровнем его профессиональной подготовки, в том числе и строевой.

Для того чтобы постоянно знать степень строевой выучки военнослужащих и уровень строевой слаженности подразделений, все командиры (начальники) обязаны периодически проводить контрольные занятия: командир полка — в батальоне, командир батальона — в роте, командир роты — во взводе.

Строевая подготовка проверяется и оценивается на контрольных занятиях в процессе обучения, в ходе строевых смотров, при инспектировании и проверках войск, а в военных образовательных учреждениях профессионального образования (военные академии, военный университет, высшие и средние поенные учебные заведения, суворовские военные училища, кадетские корпуса), кроме того, на экзаменах и зачетах.

В ходе проверки строевой подготовки проверяются и оцениваются: одиночная строевая выучка военнослужащих и строевая слаженность подразделений (умение военнослужащих четко, однообразно и согласованно действовать в составе подразделений) в пешем порядке и на машинах.

Общий порядок проверки строевой подготовки осуществляется применительно к положениям Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации, а оценочные показатели определяются в соответствии с требованиями инструкции о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной первым заместителем МО РФ 12 апреля 1996 г. № 205/2/202.

На проверку одиночной строевой подготовки взвода, роты (батареи), батальона (дивизиона) необходимо отводить два или три часа.

Подразделения, назначенные для проверки, с оружием выводятся на строевой плац. По прибытии к месту проверки они выстраиваются в развернутый двухшереножный строй.

В отдельных случаях подразделение может быть заблаговременно выведено и построено на плацу в порядке, указанном начальником, проводящим проверку. В обоих случаях командир проверяемого подразделения с прибытием старшего начальника докладывает ему о готовности подразделения к проверке и вручает ему списки личного состава.

При проведении проверки или контрольного занятия в ходе обучения командир подразделения либо старший начальник оценивает действия одиночных военнослужащих и слаживание подразделений с последующим выставлением оценок. Общая оценка строевой подготовки подразделений слагается из оценок за одиночную строевую выучку военнослужащих и строевую слаженность подразделений.

С чего начинается проверка подразделения

Проведение плановых проверок юридических лиц

28. Основаниями для начала административной процедуры являются:

утвержденный территориальными органами ФССП России ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц;

решение руководителя территориального органа ФССП России о проведении проверки в соответствии с утвержденным территориальным органом ФССП России ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц.

29. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований.

30. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых территориальными органами ФССП России в соответствии с их полномочиями ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц.

31. Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица территориальных органов ФССП России, проводящие плановую проверку.

Плановая проверка проводится при наличии решения, подготовленного в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

В решении руководителя территориального органа ФССП России указываются:

1) наименование территориального органа ФССП России, проводящего плановую проверку, а также вид надзора;

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц территориального органа ФССП России, уполномоченных на проведение плановой проверки, а также привлекаемых к ее проведению экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование, место нахождения юридического лица (его филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), плановая проверка которого проводится;

4) цели, задачи, предмет плановой проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения плановой проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения плановой проверки и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения плановой проверки;

7) сведения об Административном регламенте;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения плановой проверки;

9) даты начала и окончания проведения плановой проверки.

Плановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется территориальным органом ФССП России не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии решения руководителя территориального органа ФССП России о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе по телефону, телеграфу, факсу, электронной почте.

32. Плановая проверка начинается с предъявления должностными лицами территориального органа ФССП России, проводящими проверку, служебных удостоверений и вручения под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица заверенной оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации копии решения руководителя территориального органа ФССП России. По требованию подлежащих проверке юридических лиц должностные лица территориального органа ФССП России обязаны представить информацию о территориальном органе ФССП России в целях подтверждения своих полномочий.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица территориального органа ФССП России обязаны ознакомить подлежащих плановой проверке лиц с Административным регламентом.

33. Предметом плановой документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний территориального органа ФССП России.

В процессе проведения плановой документарной проверки должностные лица территориального органа ФССП России в первую очередь рассматривают документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении территориального органа ФССП России.

34. В случае необходимости получения в рамках проведения плановой документарной проверки документов и (или) информации проведение плановой документарной проверки может быть приостановлено директором ФССП России, руководителем территориального органа ФССП России на срок, не превышающий 10 рабочих дней.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении территориального органа ФССП России, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, территориальный орган ФССП России направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для проведения плановой документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации копия решения руководителя территориального органа ФССП России о проведении плановой документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в территориальный орган ФССП России указанные в мотивированном запросе документы.

Указанные в мотивированном запросе документы представляются в виде копий, заверенных оттиском печати юридического лица (при наличии) и подписью руководителя, иного должностного лица, или уполномоченного представителя юридического лица соответственно.

Юридическое лицо вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в соответствии с постановлением N 553.

В случае, если в ходе плановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у территориального органа ФССП России документах и (или) полученным в ходе осуществления надзора, информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, представляющее в территориальный орган ФССП России пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных выше сведений, вправе представить дополнительно в территориальный орган ФССП России документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностные лица территориального органа ФССП России, которые проводят плановую документарную проверку, обязаны рассмотреть представленные юридическим лицом пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений территориальный орган ФССП России установит признаки нарушения обязательных требований, его должностные лица вправе провести выездную проверку.

35. Плановая выездная проверка проводится в случае, если при плановой документарной проверке не представляется возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, имеющихся в распоряжении территориального органа ФССП России;

оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по надзору.

36. Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.

Плановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами территориального органа ФССП России, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица с решением руководителя территориального органа ФССП России о назначении плановой выездной проверки и с полномочиями проводящих плановую выездную проверку должностных лиц территориального органа ФССП России, а также с целями, задачами, основаниями проведения плановой выездной проверки, видами и объемом мероприятий по надзору, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к плановой выездной проверке (в случае их участия в ней), со сроками и условиями ее проведения.

37. Результатом административной процедуры является:

составление акта плановой проверки;

принятие решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;

направление материалов об административном(ых) правонарушении(ях) в уполномоченные в соответствии с компетенцией органы для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

38. Способ фиксации результатов выполнения административной процедуры:

акт плановой проверки;

решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;

протокол об административном(ых) правонарушении(ях).

Приказ Минюста РФ от 01.10.2010 N 241 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2010 N 18755)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

Общие правила проведения выездных налоговых проверок

Общие правила проведения выездных налоговых проверок

Повторная выездная проверка – это проверка, которая проводится по уже проверенным в рамках предыдущих выездных проверок налогам за уже проверенные периоды. Такая проверка может проводиться независимо от того, какая она по счёту выездная для данного налогоплательщика в текущем календарном году, и соответствующие ограничения не действуют.

При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, также не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки.

Основаниями для проведения повторной выездной налоговой проверки может быть случай, когда она проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью того налогового органа, который проводил первоначальную выездную налоговую проверку.

Она может проводиться налоговым органом, который уже проводил проверку на основании решения руководителя в случае, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, где указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Но предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, которые повлекли уменьшение ранее исчисленной суммы налога или увеличение убытка. Такая повторная проверка ограничена пределами того налога и тех конкретных изменений, которые отражены в уточненной налоговой декларации.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не могут быть применены налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. Однако в результате повторной проверки проверяющий вправе переоценить выводы первоначальной проверки и принять новое решение. Сами по себе недоимки по налогам и пени могут быть доначислены по результатам повторной выездной налоговой проверки (только санкции не могут быть доначислены, а сами налоги и пени доначислены могут быть).

При этом необходимо учитывать, что запрет на применение санкций в ходе выездной повторной проверки распространяется именно на штрафы за несвоевременную уплату или неуплату налогов. Если же налогоплательщик, например, отказывается предоставлять документы по требованию налогового органа, данный штраф совершенно спокойно может быть применён и в ходе повторной выездной налоговой проверки.

Часто на практике возникает вопрос, может ли налоговый орган в ходе повторной выездной налоговой проверки доначислить налоги и, соответственно, пени тоже, по тем налогами и тем ситуациям, которые уже были предметом рассмотрения судов. То есть по первоначальной проверке уже было вынесено решение, оно было налогоплательщиком обжаловано и признано судом недействительным полностью или в части. Этот вопрос был предметом рассмотрения судов неоднократно, в том числе и Конституционного Суда, и суды сформировали такой подход: если судом при рассмотрении дела по первоначальным результатам выездной налоговой проверки были сделаны выводы о фактах, то эти выводы пересмотрены быть не могут. Если же первоначальное решение было признано недействительным по формальным основаниям, либо оно было признано недействительным в некой части и обстоятельства, связанные с уплатой налога, который доначислен, вообще не рассматривались, то соответственно могут быть начислены налог и пени и при повторной выездной налоговой проверке.

У налогоплательщиков также часто возникает вопрос, вправе ли налоговый орган доначислить налоги или отказать в вычете либо возмещении НДС, если по этим вопросам уже проводилась камеральная проверка. Здесь судебная практика складывается полностью не в пользу налогоплательщика. Даже в том случае, когда результаты камеральной проверки были предметом рассмотрения суда, эти выводы могут быть пересмотрены, если в отношении налогоплательщика за соответствующий период по соответствующему налогу проводилась выездная проверка. Поэтому рассчитывать на то, что результаты камеральной проверки каким-то образом вас спасут, когда придёт выездная проверка, к сожалению, не приходится.

Решение о проведении выездной проверки принимается руководителем либо заместителем руководителя налогового органа, проводящего проверку. В решении определяется, в отношении кого будет проводиться проверка, указываются полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество налогоплательщика. В решении указывается предмет проверки – какие налоги, сборы и взносы будут проверяться, проверяемый период, состав проверяющих с указанием должности, фамилии и инициалов сотрудника налогового органа, которому поручается проведение проверки. Возникает вопрос: может ли инспекция написать в решении «по всем налогам и сборам» без их перечисления? Да, может. Даже в форме решения указана возможность заполнения реквизитов именно таким образом. Представление налогоплательщику копии решения о проведении назначенной выездной налоговой проверки законодательством не предусмотрено. В свое время была судебная практика, что это является необходимым, но таких дел уже давно не было. Видимо, налогоплательщики не хотят с этим спорить, потому что особого смысла в этом нет, поскольку даже если с решением что-то не так, но по результатам проверки будут выявлены правонарушения, совершённые налогоплательщиком, то итоговые решения выездной налоговой проверки недействительными признаны не будут.

Также возникает вопрос: могут ли налоговые органы вносить изменения в решение о проведении выездной налоговой проверки? Обычно это касается состава проверяющих. Суды исходят из того, что это не запрещено, и что замена состава проверяющих лиц никаким образом не нарушает права налогоплательщика. Однако в принципе есть судебная практика и основания для признания решения о проведении выездной проверки недействительным. Какие основания? Если решение подписано неуполномоченным лицом, если в нём указаны периоды, которые нельзя проверять, не учтены ограничения по количеству проверок, или решение вынесено в отношении налогоплательщика, которого данная инспекция не вправе проверять. И если это незаконная повторная проверка. Однако, как было указано выше, само по себе обжалование решения о назначении выездной налоговой проверки может и не привести, и в большинстве случаев не приводит к признанию недействительным итогового решения, вынесенного по результатам этой проверки.

Может ли налоговый орган отказаться проводить выездную налоговую проверку после того, как он принял решение о проведении, или, допустим, её отложить? Нет, не может. Он должен приступить к проверке немедленно. Срок выездной налоговой проверки начинается с момента вынесения соответствующего решения. По общему правилу, проверка проводится на территории налогоплательщика. То есть к нему приходит налоговый инспектор (один или несколько), иногда в сопровождении сотрудников органов внутренних дел, и предъявляет налогоплательщику решение. Предъявить решение они обязаны, просто нет прямой обязанности вручать копию. Также они предъявляют служебные удостоверения. На этом основании налогоплательщик должен допустить сотрудников налоговой инспекции на свою территорию и предоставить им для ознакомления оригиналы документов, которые они запросят.

По общему правилу, срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Этот срок может быть продлен до 4 или даже до 6 месяцев. Также срок проведения выездной налоговой проверки может быть приостановлен на срок до 6, а в ряде случаев суммарно даже до 9 месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки определяются налоговыми органами на основании соответствующего положения, принятого ФНС. В настоящее время основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки является: то обстоятельство, что проверка проводится в отношении крупнейшего налогоплательщика; то обстоятельство, что в ходе проведения выездной проверки получена информация от правоохранительных или иных контролирующих органов, либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, которая требует дополнительной проверки. Также основанием является проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений. Если у организации до 4 обособленных подразделений, то срок может быть продлён для до 4 месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на такие обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, или удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации. Если просто 4 и более обособленных подразделений, уже независимо от суммы налогов и имущества – тоже до 4 месяцев. 10 и более обособленных подразделений – до 6 месяцев. Обратите внимание, что для остальных случаев длительность не конкретизирована, это только для обособленных подразделений такое чёткое разделение. В остальных случаях проверка может быть продлена как до 4, так и до 6 месяцев.

Самостоятельным основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки является непредставление лицом, в отношении которого проводится проверка, в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки. То есть что налогоплательщик не представил документы по требованию налогового органа – сейчас само по себе основание для продления срока проведения выездной налоговой проверки. Активное противодействие лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, её проведению, то есть отказ допустить на территорию, систематическая невыдача документов – то есть любые действия, которые налоговый орган может расценить как противодействие проверке. Помимо достаточно обтекаемого понятия противодействия лица проведению налоговой проверки, недопуск сотрудников налогового органа на территорию налогоплательщика также является отдельным основанием для продления срока проведения. Существуют и другие основания для продления срока, например, непредставление кредитной организацией информации о налогоплательщике. То есть если банк не предоставил то, что запрашивают у банка, то проверка тоже может быть продлена. Неявка или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, может стать основанием для продления срока выездной налоговой проверки. Непредставление экспертом в установленный срок экспертного заключения и неявка переводчика для осуществления перевода. Ну и особое основание – это возникновение чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера: пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, или затрагивающих налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку.

Суммарная продолжительность налоговой проверки с учётом всех этих продлений может составить достаточно длительный период. Как уже упоминалось, срок проведения выездной налоговой проверки начинается с даты вынесения руководителем налогового органа либо его заместителем, решения о её проведении и заканчивается в срок, указанный в справке о проведении выездной налоговой проверки. Если же проводится самостоятельно выездная проверка филиала или представительства, то такой срок не может превышать одного месяца, и его продление не предусмотрено. Но такая проверка может приостанавливается в общем порядке. Порядок продления сроков выездной проверки тоже установлен ФНС – просто принимается решение руководителем (либо его заместителем) вышестоящего налогового органа. Если проверку проводит непосредственно ФНС- бывают и такие случаи – то решение принимается руководителем ФНС. Форма решения утверждена, но она не является обязательной, и если она не соблюдена, то признать такое решение недействительным налогоплательщик не сможет.

В утвержденной форме решения о продлении срока выездной налоговой проверки предусмотрено, что налогоплательщик должен быть с этим решением ознакомлен. Однако в Налоговом кодексе такое требование напрямую отсутствует. Поэтому если ознакомления не будет – маловероятно, что это сможет послужить основанием для признания решения недействительным – как решения о продлении, так и итогового решения по результатам выездной налоговой проверки.

Также выездная налоговая проверка может быть приостановлена. Это означает, что приостанавливается течение срока проверки. После возобновления проверки срок начинает течь дальше. При наличии установленных законом оснований проверку можно приостанавливать несколько раз, но общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев. Из этого правила есть исключения. Срок приостановления выездной проверки может быть увеличен ещё, но не более, чем на 3 месяца при одновременном соблюдении следующих условий:

  • проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения требуемой для проверки информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • в течение 6 месяцев в налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию. В этом случае общий срок может даже составить 9 месяцев.

Для чего же может быть приостановлен срок налоговой проверки? Для истребования документов у других налогоплательщиков и иных лиц, у которых могут быть соответствующие документы. Для истребования информации у этих лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ – так называемые встречные проверки. Для получения информации от иностранных государств и государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации. Для проведения экспертиз и для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Если проводится самостоятельная проверка филиалов, то она тоже может быть приостановлена по тем же правилам. Одну и ту же проверку можно и приостанавливать, и продлевать, никакого нарушения в этом нет. При приостановке выездной налоговой проверки должны соблюдаться два ограничения: уже упомянутое ограничение общей продолжительности и то обстоятельство, что если проверка приостанавливается для истребования документов либо информации у контрагента налогоплательщика или иного лица, у которого может находиться, то для запроса информации или документов у каждого конкретного лица проверка может приостанавливается только один раз.

На период приостановки проверки приостанавливаются все действия налогового органа, которые совершаются на территории налогоплательщика. Также не могут запрашиваться документы непосредственно у проверяемого налогоплательщика. Однако если он уже получил требование ранее, и срок исполнения этого требования истекает в период, когда проверка приостановлена, то налогоплательщик должен такое требование исполнить и представить в налоговый орган все документы, которые у него затребовали.

Всех налогоплательщиков интересует вопрос, насколько вероятно, что к ним придёт выездная налоговая проверка. Сами налоговые органы рекомендуют руководствоваться в этом вопросе общедоступными критериями оценки рисков. Какие же это критерии?

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли и видам экономической деятельности. При этом налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота, либо выручки организаций по данным Росстата. Сами цифры приводятся налоговым органом, их можно найти на сайте nalog.ru.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, то есть осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течении двух и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. Это означает, что доля вычетов при расчёте по отношению к налоговой базе равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации – если расходы растут быстрее, чем доходы.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Если это какое-то числовое значение, принимается во внимание приближение менее 5 %, хотя на самом деле на практике налоговый орган часто использует размер приближения 10 %.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами, перекупщиками или посредниками, без наличия разумных экономических или иных причин, деловой цели.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа в выявлении несоответствия показателей деятельности.

Это то, чем всех пугают, когда присылают какие-то непонятные запросы: а что это у вас выручка снизилась? Нам не нравятся ваши показатели, а давайте скорее нам отвечайте, потому что иначе мы к вам придём на выездную проверку! По общедоступным критериям это действительно основание для выездной проверки. Однако на практике налоговый орган одним этим основанием никогда не руководствуется, поскольку ему необходимо всё-таки делать эффективные доначисления, а не просто приходить к тем, кто ему не ответил.

10. Непредставление запрашиваемых документов или информации об их уничтожении, порче и так далее.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Данные рентабельности тоже можно посмотреть на сайте nalog.ru.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Это самый обтекаемый критерий, где наиболее очевидной является работа с проблемными контрагентами, различными «серыми» компаниями, которые не отчитываются и не уплачивают налоги, или делают это в небольшом размере. Сами же налоговые органы приводят следующие признаки таких компаний:

  • отсутствие личных контактов руководства и уполномоченных должностных лиц компании-поставщика и руководства и уполномоченных должностных лиц компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании- контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также местонахождении складских и производственных или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте: нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнёров или других лиц, нет сайта контрагента, и иные подобные обстоятельства.

При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации о других участниках рынка, в том числе производителе идентичных или аналогичных товаров. Это означает, что если вы не можете объяснить, как вы нашли данного контрагента, не можете сказать, как вы решили работать именно с ним, по какой причине, где вы его взяли, а при этом в интернете полно данных о производителях других аналогичных товаров, то это очень плохой признак с точки зрения налогового органа;

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Сейчас такое уже почти не встречается, потому что все компании записаны в ЕГРЮЛ, всех проверяют на предмет, что это реально существующая организация, а если это индивидуальный предприниматель – что он зарегистрирован именно как ИП.

Если контрагент, имеющий все вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника – это отягчающее обстоятельство.

  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил и обычаев делового оборота.

Например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты. Несопоставимость последствий нарушения сторонами договоров страхования со страховыми санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями, и так далее. В данном случае возникает вопрос: что не соответствует обычаям делового оборота по отсрочкам платежа? Это вопрос спорный, потому что есть организации, которые представляют отсрочку платежа на полгода. Здесь всё зависит от того, кто покупатель. Крупные компании, закупающие большие партии товаров, выбивают у поставщиков условия, иногда выходящие за рамки здравого смысла, поэтому это очень оценочный критерий;

  • отсутствие очевидных свидетельств, например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и так далее, возможности реального выполнения контрагентом условий договора. А также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учётом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников товаров, производство или изготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями: сельхозпродукция, вторичное сырьё, и так далее.

Не очень понятно, почему этот признак приводится, поскольку неудобно напрямую закупать товар у сборщиков, возиться с ними, когда есть специальные посредники, которые комплектуют эти товары на профессиональной основе;

  • отсутствие реальных действий плательщика или его контрагента по взысканию задолженности;
  • рост задолженности плательщика или его контрагента на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ и услуг;
  • выпуск, покупка-продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача и получение займов без обеспечения. Негативность данного признака усугубляет отсутствие условия процентов по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с проблемными контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от её осуществления и иные подобные признаки.

Чем больше этих признаков, тем больше оснований считать, что деятельность ведётся с высоким налоговым риском. Непонятно только, как налоговый орган всё это может определить, не выходя на выездную налоговую проверку. На самом деле, кроме доли расходов по операциям с проблемными контрагентами, налоговый орган ничего заранее не видит, и всё это приводится, чтобы сам налогоплательщик оценил, есть ли у него высокий налоговый риск. Налоговый орган может посмотреть только по проблемным контрагентам, которые не сдают отчётность, имеют признаки фирмы-однодневки и прочие негативные признаки, сколько составляет у налогоплательщика оборот, и какую долю этот оборот составляет от его общих оборотов и его расходов. Это всё, что может сделать налоговый орган, но, тем не менее, самим налогоплательщикам рекомендует это оценивать самостоятельно, поэтому критерии ведения деятельности с высоким налоговым риском – это скорее основание для доначисления налогов, когда проверка уже проведена. Поэтому безусловно ими имеет смысл пользоваться, но надо понимать, что помимо этого, всё равно используются иные критерии: в частности, рассчитываемые аналитическими отделами налоговых органов потенциально возможные суммы доначисления налогов, и эти суммы на самом деле являются определяющими при принятии налоговым органом решения, выйдет он на выездную налоговую проверку или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *