Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации
Перейти к содержимому

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

  • автор:

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

6 МИН

Как провести спецоценку условий труда, если есть наёмные сотрудники

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Она показывает трудовой инспекции, что компания соблюдает право сотрудников на безопасное и комфортное рабочее место. Рассказываем, кто должен проводить спецоценку и как это сделать.

Кто проводит спецоценку условий труда

СОУТ проводят все компании и ИП со штатными сотрудниками. Периодичность спецоценки условий труда — пять лет. Исключение — новые организации: они проводят первую СОУТ в течение 12 месяцев. Но предприниматели могут обойтись без спецоценки, если они:

1

Работают без сотрудников. Например, если ИП ведёт бизнес в одиночку, а в компании трудоустроен только генеральный директор.

2

Работают полностью на удалёнке. В трудовых договорах должно быть уточнение, что у дистанционных сотрудников нет рабочих мест.

В некоторых случаях повторную СОУТ приходится проводить раньше:

  • Произошёл несчастный случай на производстве.
  • Сотрудник заболел из-за вредных или опасных условий труда.
  • Трудовая инспекция провела проверку и нашла нарушения правил охраны труда.
  • Компания переехала в новый офис или создала новое рабочее место.
  • Изменилось сырьё, материалы или средства защиты, которые используют на производстве.
  • Изменились производственные процессы, которые влияют на условия труда.

Когда компания меняет производственные процессы, переезжает в новое помещение или создаёт новое рабочее место, новую СОУТ проводят в течение года. В остальных случаях на внеплановую спецоценку дают полгода.

Если не провести спецоценку, трудовая инспекция оштрафует ИП или гендиректора на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, компанию — от 60 до 80 тысяч.

Как правильно провести спецоценку в компании

Спецоценку условий труда на рабочих местах проводят в три этапа: подготовка, экспертиза и отчётность. Расскажем о каждом подробнее.

Этап 1

Подготовьте документы и найдите экспертов

Спецоценкой занимается комиссия, которую создаёт руководитель компании. Он издаёт приказ и включает в него:

  • реквизиты компании (название, ИНН, ОГРН, юридический адрес);
  • основания проверки — закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ст. 212 Трудового кодекса;
  • состав комиссии — председатель и участники;
  • сроки и график проведения СОУТ.

Затем председатель составляет перечень рабочих мест по форме Минтруда — он понадобится экспертам.

Технической стороной спецоценки занимаются компании, аккредитованные Минтрудом. Выбирайте экспертов в Реестре организаций, проводящих СОУТ. Там же вы найдёте контакты для связи: email, номера телефонов и сайт. Средняя цена спецоценки одного рабочего места — 1300 рублей в Москве и 800-900 рублей в регионах.

Когда выберете подрядчика для СОУТ, заключите с ним договор. Приложением к нему будет перечень рабочих мест — он определяет объём и стоимость работ.

Этап 2

Пригласите экспертов в офис и получите отчёт

Сначала эксперты проверяют помещение, общаются с сотрудниками и изучают рабочие процессы. Так они решают, какие исследования нужно провести, а потом согласовывают дату нового визита с участниками комиссии.

Второй шаг — замеры. Эксперты изучают уровень света и звука, температуру воздуха, интенсивность теплового облучения. Критерии проверки зависят от рабочих процессов и задач сотрудников. Например, в медицинских центрах могут проверить ультразвук, ультрафиолетовое излучение и напряженность магнитного поля.

В ходе работы эксперты составляют карты спецоценки, протоколы и заключения. Результаты объединяют в отчёт, который отдают комиссии. Он содержит рекомендации экспертов и класс условий труда: оптимальные, допустимые, вредные или опасные. От них зависит, какие компенсации и надбавки положены сотрудникам.

У председателя комиссии есть 30 дней, чтобы подписать отчёт и направить копию экспертной организации. Она загрузит документ в информационную систему ФГИС СОУТ, чтобы трудовая инспекция увидела результаты проверки. С этого момента отсчитывается пятилетний срок до новой спецоценки.

Этап 3

Заполните декларацию и сдайте в трудовую инспекцию

Если по результатам спецоценки условий труда эксперты не нашли вредные или опасные условия труда, заполните декларацию по форме Минтруда. Она содержит следующую информацию:

  • реквизиты компании (наименование, ИНН, ОГРН, фактический и юридический адрес);
  • перечень сотрудников с указанием ФИО и должности;
  • реквизиты отчёта эксперта (номер, дата составления и регистрации в системе ФГИС СОУТ);
  • реквизиты экспертной организации (наименование и регистрационный номер в реестре Минтруда).

Отправьте декларацию письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте в региональную инспекцию Роструда. Во втором случае подпишите документ электронной цифровой подписью — простую копию не примут.

Если по итогам СОУТ выявили вредные или опасные условия, отправлять декларацию не нужно. Дополните правила трудового распорядка и коллективный договор по рекомендациям экспертов. А с сотрудниками, которым положены надбавки, подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Картинка Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Ткаченко Павел

Ткаченко Павел

13 августа, 2019

Согласно действующему законодательству каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на своем предприятии. Это требование установлено федеральным законом № 426-ФЗ

  1. Кто проводит специальную оценку условий труда (СОУТ)
  2. Организация спецоценки: роль работодателя

Согласно действующему законодательству каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на своем предприятии. Это требование установлено федеральным законом № 426-ФЗ. Он не делает исключений ни для каких организаций: проведение СОУТ обязательно как для промышленных производств, так и для торговых компаний, офисных помещений и др. Единственная возможность избежать обязательной спецоценки – работать только с удаленными сотрудниками: дистанционными или надомными. Если в компании есть хотя бы одно стационарное рабочее место, расположенное на территории работодателя, его нужно будет обследовать.

Кто проводит специальную оценку условий труда (СОУТ)

Закон обязывает работодателя организовать проведение спецоценки, однако запрещает выполнять ее самостоятельно. Это разрешено только специализированным компаниям, которые внесены в реестр Минтруда.Такой порядок используется, чтобы избежать злоупотреблений: не исключено, что некоторые работодатели могли бы попытаться понизить класс условий труда на местах, которые в действительности представляют опасность для здоровья работников.

Компании, проводящие оценку, могут быть внесены в реестр, только если они соответствуют нескольким обязательным критериям:

  • выполнение СОУТ является для нее основным или хотя бы одним из основных видов работ в соответствии с уставными документами;
  • в составе компании имеется собственная испытательная лаборатория, оборудованная необходимой аппаратурой для выполнения замеров в сфере условий труда и аккредитованная по действующему порядку. Разрешается отсутствие такой лаборатории при условии, что у компании заключен договор на предоставление таких услуг со сторонней аккредитованной организацией;
  • в организации работают пять или более сертифицированных экспертов, имеющих право выполнять работы по СОУТ. При этом все они должны быть оформлены в качестве штатных сотрудников компании по трудовому договору: совместители или работники по гражданско-правовому договору не учитываются. Необходимо, чтобы хотя бы один из этих специалистов имел профильное высшее образование: профильными считаются специальности, связанные с гигиеной труда, общей гигиеной или выполнением санитарно-гигиенических обследований в условиях лаборатории.

Организация спецоценки: роль работодателя

Итак, работодатель выступает в роли того, кто организует специальную оценку условий труда. Когда решение о выполнении СОУТ принято, и исполнитель выбран, его основной обязанностью становится формирование комиссии. Она составит список рабочих мест для организации обследования и подготовит необходимые документы для передачи исполнителю. Закон допускает возможность оптимизации работ, если в компании имеются аналогичные рабочие места: в этой ситуации оценку можно провести только для 20% из них, а затем экстраполировать результаты на остальные позиции. При этом проверке должны подвергнуться не менее двух мест.

После того, как все подготовительные мероприятия выполнены, заказчику остается только дождаться получения от исполнииеля итогового отчета и утвердить его. Затем нужно применить результаты обследования, а именно:

  • составить и передать в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии, которая оформляется для рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями;
  • проконтролировать передачу исполнителем сведений о результатах в Федеральную систему учета итогов СОУТ;
  • ознакомить сотрудников с результатами СОУТ на их местах под роспись;
  • опубликовать на официальном портале компании информацию об итогах спецоценки.

Проинформировать персонал и общественность о полученных результатах нужно в срок, не превышающий 30 дней с даты утверждения отчета. Кроме этого, работодатель также должен принять меры по предоставлению сотрудникам льгот и компенсаций, предусмотренных законом согласно результатам проведенной специальной оценки условий труда.

Организация спецоценки: роль исполнителя

Получив требуемые документы от заказчика, организация-исполнитель приступает к выполнению работ на территории предприятия. Они реализуются в несколько этапов:

  • проверка наличия вредоносных факторов на всех местах, которые включены в список для проведения оценки;
  • определение позиций, на которых такие факторы не выявлены или обнаружены в пределах, не превышающих разрешенных нормативов;
  • проведение замеров интенсивности влияния вредоносных факторов на остальных рабочих местах;
  • проверка эффективности применяемых средств защиты от вредоносных факторов;
  • анализ полученных результатов;
  • классификация рабочих мест в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минтруда № 33н;
  • составление отчета и передача его заказчику на утверждение.

После того, как работодатель в лице комиссии по СОУТ согласовал отчет, организация-исполнитель должна передать эти сведения в Федеральную систему учета результатов оценки.

Сроки организации спецоценки

Новая компания должна провести эту процедуру в течение 12 месяцев с даты регистрации. Затем ее нужно выполнять каждые пять лет. Однако некоторые организации могут рассчитывать на послабления. Если по результатам СОУТ на предприятии выявлены только рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями, повторную спецоценку можно не проводить. Для этого достаточно подготовить декларацию о соответствии рабочих мест действующим государственным требованиям и направить ее в территориальное подразделение Роструда. По истечении пяти лет с момента проведения предыдущей спецоценки ее действие продлится автоматически.

Однако этот упрощенный порядок будет действовать только при нормальной работе предприятия. Это значит, что в течение этого периода в компании не должно быть происшествий и несчастных случаев, случаев выявления профессиональных заболеваний и нарушений правил охраны труда. При возникновении такой ситуации действие декларации приостанавливается, и компании придется проводить внеплановую спецоценку. Она также потребуется при организации новых рабочих мест, изменении технологии производства, замене средств защиты или получении предписания со стороны контролирующих органов.

Обязанность провести СОУТ и санкции за ее невыполнение

Ответственность за своевременное проведение спецоценки на всех рабочих местах возложена работодателя. Невыполнение этого требования повлечет за собой применение достаточно суровых санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 КоАП РФ. Максимальный штраф за непроведение СОУТ для организаций составляет 80 тысяч рублей. Если же организация уже получила от контролирующих органов предписание об устранении такого нарушения, но не выполнила его, штраф за повторное нарушение может быть увеличен до 200 тысяч. Кстати, его могут заменить остановкой работы компании на период до трех месяцев. Аналогичное наказание применяется в случаях, если в процессе проведения СОУТ были нарушены правила ее организации.

Заказать расчет стоимости

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и прошедших аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 24.07.2023 N 381-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 — 11 и 15 — 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В случае изменения состава экспертов, прошедших аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня такого изменения направляет соответствующие сведения посредством информационной системы учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 381-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Информация о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, проводящей специальную оценку условий труда, направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, национальным органом по аккредитации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 1.2 в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 381-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 12 — 14 и 24 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кто проводит специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует установленным в ст. 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» требованиям и имеет официальный допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Минтрудом России решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.

Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 N 599.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в наличии не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.

Также, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь и в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Сведения об организациях и экспертах, проводящих специальную оценку условий труда, заносятся в реестры и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной Политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Требования к экспертам, проводящим специальную оценку условий труда

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Порядок и правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование установлен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614.

Независимость организаций и экспертов, проводящих СОУТ

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно нормативными требованиями, регулирующими специальную оценку условий труда.

Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условия труда, определяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

Кто не имеет права проводить специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда не может проводиться:

  1. Должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
  2. Организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  3. Организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организации несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  4. Организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);
  5. Экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  6. Экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возник­новения такого конфликта. Под конфликтом интересов предполагаются такие ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда.

Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответствен­ность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *