Кто оплачивает осаго арендованного автомобиля
Перейти к содержимому

Кто оплачивает осаго арендованного автомобиля

  • автор:

Кто отвечает за ДТП при аренде автомобиля?

31.10.2023 распечатать Как правило, если арендатор не виновен в ДТП, все расходы покрывает владелец покрывает автомобиля за счет страховых компенсаций. Если виновником ДТП признан водитель арендованного автомобиля, именно он должен компенсировать расходы по ремонту и погасить ущерб.

Согласно статье 1079 ГК РФ обязанность возместить вред, причиненный в результате ДТП, возлагается на собственника автомобиля, если не будет доказано, что вред нанесен в следствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Согласно пункту 1 статьи 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации. Статьей 648 ГК РФ предусмотрено, что ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ДТП несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 кодекса. Изменить, эти нормы ГК РФ нельзя. Даже, если в договоре аренды стороны распределят ответственность между арендатором и арендодателем, все расходы все равно должен нести арендатор. Эта позиция закреплена в Определении ВС РФ от 06.12.2022 № 11-КГ22-20-К6. Ответственность при аренде авто с экипажем зависит от обстоятельств

Если арендатор не виновен в ДТП

Любой, предоставляемый по условиям временной аренды автомобиль должен быть застрахован и иметь полис ОСАГО. Все расходы по страхования несет арендодатель. Если ДТП произошло не вине арендатора, он не несете ответственность за ущерб, причиненный автомобилю. Его задача, оформить ДТП по всем правилам, уведомить арендодателя о случившемся и передать документы.

Если арендатор виновен в ДТП

В таком случае, ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ДТП несет арендатор. В такой ситуации нужно сообщить арендодателю о ДТП и передать все документы. Возможно, часть ущерба будет компенсирована страховой компанией. Но, имейте в виду, что страховая может не полностью покрыть стоимость ремонта автомобиля, доплачивать придется арендодателю.

Осаго на арендованный автомобиль

Подборка наиболее важных документов по запросу Осаго на арендованный автомобиль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Аренда транспортных средств:
  • Аренда авто у сотрудника проводки
  • Аренда автомобиля
  • Аренда автомобиля бухгалтерский учет
  • Аренда автомобиля в 6-НДФЛ
  • Аренда автомобиля в командировке
  • Показать все
  • Аренда транспортных средств:
  • Аренда авто у сотрудника проводки
  • Аренда автомобиля
  • Аренда автомобиля бухгалтерский учет
  • Аренда автомобиля в 6-НДФЛ
  • Аренда автомобиля в командировке
  • Показать все
  • ОСАГО:
  • Базовая ставка ОСАГО
  • Взыскание неустойки по осаго
  • Взыскание страхового возмещения по ОСАГО
  • Взыскание ущерба с виновника дтп без учета износа
  • Возмещение страхового случая по осаго проводки
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 929 «Договор имущественного страхования» ГК РФ «Отказывая в удовлетворении иска, суды, руководствуясь положениями статьи 15, пункта 1 статьи 929, пункта 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта «к» пункта 1 статьи 14, пункта 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО, учитывая, что основанием регрессной ответственности страхователя является предоставление не любых недостоверных сведений при заключении договора ОСАГО, а только таких, которые повлекли необоснованное уменьшение размера страховой премии, принимая во внимание, что указание на использование автомобиля в качестве такси в извещении отсутствует, установив, что истец не доказал факт использования ответчиком автомобиля в качестве такси, исходя из того, что согласно представленным истцом базовым ставкам страхового тарифа никакие другие цели использования транспортного средства, кроме такси, не влияют на размер базовых ставок страховых тарифов или размер их коэффициентов, соответственно, указание ответчиком при оформлении полиса ОСАГО в качестве цели использования автомобиля «личная», «аренда», «иное» не имеет правового значения применительно к определению размера страховой премии и не привело к необоснованному ее уменьшению, иное истцом не доказано, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 252 «Расходы. Группировка расходов» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право») По мнению налогоплательщика, им правомерно учтены расходы на добровольное страхование автомобилей (КАСКО), предусмотренные договором лизинга с лизингодателем. При этом автомобили были сданы налогоплательщиком по договору аренды, по которому расходы на обязательное страхование (ОСАГО) несет арендатор.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по сделкам. Аренда транспортного средства с экипажем. Арендатор (субарендатор) 1. Договор аренды транспортного средства с экипажем, предусматривающий страхование транспортного средства и гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО): налоги и бухучет у арендатора

Нормативные акты

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Организация берет в аренду транспортное средство у физического лица (сотрудника). Арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией. Может ли учесть расходы и уменьшить налогооблагаемую прибыль? Как правильно оформить документы?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Поскольку арендованный автомобиль используется для управленческих нужд организации, затраты на приобретение ГСМ для целей налогообложения прибыли могут быть признаны в качестве расходов на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
    Расходы, связанные с ремонтом транспортного средства, предоставленного в аренду физическим лицом, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
    С целью снижения рисков возникновения налоговых споров сторонам договора аренды рекомендуется отражать в тексте договора информацию о том, что организация-арендатор осуществляет ремонт транспортного средства за свой счет, а также осуществляет иные расходы, связанные с его содержанием, с перечислением последних.
    Организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль расходы по обязательному и добровольному страхованию арендованного у физического лица имущества, используемого для управленческих нужд организации, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
    Об особенностях документального подтверждения расходов смотрите информацию, представленную ниже.

    Обоснование вывода:
    Действующее законодательство не содержит запрета на заключение договора гражданско-правового характера со штатным сотрудником (исходя из ст. 421 ГК РФ).
    В п. 1 ст. 607 ГК РФ говорится, что в аренду могут быть переданы, в частности, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
    В соответствии со ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
    В тексте договора аренды следует указывать следующие условия сделки:
    — данные арендодателя и арендатора;
    — объект аренды (арендуемое имущество);
    — срок действия договора аренды;
    — цену договора аренды (сумму арендной платы) и порядок ее внесения;
    — условия ремонта, содержания и улучшения арендуемого имущества (если применимо);
    — возможность сдачи имущества в субаренду (если применимо);
    — условия продления (пролонгации) договора аренды;
    — основания расторжения договора аренды;
    — условие о выкупе арендуемого имущества (если он предусмотрен);
    — иные существенные условия договора.
    Согласно ст. 644 ГК РФ в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, обязан арендатор.
    Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ). Кроме того, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа*(1), арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ). При этом расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, включают в том числе приобретение горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ).
    Иначе говоря, если имеет место аренда без экипажа, то в силу ст. 642 ГК РФ арендатор осуществляет управление и эксплуатацию своими силами и несет соответствующие расходы*(2).

    Затраты на ГСМ

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).
    Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются любые обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
    Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и (или) реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ). Пункт 4 ст. 252 НК РФ позволяет налогоплательщику самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет затраты, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов.
    Как следует из вышеизложенного, если в рассматриваемой ситуации осуществляется аренда автомобиля без экипажа и договором не предусмотрено, что арендодатель несет расходы на приобретение ГСМ, то по общему правилу учет затрат на ГСМ осуществляет арендатор.
    Затраты на приобретение ГСМ для целей налогообложения прибыли могут быть признаны в качестве материальных расходов на основании подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (письма УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 20-14/2/083177@, от 30.01.2009 N 19-12/007413@), если ТС используется в производственной деятельности, или как расходы на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 01.03.2021 N 03-03-06/3/13915, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283, от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855), если ТС используется для управленческих нужд.
    Для учета затрат на ГСМ в целях налогообложения прибыли организации-арендатору в общем случае необходимо документально подтвердить:
    — размер понесенных затрат;
    — экономической обоснованности и направленности затрат на получение дохода.
    Организация-арендатор сможет подтвердить размер понесенных затрат на ГСМ в том случае, если она осуществит списание ГСМ в состав учитываемых при налогообложении расходов в пределах внутренних нормативов, утвержденных самой организацией (на основании приказа руководителя организации). При установлении норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте организации вправе руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-07/92049, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
    В общем случае в целях подтверждения количества израсходованного арендатором ГСМ при использовании автомобиля в рамках деятельности организации, направленной на получение дохода, основным документом служит путевой лист, который содержат информацию о маршруте следования автомобиля (письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.1, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Смотрите также письма Минфина России от 23.03.2021 N 03-03-07/20599, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, письма ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@, от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, письма УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@, от 13.10.2009 N 16-15/107268), а также подтвержден судебной практикой (постановления АС Северо-Западного округа от 23.11.2016 N Ф07-10648/16 по делу N А21-8008/2015, Поволжского округа от 29.01.2015 N Ф06-19054/13 по делу N А65-21365/2013).
    Кроме того, обязанность оформления путевого листа при аренде автомобиля с учетом норм ст. 645, 646 ГК РФ возлагается на того, кто его эксплуатирует.
    Организация-арендатор может использовать:
    — унифицированные формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78;
    — формы, разработанные самостоятельно.
    Ранее разъяснялось, что типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (смотрите письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Однако смысл этих разъяснений состоит в том, что автотранспортные предприятия применяют именно установленные формы, остальные организации могут разработать собственные.
    При использовании унифицированных форм в них следует добавить:
    — основной государственный регистрационный номер юрлица (ОГРН) в сведениях о собственнике (владельце) ТС (подп. 1 п. 3 приказа Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее — Приказ N 368)*(3);
    — о виде сообщения в сведения о перевозке (подп. 6 п. 1 и п. 6 Приказа N 368);
    — в сведениях о транспортном средстве — тип, модель автомобиля, инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев). При использовании ТС с прицепом (полуприцепом) — его модель для любого типа транспортного средства (подп. 1 и 2 п. 4 Приказа N 368);
    — сведения о дате и времени предрейсового и послерейсового медосмотров водителя, Ф.И.О. и подпись медработника, проводившего осмотр;
    — сведения о дате, времени проведения предрейсового (предсменного) контроля технического состояния ТС, подпись, Ф.И.О. контролера технического состояния ТС.
    Печать или штамп организации в путевом листе проставлять не обязательно.
    Кроме того, для списания ГСМ будут использоваться документы об оплате топлива или авансовые отчеты, если топливо приобреталось через подотчетное лицо, акты о списании материальных запасов.

    Расходы на текущий и капитальный ремонт

    Статья 616 ГК РФ определяет общий порядок несения расходов на ремонт при арендных отношениях. Так, согласно п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. В свою очередь, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
    Но для случаев аренды транспортного средства (далее также — ТС) ГК РФ устанавливает иное распределение обязанности по капитальному и текущему ремонту арендуемого транспортного средства.
    Если речь идет об аренде ТС без экипажа, ст. 644 ГК РФ определено, что арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
    При этом в некоторых своих письмах Минфин России высказывал позицию, что п. 2 ст. 260 НК РФ позволяет учесть расходы на ремонт арендованных амортизируемых ОС, то есть амортизируемыми они должны быть у собственника (арендодателя). При этом имущество, принадлежащее физическим лицам, не относится к амортизируемым ОС, поэтому расходы на ремонт такого арендованного имущества в целях налогообложения не учитываются (письма Минфина России от 12.08.2008 N 03-03-06/1/462, от 16.04.2007 N 03-03-06/1/240).
    В подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ указано, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание ОС и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Следовательно, расходы, связанные с ремонтом иного имущества, предоставленного в аренду физическим лицом, которое не относится к амортизируемым ОС, и по условиям договора аренды не возмещаются арендодателем, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/773, от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470). Аналогичные выводы изложены в постановлениях ФАС Поволжского округа от 08.08.2013 N А65-24102/2012, ФАС Уральского округа от 18.07.2012 N Ф09-2618/12 по делу N А47-12122/2011.
    В других разъяснениях уполномоченные органы предлагают учитывать расходы на ремонт арендованных автомобилей у физических лиц на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на содержание служебного транспорта при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649, от 13.02.2007 N 03-03-06/1/81, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076207@).
    Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
    С целью снижения рисков возникновения налоговых споров сторонам договора аренды рекомендуется указывать в тексте договора информацию о том, что организация-арендатор осуществляет ремонт ТС за свой счет, а также осуществляет иные расходы на его содержание.
    Подтверждающими документами в целях налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) (ст. 313 НК РФ). Причем налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письмо Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002). Для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 названного закона, письма Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).
    Целесообразность замены запчастей обосновывается дефектной ведомостью. Примерная форма дефектной ведомости (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
    Стоимость приобретенных запчастей подтверждается документами поставщиков: товарной накладной, УПД либо авансовым отчетом с приложенными к нему подотчетным лицом документами (кассовый чек, товарный чек).
    Передача в ремонт запчасти сопровождается составлением накладной (может использоваться накладная по форме М-15).
    Расходы на ремонт может подтвердить акт приемки-передачи выполненных работ, в котором в отдельном разделе указываются «Материалы заказчика» с указанием их стоимости (в данном случае переданная запчасть). В окончательную сумму акта стоимость израсходованных материалов заказчика не включается, обычно делается запись «За минусом материалов заказчика» (смотрите также письма Минфина России от 23.12.2009 N 03-11-09/413, УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@). Кроме того, обычно составляются заказ-наряд, приемо-сдаточный акт на автомобиль от заказчика исполнителю (передача в ремонт), и приемо-сдаточный акт от исполнителя заказчику (возврат из ремонта) (пп. 15, 16, 18, 35 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290)). Примерная форма акта приемки-передачи автотранспортного средства и выполненных работ (оказанных услуг) от исполнителя к заказчику после выполнения ремонтных работ (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
    То есть, в случае заключения договора аренды транспортного средства без экипажа, расходы организации на ремонт и техническое обслуживание амортизируемых основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии — затраты на проведение текущего и капитального ремонта арендованного имущества являются обоснованными и уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании п. 2 ст. 260 НК РФ (постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2009 N Ф09-10388/08-С3).
    При этом следует отметить: с точки зрения Минфина России, основные средства, арендованные у физических лиц, не являются для арендодателя амортизируемым имуществом.
    Следовательно, арендатор может признать обоснованные и документально подтвержденные расходы на ремонт арендованного у физического лица автомобиля (в виде израсходованных материалов) не на основании ст. 260 НК РФ, а в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470 и от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51). С учетом этого считаем, что затраты на приобретение запасных частей, предназначенных для ремонта арендуемого у физического лица автотранспортного средства, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
    Документальным подтверждением расходов на оказание услуг по мойке, техобслуживанию транспортных средств и т.п. являются:
    — акт об оказании услуг, договор;
    — если оплата была произведена наличными денежными средствами, то подтверждением оплаты расходов являются чеки ККТ, БСО, выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

    Затраты на страхование

    В целях выявления объекта налогообложения налогом на прибыль полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов (ст. 247, п. 1 ст. 252 НК РФ), за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
    На основании п. 6 ст. 270 НК РФ расходы в виде взносов на добровольное страхование не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 НК РФ.
    На основании подп. 5 п. 1, подп. 4 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 263 НК РФ, ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
    В ст. 263 НК РФ поименованы отдельные виды добровольного страхования, при заключении договоров по которым возникающие затраты можно отнести к расходам в целях налогообложения прибыли.
    Так, добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и (или) реализацией, предусмотрено подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ. Помимо этого, добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных) предусмотрено подп. 3 п. 1 ст. 263 НК РФ.
    Расходы на добровольное страхование от угона и ущерба средств наземного транспорта, в том числе арендованного, могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли организации. Такой же позиции придерживаются и сотрудники финансового ведомства (письмо Минфина России от 20.02.2008 N 03-03-06/1/119, смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 02.03.2006 N 20-12/16322, от 01.08.2007 N 20-12/073169, Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/1/42).
    Подобной точки зрения придерживаются и судьи. Из анализа постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 N 14АП-11395/13 следует, что при соблюдении критериев, указанных в п. 1 ст. 252 НК РФ, страховые взносы по страхованию транспортных средств, арендованных у физических лиц, включаются в расходы, учитываемые для исчисления налога на прибыль. О возможности учёта затрат на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) в целях налогообложения прибыли свидетельствуют также постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 N 13АП-1142/2008, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 N 09АП-6099/2008, Арбитражного суда Уральского округа от 21.04.2015 N Ф09-1714/15.
    Таким образом, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль расходы по обязательному и добровольному страхованию арендованного у физического лица имущества, используемого для управленческих нужд организации, в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
    Документальным подтверждением расходов на страхование являются полисы ОСАГО, КАСКО, договор аренды, акты приема-передачи имущества от арендодателя арендатору, соответствующие платежно-расчетные документы.

    Страховые взносы

    В общем случае при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем, если в таком договоре нет разделения суммы на собственно аренду и оплату услуг водителя, то возможен риск доначисления страховых взносов, если их рассчитывать со всего дохода арендодателя.
    Однако следует отметить, что в силу абзаца второго п. 2 ст. 635 ГК РФ члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства*(4). Если в рассматриваемой ситуации руководитель не является ИП, то он не сможет заключить трудовой с водителем, который будет оказывать услуги по управлению и технической эксплуатации автомобиля согласно договору аренды транспортного средства с экипажем*(5).
    То есть в силу подп. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ физлицо не может выступать стороной договора аренды с экипажем в качестве арендодателя.
    Тем не менее риск доначисления страховых взносов имеет место.
    В такой ситуации, на наш взгляд, возможно предусмотреть заключение с физлицом двух договоров:
    — договора аренды транспортного средства без экипажа (Примерная форма договора аренды транспортного средства без экипажа (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)), второго договора об оказании услуг по управлению транспортным средством (Примерная форма договора возмездного оказание услуг по управлению транспортным средством (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)*(6).
    Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, для организаций и индивидуальных предпринимателей являются объектом обложения страховыми взносами.
    Таким образом, с суммы вознаграждения за услуги по управлению транспортным средством (как и по договору аренды с экипажем в части оказываемых услуг по перевозке) начисляются и уплачиваются страховые взносы (только на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование (смотрите письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-15-05/26092)). В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ в базу для исчисления страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
    Взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются, только если это предусмотрено договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
    При этом на сумму платы за аренду автомобиля страховые взносы не начисляются (п. 4 ст. 420 НК РФ). Так, договор аренды транспортного средства относится к договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), арендная плата, установленная таким договором аренды (субаренды), заключенным между организацией и физическим лицом, не является объектом обложения страховыми взносами согласно п. 4 ст. 420 НК РФ (письмо Минфина России от 01.11.2017 N 03-1506/71986). Смотрите также материалы: Вопрос: НДФЛ и страховые взносы по договору аренды (субаренды) транспортного средства с физическим лицом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.); Вопрос: Налогообложение НДФЛ и страховыми взносами выплат по договору аренды оборудования, заключенному с физическим лицом — резидентом РФ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    — Энциклопедия решений. Путевой лист;
    — Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли);
    — Энциклопедия решений. Форма и условия договора аренды транспортных средств;
    — Энциклопедия решений. Сходство и различие договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа;
    — Энциклопедия решений. Аренда транспортного средства без экипажа;
    — Решение Думы Аромашевского муниципального района Тюменской области от 10 марта 2021 г. N 167 // Методика расчета стоимости арендной платы за арендуемые транспортные средства, оборудование.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Графкин Олег

    Ответ прошел контроль качества

    2 января 2022 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————-
    *(1) Соответственно, расходы могут распределяться между арендатором и арендодателем любым образом по соглашению сторон. Если соответствующего условия договор не содержит, эти расходы возлагаются на арендатора (абзац второй п. 4 ст. 421 ГК РФ).
    *(2) Если ТС арендуется с экипажем, то в силу ст. 632 ГК РФ услуги по управлению ТС и по его технической эксплуатации оказывает арендодатель. Следовательно, он оформляет путевой лист, несет расходы на ГСМ, обеспечивает прохождение медицинского и технического осмотров.
    *(3) Мы полагаем, что для целей заполнения путевого листа понятие владельца транспортного средства должно применяться в наиболее широком его толковании, то есть толковании, данном в Федеральном законе от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 170-ФЗ) и Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО). С учетом норм п. 8, 17 Приказа N 368 можно сделать вывод о том, что под владельцем транспортного средства, ведущим журнал регистрации путевых листов, Приказ N 368 понимает именно организацию-арендатора.
    *(4) В связи с этим полагаем, что договор аренды ТС с экипажем может быть заключен физическим лицом — арендодателем, которое зарегистрировано в качестве ИП и с которым водитель транспортного средства заключил трудовой договор. Другая позиция отражена в письме Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780
    *(5) Смотрите также материал: Вопрос: ООО берет в аренду у физического лица транспортное средство, заключается договор аренды транспортного средства с экипажем. Арендодатель не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Ранее арендодатель сам управлял автомобилем, но после лишения его прав он планирует нанять водителя, который будет управлять автомобилем. Какой договор должен быть заключен между физическими лицами — владельцем автомобиля и водителем? Облагаются ли выплаты в пользу водителя по этому договору страховыми взносами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2012 г.).
    *(6) При этом следует учитывать, что услуги по управлению и технической эксплуатации не должны входить в должностные обязанности работника (в данном случае руководителя). В противном случае выплаты по такому договору могут быть признаны экономически необоснованными на основании ст. 252 НК РФ.

    Кто должен платить за ДТП с участием арендованной машины

    Кто должен деньгами отвечать за аварию? К сожалению, на этот вопрос нет ответа даже у судей. Каждое такое дело разбирается в подробностях. И выплывают детали, о которых многие автомобилисты могут даже не догадываться. Прежде всего, к кому предъявлять иск? В истории, о которой мы расскажем, ответа на этот вопрос искали несколько судов.

    Кто расплатится за это ДТП? Если виновник - арендатор машины, то ответ неочевиден.

    Кто расплатится за это ДТП? Если виновник — арендатор машины, то ответ неочевиден. / Александр Корольков

    Самый главный из них — Третий кассационный суд решил, что ответственность за ДТП должен нести собственник автомобиля. Казалось бы, точка. Однако есть нюансы.

    Объясним, в чем дело. А оно в том, что владелец и собственник автомобиля — это два разных понятия в юриспруденции. Владеть машиной можно на основании доверенности, а быть ее собственником — только на основании договора купли-продажи машины. То есть, грубо говоря, собственник, сдавший машину в аренду, не отвечает за вред, причиненный этим автомобилем. Отвечает водитель. В то же время, если водитель был с собственником в трудовых отношениях, то уже не он несет полную ответственность за ДТП, а именно тот, кому машина принадлежит.

    В нашей истории некий водитель совершил аварию. Его признали виновным. Но машина принадлежала не ему, а некоему ООО. Также оказалось, что этот водитель не был застрахован по ОСАГО. Кому должен предъявлять претензии пострадавший?

    Казалось бы, самый разумный и простой ответ: водителю. Собственно, именно так и поступил пострадавший. И, самое интересное, все нижестоящие суды удовлетворили его требования, хотя и частично.

    Собственник машины, сдавший ее в аренду без заключения трудового договора, не отвечает за вред, причиненный этим автомобилем на дороге

    Но кассационный суд указал, что в данном случае нарушены нормы права. Дело в том, что собственник не просто сдавал машины в аренду без экипажа. Он их сдавал в аренду в качестве такси. То есть водитель мог иметь трудовые отношения с собственником, пока не доказано иное. А этого суды не исследовали.

    К сожалению, очень многие таксопарки так и работают. Они предоставляют автомобиль, получают маржу, но при этом трудовые договоры с работниками не оформляют. Это позволяет им избегать ответственности в случае аварии с этим автомобилем, под управлением якобы просто вольного арендатора.

    В этой истории кассационный суд направил дело на новое рассмотрение.

    Интересно, что буквально следом за этим решением появилось новое. Вынесенное балашихинским судом по другому делу. Там ситуация была прямо противоположная. Некий водитель взял в аренду грузовик и, двигаясь задним ходом, протаранил другую машину. Водитель — гражданин из одного из соседних государств. Он, конечно, сдал машину и скрылся у себя на родине. Но пострадавший автовладелец предъявил претензии именно собственнику того транспорта, что причинил ему ущерб.

    Однако суд с подачи адвоката напомнил об определении Верховного суда РФ еще 2022 года. В нем говорится: «Если транспортное средство передано по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению арендатором». И балашихинский суд постановил, что в данном случае всю ответственность за причиненный ущерб должен нести не собственник автомобиля, а тот, кто был за рулем. Вот теперь только осталось его найти и предъявить ему претензии. Очевидно, что это сложно будет сделать.

    Обе эти истории приводят к мысли о том, что наши автомобилисты пребывают в довольно трудном положении. Мало того, что их машину может повредить водитель, у которого нет ОСАГО, так еще пострадавшему надо понять, кому предъявлять претензии. Если у водителя были трудовые отношения с собственником авто, то собственнику. А если не было, то водителю. А если водитель оказался из соседнего государства, то и вообще непонятно кому. Так что любая авария на дороге — это уравнение с многими неизвестными, которые, к сожалению, прямо на дороге выявить невозможно. Именно по этой причине работа камер фотовидеофиксации на выявление незастрахованных машин была бы полезна, чтобы сократить число таких случаев. Однако, напомним, что для того, чтобы такая фиксация заработала, необходимо внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях. А они еще даже в качестве проекта не подготовлены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *