Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях
Перейти к содержимому

Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях

  • автор:

Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;

5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета).

(п. 5 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

2. Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;

7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях

В статье рассматриваются права и обязанности участников, проводящих специальную оценку условий труда, согласно положениям соответствующих нормативно-правовых актов. На основе обращения к законодательству и судебной практике автором формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

В статье рассматриваются права и обязанности участников, проводящих специальную оценку условий труда, согласно положениям соответствующих нормативно-правовых актов. На основе обращения к законодательству и судебной практике автором формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Петров Алексей Яковлевич, профессор
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики», доктор юридических наук.

Трудовой кодекс РФ (разд. X) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) являются нормативной правовой основой СОУТ и регулируют порядок организации и проведения СОУТ, а также права и обязанности его участников. СОУТ проводится совместно работодателем и независимой организацией (или организациями), которые привлекаются работодателем для проведения данной процедуры на основании гражданско-правового договора. Обязанности по организационному и финансовому обеспечению процедуры СОУТ возлагаются на работодателя.

Важно отметить, что, если до 1 января 2014 г. в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, процедура СОУТ в отношении данных рабочих мест может не проводиться до истечения пятилетнего срока с момента завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ

1) отказаться от проведения СОУТ в том случае, если при ее проведении возникла или потенциально может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации (по мнению экспертов АНО «Институт безопасности труда», аналогичная норма, действовавшая применительно к аттестации рабочих мест, была причиной непрерывного статистического роста числа занятых на «опасных условиях труда») ;
2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Обязанности организаций, осуществляющих проведение СОУТ:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах;
2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ;
3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
4) не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение в случаях:
а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения СОУТ;
б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ;
5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности (ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ) .

В соотношении прав и обязанностей организаций, осуществляющих проведение СОУТ, очевиден дисбаланс: количество прав несравнимо меньше обязанностей. По мнению отдельных исследователей, подобное соотношение прав и обязанностей организаций, проводящих СОУТ, объясняется преимущественно императивным характером норм института охраны труда и огромной важностью для государства и общества соответствующих правоотношений

Согласно ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности экспертов организаций, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 27, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах).

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта).

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 20 Федерального закона № 426. Процедура аттестации на право выполнения работ по проведению СОУТ, а также порядок выдачи и аннулирования сертификатов экспертам регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» .

Организации, проводящие СОУТ, и эксперты таких организаций независимы и руководствуются в своей деятельности нормами ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих СОУТ – Прим. авт.>.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.

1. Работодатель вправе:

– требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;
– проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ;
– требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона;
– обжаловать в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

2. Работодатель обязан:

– обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона;
– предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ;
– не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
– ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
– давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
– реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.

Итак, обязанности по обеспечению проведения СОУТ возлагаются на работодателя. В связи с этим вряд ли правильны судебные иски, которые предъявляются к руководителям организации.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Прокурор города Невинномысска обратился в Невинномысский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия председателя правления ТСЖ «Престиж-Центр» и обязании проведения специальной оценки условий труда в срок до 31 декабря 2016 г. В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Невинномысска проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности ТСЖ «Престиж-Центр». Так, в штатном расписании товарищества предусмотрено семь работников, однако специальная оценка условий их труда не проведена.

Указанные нарушения создают условия для возможных факторов риска здоровья работников от воздействия вредных или опасных производственных факторов, вследствие чего снижается безопасность труда работников ТСЖ, а также свидетельствуют о нарушении прав работников товарищества на безопасные условия труда и в последующем могут нарушить права граждан, которые будут приняты на работу (трудоустроены) к данному работодателю. Статьей 37 Конституции РФ закреплен основной принцип охраны труда, согласно которому каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Из содержания ст. 209 ТК РФ следует, что безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан в том числе обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда определяется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Частями 1 и 4 ст. 8 Закона определено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий. С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что незаконное бездействие ответчика, выразившееся в нарушении требований законодательства об охране труда, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в сфере трудового законодательства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора города Невинномысска.

Обязать ТСЖ «Престиж-Центр» устранить выявленные нарушения законодательства об охране труда проведением специальной оценки условий труда в срок до 31 декабря 2016 г. . Нельзя не отметить, что установленный судом срок проведения СОУТ чрезмерно велик. Закономерен вопрос: а почему не в трехмесячный срок?

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. Работник вправе:

– присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
– обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
– обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в Федеральную инспекцию труда и в суд.

2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке. В силу п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, в случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона.

При этом для целей, определенных ст. 7 Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Как следует из материалов дела, истцы являются работниками областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав».

Приказом директора областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав» создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда в составе пяти человек. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр» (исполнитель) и областное государственное бюджетное учреждение «Братский спецавтоздрав» (заказчик) заключили договор на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда.

Составлены карты специальной оценки условий труда работников – водителей автомобилей СМП (У23); СМП (Га74); СМП (Га64). Данные карты подписаны комиссией, согласно картам установлен класс (подкласс) условий труда 3.1.

Суд, исследуя вопрос законности проведения специальной оценки рабочих мест, пришел к выводу, что имело место грубое нарушение прав работников областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав», предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», со стороны работодателя. На этом основании суд признал подлежащим удовлетворению требование истцов о признании карт специальной оценки условий труда работников и приказа незаконными.

Как установлено судом, о проведении специальной оценки рабочих мест истцы не знали. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В нарушение п. 5 ст. 15, подп. 4 п. 2 ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель не ознакомил работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в установленный срок.

В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным ст. 9 Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Суду не представлено доказательств того, что инженером С.Е. проводились замеры уровня шума, уровня локальной вибрации именно в трех автомобилях 5 мая 2014 г. Представленный лист обследования рабочего места Г64 не содержит подписи специалиста, проводившего замеры, поэтому является недопустимым доказательством и не может быть положен в основу результатов оценки условий труда водителей СМП. Доказательств утверждения перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что подлежит удовлетворению требование истцов о признании карт специальной оценки условий труда работников и приказа областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав» незаконными. Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за результаты проверки должна нести именно привлеченная для этого организация – ООО «Научно-исследовательский центр», не влияют на правильность и законность решения суда.

Обязанность по проведению специальной оценки условий труда законом возложена на сторону трудового договора – работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств. При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы .

1. Пашин Н.П., Фролов О.П. Охрана труда, здоровья и окружающей среды в российском законодательстве и конвенциях МОТ: Терминологический словарь-справочник. М.: Альфа-Пресс, 2009. 366 с.
2. Петров А.Я. Охрана труда: о новой концепции института трудового права России // Право: журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 58-71.
3. Петров А.Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда: актуальные вопросы трудового права. М.: Проспект, 2016. 416 с.
4. Петров А.Я. Пути реформирования законодательства об охране труда // Охрана труда и социальное страхование. 2015 // URL: http://www.otiss.ru/li№ks/arhiv_otiss_2015.html.
5. Уракова Е.В., Танасюк К.Г. Специальная оценка условий труда: основные положения нового закона и проблемы применения // Вестник Тюменской гос. академии мировой экономики, управления и права. 2014. № 2. С. 409 — 414.

Материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

Тюменской области

Требование трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда

18.05.2020 Обычная важность

Работодатель обязан обеспечить соблюдение государственных нормативных требований по охране труда.

Норма трудового права:

Абзац 1, 5, 10, 11 и 14 части 2 статьи 212 ТК РФ:

Работодатель обязан обеспечить:

— соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ»О специальной оценке условий труда»:

Часть 2 статьи 4:

2. Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Части 1, 2 и 4 статьи 8:

1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Части 1 – 5 и 7 статьи 9:

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Части 1 – 2, 4 – 5 и 7 статьи 11:

1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

2. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

5. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

7. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Части 1, 9 — 11 статьи 12:

1. Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

9. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

10. Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 настоящей статьи, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

11. Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в части 9 настоящей статьи, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение.

Части 5 – 6 статьи 15:

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.

Части 5 – 6 статьи 27:

5. В отношении рабочих мест, указанных в части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах.

6. В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона(часть 6 ст.10 содержит перечень рабочих мест, в отношении которых не осуществляется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов), специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Пункты 2–6, 9–10 Порядка формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н):

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Еще в 2013 году Советом Федераций был одобрен закон №426 — закон о специальной оценке условий труда. Целью его было обязать работодателей вместо аттестации рабочих мест осуществлять новую процедуру, комплекс мероприятий. Она стала обязательной для всех рабочих мест; исключение составляют надомные работники, фрилансеры, а также работодатели — физические лица (не ИП) и религиозные организации.

Что регламентирует закон о СОУТ?

В первую очередь, он определяет сам порядок проведения СОУТ (глава 2 закона). На работодателя ложатся все организационные и финансовые обязательства по проведению СОУТ. Он определяет сроки проведения — согласно нормам законодательства РФ — процедуры. В норме специальная оценка должна осуществляться не реже одного раза в пять лет, но законом оговариваются случаи, когда требуется внеплановая спецоценка.

1. Создание комиссии по СОУТ

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

2. Договор с экспертной организацией

Затем работодатель заключает договор с экспертной организацией, которая и будет проводить саму процедуру СОУТ.

К организации, нанятой для проведения комплекса мероприятий по специальной оценке, закон предъявляет ряд требований:

  • Осуществление СОУТ должно быть основным или одним из основных видов ее деятельности. Это должно быть указано в Уставной документации.
  • В штате должны быть минимум 5 экспертов, имеющих право проводить СОУТ.
  • В структуру организации должна входить лаборатория, получившая аккредитацию от Федеральной службы по аккредитации на проведение необходимых при спецоценке измерений.

Все организации, специализирующиеся на проведении СОУТ и соответствующие приведенным выше требованиям, вносятся в специальный реестр (доступен на сайте министерства труда и соцзащиты).

Статья 4 ФЗ о СОУТ обязывает работодателя передать экспертной организации все необходимые сведения и документы для проведения оценки.

После заключения договора специализированная организация должна выполнить:

  • идентификацию вредных и/или опасных факторов;
  • исследования и измерения указанных факторов;
  • распределение рабочих мест по классам (подклассам) в зависимости от вредности производственных условий.

По итогам осуществления СОУТ эксперты оформляют отчет, который предоставляется работодателю. Прежде чем приступить к идентификации факторов, но не позднее 5 дней с момента заключение договора о проведении спецоценки организация обязана передать требуемые законом сведения в информационную систему учета (Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда) и получить идентификационный номер, который она должна сообщить работодателю (ФЗ от 27 декабря 2019 г.).

3. Идентификации вредных и (или) опасных факторов

Порядок выполнения идентификации определяет Методика проведения СОУТ (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 33 от 24 января 2014 года). Методика СОУТ (гл. 2) регулирует перечень рабочих мест, в отношении которых не требуется проводить идентификацию. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, при идентификации должны теперь учитываться результаты производственного контроля за условиями труда и результаты осуществления санитарно-эпидемиологического контроля.

Процесс идентификации вредных и (или) опасных факторов включает:

  • выявление и описание факторов производственной среды, потенциальных источников вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов;
  • сравнение их с классификатором вредных и (или опасных) факторов, определенным законом 426-ФЗ.

Декларация

Если эксперт не нашел совпадений, то условия труда признаются допустимыми. В этом случае работодатель подает на такие рабочие места декларацию о соответствии условий труда установленным нормам. Она будет действительна в течение 5 лет с момента внесения сведений о проведении СОУТ в информационную систему учета. Однако, если будет выявлено, что спецоценка была выполнена с нарушениями, то декларация будет признана недействительной. Также ее действие прекращается, если на задекларированном рабочем месте происходит несчастный случай.

Не только рассказываем о СОУТ, но и проводим, сопровождая на всех этапах. Узнайте подробнее и оставьте заявку.

4. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов

Если эксперт находит совпадения между выявленными факторами и классификатором, он принимает решение о проведении исследований и измерений этих факторов. Этим занимается лаборатория организации. При проведении испытаний экспертная организация обязана использовать методики (методы) измерений, прошедшие проверку и аттестованные — для соблюдения единства измерений.

Все исследования выполняются во время обычной деятельности сотрудника, при штатном использовании оборудования и материалов. Если выполнение измерений может поставить под угрозу жизнь и здоровье работника, то в этом случае испытания проводиться не будут, а рабочему месту автоматически присваивается опасный класс условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Но если они аналогичны, то проведения замеров нужны только для 20% таких рабочих мест (минимум 2), а результаты будут действительны для всей группы.

Статья 13 ФЗ определяет, для каких факторов требуются проведения измерений: физические, химические, биологические факторы. Также при проведении исследования учитываются тяжесть и напряженность трудового процесса. Подробные инструкции по расчету для различных факторов можно найти в Методике проведения СОУТ (4 глава).

5. Распределение рабочих мест по классам (подклассам)

Затем, согласно пункту 3.16 Методики, сведения о проведенных измерениях вносятся в протокол, а рабочие места, где проводились испытания, по итогам СОУТ распределяются по классам (подклассам) условий труда — оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

6. Отчет о проведении спецоценки

После проведения всех требуемых согласно нормам методики проведения спецоценки мероприятий организация формирует отчет о проведении спецоценки. В него включаются сведения о самой организации, перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, карты СОУТ, протоколы измерений, сводная ведомость о проведении спецоценки, перечень мероприятий, необходимых для улучшений условий труда, заключение эксперта.

С 2020 года в отчет включаются замечания и возражения работника на результаты оценки и идентификационный номер.

7. Карта СОУТ

Карта специальной оценки оформляется только для тех рабочих мест, участвовавших в измерениях. За ее заполнение отвечает эксперт организации.

В нее вносятся сведения:

  • О результатах оценки для конкретного рабочего места.
  • О работнике (должность, СНИЛС).
  • О рабочем месте: используемое оборудование, количество аналогичных рабочих мест.
  • Класс (подкласс) условий труда.
  • Рекомендации по улучшению условий труда.
  • Сведения о работодателе.

Карта обязательно подписывается каждым членом комиссии и работниками.

8. Утверждение отчета о проведении СОУТ

После утверждения отчета всеми членами комиссии, работодатель передает информацию о его утверждении в организацию, выполнившую спецоценку. Затем эта организация обязана в течение 10 дней после утверждения отчета внести сведения в информационную систему учета и оповестить об этом работодателя.

Контроль за исполнением нормативных требований находится в сфере ответственности федеральных органов исполнительной власти, профсоюзный контроль осуществляет инспекция труда профсоюзов.

При заказе СОУТ у нас вы получите полные списки документов. Поможем с оформлением и подачей деклараций.

Внеплановая спецоценка

Необходима в случае ввода новых рабочих мест, изменения технологического процесса и используемых материалов, изменений в СИЗ, получения специального предписания о внеплановом проведении специальной оценки, в случае, если на производстве произошел несчастный случай. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, внеплановая оценка может проводится при наличии мотивированных возражений от профсоюзных организаций, в том числе основанных на возражениях работника. При введении в эксплуатацию новых рабочих мест и при переменах в технологическом процессе на проведение внеплановой оценки дается 12 месяцев, в прочих случаях — 6. Работник может влиять на результаты оценки на его рабочем месте. Он вправе обратиться к эксперту организации, проводящей оценку, и заявить о наличии потенциально вредных и опасных факторов на его рабочем месте.

Для чего нужны результаты оценки?

В первую очередь, для планирования мероприятий по улучшению условий труда. Согласно правилам методики проведения спецоценки организация передает работодателю рекомендации, как улучшить условия труда. Эти рекомендации обязательны к выполнению для работодателя. Также результаты спецоценки требуются для определения гарантий и компенсаций, пересчета взносов в ПФР, обеспечение СИЗ, медосмотров и т.д.

С 1 января 2020 года действует положение о том, что сведения о результатах оценки могут использоваться, если они внесены в информационную систему учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *