Лизинг самолетов что это простыми словами
Перейти к содержимому

Лизинг самолетов что это простыми словами

  • автор:

Лизинг как инструмент авиационного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Василий Григорьевич

Рассматриваются теоретические и практические аспекты современного лизинга как источника финансирования приобретения воздушных судов. Проанализированы основные формы авиационного лизинга: финансовый лизинг и его разновидности, операционный лизинг и его виды, возвратный лизинг, определены преимущества и недостатки каждого из них. Рассмотрены также основные вопросы Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев Василий Григорьевич

Лизинг на воздушном транспорте как инвестиционный механизм обновления авиционного парка

Вопросы организации согласованного взаимодействия при формировании графиков лизинговых платежей в авиации

Внешние экономические факторы, имеющие влияние на пополнение авиапарка российских авиакомпаний
Проблемы законодательного обеспечения некоторых видов лизинга
Лизинг в системе финансово-инвестиционного механизма конкурентоспособности предприятий региона
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEASING AS IMPORTANT TOOL OF AIRLINE FINANCING

The article corers current state of airline financing using such instrument as aviation leasing indifferent forms, such as finance leasing its different forms, operational leasing and its different types, sale and lease back analyzed all pluses and minuses of each form. The main questions of Capetown Convention on international warranties concerning moving equipment also discussed.

Текст научной работы на тему «Лизинг как инструмент авиационного финансирования»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АВИАЦИОННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Рассматриваются теоретические и практические аспекты современного лизинга как источника финансирования приобретения воздушных судов. Проанализированы основные формы авиационного лизинга: финансовый лизинг и его разновидности, операционный лизинг и его виды, возвратный лизинг, определены преимущества и недостатки каждого из них. Рассмотрены также основные вопросы Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

Ключевые слова: теория, авиакомпании, финансирование, формы лизинга, гарантии.

Авиационный лизинг в настоящее время является практически основным инструментом финансирования авиакомпаний на приобретение авиационной техники. За время финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. и не закончившегося до сих пор, авиакомпании мира удвоили свой финансовый долг. Для них это обернулось ограничением возможностей в предоставлении им кредитов со стороны финансовых организаций. Но на выручку авиакомпаниям приходят лизинговые компании. В результате одним из способов финансирования авиакомпаний является авиационный лизинг.

Практически ни одна из авиационных компаний не может самостоятельно приобрести воздушное судно, не прибегая к услугам лизинговых компаний. В целом в мировом воздушном транспорте в настоящее время активно действуют около 50 лизинговых компаний, специализирующихся на финансовом и эксплуатационном лизинге воздушных судов. Из них 27 являются американскими. На втором месте после США стоит Ирландия, у которой 5 лизинговых компаний, у Германии их 3, у Франции, Великобритании, Швеции, Нидерландов и Сингапура — по 2, а у таких государств, как Израиль, Кувейт, ОАЭ, ЮАР и Россия — по одной более или менее эффективно действующей лизинговой компании. В целом лизинговые компании мира располагают парком более 6000 воздушных судов, которые оцениваются на сумму свыше 100 млрд. долл.

Самой крупной лизинговой компанией мира является американская GECAS (General Electric Capital Aviation Services). Она располагает парком более 1200 воздушных судов, оцениваемых в 30 млрд. долл. При этом GECAS совмещает финансовое кредитование с лизингом оборудования своей родительской компании General Electric, финансируя в основном авиакомпании, эксплуатирующие ВС с двигателями General Electric. Кроме того, она финансирует авиакомпании под залог их самолетного парка. Авиакомпании вынуждены идти на это, чтобы избежать банкротства. В частности, General Electric подписала трехгодичный заемный контракт на сумму более 630 млн. долл. с авиакомпанией Дельта Эйр Лайиз, в соответствии с которым Дельта обязуется передать GECAS 40 самолётов по требованию арендодателя в случае ее банкротства.

На втором месте стоит лизинговая компания IFLC (International Lease Finance Corporation), которая специализируется только на финансовом лизинге. Она располагает парком около 850 ВС, оцениваемых в 16 млрд. долл. На третьем месте находится компания Boeing Capital Corp, располагающая парком около 360 ВС на сумму, превышающую 5 млрд. долл., остальные лизинговые компании мира владеют парком от 4 до 300 воздушных судов, оцениваемых от 40 млн. до 4 млрд. долл.

За годы кризиса количество новых воздушных судов, заказываемых лизинговыми компаниями, сократилось более чем в 2 раза. Эта тенденция продолжается и в настоящее время. Аналитики связывают состояние финансового рынка, частью которого является авиационный лизинг, с общим состоянием мировой экономики и прогнозируют, что оживление в этой сфере наступит вместе с ростом ВНП государств мира.

Виды лизинга. В мировой авиации существуют различные виды лизинговых операций, однако по сути они являются производными от двух основных видов: финансового лизинга (или аренды) и операционного лизинга (или эксплуатационной аренды). Особое место занимает так называемый возвратный лизинг.

Финансовый лизинг. В рамках финансового лизинга, срок которого обычно составляет от 10 до 20 лет, авиационная техника поступает в полное ведение авиакомпании-лизингополучателя с выплатой стоимости оборудования согласованными долями в течение всего срока аренды. После окончания срока и полной выплаты арендной платы авиатехника может перейти в собственность лизингополучателя (или арендатора) с выплатой остаточной стоимости или без таковой (в зависимости от деталей лизинга). В рамках финансового лизинга прибыль и риски, связанные с владением и эксплуатацией ВС, передаются арендатору. Обязательства по финансовой аренде включаются в балансовые отчеты авиакомпаний в качестве долгосрочной задолженности. В то же время финансовый лизинг дает возможность арендодателям рассчитывать риски на основе остаточной стоимости, а не на основе кредитоспособности авиакомпании. Поэтому финансовые формы лизинга широко используются на ряде авиационных рынков, особенно на рынке США, где налоговые преимущества позволяют осуществлять финансирование авиакомпаний с использованием таких источников финансирования, как банки, страховые и лизинговые компании.

Разновидностью финансового лизинга (или капитальной аренды) является так называемая «взвешенная аренда» (leverage lease), при которой в арендной сделке участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и кредитор. При этом долгосрочное финансирование осуществляется кредиторами. В типовой сделке по «взвешенной аренде» авиакомпания фактически приобретает ВС в рассрочку с выплатой стоимости в течение всего срока аренды. Первоначально авиакомпания выплачивает 10-20% стоимости авиатехники, а остальные 80-90% в рассрочку равными долями до конца срока аренды. Вовлеченная в такую сделку лизинговая компания принимает на себя обязанность арендатора-субподрядчика, а кредитор при этом получает устойчивый процент на заемный капитал. Авиакомпания-лизингополучатель имеет ту выгоду, что она выплачивает только чистую арендную плату за использование авиатехники, имея значительные преимущества в налоговых льготах, так как на нее при такой сделке распространяется только отечественное налоговое законодательство.

В качестве примера финансового лизинга с участием трех сторон можно привести самый первый в России лизинг Аэрофлота, который получил 5 самолетов А-310 фирмы «Эрбас» сроком на 10 лет, после которых они перешли в собственность авиакомпании. В сделке, кроме Аэрофлота, участвовали фирма «Эрбас Индустрии» (лизингодатель) и «Кредилионне» (кредитор).

Следует отметить, что в последнее время преимущественное развитие в мировой авиации получил эксплуатационный лизинг как наиболее гибкая форма аренды воздушных судов.

Операционный (или эксплуатационный) лизинг. В рамках операционного лизинга авиакомпания просто пользуется арендуемой ею собственностью в течение более короткого периода, не превышающего 5-7 лет. Помимо расширения возможностей относительно быстрого финансирования приобретения авиакомпаниями ВС, такая форма трансграничной аренды оборудования обеспечивает существенные налоговые льготы. Если финансовый лизинг, как отмечалось выше, включается в баланс авиакомпании в качестве долгосрочной задолженности, то операционный лизинг не включается в баланс, что является особенно важным для авиакомпании, имеющей значительный уровень финансовой задолженности. Эксплуатационная форма аренды является привлекательной для авиакомпаний не только с точки зрения балансовых отчетов, но и в связи с высокой степенью гибкости, которую они обеспечивают в отношении планирования парка воздушных судов. Кроме того, лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предоставляют авиакомпаниям широкий круг услуг, включая техническое обслуживание и ремонт ВС, а также маркетинг, консультации по финансовым вопросам и др. Они могут получать и предоставлять выгодные условия

финансирования приобретения авиатехники на основе собственных активов, а также на привлекательности цен на ВС в результате их оптовой закупки у производителей. Так, в настоящее время заказы лизинговых компаний составляют более 20% от общего количества выпуска новых воздушных судов и ожидается, что в ближайшие десятилетия эта доля значительно увеличится. Таким образом, лизинговые компании получили существенные рыночные рычаги в масштабах всей отрасли гражданской авиации.

Одной из разновидностей операционного лизинга является так называемая «мокрая аренда» (wet lease), при которой ВС сдается в аренду вместе с экипажем. При этом расходы по содержанию экипажа несёт, как правило, арендатор (лизингополучатель). Особенностью этого вида лизинга является то, что в соглашении об аренде оговаривается минимальный гарантированный налет часов в месяц на арендуемый самолет и чистая стоимость (нетто) летного часа эксплуатации воздушного судна.

Следует отметить, что при любой форме лизинга согласно требованиям ИКАО определяются три основные категории участников лизинговых операций:

— эксплуатант ВС (operator);

— страна эксплуатанта (State of operator);

— страна регистрации (State of registration).

Каждая из этих категорий однозначно определяет сферу юридической ответственности и обязанностей, связанную со всеми аспектами лётной и технической эксплуатации воздушных судов.

Возвратный лизинг. Одним из сравнительно новых инструментов по финансированию авиационного оборудования является такой вид лизинга, как «Sale and lease back» (SLB) или возвратный лизинг. Суть его состоит в том, что лизинговая компания покупает самолет или двигатель у авиакомпании с одновременной передачей их в аренду на более длительный срок в ту же авиакомпанию. Операция SLB применяется как для новых ВС, только что выпущенных производителем, так и для ВС, приобретенных авиакомпанией ранее и имеющих определенный налет.

Эта форма лизинга является не только средством для привлечения капитала на приобретение новых ВС и собственных запасных авиадвигателей, но и помогает авиакомпаниям освободить денежные средства, ранее потраченные на закупку, и инвестировать их в другие более неотложные задачи развития и выживания. Для многих авиакомпаний даже удаление стоимости запасного двигателя из их баланса также имеет существенное положительное значение, связанное с амортизацией и налоговым бременем.

Лизинговые компании сами занимают средства для покупки самолетов и двигателей, пользуясь своими высокими кредитными рейтингами, а также специальными финансовыми инструментами, которыми они пользуются вместе с банками, пенсионными фондами и страховыми компаниями. Следует отметить, что лизинговые компании не гарантированы от риска потерь, связанных с невыплатами авиакомпаниями лизинговых платежей и невозвратом арендованного оборудования. Так, банкротства таких крупных авиакомпаний, как ТВА (в США), Мексикана (в Мексике), Вариг (в Бразилии) и др., принесли крупные убытки для лизинговых компаний, вынужденных потерять время на возврат своего имущества, а также нести судебные издержки и терять значительные доходы. Несмотря на перепроверенные кредитные истории авиакомпании-лизингополучатели нередко задерживают лизинговые платежи, а иногда и совсем перестают платить из-за финансовой несостоятельности. В любом случае лизинговые компании должны обслуживать свой долг кредиторам, чтобы сохранить свой кредитный рейтинг и возможность занимать капитал для дальнейшей деятельности.

В связи с такими обстоятельствами следует упомянуть, что еще в 2001 г. в Кейптауне была подписана Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и специальный к ней Протокол по авиационному оборудованию. Конвенция признает преимущества лизинга и обеспеченного активами финансирования и устанавливает четкие правила регулирования таких сделок. Протокол ставит целью адаптацию Конвенции к спе-

цифическим требованиям авиационного финансирования. Протокол распространяет свое действие на авиационные объекты, к которым относятся планеры воздушных судов, авиационные двигатели и вертолеты. Россия ратифицировала Кейптаунскую конвенцию и Протокол только в 2012 г. Дальнейшее затягивание с ратификацией этих международных документов стало отрицательно сказываться на имидже нашего государства и российских авиакомпаний, которые вынуждены прибегать к лизингу современных воздушных судов иностранного производства ввиду отсутствия отечественных ВС соответствующего класса. А без государственной гарантии лизинговых платежей со стороны российских авиакомпаний получение в лизинг ВС у западных лизинговых компаний вряд ли было возможно. Будем надеяться, что российские лизинговые компании займут достойное место в ряду мировых лизингодателей, и авиаперевозчики не будут зависеть от иностранных лизингодателей и кредиторов.

1. Афанасьев В.Г. Внешнеэкономическая деятельность и международные связи (с авиационной спецификой). — Краснодар: ИдЮг, 2012.

2. Афанасьев В.Г. Основы международных воздушных сообщений. — М.: НОУ ВШК Авиабизнес, 2010.

3. Воскресенский Г.А. Возвратный лизинг авиадвигателей // АТО. — 2011. — № 117.

LEASING AS IMPORTANT TOOL OF AIRLINE FINANCING

The article corers current state of airline financing using such instrument as aviation leasing indifferent forms, such as finance leasing its different forms, operational leasing and its different types, sale and lease back analyzed all pluses and minuses of each form. The main questions of Capetown Convention on international warranties concerning moving equipment also discussed.

Key words: crisis, airline financing, types of airleasing, convention, regulation.

Сведения об авторе

Афанасьев Василий Григорьевич, 1938 г.р., окончил ХАИ (1965), ПГПИИЯ (1969), профессор, доктор экономических наук, академик Российской академии транспорта, профессор кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор более 150 научных работ, область научных интересов — международное регулирование, аэрополитика, внешние экономические связи.

Лизинг авиатехники: самолёты, вертолёты

В лизинг возможно приобретение новой и бывшей в употреблении коммерческой авиатехники. Гибкость условий операционного лизинга для авиатехники позволяет клиентам регулировать парк в ответ на меняющиеся условия рынка.

Выбор лизинга при финансировании парка авиатехники позволяет не задействовать больших финансовых вложений — клиент получает возможность концентрироваться на основном бизнесе, управлением парком и перевозками вместо заботы о приобретении и содержании единиц авиатехники.

Калькулятор лизинга

от 200 000 до 20 000 000 ₽

Что такое лизинг

Что такое лизинг

Что такое лизинг

Что такое лизинг и как он работает

  • лизингодатель — лизинговая компания, которая покупает имущество по запросу клиента, после чего сдает его в лизинг;
  • лизингополучатель — клиент лизинговой компании, который получает имущество в пользование с возможностью последующего выкупа;
  • продавец — поставщик имущества, которое и приобретает лизинговая компания для сдачи в лизинг.

В сделке могут быть задействованы и другие участники. Например, страховая компания, которая страхует имущество, или юридическое агентство, которое сопровождает сделку.

Принцип работы лизинга очень простой. Например, компании нужно обновить свой автопарк. Если разом приобрести автомобили, компания будет вынуждена отвлечь неподъемную сумму и получить шоковую финансовую нагрузку. Рассмотреть кредит тоже получается не всегда — предприятие уже может быть закредитовано. В таком случае от банка оно получит либо отказ, либо непривлекательные условия. Поэтому для бизнес-клиентов лизинг становится идеальным вариантом получения имущества в пользование, а в дальнейшем — и в собственность. Тогда компания обращается к лизингодателю, который под её запрос покупает необходимое имущество, после чего сдает его в аренду. Используя имущество, клиент может сразу же начать зарабатывать на нем, и в спокойном режиме выплачивать лизинговые платежи. После окончания договора лизинга это же имущество можно выкупить — как правило, за совсем небольшие деньги.

В чем экономический смысл лизинга: выгоды для каждой стороны

Бизнес-клиентам лизинг выгоден по следующим причинам:

  • можно вернуть НДС — юридические лица могут возместить НДС с лизинговых платежей, тем самым значительно снизив свою налоговую нагрузку;
  • можно отнести лизинговые платежи на расходы — это автоматически уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и тоже позволяет оптимизировать нагрузку;
  • можно воспользоваться механизмом ускоренной амортизации — если имущество находится на балансе клиента, он может использовать амортизацию (списание с баланса денежных средств по мере устаревания имущества) с коэффициентом до 3-х, тем самым обеспечив себе минимальный выкупной платеж.

Продавцы сотрудничают с лизинговыми компаниями тоже за счет своих выгод:

  • можно продавать лизингодателю оптом — это обеспечивает продавцам имущества постоянную реализацию имущества, ведь лизинговая компания является оптовым покупателем;
  • можно работать на привлекательных условиях — поставщикам выгодно сотрудничать с лизингодателями, ведь любая совместная акция обеспечивает им и продвижение, и продажи;
  • можно не заниматься сопровождением сделок — лизинговая компания почти всегда привлекает к лизинговой сделке своих специалистов и партнеров, что снимает с продавца заботы.

Лизингодателям также выгодно сдавать имущество в лизинг. И вот почему:

сделка в лизинге

  • можно продать имущество на вторичном рынке или сдать в повторную аренду — это защищает лизинговую компанию от потерь в том случае, если клиент будет не в состоянии оплачивать лизинговые платежи;
  • можно не требовать залог и дополнительное обеспечение — в большинстве случаев лизинговое имущество остается на балансе лизинговой компании;
  • можно получать имущество на лучших условиях — лизинговая компания является оптовым клиентом для поставщиков имущества или техники, поэтому имеет доступ к специальным предложениям и индивидуальным скидкам.

Какое имущество можно взять в лизинг, а какое нельзя

Согласно Федеральному Закону «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ, в лизинг можно взять любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Иными словами, это непотребляемое имущество, которым можно пользоваться даже после его изнашивания. Такое, как:

Например, автомобиль для представительских целей, несколько машин для обновления таксопарка или спецтехнику для производства.

Преимущества и недостатки лизинга автотранспорта

Преимущества Недостатки
Можно приобрести любой автотранспорт — легковые, грузовые авто и спецтехнику Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при кредите
Можно выбрать любой тип (новое и б/у авто в лизинг) и продавца (физическое или юридическое лицо) Просрочки по оплате лизинговых платежей могут привести к изъятию авто лизинговой компанией
Минимальный пакет документов в сравнении с кредитом До получения машины в собственность её нельзя продать, а сдать в аренду можно лишь с разрешения лизинговой компании
Лояльные требования к клиенту в сравнении с банковскими организациями Проводить ТО будут специалисты лизинговой компании или компании-партнера
Можно выкупить автомобиль или вернуть лизингодателю после окончания срока договора
Автотранспортом можно пользоваться сразу после внесения авансового платежа

Остались вопросы?
Получите консультацию и персональный расчет по приобретению легкового автомобиля в лизинг

В лизинг можно взять офисную технику, сложное IT-оборудование или оборудование для промышленного производства. Когда компаниям нужно обновить имущество на более современное или расширить производство, они, чаще всего, делают это именно в лизинг.

Преимущества и недостатки лизинга оборудования

Преимущества Недостатки
Не нужен большой объем вложений — по сути, это рассрочка под процент Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при кредите
Можно договориться на индивидуальный график платежей, подстроенный под бизнес клиента, чего не предложат банковские организации Просрочки по оплате лизинговых платежей могут привести к изъятию оборудования лизинговой компанией
Оборудованием можно пользоваться сразу после внесения авансового платежа
Прибыль, которую клиент получает за счет оборудования, может покрывать лизинговые платежи
Лизинговые платежи относятся на себестоимость — по итогу уменьшается налог на прибыль
При применении механизма ускоренной амортизации можно сэкономить на имущественных налогах

Которую также можно выкупить или вернуть лизинговой компании. Чаще всего клиенты используют лизинг, когда им нужно арендовать крупный офис или большую производственную площадь. Учитывая, что в итоге недвижимость можно приобрести в собственность, лизинг получается выгодней коммерческой ипотеки.

Преимущества и недостатки лизинга недвижимости

Преимущества Недостатки
Лояльное отношение к разовым просрочкам платежей, ведь имущество находится на балансе лизингодателя Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при ипотеке
Лояльные требования к клиенту в сравнении с банковскими организациями Чаще всего клиент сам оплачивает стоимость оформления лизинговой сделки. Кроме того, она подразумевает еще одну сделку — заключение договора купли-продажи между лизинговой компанией и продавцом недвижимости
Можно не афишировать наличие недвижимости и экономить по налогам на имущество

В лизинг нельзя взять:

  • продукты питания;
  • сырье;
  • стройматериалы;
  • земли, леса, водоемы и др. природные объекты;
  • военную технику;
  • оборудование без заводских номеров.

У этих предметов либо есть «срок годности», либо их финансовая аренда запрещена законом.

Лизинговая сделка: этапы, виды, степени риска и варианты платежей

Лизинговая сделка по структуре делится на несколько этапов. Рассмотрим на примере лизинга автомобиля:

  1. Выбор имущества: клиент сам определяет, какой автомобиль ему нужен — от марки до технического оснащения.
  2. Сбор пакета документов: на этом этапе клиент собирает необходимые документы, после чего отправляет их в лизинговую компанию вместе с заявкой на финансирование.
  3. Принятие решения: лизинговая компания рассматривает заявку на лизинг и изучает реальное финансовое положение клиента, после чего решает, финансировать сделку или нет.
  4. Заключение сделки: на этом этапе клиент и лизинговая компания заключают между собой договор лизинга.
  5. Внесение авансового платежа: клиент оплачивает первоначальный взнос за имущество по договору лизинга (обычно равен 0-49% от общей стоимости договора).
  6. Передача автомобиля в пользование: после внесения авансового платежа клиент получает лизинговый автомобиль, и может начать зарабатывать на его использовании с этого же дня. При этом он вносит лизинговые платежи по индивидуально составленному графику на протяжении всего действия договора лизинга.
  7. Переход права собственности: после выплаты всех обязательных платежей лизингополучатель имеет право выкупить автомобиль, внеся последний, выкупной платеж.

Лизинговые сделки традиционно делят по категории выплат и степени риска — от выбора зависит, кто будет оплачивать расходы по обслуживанию автомобиля (чаще всего они уже зашиты в лизинговые платежи) и какие гарантии предоставляет клиент (обычно имущество страхуют, и все риски распределяются между страховыми компаниями). Подробнее о видах лизинговых сделок вы можете прочитать здесь.

График лизинговых платежей, составленный индивидуально для клиента, тоже может быть разным. На практике чаще всего пользуются тремя видами графиков:

  1. Регрессивным — платежи уменьшаются на протяжении действия договора лизинга. Такой график позволяет снизить % по платежам и оптимизировать нагрузку.
  2. Аннуитетным — платежи равны, и клиент выплачивает всю сумму равными частями на протяжении действия договора лизинга. Этот график позволяет рассчитать бюджет на долгосрочный период, заложив в него ежемесячный одинаковый расход.
  3. Сезонным — график построен под сезонность бизнеса клиента. В доходный сезон платежи будут самыми большими, а в низкий сезон — минимальными.

Что выгоднее: лизинг или кредит?

Чтобы клиент мог разобраться, какой из этих финансовых инструментов больше ему подходит, мы написали отдельную статью, где подробно разобрали отличия лизинга от кредита. Ниже — ключевые параметры, по которым вы можете оценить плюсы и минусы этих финансовых инструментов.

Параметры Лизинг Кредит
Клиент Юридическое лицо и ИП Физическое лицо, ИП, юридическое лицо
Право собственности на имущество Имущество остается в собственности у лизинговой компании до выплаты всех обязательных платежей и внесения выкупного платежа Имущество сразу переходит клиенту в собственность, но остается у банка в качестве залога
Порог входа Получить одобрение заявки на финансирование просто — лизинговые компании ничем не рискуют и ориентируются лишь на фактические финансовые показатели клиента Можно получить отказ или невыгодные условия в случае закредитованности — банки вынуждены следовать жесткой риск-политики
График платежей Платить можно по индивидуально составленному графику, который подстроен под бизнес-показатели Кредитные платежи подходят по типовому, шаблонному графику — банки не могут составлять график под каждого клиента
Дополнительное обеспечение Отсутствует в большинстве случаев Присутствует. Если речь об автокредитовании, залогом станет кредитуемый автомобиль
Защита имущества от претензий кредиторов Предмет лизинга находится на балансе у лизинговой компании — это защищает его от ареста и изъятия со стороны кредиторов Предмет лизинга находится на балансе у клиента — в случае возникновения экономических споров его могут арестовать или изъять
Налоги НДС клиент может вернуть сразу после выкупа имущества. Налог на имущество снижается, если предмет лизинга находится на балансе клиента. Если же имуществом владеет лизинговая компания, клиент и вовсе не платит налог на имущество. НДС не облагается. Налог на имущество клиент платит в любом случае, причем в полном объеме.
Амортизация Можно применить механизм ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х, что позволит быстрее списать стоимость имущества Применяется обычный порядок расчета амортизации

Лизинг и аренда: в чем разница?

Лизинг очень похож на аренду — клиент лизинговой компании, по сути, арендует имущество на протяжении всего срока договора. В обоих случаях есть владелец имущества, который готов его сдать на определенных условиях. Но между лизингом и арендой есть разница, причем весьма существенная. Ниже — ключевые параметры, по которым вы можете выбрать подходящий способ пользования имуществом и понять отличия.

Параметры Лизинг Аренда
Правовая основа Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» Гражданский кодекс РФ, ст.34.
Федеральные законы об отдельных видах аренды.
Срок договора Длительные сроки, которые, чаще всего, равны или близки к сроку полной амортизации имущества Короткие сроки, которые можно продлить
Имущество Нерасходуемое имущество, которое не имеет срока годности и не является природным объектом Нерасходуемое имущество, которое не имеет срока годности и не ограничено в обороте
Возможность получения имущества в собственность Есть Нет
Право выбора имущества Клиент сам выбирает имущество, которое хочет получить в лизинг Клиент выбирает имущество из того, что ему предложит арендодатель
Пакет документов Нужны документы, которые подтверждают существование бизнеса и платежеспособность Подтверждать платежеспособность не нужно
Участники сделки Лизинговая компания, клиент и продавец имущества. В сделке также могут участвовать страховые компании, юридические агентства и пр. Арендодатель и арендатор
Ответственность за соответствие имущества заявленным требованиям Несет арендодатель Несет лизинговая компания, если сама предлагает имущество в лизинг и ищет продавца
Ответственность за утрату/порчу имущества Несет арендодатель Несет клиент
Субъект страхования имущества Арендодатель Чаще всего, клиент

Лизинг и налоги: какие бывают и что можно потребовать к возврату

Лизинговая сделка подразумевает вхождение 4 типов налога:

1. Налог на прибыль

Согласно ст. 264 п.1 НК РФ, для клиента лизинговые платежи относятся к прочим расходам. Это значит, что размер налога зависит от размера платежа — чем он выше, тем меньше приходится платить налога на прибыль.

Договор лизинга предлагает два варианта:

  • имущество находится на балансе лизинговой компании

В этом случае клиент включает в расходы всю сумму лизингового платежа. Это выгодно, т.к. платежи учитываются в полном объеме, а налог на прибыль уменьшается.

Пример: допустим, лизинговый договор заключен на 12 месяцев, а общая сумма лизинговых платежей равна 500 000 рублей. Ежемесячная сумма, которую клиент включает в список затрат, составит: 500 000 / 12 месяцев = 41 666 рублей.

  • имущество находится на балансе клиента

Тогда его включают в определенную амортизационную группу по стоимости расходов лизинговой компании на покупку имущества и его обслуживание после сделки. Начисляют амортизацию в зависимости от группы, а её коэффициент может достигать 3-х. Это значит, что имущество будет самортизировано в 3 раза быстрее обычного. В этом случае клиент включает в состав затрат лизинговый платеж, вычтя из него сумму амортизации предмета лизинг

Пример: возьмем те же вводные — лизинговый договор на 12 месяцев, лизинговые платежи суммой в 500 000 рублей и ежемесячный платеж в 41 666 рублей. Допустим, имущество купили за 300 000 рублей, и оно относится к 5-й группе амортизации с минимальным сроком использования в 85 месяцев. Тогда ежемесячная сумма затрат составит: 300 000 / 85 месяцев * коэф.3 = 10 588 рублей.

2. НДС

Согласно ст. 172 и 172 НК РФ, клиент может получить от государства возмещение НДС в этих случаях:

  • клиент взял в лизинг имущество для деятельности, которая облагается НДС;
  • лизинговая компания может подтвердить, что предоставила клиенту имущество (есть копии договоров и прочие документы);
  • клиент может подтвердить, что отразил лизинговую операцию в бухучете компании;
  • у клиента есть счет-фактура на лизинговый платеж, которую ему предоставила лизинговая компания.

3. Налог на имущество

Клиент не платит этот налог, если имущество находится в собственности у лизинговой компании. Если же оно оформляется на баланс клиента, налог можно сократить за счет применения механизма ускоренной амортизации. Также налог не начисляется на движимое имущество в период действия договора лизинга, и неважно, на чьем балансе оно находится.

4. Транспортный налог

Его платит сторона, которая регистрировала лизинговый автомобиль в ГИБДД или Гостехнадзоре, и неважно, на чьем балансе находится это авто в период действия договора.

налоги в лизинге

ТОП часто задаваемых вопросов про лизинг

1. Можно ли закрыть лизинговую сделку раньше срока?

Большинство лизингодателей предусматривают эту возможность и вписывают в договор лизинга. Но для клиента это может быть невыгодно — при досрочной оплате остаточной стоимости сумма выкупа будет выше, а возможностей снизить налоговую нагрузку — меньше. Быстрый выкуп привлекает внимание налоговых органов — например, в ФНС договор лизинга и вовсе могут аннулировать, признав его договором товарного кредита. Это автоматически лишает клиента налоговых вычетов.

2. Когда лизинговое имущество нужно регистрировать в госорганах?

Регистрировать имущество и права на него нужно, если это:

  • транспорт;
  • оборудование повышенной опасности.

В этом случае имущество регистрируют либо на лизинговую компанию, либо на клиента (по договоренности между ними). Если договор лизинга будет расторгнут из-за просрочки и неуплаты лизинговых платежей, регистрационные органы аннулируют запись о пользователе имущества.

3. Может ли государственная организация брать имущество в лизинг?

И государственные, и муниципальные учреждения могут брать имущество в лизинг и выступать в качестве лизингополучателя. Для них ст. 9.1 закона о лизинге предусмотрено несколько особенностей:

  • лизинговая компания сама выбирает продавца имущества и несет ответственность за его поставку;
  • все расчеты между клиентом и лизинговой компанией осуществляются в денежной форме, исключая бартер;
  • залогом может быть только лизинговое имущество.

4. Правомерно ли, если лизингодатель задерживает поставку имущества, ссылаясь на проблемы у продавца? При этом отказываясь компенсировать потерянное время, мотивируя это тем, что поставщика нашли мы сами.

По закону, если поставщик не выполняет обязательства, ответственность возлагается на сторону, которая его выбирала. То же касается и несоответствия имущества задачам проекта. Обычно поставщика выбирает лизингополучатель — это значит, что все расходы и неустойки возлагаются на клиента. Если же продавца искал лизингодатель, оплачивать расходы будет он сам.

5. Что такое сублизинг?

Сублизинг — это передача права пользования имуществом, которое получено в лизинг, третьему лицу. Например, клиент взял оборудование под проект и досрочно выполнил его. Закрывать договор раньше времени он не хочет, т.к. понесет убытки в отношении возврата налогов. Тогда он сдает оборудование в сублизинг и сам становится лизингодателем. Все, что нужно — разрешение на такую сделку от лизинговой компании. Кроме того, новый лизингополучатель будет иметь те же налоговые преференции. При нарушении основного договора лизинга договор сублизинга автоматически аннулируется.

6. Что такое фиктивный лизинг?

Фиктивный лизинг — это прикрытие договором лизинга других сделок. Чаще всего, сделки купли-продажи в рассрочку. Такая схема практикуется, чтобы получить налоговые льготы и государственные субсидии.

Выводы

Лизинг — это удобный финансовый инструмент, с помощью которого можно обновить основные средства или расширить производство, не отвлекая крупной суммы из оборота. Клиент лизинговой компании избегает долгих ожиданий одобрения заявки, залогов и вложения собственных средств в крупных размерах.

Кроме того, государство активно стимулирует отрасль и предусматривает льготы и налоговые преимущества для клиентов лизинговых компаний. Например, можно вернуть НДС и снизить свою налоговую нагрузку, чего не предусматривает кредит.

Лизинг не всегда может заменить кредит, хотя для бизнес-клиентов он по-прежнему остается наиболее выгодным вариантом. Поэтому мы рекомендуем выбрать финансовый инструмент, который подходит под ваши индивидуальные задачи.

Поделиться в соц. сетях

«Аэрофлот» и Минтранс занялись вопросом снятия запрета на «мокрый» лизинг

«Аэрофлот» и Минтранс прорабатывают возможность передачи между авиакомпаниями самолетов c экипажами — так называемого мокрого лизинга. Внедрение этого механизма позволит крупным авиакомпаниям удовлетворять спрос в летний сезон

Фото: Julian Stratenschulte / dpa / Global Look Press

Фото: Julian Stratenschulte / dpa / Global Look Press

«Аэрофлоту» нужна возможность передавать самолеты вместе с экипажами между перевозчиками одноименной группы (в группу «Аэрофлот» входят одноименная авиакомпания, «Россия» и «Победа») или привлекать дополнительные воздушные суда из парка других авиакомпаний. Об этом рассказал журналистам гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский в кулуарах Восточного экономического форума, передает корреспондент РБК. «Если у какой-то авиакомпании в низкий сезон (обычно приходится на октябрь—апрель. — РБК) нет потребности в самолетах, то мы сможем взять емкости под свою сеть, и наоборот», — сообщил он. Передача воздушного судна в авиакомпанию от другого перевозчика, который вместе с самолетом предоставляет свой экипаж, страхование и техобслуживание техники принято называть «мокрым» лизингом. Но такая возможность сейчас не предусмотрена российским законодательством, хотя практикуется за рубежом. Для того чтобы «мокрый» лизинг появился в России и был законным, «Аэрофлот» совместно с Минтрансом работает над проектами необходимых нормативных актов, заявил Александровский. Но сроков и других деталей не раскрыл. Источник, знакомый с планами Минтранса, подтвердил, что ведомство прорабатывает вопрос «мокрого» лизинга.

Представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует транспортную отрасль) предложил направить запрос в Минтранс, но в ведомстве отказались от комментариев. РБК направил запросы в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), пресс-службы S7 Airlines, «Уральских авиалиний», Utair и других крупных авиакомпаний России.

Почему понадобился «мокрый» лизинг

О необходимости использования «мокрого» лизинга в гражданской авиации России топ-менеджеры «Аэрофлота» заявляют не впервые. В феврале 2015 года тогдашний гендиректор перевозчика Виталий Савельев (с ноября 2020 года возглавляет Минтранс и совет директоров «Аэрофлота») говорил, что «мокрый» лизинг доказал свою эффективность во время проблем на мировом рынке авиаперевозок. «Наши пилоты по закону могут работать за границей. Но я не могу передать самолет с экипажем в аренду иностранной компании. Почему? Мы должны быть гибкими. Не хватает у нас пилотов — набираем из-за границы. Спад на рынке — отдаем самолеты с экипажем иностранцам», — аргументировал Савельев. Но необходимые изменения в законодательстве, к примеру в Воздушном кодексе, так и не были сделаны. С точки зрения договорного обоснования «мокрый» лизинг в российском праве допускается в рамках аренды транспортного средства с экипажем, однако на уровне транспортного законодательства такая форма аренды не урегулирована, что по сути порождает запрет на «мокрый» лизинг в России, замечает руководитель практики транспорта и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков.

Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Фото:REUTERS 2015

К обсуждению необходимости внедрения «мокрого» лизинга вернулись после новых международных санкций, объявленных против российской авиаотрасли в 2022 году на фоне проведения специальной военной операции на Украине. Запрет на полеты в ЕС и другие страны, жесткие ограничения на поставку российским перевозчикам авиатехники и запчастей к ним, аресты воздушных судов в зарубежных аэропортах привели в прошлом году к падению пассажиропотока всей отрасли на 14,2% (до 95,2 млн человек), группы «Аэрофлот» — на 11,2% (до 40,7 млн). Спад перевозок сопровождался потерей самолетов: в общей сложности российские авиакомпании потеряли 78 импортных лайнеров, в том числе 13 — группа «Аэрофлот», говорили Савельев и Александровский. В начале 2023 года в парке российских авиакомпаний было 1164 воздушных судна. Флот группы «Аэрофлот» сейчас составляет 349 самолетов. Этот парк в полной мере удовлетворит спрос на внутренние и международные перевозки, утверждал Савельев. Но по итогам 2023 года пассажиропоток российских авиакомпаний увеличится до 101,2 млн человек, прогнозировали в Минтрансе. Из них группа «Аэрофлот» собирается перевезти до 45 млн пассажиров (плюс 10,6%), цель на следующий год — не менее 47 млн, сказал Александровский в кулуарах ВЭФ. Это на 2,6% больше, чем в 2021 году, — тогда группа перевезла 45,8 млн пассажиров. При этом новые самолеты российского производства еще не начали поступать в «Аэрофлот». По инвестиционному проекту льготного лизинга, который утвердил премьер Михаил Мишустин, поставка первого импортозамещенного самолета SJ-100 (ранее Superjet New) запланирована на декабрь 2023 года, первых Ту-214 и импортозамещенного МС-21 — на конец 2024 года. В результате группе предстоит увеличить пассажиропоток к уровню 2021 года меньшим числом самолетов, чем было у перевозчика в тот период. На этом фоне директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова заявила на Петербургском международном юридическом форуме в мае 2023 года, что «мокрый» лизинг — это возможность восполнить дефицит парка воздушных судов при появлении новых направлений и росте пассажиропотока, а также сохранение провозных емкостей на социально значимых направлениях и снижение рисков, связанных с дефицитом персонала, поскольку при использовании такого механизма персонал нанимается лизингодателем. В крупнейшей частной авиакомпании России S7 разделяют позицию «Аэрофлота», сказал тогда же ее замгендиректора по правовому обеспечению Максим Астафьев. По его словам, сегодня «мокрый» лизинг «крайне востребован». Для российских авиакомпаний, работающих в условиях западных санкций, вариант «мокрого» лизинга становится еще более актуальным из-за ограниченных возможностей удовлетворить растущий спрос на пассажирские авиаперевозки собственным флотом, соглашается авиационный эксперт Григорий Померанцев. Таким крупным авиакомпаниям, как «Аэрофлот» и S7, возможность «мокрого» лизинга была бы интересна для планирования дополнительных емкостей на среднесрочную перспективу, к примеру, для удовлетворения спроса в высокий сезон, считает Померанцев.

Какие возможности и риски у «мокрого » лизинга

«Мокрый» лизинг — важный инструмент для обеспечения коммерческой и операционной гибкости в работе авиакомпаний, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Этот механизм попал под запрет в 1990-е годы, когда при большом количестве авиакомпаний и слабых возможностях регулятора возникал риск полной неразберихи, кто за что отвечает, то есть угроза безопасности полетов, напоминает он. Инструмент используется в мировой практике, появление его в России добавит лизингодателям или арендаторам операционной гибкости, говорит старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов. Если «Аэрофлоту» удастся добиться отмены запрета не только для себя, но и в целом для отрасли, это будет важный успех, добавляет Синицкий.

Фото:Андрей Любимов / РБК

В условиях неопределенности с авиапарком в России «мокрый» лизинг может стать также спасением для некоторых авиакомпаний, имеющих трудности в ведении операционной деятельности, но имеющих флот, который можно передать в аренду временно другим игрокам, тем самым выиграв время на восстановление собственной деятельности, добавляет эксперт консалтинговой компании НЭО Елена Варламова. Главная цель для применения сейчас в России этого механизма — поддержание текущих полетов в условиях санкций, которые ограничивают возможности эксплуатации и техобслуживания имеющегося флота, указывает руководитель группы стратегического консалтинга Kasatkin Consulting Ольга Насиковская. Инструмент «мокрого» лизинга вряд ли даст позитивный эффект отрасли, не соглашается директор по развитию воздушного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Александр Терентьев. «Ни одна из стран не даст свои самолеты на эксплуатацию в Россию, а от внутренней миграции флота толку мало», — полагает он. В текущих условиях наличие такого инструмента, как «мокрый» лизинг иностранных самолетов, вызывает вопросы с точки зрения санкционных ограничений, говорит Риков. В качестве негативных факторов можно выделить риск отказа отдельных стран в допуске рейсов российских компаний в воздушное пространство из-за неизвестного состояния летной годности арендованного борта, а также некоторые издержки сервиса для пассажиров, которые не смогут получить определенные ожидаемые услуги на борту «не своей» авиакомпании, замечает Померанцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *