Социальные выплаты отдельным платежным поручением что это
Перейти к содержимому

Социальные выплаты отдельным платежным поручением что это

  • автор:

Социальные выплаты

Социальный фонд России и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты некоторым категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.

ДЕМО в размере 1 000 руб. устанавливается:

    • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
    • лицам, награжденным знаком «Жителю осажденного Севастополя»;
    • лицам, награжденным знаком «Жителю осажденного Сталинграда».

    ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:

    • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
    • вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией;
    • вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
    • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
    • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

    ДЕМО выплачивается территориальным органом СФР одновременно с пенсией.

    Граждане, имеющие право на ДЕМО, но не реализовавшие его своевременно, могут подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган СФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата назначается и выплачивается территориальными органами СФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами СФР отдельным категориям граждан в Российской Федерации из числа ветеранов, инвалидов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким федеральным законам, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований по выбору гражданина. Исключение составляют граждане, которые имеют право на получение ЕДВ в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им может устанавливаться ЕДВ одновременно и по другому основанию.

    Для назначения ЕДВ гражданин может подать письменное заявление в любой территориальный орган СФР или МФЦ, а также в электронной форме через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

    ЕДВ инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи заявления со дня признания гражданина инвалидом или ребенком-инвалидом.

    Гражданин, которому ежемесячная денежная выплата установлена в беззаявительном порядке, имеет право в течение одного месяца со дня получения извещения обратиться с заявлением об отказе от получения установленной ему жемесячной денежной выплаты и обратиться с заявлением о ее назначении вновь или по другому основанию

    Набор социальных услуг (НСУ) – получатели ежемесячной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

    • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
    • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.

    Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью, или от одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг в территориальный орган Социального фонда России, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

    На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 февраля 2022 года направляется 1313 руб. 44 коп. в месяц.

    Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября текущего года подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

    Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.

    Социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания.

    Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.

    Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Социального фонда.

    Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата устанавливается органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

    С 1 января 2022 года социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке с даты назначения пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

    Заполнение платежного поручения на уплату налогов в составе ЕНП после 25 сентября 2023 года

    В платежном поручении при уплате подоходного налога за 2022 год со статусом 02 надо ли в поле 107 указывать период «2022»?
    Организация в платежном поручении в назначении платежа указала: «Единый налоговый платеж».
    Какие изменения внесены в правила заполнения платежных поручений на уплату налогов с 25.09.2023? Есть ли пример заполнения платежного поручения для рассматриваемой ситуации?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    В платежном поручении при уплате подоходного налога в 2023 году за 2022 год организация, уплачивающая налоговые платежи в бюджет в составе ЕНП, должна:

    • в поле «Статус» указать значение «01»;
    • в поле 107, а также в полях 106, 108, 109 — значение «0».

    Обоснование вывода:

    Платежные поручения на перечисление налоговых платежей (налога или авансовых платежей), страховых взносов и госпошлины, а также недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам) оформляются плательщиками в соответствии с правилами заполнения поручений, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н (далее — Приказ N 107н) (п. 15 ст. 45 НК РФ).

    В 2023 году в этот приказ были внесены изменения*(1), устанавливающие отдельные правила для заполнения платежек на ЕНП с уведомлением и без, а также на платежи, не входящие в ЕНП.

    Обращаем внимание, данные изменения вступили в силу с 11 февраля 2023 года. То есть порядок оформления платежных поручений на уплату налогов в бюджет, который будет рассмотрен нами ниже, действует с февраля 2023 года. Что касается 25 сентября 2023 года, то с этой даты действуют новые альбомы «Унифицированных форматов электронных банковских сообщений» (далее — УФЭБС), установленные Банком России (версия 2023.4.1)*(2). Фактически в этих форматах теперь учтены правила заполнения платежных поручений на уплату налогов, действующие с февраля 2023 года.

    Говоря простым языком, новые правила заполнения платежных поручений введены с февраля 2023 года, но так как действовали старые УФЭБС, банки пропускали платежки, оформленные по старым правилам, теперь УФЭБС приведены в соответствие с Приказом N 107н.

    В 2023 году, как известно, организации и ИП могут перечислить единый налоговый платеж одним из способов:

    1) единой суммой и одним платежным поручением, включив в него общую сумму налогов и страховых взносов, которые следует уплатить в текущем месяце. Порядок заполнения реквизитов платежного поручения для этого случая установлен п. 4 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу N 107н, далее — Правила);

    2) отдельным платежным поручением, оформленным на уплату каждого налога (страховых взносов) (пп. 12-14 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ). Такие платежные поручения заполняются в порядке, установленном в п. 7 Правил.

    В рассматриваемом случае организация уплачивает налоги в бюджет первым способом — через ЕНП. Рассмотрим порядок заполнения платежного поручения для этого случая.

    Здесь отдельно акцентируем внимание, что в указанном ниже порядке должны заполняться все платежные поручения на уплату налогов, как за текущий, так и за прошлые периоды, в т.ч. за 2022 год. Это обусловлено тем, что в настоящий момент применяется текущая редакция Приказа N 107н, и она не предусматривает вариантов заполнения платежных поручений за прошлые периоды в порядке, который действовал ранее.

    1. Информация о плательщике:

    — в поле 101 следует указать статус «01» — налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, составившие распоряжения о переводе денежных средств.

    Обратите внимание! Теперь статус «01» указывается для случая, когда налоги перечисляются в бюджет в качестве ЕНП, а статус «02» — для случаев, когда налоги перечисляются в бюджет отдельными платежными поручениями вместо уведомления (смотрите приложение 5 к Приказу N 107н в действующей редакции).

    До 2023 года статус «01» указывали — налогоплательщики (плательщики сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридические лица, а статус «02» — налоговые агенты. То есть раньше при перечислении НДФЛ, удержанного налоговым агентом с доходов физических лиц, в платежном поручении нужно было всегда ставить статус «02», теперь статус не зависит от того, кто осуществляет перечисление средств: налогоплательщик или налоговый агент, ключевое значение имеет порядок перечисления: в качестве ЕНП или отдельным платежом вместо уведомления;

    — поля 60 «ИНН», 102 «КПП», 8 «Плательщик» в целом заполняются в прежнем порядке. Здесь, как и раньше, указывается: ИНН плательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налоговых платежей исполняется, КПП организации или обособленного подразделения, чья обязанность исполняется (как в декларации или расчете) и информация о плательщике, составившем платежное поручение (юридические лица — наименование организации; индивидуальные предприниматели, главы КФХ, лица, занимающиеся частной практикой, — Ф.И.О (отчество — при наличии) (пп. 4.1-4.3 Правил).

    Существенным изменением является то, что ИП и лица, занимающиеся частной практикой, больше не должны указывать в поле 8 «Плательщик» свой адрес, теперь здесь отражается только фамилия, имя, отчество (при наличии): Например: Иванов И.А. (ИП) (подп. «б» п. 4.3 Правил).

    2. Информация о получателе.

    Как разъясняют представители ФНС России, для упрощения уплаты с 1 января 2023 года все налоги и взносы, установленные НК РФ, уплачиваются на единый счет Федерального казначейства. Федеральным казначейством принято технологическое решение об обработке платежей Управлением Федерального казначейства по Тульской области. При этом:

    — в полях 61, 103 «ИНН» и «КПП» указывается ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа — администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета:

    — в поле 13 «Наименование банка получателя средств» — ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г Тула;

    — в поле 14 «БИК банка получателя средств» — 017003983;

    — в поле 15 «N счета банка получателя средств» — 40102810445370000059;

    — в поле 16 «Получатель» — Казначейство России (ФНС России);

    — в поле 17 «N казначейского счета» — 03100643000000018500.

    Смотрите информацию ФНС России от 18.05.2023, информацию ФНС России от 26.12.2022, письмо УФНС России по г. Москве от 15.02.2023 N 10-22/017034@, письмо ФНС России от 29.12.2022 N КЧ-19-8/298@, письмо Межрегионального операционного УФК от 13.01.2023 N 95-09-11/03-35.

    3. Информация о платеже:

    — в поле 22 «Код» указывается ноль «0» или УИН (при его наличии) (п. 4.10 Правил);

    — в поле 104 «КБК» — 18201061201010000510 (п. 4.4 Правил).

    Именно этот КБК указывается и при перечислении НДФЛ с дохода физического лица за 2022 год;

    — в поле 105 «ОКТМО» — «0». Допускается указание ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты платежей, обязанность по уплате которых установлена НК РФ (ЕНП) (п. 4.5 Правил, письмо ФНС России от 06.02.2023 N ЗГ-3-8/1441@);

    — в полях 106-109 «Основание платежа», «Налоговый период», «Номер документа» и «Дата документа» — «0» (п. 4.6 Правил).

    Таким образом, при перечислении НДФЛ за 2022 год в составе ЕНП в поле 107 нужно указывать значение — «0»;

    — в поле 24 «Назначение платежа» — дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.

    В этом поле можно указать наименование налогов, сборов, страховых взносов, в счет исполнения обязанности в отношении которых оформлено распоряжение на перевод денежных средств вместо уведомления.

    Например: «Единый налоговый платеж».

    Пример заполнения платежного поручения на уплату ЕНП, который подходит в том числе для рассматриваемого случая: уплата НДФЛ за 2022 год, приведен в материале: Примеры заполнения Платежного поручения (форма 0401060) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2023 г.) // Пример 1 Заполнение платежного поручения на уплату ЕНП — единого налогового платежа. Данный пример актуален, и им можно воспользоваться.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

    • Энциклопедия решений. Как заполнить платежное поручение на уплату ЕНП? (сентябрь 2023)

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

    Ответ прошел контроль качества

    27 сентября 2023 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    О порядке зачисления социальных выплат на счета получателей, открытых в ПАО Сбербанк, с 01.01.2021

    Обращаем Ваше внимание на порядок зачисления социальных выплат получателям, состоящим на учете в органах социальной политики в настоящее время. Указанный порядок коснется государственных пособий гражданам, имеющим детей, выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и пенсий государственных служащих.

    С 01.01.2021 в целях исполнения требований статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» ПАО Сбербанк начнет контролировать зачисление социальных выплат на банковские счета с картой МИР и без карт.

    В связи с этим в ПАО Сбербанк реализована следующая процедура зачисления социальных выплат:

    при поступлении денежных средств для зачисления на счета получателей Банк проверит соответствие счета, указанного в реестре, требованиям Закона № 161-ФЗ: если счет карты МИР или счет/ вклад с возможностью пополнения и снятия, то социальные выплаты будут зачислены на указанный в реестре счет;

    при наличии в реестре счета карты международной платежной системы Банк не будет зачислять социальные выплаты на данный счет. В этом случае Банк проверит наличие у получателя действующего счета карты МИР или счета/ вклада с возможностью пополнения и снятия и при его наличии зачислит социальные выплаты на данный счет. При отсутствии у получателя действующего счета карты МИР или счета/ вклада с возможностью пополнения и снятия Банк откроет получателю новый счет и зачислит на него социальные выплаты.

    В любом случае ПАО Сбербанк обеспечит зачисление денежных средств на имеющийся счет клиента или на новый счет!

    В связи с этим, если гражданин не получит социальные выплаты на счет, на который поступали денежные средства ранее, ему необходимо проверить зачисление на другие имеющиеся у него счета либо обратиться в ПАО Сбербанк в связи с открытием ему нового счета.

    Для получения через ПАО Сбербанк социальных выплат получатель может оформить карту МИР или открыть в Банке счет/ вклад с возможностью пополнения и снятия денежных средств в онлайн-сервисе Сбербанка Онлайн, на сайте Банка или офисе Банка.

    Если у получателя уже есть карта МИР или счет/ вклад с возможностью пополнения и снятия денежных средств, то ему достаточно передать реквизиты счета в территориальное управление социальной политики.

    Что касается выплаты социальных пособий, назначенных после 01.01.2021, то согласно Закону Свердловской области от 26.03.2019 № 26-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области в целях обеспечения возможности предоставления мер социальной поддержки с использованием единой социальной карты» перечисление социальных пособий, осуществляемых за счет средств областного бюджета, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, через кредитные организации с использованием Единой социальной карты (далее — ЕСК) или организации почтовой связи по выбору заявителя.

    В настоящее время банками, участвующими в выпуске, выдаче и обслуживании ЕСК, являются ПАО «СКБ-банк» и АО «Почта банк».

    Консультация по вопросам ЕСК осуществляется по номеру телефона — 8 800 6000 670.

    Социальные выплаты отдельным платежным поручением что это

    Минтруд РФ предлагает законодательно закрепить новый порядок выплаты по больничным листам и выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям гражданам, имеющим детей. После принятия законопроекта эти выплаты будут приходить сотруднику напрямую от Фонда социального страхования, а не со счета работодателя. Такой порядок пилотируется в регионах уже с 2011 года. С января 2020 года по этому механизму работают в 69 субъектах Российской Федерации.

    Раньше в стране повсеместно действовала так называемая «зачетная система» начисления пособий, предусмотренных системой социального страхования. Пособия выплачивал работникам работодатель в счет уплаты страховых взносов.

    «Прямые выплаты» дают ряд преимуществ как для застрахованного гражданина, так и для предприятия. Раньше, осуществляя страховые выплаты, предприятия при недостаточности начисленных страховых взносов изымали средства из оборота до момента возвращения средств в компанию со счетов Фонда социального страхования. Предлагаемый нами порядок избавляет работодателя от этой необходимости. Значительно сокращаются временные затраты предприятий на обработку и расчет пособий. Механизм уже проверен регионами в рамках пилота и хорошо зарекомендовал себя на практике», — заявил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

    Благодаря проекту «Прямые выплаты» получение пособий перестает зависеть от сроков выплаты заработной платы. Фонд выплатит пособие в течение 10 календарных дней с момента подачи документов. Кроме того, застрахованным гарантируется получение пособий независимо от того, состоятелен их работодатель финансово или нет. До перехода к новой системе причиной задержек на практике часто были финансовые и другие проблемы работодателя. При модели прямых выплат этот фактор риска устраняется.

    Виды пособий, выплачиваемых в «прямых выплатах» непосредственно застрахованному:

    • Пособие по временной нетрудоспособности
    • Пособие по беременности и родам
    • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности
    • Единовременное пособие при рождении ребенка
    • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
    • Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
    • Оплата пострадавшим на производстве санаторно-курортного лечения сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

    Напомним, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 в России в пилотном режиме реализуется проект ФСС РФ «Прямые выплаты», направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда. В 2011 году проект начался в двух регионах — Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике, поэтапно переходили другие регионы РФ, а с января 2020 механизм прямых выплат уже реализуют 69 субъектов Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *