Кто контролирует лизинговые компании в рф
Перейти к содержимому

Кто контролирует лизинговые компании в рф

  • автор:

Юридическое сопровождение регистрации лизинговой компании

Лизинг, как бизнес-проект, привлекает к себе особое внимание предпринимателей. Этот интерес наблюдается по количеству вновь регистрируемых лизинговых фирм по данным Единого государственного реестра юридических лиц. Особенный интерес к лизинговой бизнес-модели проявляют профессиональные кредиторы (микрофинансовые организации, ломбарды и кредитные кооперативы), так как рассматривают договор лизинга, как альтернативу договору займа.

Наши специалисты оказывают пошаговое юридическое сопровождение открытия лизинговой компании «под ключ»:

  • #Регистрация лизинговой компании в ИФНС
  • #Обучение по программе ПОД/ФТ/ФРОМУ
  • #Документация по приказу №203 от 03.08.2010 г
  • #Документация по постановлению №492 от 29.05.2014 г.
  • #Правила внутреннего контроля лизинговой компании
  • #Постановка на специальный учет в РФМ
  • #Документация по приказу №110 от 22.04.2015 г
  • #Подключение к Личному кабинету РФМ
  • #Разработка договора лизинга (возвратного лизинга)

По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru

Пошаговое юридическое сопровождение регистрации лизинговой компании

На первом этапе наши специалисты осуществляют подготовку необходимых документов в налоговые органы в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Если перед началом регистрации лизинговой компании в государственных органах Вы желаете получить ответы на организационные вопросы о бизнес-модели лизинговой компании, о квалификационных требованиях к ее учредителям и руководителю, о требованиях к уставному капиталу и на другие не менее важные вопросы в этом случае мы можем Вам предложить консультацию наших специалистов.

На первом этапе наши специалисты могут оказать Вам консультационную помощь по правовым вопросам создания сайта лизинговой компании, по его наполнению в соответствии с законодательством о лизинге. Стоимость услуги Вы можете уточнить у наших специалистов.

Обучение сотрудников лизинговой компании по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» с выдачей свидетельства установленного образца (онлайн-курс).

В соответствии с п. 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти следующие сотрудники лизинговой компании:

  1. лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций;
  2. руководитель организации (филиала);
  3. главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала);
  4. руководитель юридического подразделения либо юрист организации.

Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №10166 от 28.11.2018 г. выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан и соглашения с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (г. Москва).

соглашение_0001 litsenziya2019

На следующем этапе лизинговой компании необходимо разработать и утвердить обязательные документы в соответствии с требованиями Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониоринга от 03.08.2010 №203:

  1. Программа подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  2. Программа обучения сотрудников для проведения вводного инструктажа с вновь принятыми на работу сотрудниками.
  3. План реализации программы обучения сотрудников на календарный год.
  4. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение.
  5. Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме дополнительного инструктажа.
  6. Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме вводного инструктажа.
  7. Приказ об утверждении формы свидетельства о прохождении работниками обучения в форме вводного и дополнительного инструктажа.
  8. Тематический план вводного и дополнительного инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Следующий этап назначение приказом руководителя лизинговой компании специального должностного лица ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в лизинговой компании. На данном этапе наши специалисты подготовят необходимые документы:

  1. Должностная инструкция специального должностного лица.
  2. Приказ о назначении специального должностного лица.
  3. Приказ о передаче ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Федеральный службы по финансовому мониторингу.
  4. Трудовой договор со специальным должностным лицом.
  5. Согласие на обработку персональных данных.
  6. Соглашение о неразглашении информации содержащей персональные данные.
  7. Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации.
  8. Памятка для работника об ответственности за разглашение информации.
  9. Приказ о приеме на работу специального должностного лица.
  10. Приказ о временном замещении специального должностного лица.

При необходимости мы предоставим персонал по трудовому договору соответствующий квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 года №492.

Разработка и утверждение руководителем лизинговой компании правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения согласно требованиям к правилам внутреннего контроля, установленными постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667.

Правила внутреннего контроля в качестве приложений включают в себя следующие формы первичных документов:

А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  3. Анкета клиента юридического лица.
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  6. Анкета бенефициарного владельца.
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
  8. Анкета представителя физического лица.
  9. Анкета представителя юридического лица.
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
  16. Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.

Б. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:

  1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
  4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
  6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

В. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:

  1. Служебная записка о приостановлении операции клиента.
  2. Распоряжение о приостановлении операции клиента.
  3. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  4. Уведомление о приостановлении операции клиента.

Г. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  1. Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  2. Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  4. Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Д. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:

  1. Сообщение об операции (сделке).
  2. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.

Правила внутреннего контроля подготавливаются с учетом положений отчета о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний, как требует этого Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Отчет лизинг

Постановка лизинговой компании на специальный учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Результат работы — успешная регистрация в Федеральной службе по финансовому мониторингу и получение права заключать договоры лизинга

Уведомление 2019

Подготовка документов в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»:

  1. Акт о результатах проверки по списку лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии.
  2. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  3. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
  4. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга.
  5. Журнал регистрации исходящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга.
  6. Приказ о применении перечней.
  7. Служебная записка о скачивании перечней.
  8. Приказ об утверждении графика проверки клиентов по перечням.
  9. Приказ о передаче специальным должностным лицом на период его командировки, отпуска ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Росфинмониторинга другому сотруднику (с указанием места хранений ключей в обычном режиме и во время отсутствия специального должностного лица).

Подключение и настройка Личного кабинета Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга), в том числе настройка усиленной квалифицированной электронной подписи, лицензионного ключа КРИПТО ПРО CSP, браузера Internet Explorer, при необходимости установка программного обеспечения «АРМ-организация».

Рисунок 1

Рисунок 2

Составление договора лизинга и договора возвратного лизинга, при необходимости правовая экспертиза договора лизинга с выдачей письменного заключения.

Для тех, кто желает передать ведение документооборота по Федеральному закону №115-ФЗ, составление формализованных электронных сообщений и ведение работы в Личном кабинете Росфинмониторинга нашим специалистам (аутсорсинг) мы можем предложить абонентское обслуживание по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Требования к лизинговой компании в 2021 году

В лизинге участвуют три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Лизингодатель – это физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. В свою очередь, продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинговые компании (фирмы) – это коммерческие организации, выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

Следует отметить, что скоро лизинговые компании будут отнесены к некредитным финансовым организациям. Новый статус лизинговых компаний установлен проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». И, соответственно, надзор за лизинговыми компаниями будет осуществлять Банк России.

Согласно новой редакции лизингодателем смогут быть только юридические лица. Лизинговой деятельностью вправе будут заниматься банки и микрофинансовые компании.

Создание лизинговой компании будет состоять из двух этапов: регистрация в налоговых органах и внесение сведений о лизинговой компании в реестр субъектов лизинговой деятельности. Кроме лизинговых компаний лизинговую деятельность вправе будут осуществлять лизинговые компании, а также банки и микрофинансовые компании (МФК).

Ведением реестра субъектов лизинговой деятельности будет заниматься Банк России. Со дня внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности хозяйственное общество приобретает статус лизинговой компании, а банк и микрофинансовая компания приобретают право заниматься лизинговой деятельностью.

Согласно новому нормативному определению под лизинговой компанией будет пониматься юридическое лицо, не являющееся банком или микрофинансовой компанией, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности. Кроме нового определения лизинговой компанией будет введен новый термин «лизинговая группа». Объединение лизинговых компаний, не являющееся юридическим лицом, в котором одна лизинговая компания или несколько лизинговых компаний находятся под контролем иной лизинговой компании (головная лизинговая компания) признается лизинговой группой. Под контролем понимается право распоряжаться более 50 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лизинговой компании.

Рассмотрим какие новые требования будут установлены к лизинговым компаниям.

1. Впервые будут установлены минимальные размеры собственных средств (капитала) для лизинговых компаний. Для лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет 500 млн. руб. и более, а также для головной лизинговой компании – в сумме 70 млн. руб. Для лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет менее 500 млн. руб. – в сумме 20 млн. руб. При этом, балансовая стоимость активов лизинговой компании определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период.

2. Лизинговая компания не вправе совмещать лизинговую деятельность с торговой и производственной деятельностью, а также деятельностью иных НФО. Указанное ограничение не распространяется на осуществление деятельности, связанной с исполнением лизингодателем своих обязательств по договору лизинга, включая продажу имущества или распоряжение им иным способом в связи с расторжением договора лизинга или прекращением обязательств сторон по иным основаниям. Однако, лизинговая компания вправе осуществлять следующие сделки: продажа имущества, приобретенного в целях обеспечения деятельности лизинговой компании; предоставление займов; выдача поручительств и гарантий; финансирование под уступку денежного требования в качестве финансового агента; предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование в качестве арендодателя; оказание информационных, консультационных и посреднических услуг; размещение денежных средств в банковские вклады под проценты; приобретение и продажа иностранной валюты, драгоценных металлов в слитках в соответствии с законодательством Российской Федерации; приобретение и отчуждение финансовых инструментов в соответствии с законодательством Российской Федерации; приобретение и отчуждение долей, акций, иных прав участия в организациях и совместной деятельности; предоставление товарных знаков за вознаграждение.

3. Фирменное наименование лизинговой компании должно содержать слово «лизинг» или слова, производные от него, сочетания с ним. Иные хозяйственные общества не вправе использовать в своих фирменных наименованиях слово «лизинг», а также слова, производные от него, сочетания с ним, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

4. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность лизинговой компании подлежит обязательному аудиту.

5. Лизинговые компании в порядке и сроки, установленные Банком России, обязаны будут представлять в Банк России специальную отчетность.

6. Лизинговая компания обязана организовать и осуществлять внутренний контроль и систему управления рисками, связанную с осуществлением лизинговой деятельности, в целях обеспечения финансовой устойчивости лизинговой компании, которая должна соответствовать характеру совершаемых лизинговой компанией операций и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления лизинговой компании.

7. Лизинговые компании обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка (СРО), объединяющую субъектов лизинговой деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Привлечение денежных средств лизинговой компанией

Лизинговая компания не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, на основании договоров займа. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

  • являющихся лицом, имеющим право прямо или косвенно (через иных лиц) распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лизинговой компании;
  • предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с лизинговой компанией договора займа на сумму не менее одного миллиона пятьсот тысяч рублей;
  • приобретающих облигации лизинговой компании, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации лизинговой компании, выпущенные в соответствии со статьей 27.5-2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • приобретающих облигации лизинговой компании, не указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, при условии, что сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо что такие облигации предназначены для квалифицированных инвесторов.

Кроме новых требований к лизинговой компании установлены новые правила взыскания лизинговых платежей. Так, в случае просрочки уплаты лизинговых платежей не менее двух раз подряд списание просроченных лизинговых платежей со счета лизингополучателя в бесспорном порядке посредством предъявления субъектом лизинговой деятельности, в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, инкассового поручения (распоряжения).

Списание денежных средств производится при предъявлении копии договора лизинга и графика лизинговых платежей, а также справки, выданной банком или иной кредитной организацией, в которой у лизингодателя открыт расчетный счёт, на который по условиям договора лизинга подлежат перечислению лизинговые платежи, содержащей информацию о поступлении на такой счет в соответствии с договором лизинга денежных средств от лизингополучателя за период с даты первого просроченного лизингового платежа по дату выдачи справки.

Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации

госналогинспектор, ИФНС России по г.Белгород магистрант, кафедра гражданского права и процесса юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

Научный руководитель:

Бондаренко Сергей Сергеевич научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

Аннотация: Рынок лизинга развивается стремительно, ощутимую поддержку предоставляет государство (финансирование лизинговых организаций, госпрограммы льготного лизинга). Для государства, на современном этапе лизинг представляется как неотъемлемая часть развития экономики, являясь значимым механизмом в промышленной политике и в развитии технологий.

В статье приведено хорологическое развитие законодательных основ рынка лизинговых услуг, которое удивляет своими темпами формирования. Рассмотрены недочеты и пробелы законодательства в данной сфере. Также изложена текущая ситуация по правовому регулированию данной деятельности. В период реформирования лизинга рассматриваемая тема особо актуальна. Так как обеспечение участников лизингового рынка грамотной правовой платформой даст новый толчок в развитии отрасли.

Ключевые слова: лизинговая деятельность, реформа, финансовая аренда, договор лизинга, законодательство.

Первые лизинговые сделки были проведены в СССР во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), когда по договору ленд-лиза (англ. leand – lease) США экспортировал Советскому Союзу самолеты, военную технику, оружие и боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Далее лизинговая деятельность практически не развивалась, проводились лишь незначительные по объему сделки по поставке морских и воздушных судов через внешнеторговые организации. В качестве примера можно назвать такие организации как «Совтрансавто», «Совкомфлот», «Совфрахт», «Трактороэкспорт» и «Автоэкспорт». Внутренний же лизинг был абсолютно не развит, к тому же отсутствие законодательства о лизинге тормозило любые возможности.

В 1988 году была подписана Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая была разработана с привлечением участников от СССР. Основная цель данной конвенции заключалась в систематизации нормативного регулирования лизинговой отрасли и исключении юридических барьеров на международном рынке. 1989 год положил начало полноценному развитию лизинговой деятельности в нашей стране. Появившаяся у предприятий возможность внешнеэкономических связей, реформа кредитно-банковской системы и перевод предприятий на арендные формы хозяйствования способствовали появлению коммерческих лизинговых организаций, таких как «Евролизинг», «Аэролизинг», «Балтлиз», «Лизингуголь» и др. В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний («РОСЛИЗИНГ») как некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом. Своей целью ассоциация обозначила регулирование и организацию деятельности ее участников для защиты корпоративных прав и интересов. На сегодняшний день «РОСЛИЗИНГ» включает в себя 47 членов.

Указ Президента РФ от 17.09.1994 № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» в свою очередь положил начало правовому оформлению данного вида деятельности. Уже к началу 1997 года объем принятых нормативных актов существенно возрос.

Можно перечислить некоторые из них: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», Типовой устав лизинговой компании, утвержденный Минэкономики и Минфином России от 29 декабря 1995 г., Письмо ГТК РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений», Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 № 167 «Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» и, конечно же, часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ, содержащая главу 34 «Аренда», параграф 6 которой посвящен финансовой аренде (лизингу).

Принятые нормативные правовые акты содержали основы гражданско-правового регулирования лизинговых операций, однако не четко определяли права и обязанности сторон, уровень ответственности и контроля. Подобное положение вещей указывало на необходимость в специализированном законе, который был принят Государственной Думой 11 сентября 1998 года: Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что помимо положительных последствий, данный закон создал множество проблем. Обнаружились упущения, так как некоторые положения статей ГК РФ расходились с нормами Федерального закона «О лизинге». В 2002 году вышеупомянутый закон подвергся значительным изменениям, были исправлены недочеты и ликвидированы правовые противоречия. Поменялось и название закона: «О финансовой аренде (лизинге)».

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» регулирует лизинговую деятельность в России и на сегодняшний день, совместно с положениями § 6 «Финансовая аренда» 34 главы Гражданского кодекса РФ. На протяжении всего времени существования названного Федерального закона, он практически ежегодно дополнялся и изменялся, исходя из потребностей участников рынка и необходимости в поправках.

Рассматривая финансовый аспект лизинговой деятельности, стоит отметить, что конкретного положения по бухгалтерскому учету на текущий момент в России нет. Лизинговые операции по бухгалтерскому учету регламентируются приказом Минфина от 17.02.1997 №15 с указаниями «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Бухгалтерский учет (начиная с отчетности 2019 года) ведется согласно международному стандарту бухгалтерской отчетности МСФО (IFRS) 16 «Аренда» 13.01.2016. На территории Российской Федерации он установлен Приказом Минфина России от 11.06.2016 № 111н. Большое количество лизинговых фирм в России являются дочерними компаниями банков. Они помимо бухгалтерского и налогового учета, опираясь на Федеральный закон от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» готовят еще и отчет по МСФО. В 2018 году был утвержден Приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», в соответствии с которым, компании будут обязаны применять данный стандарт, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. В настоящее время организации руководствуются данным стандартом по желанию.

Лизинговая деятельность является подотчетной в рамках законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и применения ФЗ № 115 от 13.07.2001[1]. Надзорные органы в лизинговых организациях отсутствуют, из чего следует, что лизинговые компании сдают отчетность напрямую в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Росфинмониторинг — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти через свои территориальные органы, руководит им Правительство РФ.

Помимо этого согласно статье 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лизинговые компании обязаны включать в «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности» (Федресурс) информацию о заключенных договорах лизинга[2]. Внедрение обязанности сдавать отчетность в Федресурс направлено на стабилизацию лизинговой отрасли, для отображения реальной картины: объема и структуры рынка, состава участников договора лизинга, видов движимого и недвижимого имущества, находящегося в качестве предмета лизинга. Основная цель: добиться финансовой стабильности и максимальной прозрачности на рынке лизинговых услуг.

Продолжая рассматривать текущую ситуацию, стоит отметить тот факт, что лизинговая сфера стоит на пути реформирования. Уже больше двух лет ведутся дискуссии по законодательному совершенствованию данной отрасли. Еще в 2019 году планировалось введение отдельной главы в ГК РФ «Финансовый лизинг» и одновременное упразднение § 6 из главы «Аренда». На деле же обнаружилось большое количество спорных вопросов. Представители ЦБ и Министерства финансов не могут определиться, кто будет заниматься регулированием отрасли, представители лизинговых компаний выступают против введения новых видов контроля и регулирования детальности. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вынесла отрицательное заключение по законопроектам о реформе лизинга, аргументируя это наличием нарушений обязательств Российской Федерации по созданию единого рынка услуг в ЕЭАС. Россия, в свою очередь, подала заявление в Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

На текущий момент ключевые законопроекты, касающиеся реформы, Госдумой не приняты, четкая структура рынка лизинговой отрасли не определена и реформа, столкнувшись с рядом противоречий и безрезультатными дискуссиями, застыла в стадии разработки. Но положительный аспект состоит в том, что проблемы, всплывшие в ходе затянувшегося рассмотрения реформы, обсуждаются с целью их ликвидации. Необходим конструктивный диалог представителей лизинговых компаний с государственной властью.

Логичная согласованность и четкость нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере крайне важна, учитывая долгосрочный характер лизингового договора и зависимость его участников от государственной политики. Тщательное изучение вопросов позволит создать грамотную законодательную платформу лизинговой деятельности, которая обеспечит качественное развитие рынка, с четкой регламентацией и гарантией прозрачности.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 16.10.2017) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.
  3. Маренков А.Н. Теоретические и правовые основы лизинговых отношений: монография. – Москва: РУСАЙНС, 2019. – 148 с.
  4. Сахарова И.В. Правовой статус лизинговой компании // Современное право. – М.: Новый Индекс, 2009, № 2 (1). – С. 89-94
  5. https://fedleasing.ru

[1] Маренков А.Н. Теоретические и правовые основы лизинговых отношений: монография. – Москва:РУСАЙНС, 2019. – 148 с.

Законы о лизинге

Законы о лизинге

Законы о лизинге

Один из ключевых источников права в части лизинга, чьи положения, в числе прочего определяют отношения между лизинговой компанией и клиентом

Законодательство

  • ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ — Федеральный Закон устанавливает единые требования к бухучету, в т.ч. бухотчетности.
  • ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ
  • Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988 — Международный договор, который регулирует отношения государств-участников в части международного финансового лизинга

Налоговый кодекс РФ

  • НК РФ Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ — Устанавливает налог на имущество организаций
  • НК РФ Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ — Устанавливает транспортный налог и пределы налоговой ставки
  • НК РФ Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ — Устанавливает перечень налогоплательщиков, порядок определения доходов, исключения и пр.
  • НК РФ Статья 83. Учет организаций и физических лиц — Обязывает организации и физических лиц становиться на учет в налоговых органах
  • НК РФ Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения — Устанавливает, что налогами облагается та цена товаров, работ или услуг, которую указали стороны сделки
  • НК РФ Статья 374. Объект налогообложения — Закрепляет перечень объектов, которые облагаются налогами, и исключения из него
  • НК РФ Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации — Устанавливает правила применения специальных коэффициентов к норме амортизации
  • НК РФ Статья 259.2. Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации — Устанавливает порядок расчета и начисления сумм нелинейной амортизации
  • НК РФ Статья 259.1. Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации — Устанавливает порядок расчета и начисления сумм линейной амортизации
  • НК РФ Статья 258. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп) — Устанавливает группы, в которые объединяется амортизируемое имущество
  • НК РФ Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества — Устанавливает порядок определения стоимости амортизируемого имущества
  • НК РФ Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией — Закрепляет перечень расходов налогоплательщика, которые связаны с производством / реализацией

Гражданский кодекс РФ

  • ГК РФ Статья 670. Ответственность продавца — Закрепляет ответственность продавца в отношениях с арендатором и арендодателем
  • ГК РФ Статья 669. Переход к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества — Устанавливает правило перехода к арендатору риска случайной гибели / порчи имущества
  • ГК РФ Статья 668. Передача арендатору предмета договора финансовой аренды — Закрепляет правила передачи арендатору лизингового имущества
  • ГК РФ Статья 667. Уведомление продавца о сдаче имущества в аренду — Закрепляет обязательство арендодателя уведомить продавца о сдаче имущества в аренду
  • ГК РФ Статья 665. Договор финансовой аренды — Определяет ключевой предмет договора финансовой аренды

Остались вопросы?
Получите консультацию и персональный расчет по приобретению легкового автомобиля в лизинг

Письма Министерства финансов РФ

  • Письмо Минфина РФ от 24.11.2015 N 03-03-06/1/68220
  • Письмо Минфина РФ от 27.01.2017 N 03-03-06/1/4276
  • Письмо Минфина РФ от 12.02.2016 N 03-03-06/3/7617
  • Письмо ФНС от 17.08.2009 N 3-2-13/179
  • Письмо Минфина РФ от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/49
  • Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.05.2011 N 03-05-05-04/12
  • Письмо Минфина РФ от 17.08.2015 N 03-05-06-04/47422
  • Письмо Минфина РФ от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/748

Приказы Министерства финансов РФ

  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н
  • Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
  • Приказ Минфина России от 25.04.2019 N 199
  • Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

Работа над законопроектами в части лизинга в России ведется с 1990-х годов. Так, например, создали комплекс поправок — и к «Закону о лизинге», и к Гражданскому кодексу РФ, где появилась отдельная глава «Финансовый лизинг». Правотворческая работа и обсуждение нововведений ведутся до сих пор. В частности, игроки рынка дискутируют на вопросы государственного регулирования лизинга, улучшением условий для лизинга физических лиц и развитием операционного лизинга.

Поделиться в соц. сетях

Ссылка скопирована

Что еще почитать?

5 марта 2024 Время на прочтение 6 мин.
5 марта 2024 Время на прочтение 6 мин.
5 марта 2024 Время на прочтение 4 мин.
Предметы лизинга

Выберите тип транспортного средства, получите персональное предложение, оформите заявку. Менеджер перезвонит вам в удобное время и проконсультирует по всем вопросам сделки.

Легковые автомобили

Легковые автомобили

Коммерческие автомобили

Коммерческие автомобили

Грузовые автомобили

Грузовые автомобили

Автобусы

Мототехника

Мототехника

Подержанные автомобили и спецтехника

Подержанные автомобили и спецтехника

Спецтехника

Спецтехника

Такси

Остались вопросы? Закажите звонок менеджера и консультацию или позвоните нам по телефону +7 (800) 100-98-41

О компании

ООО «Газпромбанк Автолизинг» – дочерняя компания Газпромбанк Лизинга (входит в состав Группы Газпромбанка), оказывающая услуги финансовой аренды автотранспорта для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Продукты компании ориентированы преимущественно на сегмент малого и среднего бизнеса. В рамках одной сделки клиенты Газпромбанк Автолизинга могут привлечь финансирование на приобретение легкового, грузового и легкого коммерческого транспорта. Представительства компании открыты в 60 городах по всей России, а заключить договор финансовой аренды транспорта можно в том числе в режиме онлайн при помощи ЭЦП.

Оставить отзыв
Мнение каждого клиента важно для совершенствования сервиса. Помогите сделать его лучше.

  • 129110, г. Москва, ул. Щепкина, д. 40 стр. 1
  • +7 (800) 100-98-41 бесплатно по России
  • ls@gpbl.ru
  • Личный кабинет агента
  • Калькулятор лизинга
  • Документы по лизингу
  • Реестр отозванных доверенностей
  • Политика по обработке и защите персональных данных
  • Положение о внешнем кадровом резерве
  • Карта сайта
  • Информация о закупках
  • Архив документов
  • Онлайн аукцион

Обращаем ваше внимание, что информация, размещенная на сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой согласно статье 437 ГК РФ. ООО «Газпромбанк Автолизинг» оставляет за собой право в одностороннем порядке в любое время без уведомления вносить изменения, удалять, исправлять, дополнять, либо иным способом обновлять информацию об условиях лизинговых программ.
Размер лимита финансирования устанавливается индивидуально. ООО «Газпромбанк Автолизинг» вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от указанного размера лимита финансирования или без предварительного уведомления его изменить. Настоящее коммерческое предложение, размещенное на сайте, носит исключительно информационно-рекламный характер и не является офертой или публичной офертой в соответствии со статьей 435 и пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ООО «Газпромбанк Автолизинг» ИНН 7728533208 (адрес 117342, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.40, помещ. 2/1) не является официальным поставщиком (продавцом) транспортных средств, передаваемых в лизинг, и не осуществляет импорт транспортных средств на таможенную территорию РФ, их декларирование, а также уплату таможенных пошлин и сборов. ООО «Газпромбанк Автолизинг» приобретает транспортные средства у определенного Лизингополучателем российского продавца (дилера) для последующей передачи их в лизинг. За подробной информацией об условиях лизинговых сделок необходимо обращаться к ООО «Газпромбанк Автолизинг».

Законы лизинга

Как это обычно бывает в России, стартовый импульс давно назревшим реформам правительство дает только тогда, когда сталкивается с серьезной проблемой. Так и нынешняя реформа лизингового рынка, которая сейчас приобретает судьбоносный характер для отрасли, в 2015 году была спровоцирована тяжелым финансовым кризисом крупнейшей российской лизинговой компании «ВЭБ-лизинг», неудачная деятельность которой серьезно подорвала финансовые результаты материнской госкорпорации «Внешэкономбанк».

Когда известия о финансовых проблемах ВЭБа дошли до правительства, «ВЭБ-лизинг» уже имел на балансе около 65 тыс. грузовых вагонов, за которые операторы перестали платить из-за кризиса перепроизводства на железнодорожном рынке, 35 магистральных самолетов авиакомпании «Трансаэро», остановившей полеты, а генеральный директор лизинговой компании сбежал «на лечение» в Швейцарию.

Высокопоставленные чиновники во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, разруливая ситуацию с проблемными госактивами «в ручном режиме», решили позаботиться и о системных решениях, поручив Минфину, Центральному банку и ряду других причастных к теме лизинга органов власти принять меры по недопущению таких ситуаций в будущем.

Не прошло и года, как ЦБ и Минфин разработали реформы, призванные кардинально повысить финансовую устойчивость лизинговых компаний, включая введение госрегулирования на рынке лизинга, внесение поправок в федеральное законодательство о лизинге и банковской деятельности, в Налоговый и Гражданский кодексы, а также введение саморегулирования в отрасли (см. интервью советника председателя ЦБ РФ Сергея Моисеева на этой же странице). Значительная часть предлагаемых мер перечислена в разработанном Минфином законопроекте, публичное обсуждение которого, как сообщили «Ъ» в пресс-службе ЦБ, завершится 21 апреля, а затем в соответствии с установленными процедурами проект закона будет готовиться к внесению в Госдуму.

Грамматика реформ

Ключевая для отрасли новация законопроекта состоит в небольшой поправке к закону «О Центральном банке РФ», благодаря которой организации, ведущие лизинговую деятельность, вносятся в перечень «некредитных финансовых организаций» (НФО). С принятием такой поправки ЦБ получит права и обязанности по регулированию лизингового рынка и надзору за его деятельностью, а лизинговые компании — статус финансовых организаций и встанут в один ряд с банками, пенсионными фондами, депозитариями, страховыми, клиринговыми, микрофинансовыми и прочими организациями, имеющими жесткие рамки и ограничения в части ведения бизнеса. Все эти компании обязаны формировать и представлять в ЦБ расширенную финансовую отчетность — так называемый единый план счетов, созданный регулятором на базе отчетности для банков.

Что же касается изменений базового для отрасли закона «О финансовой аренде (лизинге)», законопроект Минфина предполагает создание «реестра субъектов лизинговой деятельности», в котором обязаны состоять все российские юридические лица, занимающиеся лизингом, а отсутствие в нем или исключение из него автоматически лишает компанию права заниматься такой деятельностью. Ведение реестра, разработка перечня и форм документов для внесения сведений, принятие решения о включении или исключении из него лизинговых компаний закрепляется за Банком России, который в установленном им же порядке будет публиковать сведения из реестра в интернете.

Если законопроект будет принят в нынешней редакции Минфина, всем компаниям, имеющим в своем наименовании слово «лизинг» или его производные, придется либо зарегистрироваться в реестре и получить статус НФО, либо исключить эти слова из названия. А тем лизинговым компаниям, у которых слова «лизинг» в наименовании по каким-то причинам не было, стоит заблаговременно побеспокоиться о перерегистрации уставных документов: в законопроекте сказано, что оно там быть «должно», иначе компания не сможет попасть в реестр.

Для лизинговых компаний, как и для ряда других участников финансового рынка, предполагается установить жесткие требования к достаточности собственного капитала, дифференцированного по размеру активов: с 1 января следующего года минимальный размер собственного капитала для крупных игроков с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. и более установлен законопроектом на уровне 30 млн руб., для компаний с меньшими активами — на уровне 10 млн руб. Положения о переходном периоде предполагают, что эта планка будет ежегодно увеличиваться и достигнет к 2020 году 70 млн руб. для крупных и 20 млн руб. для средних и небольших лизинговых компаний.

Методика определения собственных средств также будет устанавливаться ЦБ, равно как и форма, порядок и сроки предоставления отчетности, «в том числе бухгалтерской», которая теперь в обязательном порядке должна быть заверена независимым аудитором. Законопроектом оговорено, что в целях регулирования и выполнения своих задач ЦБ будет вправе запрашивать «иные документы и информацию», в том числе о происхождении средств, полученных лизинговой компанией от ее акционеров.

Законопроект прямо запрещает физическим лицам заниматься лизинговой деятельностью, а лизинговым компаниям — привлекать средства граждан и ИП через займы, за исключением случаев, когда такие лица являются акционерами этих компаний или приобретают облигации на публичном рынке. Исключение сделано также для однократных крупных займов от физических лиц и ИП на сумму свыше 1,5 млн руб. при условии, что долг лизинговой компании перед таким кредитором не снизится в течение всего срока договора ниже 1,5 млн руб.

Еще две статьи законопроекта обязывают лизинговые компании «организовать и осуществлять внутренний контроль» и «организовать систему управления рисками» в своих организациях, хотя никаких конкретных указаний на то, каким способом это должно быть сделано, в документе нет. Нет и упоминания о санкциях для тех компаний, которые позволят себе эту обязанность проигнорировать или выполнить формально.

Впрочем, выявленные регулятором нарушения в деятельности лизинговых компаний позволят ему выдавать участникам рынка обязательные для исполнения предписания и даже исключить из реестра за многократные нарушения закона или за отсутствие членства в саморегулируемой организации. В этом случае лизинговая компания не сможет вернуться в реестр как минимум в течение одного года, при этом удалить из названия слово «лизинг» нужно будет в течение трех месяцев с момента исключения из реестра.

Отдельные пункты законопроекта закрепляют возможность появления на рынке лизинга саморегулируемой организации (СРО), которая сможет взять на себя часть функций, возложенных до этого на ЦБ, и будет аккумулировать необходимую информацию о деятельности лизинговых компаний в соответствии с указаниями регулятора. Если такая организация будет создаваться до 1 января 2019 года, то для получения статуса СРО ей будет необходимо иметь в своем составе не менее 20 членов, причем аффилированные лица компаний будут учитываться в качестве одного участника рынка. После этого срока достаточность членов СРО будет определяться в соответствии со специальным законом «О саморегулировании».

Цена регулирования

Основные концептуальные положения нынешней реформы сформировались на основе результатов исследования, в ходе которого Центробанк проверил ситуацию на лизинговом рынке с точки зрения влияния на банковский сектор и в целом на экономику, рассказывает управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев. Анализ показал, что множество проблемных компаний, допустивших дефолт по облигациям и не сумевших отвечать по обязательствам перед банками, как правило, заранее имели все признаки финансово неустойчивой модели бизнеса: низкий уровень достаточности собственного капитала в сочетании с высокой долговой нагрузкой, низким качеством активов и неэффективной системой управления рисками. «Нагрузка большая, капитала не было, риск-менеджмент плохой, как итог — дефолт по обязательствам»,— транслирует выводы ЦБ Павел Самиев, подчеркивая, что подобное было характерно и для крупных, и для небольших лизинговых компаний.

«По нынешним ставкам фондирования для лизинговых компаний мы видим, что даже при высоких кредитных рейтингах они финансируются дороже: кредитные ставки и доходность по выпускаемым облигациям у них выше, чем у компаний с такими же рейтингами. Это значит, что инвесторы в ситуации с лизинговыми компаниями видят возможность получить некую премию за риск. То есть лизинговый бизнес сам по себе несет дополнительные риски, и рынок это учитывает»,— заключает господин Самиев.

Эти риски переносятся на банковский сектор, который становится основным кредитором в случае дефолта, а главная задача ЦБ как надзорного органа — минимизировать подобные риски, а по возможности — исключить совсем. Через инструменты регулирования надзорный орган хочет защитить банки от рисков неплатежей со стороны лизинговых компаний, а те, в свою очередь, получат от банков дополнительные кредиты на развитие бизнеса. «Конечная цель реформы — сделать так, чтобы кредитование лизингового рынка со стороны банков выросло, причем в целом, а не только за счет фондирования их лизинговых «дочек»»,— говорит Павел Самиев.

Между тем, как показал опрос «Ъ» руководителей крупнейших российских лизинговых компаний, далеко не все участники рынка убеждены в безусловной пользе от реформы в предложенном регулятором варианте. Наоборот, многие из них указывают на риски и издержки, которые могут нивелировать эффект от позитивных элементов или вовсе сделать цели ЦБ недостижимыми.

По мнению гендиректора «Сбербанк Лизинга» Кирилла Царева, вопрос о том, какую пользу принесет принятие законопроекта о лизинге,— один из самых главных. «На наш взгляд, документ должен четко обозначить цели регулирования, а в идеале — четкие целевые показатели, как говорят в бизнесе, KPI. В нем также нужно четко прописать, как к этим KPI мы будем идти, а если мы к этим показателям не придем — кто за это будет отвечать»,— сказал он «Ъ». «При этом необходимо отметить, что реформа предполагает несколько этапов, и есть риск того, что не все этапы будут реализованы. Было бы правильно реализовать реформу комплексно, а не по частям»,— полагает гендиректор «Сбербанк Лизинга».

Участники рынка отмечают, что регулятор нечетко задал основной вектор реформ. «Лизинговой отрасли было анонсировано несколько блоков существенных изменений, каждый из которых находится в разной степени проработки,— говорит генеральный директор «ВТБ Лизинга» Андрей Коноплев.— Вариативность масштабов изменений — от введения чисто регуляторных функций до изменения природы лизинга, поэтому преждевременно давать оценку реформе в целом».

По мнению Андрея Коноплева, следствием появления новых требований к участникам рынка не станет ни рост рентабельности лизинговых компаний, ни снижение стоимости лизинга для потребителей. «Каждое из перечисленных изменений повлечет как минимум рост административно-хозяйственных расходов и не будет способствовать росту прибыли участников рынка,— поясняет он.— Мы опасаемся, что реформа лизинговой отрасли может привести к ухудшению финансового состояния лизинговых компаний и увеличению стоимости лизинга для лизингополучателей, что в конечном счете вызовет сжатие рынка лизинговых услуг».

В «ВТБ Лизинге» обращают внимание на риски, связанные с тем, что правила игры в переходный период не установлены. «Отрасль не получила ответа на вопрос, какая судьба ждет действующие договоры лизинга,— говорит Андрей Коноплев.— Сроки действия лизинговых договоров могут достигать 7-10 лет, а у некоторых лизинговых компаний — до 15 лет и более. При этом они заключены в реалиях текущей нормативно-правовой среды, базируются на текущих стандартах налогового и бухгалтерского учета».

Он тоже настаивает на комплексном подходе к реализации реформы. «Мы видим, что новации в Налоговый и Гражданский кодексы необходимо рассматривать одновременно с изменением законодательства о лизинге, чтобы иметь возможность гармонизировать новые принципы налогового и бухгалтерского учета с новыми элементами госрегулирования. В противном случае риски ухудшения условий работы лизинговой отрасли очень велики»,— уверен гендиректор «ВТБ Лизинга».

Меньше народу — больше кислороду

Но, например, главный исполнительный директор лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов рисков для текущих лизинговых контрактов из-за реформы пока не видит. «На наш взгляд, концепция реформы, а также законопроекты, представленные Банком России для обсуждения, на текущий момент не содержат положений, требующих внесения изменений в уже заключенные договоры лизинга»,— заявил он «Ъ».

По мнению господина Михайлова, вопрос о госрегулировании отрасли вызван в первую очередь проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особенно важных для государства отраслях, в частности в авиации. Автолизинг, который является главной специализацией «Европлана», долгие годы развивался за счет успешной работы частных лизинговых компаний и «не является критичным сегментом с точки зрения стабильности российской финансовой системы», полагает Александр Михайлов. «Реформа затронет компании независимо от их специализации. Важно, чтобы она не навредила и не ограничила эффективную работу частного капитала, например, в сегменте лизинга транспорта и лизинга для малого и среднего бизнеса в целом» — так ответил топ-менеджер на вопрос о его отношении к предлагаемому варианту преобразований на лизинговом рынке.

Тем не менее он поддерживает основополагающие принципы реформы, предложенные Минфином и ЦБ, в том числе саморегулирование в отрасли. «Мы неоднократно акцентировали внимание на том, что для успешного запуска саморегулирования отрасли необходимы единая система координат в отчетности (это бухгалтерские стандарты, гармонизированные с МСФО), прозрачность собственников лизинговых компаний как участников финансового рынка, раскрытие отчетности и существенных фактов не по форме, а по содержанию. Кроме того, нужны единые минимальные стандарты корпоративного управления, управления рисками, капиталом, ликвидностью и обязательные правила внутреннего контроля»,— говорит главный исполнительный директор «Европлана».

Генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов тоже склонен считать, что реформа позитивно отразится на лизинговой отрасли. «Введение единых требований к участникам рынка лизинга повысит прозрачность и качество ведения бизнеса»,— говорит он, добавляя, что в его компании уже сформированы все необходимые компетенции, учтены лучшие мировые практики, используемые в системе риск-менеджмента и при корпоративном управлении, а отчетность по МСФО компания составляет с 2005 года.

«Сейчас более 60% новых сделок приходится на первую десятку крупнейших лизинговых компаний, а после реформы концентрация рынка еще усилится, ведь некоторым компаниям придется уйти из-за несоответствия установленным регулятором критериям,— признает господин Зотов.— Но это будут небольшие игроки, деятельность которых не оказывает существенного влияния на рынок». Оставшиеся компании повысят качество ведения бизнеса, а в перспективе получат более дешевое фондирование, полагает гендиректор «Трансфин-М».

Больше нормативов, хороших и разных

Павел Самиев отмечает, что минимальные требования по капиталу существуют на всех финансовых рынках. Для различных сегментов, будь то банковский сектор, страхование или микрофинансовые организации, этот минимальный размер разный и зависит от профиля деятельности компании и общей капитализации сегмента. «Я считаю, что любая финансовая организация, которая берет на себя кредитный, фондовый или иные риски, должна иметь достаточный капитал, который позволит их абсорбировать. И совершенно очевидно, что для компании с многомиллиардными объемами контрактов для хеджирования подобных рисков 1-2 млн руб. будет мало»,— говорит он.

Введение финансового барьера для других видов финансовых организаций повысило надежность этих сегментов и снизило риски кредиторов, продолжает господин Самиев. «Введение такого норматива для лизинговых компаний имеет ту же цель: установить минимальный барьер для входа на рынок. Как ни странно, такой норматив установлен даже для рейтинговых агентств, хотя понятно, что такие агентства не берут на себя никаких финансовых рисков»,— отмечает управляющий директор НРА.

«Капитал является важным фактором устойчивости лизинговой компании: он необходим как для компенсации разницы между банковским дисконтом и авансом клиента, так и для исполнения обязательств перед банком в случае ухудшения платежной дисциплины лизингополучателя»,— соглашается с ним Дмитрий Зотов. Кроме того, если участники рынка хотят участвовать в госпрограммах по субсидированию лизинговых контрактов, он считает вполне допустимым предъявлять к ним требования, аналогичные тем, которые предъявляются к уполномоченным банкам. Таким образом будет достигнута одна из дополнительных целей реформы, названных ЦБ, чтобы под видом лизинговых схем компании не тянули субсидии из бюджета.

Обозначенные в законопроекте цены «входного билета» для лизинговых компаний Павел Самиев считает «сравнительно небольшими», добавляя, что для некоторых других сегментов финансового рынка этот норматив исчисляется сотнями миллионов рублей. При этом он признает, что в вопросе установления конкретных сумм есть своя «тонкость». «Сложности возникнут у тех игроков, чей собственный капитал сегодня значительно меньше установленного предела — на рынке существуют весьма крупные по масштабам бизнеса компании, собственный капитал которых никак не соответствует заявленным в законопроекте размерам»,— отмечает он, добавляя, что таким игрокам потребуется срочно докапитализировать свою компанию, сливаться с другими участниками или уходить с рынка совсем.

В «ВТБ Лизинге» с этим согласны, но на «тонкости» вопроса смотрят с несколько большей тревогой. «Мы не возражаем против введения нормативов по капиталу,— говорит Андрей Коноплев.— Важно оценить, какое количество лизинговых компаний, существующих сегодня на рынке, будет соответствовать новым требованиям или сможет безболезненно до них подтянуться. Необходимо определить участников рынка, которые будут не в состоянии соответствовать заявленным требованиям — это может коснуться значительного количества региональных, нишевых компаний». По результатам исследований Объединенной лизинговой ассоциации более половины лизинговых компаний располагают капиталом менее 20 млн руб., и важно учитывать эти данные, подчеркивает господин Коноплев.

По словам Павла Самиева, причины такой ситуации в том, что для развития бизнеса лизинговые компании предпочитали кредиты прямым инвестициям. «Порой даже акционеры лизинговых компаний для фондирования использовали механизмы кредитования, а не взносы в капитал: так им было удобнее и проще»,— рассказывает господин Самиев, подчеркивая, что лизинговые компании при банках, как правило, финансируются как раз таким способом.

Он добавляет, что кроме требований к размеру собственных средств для финансовых компаний, как правило, устанавливаются аналитические коэффициенты, такие как, например, отношение рисков к капиталу, которые также необходимо поддерживать в установленных регулятором коридорах, чтобы продолжать заниматься финансовой деятельностью. Для лизинговых компаний, уверен господин Самиев, такие коэффициенты тоже будут вводиться по мере того, как к регулятору будут переходить надзорные полномочия в отношении рынка лизинга.

Александр Михайлов тоже согласен с тем, что для компаний, занимающихся финансовым лизингом, должны быть установлены требования к капиталу, сравнимые с требованиями к банкам или некредитным финансовым организациям. «Достаточность нужно определять на основе достоверных данных МСФО и взвешивать активы по группам риска»,— считает господин Михайлов, добавляя, что контроль ликвидности в финансовом лизинге тоже необходим.

Двойные стандарты

Впрочем, больше всего опечалены лизинговые компании не введением нормативов по капиталу, а изменением своего статуса на НФО под усиленным регулированием ЦБ. Далеко не все понимают, какого уровня «прозрачности» хочет добиться регулятор и с кем именно он собирается бороться.

По оценкам Кирилла Царева, почти 90% публичного рынка лизинга приходится на долю 20 крупнейших лизинговых компаний, которые в большинстве своем принадлежат государственным и коммерческим банкам, пенсионным фондам или государству напрямую. «Говорить о том, что они непрозрачны или неподконтрольны государству, некорректно, потому что регулятор имеет доступ ко всей необходимой информации, а кредитование этих компаний осуществляется в соответствии с правилами, установленными ЦБ»,— говорит гендиректор АО «Сбербанк Лизинг».

Он поясняет, что источниками финансирования для лизинговых компаний в подавляющем большинстве случаев являются банки, а это поднадзорный ЦБ институт. Второй вариант привлечения средств — облигации, которые также находятся под пристальным надзором регулятора. «В лизинге, как вы понимаете, не используются вклады, не работают физические лица, поэтому утверждать, что вся наша отрасль живет в какой-то серой зоне, наверное, не очень корректно»,— полагает Кирилл Царев.

Приобретение лизинговыми компаниями нового статуса повлечет за собой необходимость перехода от общего плана счетов к плану счетов для НФО, формированию новых стандартов налогового и бухгалтерского учета. «Это, по нашему мнению, приведет к заморозке новых сделок до нескольких месяцев»,— предупреждает Андрей Коноплев.

Он добавляет, что в отрасли не существует адаптированных для лизинга программных продуктов для нового банковского плана счетов. «Опыт показывает, что для запуска подобных продуктов в промышленную эксплуатацию потребуется не меньше года, стоимость разработок достигнет десятков миллионов рублей, а затем потребуются перенастройка внутренних бизнес-процессов и переобучение профильных специалистов»,— говорит господин Коноплев.

«Сложно спорить с тем, что регулятору нужна более качественная и подробная отчетность, чтобы более точно видеть и прогнозировать риски этого рынка, поэтому переход лизинговых компаний на единый план счетов ЦБ и гармонизация отчетности с МСФО — очень прогрессивная в этом плане мера,— парирует Павел Самиев.— С другой стороны, лизинговые компании, наверное, с ужасом смотрят, как это происходит на других рынках: в страховании, микрофинансовых организациях, инвестиционных и брокерских компаниях. Этот процесс действительно идет не всегда просто». Он констатирует, что изменение форм отчетности обернется серьезными издержками для небольших лизинговых компаний, у которых финансовые службы и бухгалтеры не соответствуют уровню подготовки для такого перехода.

К новым дефолтам

Сам по себе перевод лизинговых компаний на отчетность по МСФО не вызывает возражений у участников рынка. «Безусловно, отчетность по МСФО позволяет более качественно проанализировать ситуацию в лизинговой компании. Это будет способствовать повышению прозрачности отрасли и росту ее инвестиционной привлекательности»,— выражает общую мысль генеральный директор «Газпромбанк Лизинга» Максим Агаджанов. «МСФО — это отличный инструмент для разговора с рынком на едином, более профессиональном языке. И если еще недавно грамотных специалистов в этой сфере не хватало, то сегодня уже достаточно профессионалов, которые без особого труда могут трансформировать отчетность из РСБУ в МСФО»,— отмечает топ-менеджер, добавляя, что его компания добровольно перешла на международные стандарты финансовой отчетности задолго до инициативы ЦБ.

Как и другие участники рынка, Андрей Коноплев поддерживает намерение государства обязать лизинговые компании вести отчетность в соответствии с международными стандартами, но при этом считает, что изменение принципов учета будет актуальным, только если правовое регулирование лизинга будет соответствовать стандарту IFRS 16 «Аренда», который был выпущен в январе 2016 года и вступит в силу в 2019 году. «При любых отклонениях от МСФО принципы учета должны рассматриваться заново и не могут быть использованы»,— предупреждает гендиректор «ВТБ Лизинга».

Кирилл Царев обращает тот же вопрос к регуляторам. «Мы должны внедрять логику нового стандарта, на который уже сейчас переходят наши зарубежные коллеги, или мы можем работать по прежнему стандарту учета?» — интересуется он.

По словам господина Царева, в новом стандарте есть новации, касающиеся концептуальных различий операционного и финансового лизинга и уточняющие «природу» этих видов услуг. До сих пор в мире не вполне разрешен фундаментальный вопрос о том, что такое лизинг — вид аренды или разновидность кредита. По мнению Кирилла Царева, эта дилемма актуальна и в условиях реформы российского рынка лизинга. «Отдельно стоит обратить внимание на вторую часть реформы, а именно на внесение изменений в Гражданский кодекс. Именно здесь будет основной спор о природе лизинга — аренда или покупка в рассрочку»,— отмечает гендиректор «Сбербанк Лизинга».

По мнению Андрея Коноплева, изменение природы лизинга с арендных отношений на финансирование приведет к существенным изменениям в налоговой и судебной практиках, а также в бизнес-отношениях. Наделение лизинга спецификой, присущей кредиту, противоречит сложившейся мировой рыночной и правоприменительной практикам, в частности международной конвенции «О международном финансовом лизинге», принятой Международным институтом по унификации частного права (UNIDROIT — межправительственная организация по унификации частного права, созданная в 1926 году в Риме), которая является составной частью правовой системы России. Это, по словам Андрея Коноплева, «завершит текущую историю лизинговых отношений, наработанную судебную и бизнес-практику. Начнется новая история с новыми правилами, рисками, дефолтами отдельных участников, и, возможно, новыми игроками».

«Проблема сегодняшнего дня во многом заключается в том, что с позиции гармонизации права, возможно, и стоит вносить изменения в Гражданский кодекс, но эти изменения не принесут существенного улучшения для участников рынка,— считает Кирилл Царев.— При этом в первые несколько лет увеличатся риски для субъектов лизинга, так как сложно заранее сказать, как будет складываться судебная практика. В конечном итоге эти изменения могут оказать куда более серьезное влияние на отрасль, причем именно на сегмент средних и крупных сделок, вследствие чего выиграет розничный бизнес, а потерять может корпоративный». По его мнению, государство запускает реформу, не до конца проанализировав все ее последствия для рынка.

Слабое звено

Если в результате реформы действительно повысятся прозрачность и инвестиционная привлекательность отрасли, то снижение ставок для конечных лизингополучателей будет возможно за счет снижения премии за риск в фондировании лизинговых компаний как рыночных заемщиков, считает Александр Михайлов. «С позитивной стороны госрегулирование способно обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей,— говорит он.— Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов на законодательном и исполнительном уровнях, например введение работающего механизма исполнения инкассового поручения банку со стороны лизинговой компании».

В законопроекте Минфина действительно уточняется процедура принятия решения банком о бесспорном списании задолженности по ежемесячным платежам в адрес лизинговой компании, что поможет взаимодействию игроков рынка с кредитными организациями, радуется Дмитрий Зотов. «До настоящего момента на решение банка о списании средств и скорость его принятия так или иначе оказывали влияние неформальные взаимоотношения между банком и лизингодателем,— рассказывает он.— Банки действовали в первую очередь в своих интересах, нередко нанося ущерб интересам лизинговой компании».

Так, по словам Дмитрия Зотова, происходило в ситуации с обанкротившейся авиакомпанией «Трансаэро», когда банки списывали в первую очередь свои долги и тянули с исполнением поручений лизингодателей. Формализация этих требований в законе поможет ускорить процесс списания задолженности в проблемной ситуации, полагает топ-менеджер. «Думаю, также стоит рассмотреть возможность законодательного закрепления за банком ответственности за несвоевременное исполнение инкассовых поручений и предусмотреть возможность взыскания ущерба, нанесенного в связи с этим лизинговой компании»,— сказал «Ъ» гендиректор «Трансфин-М».

Впрочем, и у господина Зотова есть отдельные замечания к предложениям регуляторов. С его слов «Ъ» узнал, что для решения проблемы уклонения от налогообложения предпринимателей через механизм лизинга реформой предполагается установить для лизинговых компаний ограничение по количеству сделок с одним лизингополучателем. Гендиректор «Трансфин-М» считает это нецелесообразным, поскольку для сделок, например, в авиализинге или лизинге водного транспорта нередко требуются «технические компании», использующие подходящие для этого правовые системы. «Клиентов у такой технической компании может быть несколько, так как зачастую для одного вида бизнеса подходит право одной и той же юрисдикции и в этом случае нецелесообразно создавать под другого клиента еще одну структуру. Это ведет к росту операционных расходов»,— пояснил Дмитрий Зотов.

Насколько глубоко регулятор будет вмешиваться в текущую деятельность лизинговых компаний, пока неизвестно. Тем не менее регламентация управленческих процессов — «самое слабое звено» в бизнесе российских лизинговых компаний и одна из главных проблем, на решение которой направлена реформа, считает Павел Самиев. «Мы смотрели внутренние регламенты некоторых компаний, так там такое понаписано! — восклицает он.— Очень трудно себе представить, как по таким регламентам люди в принципе могут работать. Это означает, что менеджмент просто не контролирует процессы в своей компании». За это не грех и наказывать, потому что такая компания подвергает дополнительному риску интересы кредиторов и держателей долговых бумаг, добавляет управляющий директор НРА.

Когда адаптированные для лизинга процедуры и регламенты будут разработаны, регулятор будет следить за их соблюдением и в случае выявления нарушений или при отсутствии в компании нужных документов сможет выдать необходимое предписание, обязательное для выполнения.

Павел Самиев приводит в пример аналогичный процесс на рынке страхования, где прошло уже достаточно много этапов формирования требований по риск-менеджменту и процедурам внутреннего контроля. «Пока это идет в режиме диалога, ЦБ запрашивает регламенты, методики по рискам и отчетность, нередко подсказывает, как это должно выглядеть, и подталкивает компании в нужном направлении»,— рассказывает он. Санкции за невыполнение собственных регламентов специально не фиксируются, но у ЦБ достаточно инструментов влияния на нерадивый менеджмент финансовых компаний. «В случае злостных нарушений регулятор найдет способ воздействовать на компанию. Главное, чтобы это не превратилось в формализм, не привело к перегибам и злоупотреблениям со стороны регулятора»,— подытоживает господин Самиев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *