Функция которая позволяет изменять парадигму
Перейти к содержимому

Функция которая позволяет изменять парадигму

  • автор:

Парадигмы программирования — императивная и декларативная

В этой статье поговорим о парадигмах программирования. Затронем императивную и декларативную парадигмы. Для сравнения разберем несколько небольших примеров. В конце мы взглянем на парадигмы с точки зрения эволюции.

  1. Парадигмы программирования (рассматривается в этой статье)
  2. Композиция
  3. Функторы
  4. Каррирование
  5. Чистые функции
  6. Функции первого класса

Парадигмы программирования

Парадигма программирования — это стиль или «способ» программирования. Поэтому некоторые языки заставляют нас писать в определенной парадигме. Другие языки оставляют варианты открытыми для программиста, где каждая парадигма следует набору понятий. За всю историю компьютерного программирования инженеры разработали разные языки. Каждый язык основывался на одной или нескольких парадигмах. Эти парадигмы принадлежат к одной из следующих двух основных категорий:

1. Императивная парадигма

  • Структурная парадигма
  • Объектно-ориентированная парадигма

2. Декларативная парадигма

  • Функциональная парадигма
  • Логическая парадигма
  • Математическая парадигма
  • Реактивная парадигма

Императивная парадигма

  • Указание программе, как что-то делать (поток управления является явным)
  • Общее состояние

Проблема 1: Указание программе, как что-то делать (поток управления является явным)

  • Руководитель = Программист
  • Руководители групп = Функции более высокого уровня
  • Сотрудники в каждой группе = Строки кода

Проблема 2: Общее состояние

  • Дети = Функции
  • Общий банковский счет = общее состояние

Пример императивной парадигмы

Давайте посмотрим, как функция для суммирования может быть реализована в императивной парадигме.

const sum = (list) => < let result = 0 for (let i = 0; i < list.length; i++) < result += list[i] >return result >
  1. Указание программе, как что-то делать (поток управления является явным): мы явно сообщаем циклу for , как работать. Также мы обращаемся к каждому элементу в массиве явно.
  2. Совместное состояние: результирующая переменная является общим состоянием, изменяющимся на каждой итерации (с общим состоянием в более крупных решениях будет гораздо сложнее справиться).

Декларативная парадигма

  • Описывают, что должна выполнять программа, а не как (неявный поток управления).
  • Не производят побочных эффектов (о которых мы поговорим позже).

Пример декларативной парадигмы

Мы увидели, как функция sum может быть реализована в императивной парадигме. Давайте посмотрим, как ее можно реализовать декларативно.

const add = (a, b) => a + b const sum = (list) => list.reduce(add)
  • Описано, что программа должна выполнять, а не как (неявный поток управления): нет явного итератора, нет явного указания циклу, как работать или как получить доступ к элементам. Это было достигнуто с помощью метода reduce .
  • Не производит побочных эффектов: общее состояние — это форма побочных эффектов, которая была полностью устранена с помощью метода reduce и функции add .

Еще одно сравнение

Что, если мы хотим суммировать только четные числа? Разберем эту задачу на примерах в разных парадигмах.

Императивная реализация

const evenSum = (list) => < let result = 0 for (let i = 0; i < list.length; i++)< if(list[i] % 2 === 0) < result += list[i] >> return result >

Декларативная реализация

const evenSum = (list) => < const isEven = (n) =>n % 2 const add = (a, b) => a + b return list.filter(isEven).reduce(add) >
  • Предсказуемость
  • Тестируемость
  • Многоразовость
  • Настраиваемость
  • Кэшируемость
  • Поддерживаемость
  • Компонуемость

Эволюция парадигм

  • Структурная парадигма: ограниченное использование goto и «потока передачи управления» за счет введения в наш код такой структуры, как if / else / then / loop и других. Другими словами, он ограничивает поток передачи управления.
  • Объектно-ориентированная парадигма: ограничение полиморфизма с использованием указателей на функции за счет введения полиморфизма с использованием наследования.
  • Функциональная парадигма: ограничения общего состояния и побочные эффекты за счет введения иммутабельности.

Итоги

В реальной жизни у нас разные парадигмы с разными стилями, которые требуют разного уровня мастерства. Практика большего количества парадигм даст вам больше возможностей. У объектно-ориентированной парадигмы есть свои особенности, у функционального программирования - свои. Чем сильнее вы становитесь в этих парадигмах, тем мощнее будут ваши решения.

Где должна быть бизнес-логика в React приложении

9 месяцев назад · 6 мин. на чтение

В этой статье мы подробно рассмотрим работу с бизнес-логикой в React

  • Структура React приложения
  • Архитектура современного React приложения

Как обстоят дела в React

Рассмотрим проблему на более высоком уровне. Если вы внимательно посмотрите на React и согласитесь, что он отвечает только за визуальную часть нашего приложения, многие проблемы будут решены автоматически. Независимо от того, используем ли мы традиционные шаблоны MVC/MVP или их вариант MVVM, если React — это V, очевидно, нам нужно что-то еще, чтобы заполнить роль M или VM в приложении. Среди многих проектов я также обнаружил, что многие хорошие практики, которые мы используем в бэкенде, не признаны в мире фронтенда, такие как слоеная структура, паттерны проектирования и т. д. Одна из возможных причин заключается в том, что фронтенд относительно молодой и ему нужно некоторое время, чтобы наверстать упущенное. Например, в типичном приложении Spring MVC у нас были бы controller , service и repository , и каждый разработчик принимает причину такого разделения: controller не содержит бизнес-логики, service не знает, как модель отображается или сериализуется для пользователей, а repository работает только о доступом к данным. Однако во фронтенд-приложениях на React из-за отсутствия встроенной поддержки (например, отсутствия контроллеров или слоя репозитория) мы вместо этого пишем этот код в компоненты. И это приведет к тому, что бизнес-логика будет повсюду. Итерации станут медленными, а качество кода низким.

Утечка бизнес-логики

  • Использование преобразователей данных
  • x.y.z
  • Защитное программирование

Использование преобразователей данных

Эту паттерн легко обнаружить: если вы делаете map для преобразования данных, вы, вероятно, пересекаете два ограниченных контекста (что может привести к утечке логики). Мы все видели или, возможно, писали такой код, как:

fetch(`https://example.com/api/addresses`) .then((r) => r.json()) .then((data) => < const addresses = data.map((item: RemoteAddress) =>(< street: item.streetName, address: item.streetAddress, postcode: item.postCode >)) setAddresses(addresses) >);
  • Компонент должен знать тип RemoteAddress
  • Компоненту необходимо определить новый тип Address ( setAddresses )
  • data.map выполняет низкоуровневое сопоставление

Симптом x.y.z (нарушение закона Деметры)

Если вы используете более одного оператора точки . , вероятно, это означает, что отсутствуют некоторые концепции. person.deliveryAddress лучше, чем person.primaryAddress.street.streetNumber + person.primaryAddress.suburb так как первый вариант правильно скрывает детали. Приведенный ниже код показывает, что ProductDialog слишком много знает о product , и как только структура product изменится, нам придется менять множество мест (тесты и компоненты)

const ProductDialog = (props) => < const < product >= props; if(product.item.type === 'Portion') < //do something >>

Здесь мы имеем дело с данными, а не с моделью. Таким образом, product.isPortion() будет более значимым, чем проверка необработанных данных.

Защитное программирование

Во многих проектах люди склонны делать слишком много в компоненте, и это создает много шума в коде. Например:

const ProductDetails = (props) => < const < product >= props const < item >= product const < media >= item as MenuItem const title = (media && media.name) || '' const description = (media && media.description) || '' return ( 
) >

Обратите внимание, что мы проверяем на null и предоставляем запасное значение в компоненте. Однако мы должны выполнять этот тип логики в специально отведенном месте.

Как решить проблему?

  1. Регулярный рефакторинг
  2. Создание моделей

Регулярный рефакторинг

  • Использования преобразователей данных
  • x.y.z
  • Защитного программирования
const transformAddress: Address = (address: RemoteAddress) => < return (< street: datum.streetName, address: datum.streetAddress, postcode: datum.postCode >) > //. const addresses = data.map(transformAddress)

Также иногда бывает нужно преобразовать аббревиатуры в текст такие как VIC или NSW, но нам нужно показать их в полном тексте на странице как Victoria или New South Wales.

const states = < vic: "Victoria", nsw: "New South Wales", //. >; const transformAddress: Address = (address: RemoteAddress) => < return < street: address.streetName, address: address.streetAddress, postcode: address.postCode, state: states[address.state.toLowerCase()] >; >;

Точно так же мы можем использовать функцию, для проверки title и description и вывода запасного значения:

const getTitle = (media) => (media && media.name) || '' const getDescription = (media) => (media && media.description) || ''

По мере добавления все больше и больше логики, такой transformAddress и getTitle , они будут перемещаться в helpers.ts , в конечном итоге у нас будет огромный файл. Это означает, что он станет нечитаемым и будет иметь высокие затраты на обслуживание. Мы можем разделить файл на модули, но связи между этими функциями могут затруднить их понимание. Это похоже на проблему, с которой мы сталкивались до объектно-ориентированного программирования - у нас слишком много модулей и функций в каждом модуле, и слишком сложно ориентироваться в них. Другими словами, нам нужен лучший способ организации этих вспомогательных функций. К счастью, нам не нужно изобретать велосипеды. Нам может помочь объектно-ориентированное программирование. Просто используя классы и инкапсуляцию в ООП, мы можем легко сгруппировать эти функции и сделать код намного более читабельным. Чтобы сгруппировать код создадим модели.

Создание моделей

Короче говоря, создание моделей — это объединение данных и поведения, сокрытие деталей и обеспечение общего API для потребителей. Например, мы не должны использовать product.item.type === 'Portion' , вместо этого мы должны создать класс Product , и у него есть isPortion для их потребителей. Это очень распространено в бэкенд-сервисах, но не получило широкого распространения в мире фронтенда. Причина в том, что, как упоминалось выше, люди упускают из виду, что React отвечает только за визуализацию. И здоровое фронтенд-приложение должно иметь и другие части. Ему нужны модели и логика для взаимодействия с серверной частью, даже для ведения логирования. Возвращаясь к приведенному выше примеру, определив класс Address для замены анонимной функции внутри data.map , мы получим:

class Address < constructor(private addr: RemoteAddress) <>get street() < return this.addr.streetAddress; >get postcode() < return this.addr.postcode; >>

Нет никакой разницы в использовании:

Единственное, что нужно изменить, это заменить transformAddress на new Address :

const addresses = data.map((addr: RemoteAddress) => new Address(addr))

И для частного члена/функции для перевода названия штата:

private readonly states = < vic: "Victoria", nsw: "New South Wales", //. >; get state()

Структура теперь намного точнее. states теперь является приватным членом класса Address . Класс хорош тем, что он объединяет всю связанную логику в одну часть, что делает его изолированным и простым в обслуживании. Размещение всей связанной логики в одном месте имеет и другие преимущества. Во-первых, такое разделение делает тестирование простым и надежным, поскольку компоненты зависят от модели (а не от исходных данных). Нам не нужно готовить данные с нулевым значением или значения вне границ предусмотренных значений для тестов компонентов. Точно так же модель тестирования больше фокусируется на данных и логике (пустое значение, проверка и запасное значение). Во-вторых, согласованность повышает вероятность его повторного использования в других сценариях. Наконец, если нам нужно переключиться на другую стороннюю службу, нам нужно только изменить модели, и представления могут остаться нетронутыми. По мере того, как создается все больше и больше моделей, нам может понадобиться целый слой для них. Эта часть кода не знает о существовании компонентов пользовательского интерфейса и связана исключительно с бизнес-логикой.

Итоги

Инкапсуляция бизнес-логики, даже в контексте тонких клиентов, является относительно большой темой. В этой статье мы рассмотрели несколько симптомов утечки бизнес-логики и то, как с ними бороться. Проводя регулярный рефакторинг, мы можем гарантировать, что компоненты отвечают только за рендеринг данных и не должны выполнять какие-либо вычисления или сопоставление данных. Мы должны разделить эту логику на чистые файлы JavaScript (а не jsx/tsx). И с помощью создания моделей мы можем использовать объекты только для того, чтобы скрыть детали доступа к данным. Преимущества этого подхода заключаются в том, что тестирование как модели, так и представлений значительно упрощается, легче отслеживать изменения бизнес-требований и гораздо более простой код в представлениях (поскольку большая часть этого делается в моделях).

Ответы на тест "Программирование на языке Python". Синергия - 2022.

Описание:
В тесте 30 вопросов. Правильные ответы выделены желтым цветом.
1. Что делает функция “f = open(\'text.txt\', \'r\')”?
Открытие файла
Чтение файла
Запись в файл
2. Какой элемент списка выводится в консоль? thislist = ["яблоко", "банан", "вишня" target='_blank' > print(thislist[1])
Яблоко
Банан
Вишня
3. Что выводится в консоль если в интерпретатор прописать a= int(input()) b= int(input()) if a>b: print(a) else a==b: print (“Данные числа равны”) else print(b) и в консоле указать 7 и 5?
7
5
7 и 5
4. Что выводиться на экран если прописать в интерпретатор
2022.02.02
2022, 2, 3
2022.03.02
5. Что выводится на консоль, умножить строку на n (где n, целое число)?
выведется строка с указанием числа n
выведется целое число
выведется n-ое количество строк
6. Какой индекс нужно указать чтобы получит число 5 из списка numbers=[8,2,6,4,5]
3
-1
4
7. Если прописать в редакторе “print (2+10)”, то что выводится на консоль?
2+10
12
20
8. Какой индекс нужно указать чтобы получит число 4 из списка numbers=[1,2,3,4,5]
3
-2
3
9. Что выведет данное решение, если a = 13? a = int(input()) if a 6% == 0: print("делится") else: print("не делится")
Не делится
Делится
Ошибка
10. Что из нижеперечисленного является обозначением функции?
def
for
int
11. Какие существуют виды циклов?
float
while
for
12. Что относится к встроенным и изменяемым типам в Python?
Списки
Кортежи
Множества
13. Выберете правильное создание класса:
class SomeClass(object):
SomeClass class(object):
class SomeClass ‘object’:
14. Разница между кортежем и списком в том, что
кортеж изменяемый, а список — нет
список изменяемый, а кортеж — нет
разницы нет
15. Что такое интерпретатор Python?
функция, которая позволяет изменять парадигму
вид документации
редактор кода для создания проектов
16. Что делает функция “isupper()”?
Проверяет, все ли символы в строке находятся в верхнем регистре
Проверяет, все ли символы в строке находятся в нижнем регистре
Проверяет, количество символов в строке
17. Что выполняет функция choice?
возвращает случайный элемент списка
возвращает случайное число из диапазона
генерирует случайное число от 0 до 1
18. Списки в Python это -
Упорядоченные изменяемые коллекции объектов произвольных типов (почти как массив, но типы могут отличаться)
Неупорядоченные изменяемые коллекции объектов произвольных типов (почти как массив, но типы могут отличаться)
Это структура данных, в которой хранятся значения одного типа
19. Функция в python это -
Упорядоченная последовательность, неизменяемая
Объект, принимающий значение и возвращающий аргументы
Объект, принимающий аргументы и возвращающий значение
20. Обязательна ли функция “f.close()” для закрытия файла после работы с ним?
Обязательна в определенных случаях
Не обязательна
Обязательна
21. Инкапсуляция это -
Дочерний класс который содержит все атрибуты родительского класса, при этом некоторые из них могут быть переопределены или добавлены в дочернем
Ограничение доступа к составляющим объект компонентам (методам и переменным)
Разное поведение одного и того же метода в разных классах
22. Какие значения может принимать тип данных int?
1.5, 1.6, 2.34 и тд.
0-255
1,2,3 и т.д.
23. Какой оператор Возвращает значение True если оба утверждения верны?
not
and
or
24. Какие кавычки можно использовать в Python для указания строки
любые
“”
<>
25. Что из нижеперечисленного является характеристикой для Python?
является зависимым от платформ
поддержка различных парадигм программирования
не динамическая типизация
26. С чего обычно начинается индекс в Python?
-1
0
1
27. Обязательны ли отступы в Python?
Да, они являются частью его синтаксиса
Нет, они не являются частью его синтаксиса
Они используются для красоты кода
28. Какие значения может принимать тип данных boolean?
1,2,3 и тд.
1/0
true/false
29. Для чего используется функция “range()”
Для создания списка из целых чисел
Для создания списка из любых чисел
Для создания списка из букв
30. В каких скобках указываются элементы для списка?
<>
“”
[]

Комментарии: Тест был успешно сдан в 2022 году.

Размер файла: 12,7 Кбайт
Фаил: (.rar)

Скачано: 27 Коментариев: 0

Некоторые похожие работы:

К сожалению, точных предложений нет. Рекомендуем воспользоваться поиском по базе.

Спеши, предложение ограничено !

Что бы написать комментарий, вам надо войти в аккаунт, либо зарегистрироваться.
Вход в аккаунт:

Cодержание / Языки программирования / Ответы на тест "Программирование на языке Python". Синергия - 2022.

Что такое объектно-ориентированное программирование

Что такое объектно-ориентированное программирование

Рассказываю об одной из важнейших парадигм в программировании.

Парадигмы программирования и их виды

Парадигма разработки – это набор правил и критериев, соблюдаемых разработчиками, чтобы выдержать конкретную стилистику и модель написания кода.

Единая парадигма помогает избегать ошибок, упрощает работу в команде и ускоряет разработку. Ориентируясь на одну парадигму, можно корректно структурировать код приложения, зная четкие правила, выбранные командой, которая работает над конкретным проектом.

Существуют различные типы парадигм, например процедурный, ориентированный на работу с функциями, или логический, подразумевающий решение базовых логических задач в духе «если А = true, то и B = true». Но есть и более интересный подход к решению задач разработки, и это ООП-парадигма.

Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Что такое ООП?

Объектно-ориентированное программирование, ООП – это одна из парадигм разработки, подразумевающая организацию программного кода, ориентируясь на данные и объекты, а не на функции и логические структуры.

Обычно объекты в подобном коде представляют собой полноценные блоки с данными, которые имеют определенный набор характеристик и возможностей. Объект может олицетворять что угодно – от человека с именем, фамилией, номером телефона, паролем и другой информацией до мелкой утилиты с минимумом характеристик из реального мира, но увеличенным набором функций. Объекты могут взаимодействовать друг с другом, пользователем и любыми другими компонентами программы.

ООП заставляет разработчиков фокусироваться на объектах, которыми нужно манипулировать, а не на той логике, что позволяет изменять данные и как-то с ними взаимодействовать. Такой подход хорошо работает в случае с комплексными программными решениями, требующими постоянной поддержки со стороны большого числа программистов.

Структура объектно-ориентированного программирования

Программный код, написанный с учетом принципов ООП, четко структурируется на 4 основных элементах (иногда выделяют и больше, включая в список элементов модули и другие структуры, связанные с объектно-ориентированной парадигмой, но мы обратимся к ним позже, говоря о преимущества и принципах описываемой модели).

Объекты

И хотя в структуре ООП объекты находятся не на первом месте, мы начнем с них, так как это упрощает общее понимание парадигмы.

Пример структуры в ООП на базе пользователя

Объект – это кусок кода, описывающий элемент с конкретным набором характеристик и функций. Например, вы делаете видеоигру, в которой есть персонаж. Ваш герой.

Этот персонаж в коде может быть отдельным объектом с такими характеристиками, как здоровье, сила, выносливость, ловкость и урон, а также функциями (методами) – это могут быть магические способности или особые приемы, используемые персонажем.

Объекты могут описывать других персонажей и средства передвижения.

Методы

Методы – это функции, описанные внутри объекта или класса. Они относятся к конкретному объекту и позволяют взаимодействовать с ними или другими частями кода. Выше мы уже затронули «способности» персонажа-объекта, вот они и являются наиболее понятным описанием методов. Когда ваш персонаж выполняет действие в игре, он задействует метод, описанный в его объекте.

Атрибуты

Атрибуты – это конкретные характеристики объекта. Если вы хоть немного знакомы с программированием, то атрибуты можно представить в виде переменных с данными. Вернувшись к примеру с игровым персонажем, в качестве атрибутов можно представить характеристики в духе уровня выносливости, скорости и других статических показателей.

Классы

Это наиболее абстрактная и обобщенная форма в ООП. Что-то в духе шаблона, на базе которого строятся другие элементы структуры кода.

Снова поясню на примере игры. В какой-нибудь онлайн-РПГ может быть куча разных героев: воины, лучники, люди, орки. Описывать каждого по отдельности сложно и нецелесообразно, ведь у них много общих характеристик и методов.

Поэтому мы можем создать класс – то есть объект, способный стать базой для других объектов. Например, класс – персонаж. Он умеет ходить, драться, имеет характеристики наподобие уровня здоровья или количества маны, то есть атрибуты, что есть у любых рас и классов в нашей РПГ. А уже человек-воин (объект) с ником Nagibator777 будет содержать более специфичные характеристики и методы, зависящие от решений игрока и других внешних факторов. Класс – это пример абстракции и наследования, упрощающий генерацию новых объектов.

Пример структуры в ООП на базе персонажа в игре

На картинках и схемах эта структура выглядит куда понятнее.

Ключевые принципы ООП

Объектно-ориентированное программирование исповедует ряд принципов, лежащих в основе правил создания и использования всех структурных элементов, включая классы, объекты, методы и прочие компоненты.

Инкапсуляция

Этот принцип гласит, что вся важная информация, необходимая для работы объекта, в нем же и хранится. И только определенные данные доступны для внешних функций и объектов.

Данные конкретного объекта или класса хранятся в пределах этого объекта или класса. Вносить в них изменения, используя другие классы, нельзя. У окружения есть право только запрашивать «публичные» методы и атрибуты.

Такой подход обеспечивает повышенный уровень безопасности, а также сокращает шансы на случайное повреждение данных внутри какого-то класса или объекта со стороны.

Наследование

Это как раз основная суть взаимоотношений между классами и объектами, описанная выше. Чтобы не создавать кучу одинаковых объектов или классов, можно создать класс над классами с более общими характеристики и функциями, а потом постепенно наследовать от него те или иные возможности. Используя специальную конструкцию, программист может забрать из класса ряд атрибутов или методов, оставить их в прежнем виде и дополнить новыми или же слегка переосмыслить на свое усмотрение, а потом создать из них уникальный объект или подкласс для дальнейшего наследования опций.

Пример создания класса в JS

Это проще понять на примере со средствами передвижения:

  • Берем абстрактный класс «Средство передвижения» с возможностью набирать скорость и перевозить людей.
  • Из него формируем подкласс «Автобус», наследующий базовые характеристики и уточняющий их определенным количеством мест для людей и пределом скорости.
  • Затем создаем объект «Икарус» с более конкретной скоростью, планировкой, количеством дверей, типом сигнала и другими специфичными параметрами.

Не нужно каждый раз создавать новый класс или объект с полным набором опций. Достаточно воспользоваться конструкцией в духе export class Bus extends Vehicle() и дополнить код конкретикой.

Абстракция

Каждый верхний слой над объектом (классы) более абстрактный, чем его «младшая версия». Это позволяет не переписывать по 10 раз один и тот же объект, указывая одни и те же атрибуты и методы. Напротив, абстрактные классы позволяют создавать все более конкретные классы и вытекающие из них объекты, не описывая реализацию функций заранее (в этом и суть абстракции), а оставляя исключительно базовый шаблон для дальнейших надстроек.

Абстрактный класс должен оставаться публичным и не содержать реализации методов. Этим он отличается от дочерних классов.

Полиморфизм

Один из ключевых принципов ООП, позволяющий использовать одни и те же методы для обработки различных типов данных. Полиморфизм в разных языках программирования отличается: есть строго типизированные языки в духе C++, где задействуется «перегрузка», а есть такие языки, как JavaScript, где по умолчанию функции могут обрабатывать разные типы информации без необходимости указывать тип заранее.

Полиморфизм позволяет с помощью идентичных методов обрабатывать разные типы данных, например двузначные числа и числа с плавающей точкой. Также полиморфизмом считается возможность переопределять методы в дочерних классах для обработки других видов данных или выполнения дополнительных действий при вызове аналогичного метода.

Преимущества ООП

Основными преимуществами парадигмы разработчики считают следующие особенности:

  • Модульность: инкапсуляция объектов в себе упрощает разработку, уменьшает количество ошибок и ускоряет разработку при участии большого количества программистов, так как каждый может работать независимо друг от друга.
  • Реюзабельность кода: благодаря абстракциям, полиморфизму и наследованиям можно не писать один и тот же код много раз, что заметно ускоряет создание нового ПО.
  • Высокая скорость разработки: классы и интерфейсы в ООП могут легко трансформироваться в подобие полноценных библиотек, которые можно переиспользовать в новых проектах.
  • Расширяемость: ООП-код легче развивать, дополнять и менять. Этому способствует независимая модульная структура.
  • Простота восприятия: использование ООП упрощает понимание кода за счет взаимодействия с объектами, а не логикой. Не нужно углубляться в то, как построено ПО, чтобы модифицировать его.
  • Безопасность: инкапсулированный код недоступен извне, поэтому «поломать» ООП-программу сложнее.
  • Гибкость: полиморфизм позволяет быстро адаптировать ООП-код под свои нужды, не описывая новые функции и объекты.

Недостатки ООП

Разработчики ругают объектно-ориентированную парадигму за то, что та ставит во главе угла объекты и не уделяет достаточно внимания вычислениям и алгоритмам. По мнению некоторых программистов, такой подход местами заставляет писать больше кода, чем понадобилось бы при использовании функциональной парадигмы. Также ООП-код негативно сказывается на скорости компиляции кода.

Языки, исповедующие объектно-ориентированную парадигму

Существует множество языков программирования, подходящих для применения ООП-парадигмы. Среди них:

  • Ruby – высокоуровневый язык с динамической типизацией, созданный в середине 90-х японским разработчиком Юкихиро Мацумото.
  • С++ – статически типизированный язык программирования общего назначения, в первую очередь направленный на работу с ООП.
  • JavaScript – популярный язык с динамической типизацией, одинаково хорошо подходящий для различных парадигм разработки, включая ООП.

Также в число языков с акцентом на ООП-парадигме входят: C#, Python, Java, PHP, JADE, Scala и другие.

Вместо заключения

Объектно-ориентированное программирование – популярная практика среди разработчиков, позволяющая делать сложные приложения и часто использующаяся в крупных корпорациях. Это интересная модель, с которой стоит ознакомиться всем, кто хочет делать логические модульные структуры и сокращать количество потенциальных ошибок и проблем с безопасностью в своих программах.

Императивное и декларативное программирование простым языком — объясняют эксперты

Узнаём у экспертов, как простым языком объяснить суть декларативной и императивной парадигмы программирования.

Начинающему программисту несложно запутаться в различных терминах — взять только объектно-ориентированное, динамическое, императивное и декларативное программирование. Спросили у экспертов, что из себя представляют два последних подхода.

Что такое императивное и декларативное программирование?

Аватарка эксперта Павел Романченко

Павел Романченко
технический директор центра инновационных технологий и решений «Инфосистемы Джет»

Императивные языки, такие, как Java, Python, JavaScript, C, C++ занимают доминирующее положение в индустрии ПО, соответственно императивное программирование — самое распространённое. Смысл его в том, что императивная программа содержит прямые указания, что должен сделать компьютер и в каком порядке должны выполняться инструкции. Этот подход легко понять программисту, а компилятору — легко породить достаточно эффективный код.

Газпромбанк.Тех и Skillbox запускают программу подготовки фронтенд-разработчиков

Декларативное программирование распространено не так обширно, как императивное, хотя оказывает большое влияние на мейнстрим. Смысл декларативного программирования в том, что программы пишут в виде некоторых ограничений и правил. Логические языки, такие, как Пролог, предлагают описывать ограничения в виде фактов и правил.

В функциональных языках (другой вариант декларативного программирование) описывают программу в виде функций. Отличие от функций в императивном программировании заключается в том, что функции в функциональном языке являются математическими в том смысле, что они устанавливают отношение между аргументом и результатом, и не могут изменять никаких переменных во время вычислений.

Вообще в декларативных языках обычно отсутствует изменение переменных или обычно спрятано за каким-либо специальным механизмом.

Самый популярный язык РСУБД SQL так же является декларативным. На нём описывается конечный результат, а способ его получения генерируется сервером СУБД исходя из множества факторов.

Декларативное программирование может являться более сложным в понимании, но позволяет писать более безопасный и поддерживаемый код, который легко параллелится. А компиляторы декларативных языков имеют больше возможностей при оптимизации программ.

Конечно, практически все основные языки сочетают в себе элементы и декларативного и императивного программирования. Огромное влияние оказывает функциональное программирование на JavaScript, Java, C++, C# и т.д.

Аватарка эксперта Роман Меньшиков

Роман Меньшиков
ведущий системный программист компании «Аэродиск»

Декларативное программирование — это парадигма программирования, в которой задаётся спецификация решения задачи: описывается, что представляет собой проблема и ожидаемый результат, но без описания способа достижения этого результата. Зачастую декларативные программы не используют понятия состояния и, в частности, не содержат переменных и операторов присваивания, обеспечивая ссылочную прозрачность. К подвидам декларативного программирования часто относят и функциональное программирование. Декларативные компьютерные языки часто не полны по Тьюрингу, так как теоретически не всегда возможно порождение исполняемого кода по декларативному описанию.

Самые полезные базовые функции Python

Императивное программирование — это парадигма программирования, в которой задаётся последовательность действий, необходимых для получения результата. В нём используются переменные, операторы присваивания и составные выражения.

Несмотря на то, что исторически первым был применен декларативный подход в программировании, первые языки программирования компьютеров (машинный, ассемблер, фортран, алгол, кобол) были императивными в силу простоты подхода.

Что такое динамическое программирование — объясняют эксперты

Сейчас широко распространены как узкоспециализированные декларативные языки программирования (HTML + CSS, SVG, VRML, SQL, lex/VACC), в том числе функциональные (Haskell, Erlang, Scala), так и императивные языки (C/C++/C#, Java, Go, Rust, Python). Однако практически все современные языки программирования общего назначения высокого уровня, за исключением некоторых функциональных, относятся к императивным языкам.

Выбор той или иной парадигмы программирования — императивной или функциональной — определяется, главным образом, требованиями к программе и набором достоинств и недостатков каждой из парадигм. Так, например, независимость функций по данным в функциональных языках и отсутствие побочных эффектов чрезвычайно сокращает количество ошибок и позволяет эффективно распараллеливать код. Поэтому для создания высоконагруженных систем с высоким уровнем параллельных вычислений более оправданно выбирать один из функциональных языков.

С другой стороны, неизменность входных данных в функциональных языках программирования затрудняет создание систем, активно выполняющих ввод-вывод и модификацию уже имеющихся данных. Для реализации таких систем предпочтительнее выбирать императивные языки.

Аватарка эксперта Михаил Козин

Михаил Козин
руководитель отдела разработки ECM «Техносерв Консалтинг»

Императивное программирование — это парадигма, основанная на составлении алгоритма действий (инструкций/команд), которые изменяют состояние (информацию/данные/память) программы. Первыми языками программирования, основанными на таком подходе, были машинные коды и ассемблеры. Фактически, программа на этих языках — это код, который выполняется компьютером сразу, без предварительной компиляции. Из языков высокого уровня, требующих компиляции исходного кода программы в машинный код (или интерпретации), к императивным можно отнести C, C++, Java.

Декларативное программирование — это парадигма, при которой описывается желаемый результат, без составления детального алгоритма его получения. В пример можно привести HTML и SQL. При создании HTML мы с помощью тегов описываем, какую хотим получить страничку в браузере, а не то, как нарисовать на экране заголовок статьи, оглавление и текст. В SQL, если нам нужно посчитать количество сотрудников с фамилией «Сидоров», мы напишем SELECT count(*) FROM employee WHERE last_name = 'Сидоров'; . Тут ничего не сказано про то, в каком файле или области памяти находятся данные по сотрудникам, как именно выбрать из них всех Сидоровых и нужно ли вообще это делать для подсчёта их количества.

Рассмотрим ещё один пример. Допустим, мы хотим приготовить обед.

В императивной парадигме это выглядит как-то так:

  • купить мясо, огурцы, помидоры, соль;
  • порезать мясо, посолить;
  • поставить сковородку на плиту;

В декларативной: хочу на обед жареное мясо с овощами (неплохо звучит, правда? :)).

Вроде бы различия очевидны. Однако, императивный язык не мешает обобщить и автоматизировать отдельные задачи. Можно реализовать некий «слой» кода, библиотеки, которые будут «уметь» выполнять отдельные этапы алгоритма: определять по рецепту, есть ли в наличии необходимые продукты, заказывать их доставку, пользоваться плитой и т.д. Получится, что программный код императивного языка программирования, использующий такие библиотеки, уже не будет по своей структуре так уж сильно отличаться от декларативного.

На практике, при написании кода и выбора подхода, разработчик отталкивается не только от возможностей и ограничений языка программирования, но и удобства использования той или иной парадигмы в данном конкретном случае.

Что из себя представляют императивное и декларативное программирование?

Если кратко, то императивная программа содержит прямые указания, что должен сделать компьютер и в каком порядке должны выполняться инструкции. Примерами императивных языков являются Java, Python, JavaScript, C, C++.Декларативная же программа состоит из ограничений и правил, из которых компьютер генерирует способ получения результата. Пример декларативного языка: SQL.

Напоминаем, что вы можете задать свой вопрос экспертам, а мы соберём на него ответы, если он окажется интересным. Вопросы, которые уже задавались, можно найти в списке выпусков рубрики. Если вы хотите присоединиться к числу экспертов и прислать ответ от вашей компании или лично от вас, то пишите на experts@tproger.ru, мы расскажем, как это сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *